Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы



Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 101
16 февраля
2010 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. Тексты. "Positio Fraternitatis Rosae Crucis". Позиция Братства Розы и Креста. Часть 1.



1. Тексты. "Positio Fraternitatis Rosae Crucis". Позиция Братства Розы и Креста. Часть 1.

Мы начинаем публикацию третьего, розенкрейцерского манифеста. Этот манифест был написан членами Верховного Совета розенкрейцерского Братства в 2001 году.



В наступившем первом году третьего тысячелетия перед лицом Бога всех людей и всей жизни, мы, члены Верховного Совета розенкрейцерского Братства, решили, что настало время зажечь четвёртый Факел Р+К и изложить свой взгляд на нынешнее состояние Человечества, выявляя как нависшие над ним угрозы, так и возлагаемые нами на него надежды.

Да будет так!

ПРОЛОГ

Дорогой читатель,
Не имея возможности обратиться к Вам напрямую, мы делаем это через посредство данного Манифеста. Надеемся, что Вы отнесётесь к нему без предубеждения и что он, как минимум, заставит Вас задуматься над некоторыми вопросами. Мы хотим не столько убедить Вас в обоснованности своей "Позиции", сколько поделиться ею с Вами. Хочется верить, что Манифест найдёт положительный отклик в Вашей душе. В противном случае мы взываем лишь к Вашей терпимости…

В 1623 г. розенкрейцеры расклеили на стенах Парижа таинственные и возбуждающие любопытство плакаты. Они гласили:

"Мы, депутаты Главной Коллегии Розы и Креста, милостью Всевышнего, к Которому обращены сердца всех Праведных, видимым и невидимым образом присутствуем в этом городе. Мы извещаем людей и без помощи книг или записей учим умению говорить на языках тех стран, где мы решили обосноваться, дабы спасти себе подобных от смертельно опасных заблуждений.

Тот, кто хочет узнать нас из праздного любопытства, никогда нас не узнает; но тому, кто искренне стремится войти в ряды нашего Братства, мы, ведающие мысли, докажем истинность своих обещаний; и мы не раскроем места нашего пребывания в этом городе, ибо мысли, соединённые с подлинной волей читающего эти строки, позволят ему узнать нас, а нам - его".

Несколькими годами ранее розенкрейцеры уже заявили о своём существовании, опубликовав три, ставших затем знаменитыми, Манифеста: "Fama Fraternitatis", "Confessio Fraternitatis" и "Сhymische Hochzeit: Christian Rosenkreutz", вышедшие в свет в 1614, 1615 и 1616 гг. соответственно. Тогда они вызвали бурную реакцию не только в учёных кругах, но и среди представителей политической и религиозной властей. Между 1614 и 1620 гг. достоянием публики стали примерно 400 памфлетов, авторских сочинений и сборников; в одних из них Манифесты встретили восторженный приём, в других же они резко критиковались. Как бы то ни было, появление Манифестов стало значимым историческим событием, в особенности - в сфере эзотерики.

"Fama Fraternitatis" ("Возвещение Братства") адресовано тогдашним политическим и религиозным лидерам, а также учёным. Рисуя скорее отрицательную картину общего положения в Европе, этот Манифест заявляет о существовании Ордена розенкрейцеров посредством рассказа-аллегории, повествующего о Кристиане Розенкрейце (1378-1484), - начиная с его странствий по миру, предшествовавших основанию Братства розенкрейцеров, и заканчивая историей об обнаружении места его погребения. В этом Манифесте уже содержится призыв ко "Вселенской Реформе".

"Confessio Fraternitatis" ( "Откровение Братства") развивает тему предыдущего Манифеста, и в нём говорится о необходимости духовного Возрождения Человека и общества, а также о том, что такое Возрождение осуществимо на основе философских принципов, которыми руководствуется розенкрейцерское Братство. Последний тезис адресован, прежде всего, людям, стремящимся участвовать в трудах Ордена во имя счастья всего Человечества. Пророческий дух этого сочинения возбудил любопытство многих просвещённых современников.

"Сhymische Hochzeit: Christian Rosenkreutz" ("Химическая свадьба: Кристиан Розенкрейц") стилистически отличается от двух первых Манифестов и рассказывает о предшествующих посвящению испытаниях - поисках Просветления. Большая часть этого семидневного испытания проходит в таинственном замке, где предстоит праздновать брак короля и королевы. "Химическая свадьба" символическим языком повествует о духовном пути, приводящем каждого Посвящённого к союзу между его душой ("супругой") и Богом ("супругом").

Как отмечают современные историки, мыслители и философы, издание этих трёх Манифестов отнюдь не было неким незначительным или несвоевременным событием. Оно состоялось в период, когда Европа переживала глубокий внутренний кризис, - период политической раздробленности и непрекращающихся экономических конфликтов. Религиозные войны сеяли скорбь и отчуждение, угрожая даже семейным началам. Наука набирала силу и уже тяготела к материализму. Условия жизни большинства населения были ужасны. Общество стремительно менялось, но не имело ориентиров, которые позволили бы ему развиваться во имя общих интересов…

История повторяется, как повторяются и отдельные исторические события, приобретающие раз от разу всё больший размах. И ныне, спустя почти четыреста лет после публикации первых трёх Манифестов, мы констатируем, что весь мир, и в особенности Европа, переживает беспрецедентный экзистенциальный кризис, затронувший все стороны человеческого бытия: политическую, экономическую, научную, технологическую, религиозную, нравственную, художественную и т.д. К тому же наша планета - та среда, в которой мы живём и эволюционируем, - находится под серьёзной угрозой, и потому бесспорно значение сравнительно недавно возникшей науки - экологии. Очевидно, что нынешнее Человечество нездорово. Вот почему, верные нашей Традиции и нашему Идеалу, мы, современные розенкрейцеры, сочли необходимым заявить об этом в данном Манифесте.

"Positio Fraternitatis Rosae Crucis" ("Позиция Братства Розы и Креста") - не эсхатологический трактат. Ему никоим образом не свойствен апокалиптический взгляд на мир. Как уже было сказано, цель его - выразить наше отношение к нынешнему состоянию мира и показать, какие опасности мы видим для грядущих поколений. Подобно нашим, жившим несколько веков назад, собратьям, мы хотим призвать повысить уровень гуманизма и духовности в обществе, ибо убеждены, что индивидуализм и материализм, преобладающие в нём сегодня, не способны принести людям то благо, к которому последние вправе стремиться. Кому-то наш документ может показаться сеющим панику, но "самый глухой - тот, кто не желает слышать, и самый слепой - тот, кто не желает видеть".

Современное человечество пребывает в состоянии смятения и растерянности. Невиданный прогресс материальной сферы бытия не принёс ему подлинного счастья и не позволяет с уверенностью смотреть в завтрашний день: войны, голод, эпидемии, -экологические катастрофы, социальные кризисы, покушение на основные свободы - вот те бедствия, которые уменьшают надежды Человека на лучшее будущее. Именно это заставило нас обратиться со своим посланием ко всем, кто готов его услышать. Идеи, содержащиеся в трёх первых Манифестах розенкрейцеров XVII века, получают в нём своё развитие. Однако понять в полной мере его смысл сможет лишь тот, кто читает великую книгу Истории, реально глядя на вещи и ясно видя, что представляет собой Человечество - великое строение, состоящее из мужчин и женщин, следующих по стезе своей эволюции.

ПОЗИЦИЯ Р+К

Человек эволюционирует во Времени - как и всё то, что его окружает, как и сама Вселенная. Таково свойство всего существующего в проявленном мире. Будучи убеждёнными в том, что Человек обладает душой, то есть духовным измерением, мы полагаем, что его эволюция не ограничивается материальной стороной бытия. По нашему мнению, именно душа делает его сознательным существом, способным размышлять над своим происхождением и своим предназначением. Вот почему мы считаем эволюцию Человечества целью, Духовность - средством её осуществления, а Время - категорией, позволяющей эволюции проявиться.

Понять Историю позволяют не столько события, из которых она складывается и которые порождает, сколько связи между этими событиями. К тому же у Истории есть смысл - факт, который готово признать большинство нынешних историков. Чтобы понять её смысл, каждое событие следует рассматривать не только изолированно, но и - что более важно - как часть некоего общего целого. Истинное значение какого-то факта определяется лишь его местом в общем контексте исторического процесса. Рассматривать их в отрыве друг от друга или считать некий одиночный факт уроком Истории есть не что иное, как опасное интеллектуальное упражнение. Известно, что многие черты сходства между событиями, совпадения или аналогии отнюдь не случайны.

Как уже говорилось в Прологе, мы видим некоторые аналогии между нынешнем положением в мире и состоянием Европы в XVII веке. Современная эпоха, которую уже начинают называть периодом "постмодернизма", во многих сферах бытия отмечена сходными проявлениями, а её итогом, к несчастью, стало своеобразное перерождение Человечества. Мы полагаем, однако, что это перерождение временно и что оно увенчается духовным Возрождением каждого человека и всех людей в целом - при условии, что люди начнут творить своё будущее, опираясь на гуманистические и духовные идеалы. Если этого не произойдёт, Человечеству предстоит столкнуться с гораздо более серьёзными проблемами, нежели те, что стоят перед ним сегодня.

Согласно розенкрейцерской Онтологии (науке о бытии), из всех живых существ, обитающих на Земле, Человек наиболее продвинут в эволюционном плане, даже если порой он ведёт себя несообразно этому высокому статусу. Своим привилегированным положением он обязан самосознанию и свободе воли - то есть способности мыслить и самостоятельно строить свою жизнь. Мы также полагаем, что каждый человек представляет собой элементарную частицу единого целого - всего Человечества. Поэтому Гуманизм в нашем понимании - это убеждение, что все люди должны иметь равные права, пользоваться равным уважением и свободой, вне зависимости от того, в какой стране они родились или живут.

Наше понимание Духовности основывается, во-первых, на убеждении, что Бог существует как Абсолютный Разум, сотворивший Вселенную и всё в ней находящееся, и, во-вторых, на уверенности, что душа Человека является Божественной эманацией. Мы считаем также, что Бог проявляет себя во всём Творении посредством законов, которые Человек обязан познавать, понимать и соблюдать ради собственного блага. По нашему мнению, Человечество эволюционирует ко всё более глубокому пониманию Божественного Плана и призвано создать на Земле идеальное Общество. Этот духовный гуманизм кому-то может показаться утопическим, но мы в полной мере солидарны с Платоном, заявившим в своём трактате "Государство": "Утопия есть форма идеального Общества. Может быть, на Земле она и неосуществима, но именно на неё мудрец должен возлагать все свои надежды".

В этот поворотный момент Истории духовное Возрождение человечества видится нам как нельзя более реальным, благодаря возросшему взаимопониманию между людьми, международным связям, взаимопроникновению культур, информационной глобализации, а также междисциплинарным связям между различными областями знания. Но это духовное Возрождение (как отдельных личностей, так и людских сообществ) возможно лишь при соблюдении принципа философского плюрализма и его неизбежного следствия - терпимости. Никакой политический институт, никакая религия, философия или наука не обладают монополией на Истину. Однако можно приблизиться к её постижению, соединив всё самое возвышенное, что каждая из них может предложить людям, то есть обрести единство в многообразии.

Рано или поздно превратности жизни вынуждают Человека задуматься о смысле земного бытия. Поиски ответа на этот вопрос - это естественная потребность человеческой души, краеугольный камень её эволюции. Ключевые события Истории свершаются не сами по себе - в них содержится указание на некоторую внешнюю причину. Последняя, в свою очередь, сопричастна процессу духовных исканий человека, стремящегося постичь тайны бытия, что в результате и пробуждает у него интерес к мистицизму и "поискам Истины". Эти искания естественны для человека, а его привычка взирать на жизнь с надеждой и оптимизмом продиктованы его божественной природой и биологическим инстинктом выживания. Поэтому трансцендентное видение мира жизненно необходимо для всего человеческого рода.

***

Говоря о политике, подчеркнём, что она обязана непрестанно обновляться. В ХХ веке самыми яркими примерами несоблюдения этого принципа стали марксизм-ленинизм и национал-социализм, основанные на якобы окончательных социальных постулатах и приведшие общество к утрате здравого смысла и, в конечном счёте, к проявлениям варварства. Детерминизм, присущий этим тоталитарным идеологиям, вступил в неразрешимое противоречие с потребностью Человека самому распоряжаться своей судьбой, лишил его права на свободу и тем самым вписал в Историю несколько самых мрачных её страниц. Впрочем, История разоблачила обе эти идеологии - будем надеяться, что навсегда. Как бы то ни было, политические системы "монологического" типа, основанные на единомыслии, схожи в своём стремлении навязать человеку "учение о спасении", призванное освободить его от жизненных невзгод и вознести до "рая". Кстати, в большинстве своём тоталитарные идеологии требуют от граждан не мысли, но веры, - и в этом они роднятся со "светскими религиями".

Напротив, такие учения, как розенкрейцерство, не монологичны, но диалогичны и плюралистичны по своей сути. То есть они содействуют диалогу и общению между людьми. Кроме того, ими приветствуется плюрализм мнений и разнообразие образов жизни. Обмены мнениями, взаимодействие и даже столкновения противоположных точек зрения содействуют развитию таких учений, в отличие от тоталитарных идеологий, не позволяющих подобного ни себе, ни другим. Именно поэтому Розенкрейцерская философия всегда была не в чести у тоталитарных режимов любого рода. С момента своего возникновения наше Братство неизменно провозглашало право людей на свободную мысль и на её столь же свободное выражение. Поэтому отнюдь не все розенкрейцеры - вольнодумцы, зато все они - свободно мыслящие люди.

При нынешнем положении вещей демократия по-прежнему представляется нам наиболее совершенной формой правления, что не исключает некоторых присущих ей недостатков. В самом деле, любая истинная демократия основывается на свободе мнений и праве их высказывать, а, следовательно, и на множественности тенденций - как у правящих кругов, так и у управляемых ими граждан. К несчастью, эта множественность нередко вызывает разногласия и связанные с ними конфликты. Поэтому в большинстве демократических государств налицо постоянное и почти систематическое противостояние различных политических течений. Чаще всего - это противостояние партии большинства и оппозиции, которое уже неприемлемо для современного общества и препятствует духовному Возрождению Человечества. В идеале каждое из государств должно было бы сформировать правительство из лиц, наиболее компетентных в деле государственного управления, вне зависимости от их политических пристрастий. В продолжение этой идеи, мы мечтали бы о возникновении в будущем Всемирного Правительства, представляющего собой все народы. Исходной формой такого правительства можно считать нынешнюю Организацию Объединённых Наций.

Продолжение следует...


Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

В избранное