Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Йога Практик ИНФО

  Все выпуски  

Йога: Вопросы и ответы Сам себе учитель.


Йога: Вопросы и ответы Сам себе учитель. Выпуск 14.
подписаться на рассылку

 

Сам себе учитель. Интервью с Алексеем Скубко

 

Алексей Скубко Каждый из нас сам принимает решение, последователем быть или исследователем, и, как следствие, выбирает соответствующий образ жизни и мыслей. Первые ищут безопасности и стабильности; вторые, часто кажущиеся современникам сумасшедшими, одержимо стремятся за пределы познанного мира, не в силах противостоять переполняющей их неведомой страсти.

Алексей Скубко - уникальный и редкий случай человека, который смог реально пробудить в себе скрытые силы организма посредством практики йоги. Для этого ему не понадобилось уединяться в монастырях и проходить мистические посвящения и инициации; его учителями были лишь тексты, интуиция, разум, время и опыт; все это время он жил внешне обычной социальной жизнью, заботясь о своей семье.

- Классический вопрос: с чего все началось?
- Первый интерес к йоге у меня возник в 1975-1976 году, когда я учился в средней школе. В то время информация по духовным практикам была доступна лишь в форме самиздата. Может показаться невероятным, но источником многих перепечаток по йоге был Выдубицкий монастырь. Знакомые моих знакомых общались с монахами, и таким образом тексты известных мастеров Шивананды и Эсудиана впервые попали в мои руки. В 1978-1979 году я серьезно повредил мениск в процессе занятий дзюдо и перенес операцию на ноге. Полтора месяца пришлось провести в больнице. Потом меня направили проходить восстановительную физиотерапию по месту жительства. Моим врачом стал заведующий отделения Виталий Иванович Фалетров. Это был один из тех редких врачей, чьи познания не ограничивались академической медициной. От него я впервые услышал о существовании активных точек и энергетических меридианов на теле человека. Узнав о моем интересе к йоге, Виталий Иванович предложил провести эксперимент: он помогает мне с литературой по йоге, но я занимаюсь под его медицинским наблюдением. С этого момента каждый шаг моих занятий изучался всеми доступными медицинскими методами. Таким образом, к армии благодаря практике я уже полностью избавился от мучивших меня с детства болезней.

- А сам Виталий Иванович занимался йогой?
- Нет, хотя у него была богатая библиотека самиздата. Прежде всего, он был хорошим врачом-терапевтом. Его основной специализацией было восстановление пациентов после тяжелых полостных операций. Также он занимался мануальной хиропрактикой (массаж руками внутренних органов). Интересный факт: и мама, и бабушка, и прабабка Виталия Ивановича были известными в Киеве травницами и целительницами.

- В армии ты тоже продолжал заниматься?
- Я просыпался за полчаса до общего подъема, чтобы выполнить утренний комплекс асан. В основном в то время я делал известный комплекс «Сурья Намаскар», что в переводе означает «Приветствие Солнца». Через какое-то время меня вызвали в особый отдел, где объяснили, что йога в Советском Союзе запрещена, так как она воплощает идеи крайнего индивидуализма, что противоречит коммунистической идее развитого коллективизма, и если я не прекращу свои занятия, меня отправят в психиатрическую лечебницу.

- И ты прекратил занятия?
- Нет. Я перешел исключительно на «внутреннюю» работу, которую никто не мог заметить, так как внешне в ней не было ничего особенного. Все упражнения мне присылали в письмах моя девушка и Виталий Иванович. Через какое-то время у меня изъяли все письма, но это уже не имело значения, так как я заучивал все наизусть. Основные практики я делал в то время, когда ходил в караул, охраняя склады боеприпасов.

- Как развивались события после армии?
- Во время службы я получил контузию, последствием которой стала невралгия лицевого нерва, мучавшая меня впоследствии несколько лет, и заработал гастрит. Поэтому, вернувшись на гражданку, я с головой погрузился в практику: надо было спасать организм. В то же время, чтобы глубже понять йогу и индийскую философию, я поступил в университет им. Т. Шевченко на факультет востоковедения и истории Древнего мира. Днем крутил гайки в троллейбусном депо, а вечером ходил на пары. Йогой занимался ранним утром перед работой. Меня увлекла йога по Айенгару, я стал много времени уделять асанам и пранаяме, а о внутренних практиках на время забыл.
Все выходные я проводил в исторической библиотеке при Киево-Печерской Лавре. Высшее образование научило меня системному подходу и правильному анализу при работе с текстами, а также дисциплине и серьезному отношению к процессу обучения, без чего, как мне кажется, невозможно достичь результата в йоге. Мне предстояло защищаться по философии санкхья, благодаря этому я внимательно изучил Веды, Ригведы, Араньяки и другие классические тексты.

- Как ты пришел к внутренним аспектам йоги?
- Я занимался асанами и пранаямой в довольно плотном режиме. Однако со временем заметил, что, несмотря на увеличение силы и гибкости, мое здоровье не улучшилось, даже наоборот. Мне не давал покоя вопрос: почему, если в древних текстах утверждается, что хатха-йога настолько могущественна, большинство современных йогов испытывают такие же проблемы со здоровьем, как и обычные люди? К 1995 году, оценив свое физическое и психическое состояние, я остро почувствовал необходимость перемен. Виталий Иванович напомнил, что внутренние практики уже когда-то (в армии) спасли мою жизнь, так почему бы не вернуться к н? Так я и поступил. Изучая все доступные первоисточники по йоге и медицинскую литературу, я еще более внимательно стал отслеживать то, как воздействует на меня выполнение тех или иных упражнений. Помимо субъективных ощущений я постоянно использовал медицинские приборы; что вело к накоплению и распределению энергии - оставлял, что активизировало расходный процесс - прекращал использовать. Все показатели фиксировались мною в дневнике. В результате я определил небольшое количество техник, в которые решил углубиться. Медленно, плавно и даже незаметно для меня (но заметно по изменению результатов в дневнике!) мое состояние улучшалось, и я добавил упражнения, связанные с холодом по Порфирию Иванову. Вначале закаливание по Иванову давало хорошие результаты, но со временем проявилась зависимость от этой системы: зимой вроде бы все в порядке, а летом чувствуется дискомфорт. Посмотрев на закаливание с точки зрения йоги, я задался целью сделать систему закаливания без стресса, чтобы не тратить энергию при закаливании, а получать. Уже в 2000 году, узнав о том, что подобная практика под названием «туммо» существует в Тибете, я начал сушить на себе простыни на морозе после предварительного купания в проруби. Постепенно в результате практики естественная температура моего тела стала снижаться. При этом вместо дискомфорта чувствовался огромный прилив сил. На данный момент обычный показатель для меня 34-35 градусов.

- Звучит удивительно, но какая от этого практическая польза?
- Правильный вопрос. Более того, я считаю, что любой занимающийся должен почаще задавать себе этот вопрос в отношении своей практики. Теперь отвечу по существу. Японские ученые подсчитали, что при понижении температуры тела на один градус срок человеческой жизни продлевается на 30-40 лет! Не говоря уже о том, что здоровье такого человека становится практически неуязвимым для существующих болезней - они просто не могут нормально развиваться при такой температуре. С энергетической точки зрения организм посредством понижения температуры тела и режима дыхания переходит в энергосберегающее состояние. Более того, он учится использовать другие виды энергии. У обычного человека на теплообменные процессы уходит много энергии, его тело греет воздух, при этом расходуя собственную энергию. Понижая температуру тела, человек способен сохранять и накапливать эту энергию у себя внутри, переходя в экономный режим, при котором все системы организма меньше изнашиваются. Более того, полученный энергетический избыток помогает организму быстрее самовосстанавливаться, эффективнее адаптироваться к изменениям окружающей среды, в том числе в экстремальных условиях. Потенциально память об этих возможностях есть в клетках каждого человека, она архивировалась в процессе эволюции, нужны лишь знание правильного алгоритма и регулярная практика.

- Какие опасности подстерегают человека, вступившего на путь внутренних практик?
- Внутренние практики йоги могут отрицательно повлиять, а иногда и погубить человека, если он будет игнорировать работу со страстями. Необходимо научиться контролировать свои эмоции, желания и постоянно отслеживать работу ума. Делая упор лишь на технические аспекты накопления энергии, можно достичь определенного успеха, но первыми, кто будет претендовать на эту энергию, являются эмоции и желания. Говоря проще, сильное тело требует сильных ощущений. Многие попадают в эту ловушку и превращаются из практиков йоги в искателей удовольствий. Достигнув устойчивых результатов, очень сложно не впасть в гордыню. Иногда лучше сделать несколько шагов назад, когда чувствуешь, что в мыслях возносишь себя над другими. Нужно уметь признаться себе или другому человеку, что ты в чем-то был не прав. Это позволяет увидеть собственные ошибки и вовремя изменить практику.
В 2002 году, находясь в хорошей энергетической и физической форме, я решил пробудить в себе энергию кундалини. Восемь месяцев я потратил на овладение специальными техниками. Я ожидал блаженства и просветления, но результат привел меня в ужас и смятение. Ощущение было такое, как будто в меня проник миллион киловатт неконтролируемой электрической энергии, которая швыряла мое тело по лесу, как щепку: я делал истерические прыжки на несколько метров, бился об стволы деревьев, пока энергия себя не исчерпала. Целый день мне понадобился, чтобы прийти в себя: я забыл, как меня зовут и где нахожусь. Не знаю, как мое тело выдержало это напряжение, но тяга к подыманию кундалини пропала у меня надолго. Никому не рекомендую приступать к подобным практикам без реализованного Учителя.

- Как ты сам оцениваешь свое теперешнее состояние?
- Внутренний покой. Без этого невозможно было бы овладеть тонкими аспектами йоги, без этого невозможно работать с энергиями холода. Естественно, жизнь в социуме требует активности и адекватности: никто не застрахован от житейских неурядиц и бытовых проблем. Учитывая, что за последние годы мое восприятие мира стало более обостренным, я всегда стараюсь находить бесконфликтные решения или же посредством интуиции вообще избегать неблагоприятных ситуаций. Я считаю, когда человек научился пребывать в равновесии, тогда вся жизнь становится практикой.

- Где ты предпочитаешь практиковать упражнения?
- В основном в лесу, возле озера, в Пуще Водице. В помещениях можно заниматься распределением энергии, но накопление возможно лишь на природе. Мне достаточно поработать 2-3 часа один раз в неделю в лесу, а упражнения по распределению энергии и гигиенические процедуры я выполняю дома. Но хочу подчеркнуть: по моему опыту, практика йоги без предварительного накопления энергии - это просто фантазии.

- Какие необычные способности ты приобрел в процессе занятий?
- Изменились сны - они стали яркими и четкими, как наяву. Постепенно я научился осознавать себя в сновидениях, затем научился контролировать происходящие ситуации и менять их по своему усмотрению. Позже пришла способность возвращаться в одно и то же сновидение несколько раз. Причем эта способность развилась во мне спонтанно, по мере накопления энергии. Самое ценное для меня состояние - между сном и бодрствованием. Именно оттуда приходит большинство практической информации, вплоть до готовых упражнений.
Усилилась интуиция, появилась способность прогнозировать свое состояние и возможные ситуации наперед. Знаешь, чем отличается умный от мудрого? Умный умеет разрешать проблемные ситуации, а мудрый - в них не попадает. Развитие интуиции начинается с внимательности по отношению к своим чувствованиям и состояниям. Со временем человек учится наблюдать причинно-следственные связи и доверять внутренним ощущениям… Практика не раз в прямом смысле спасала мне жизнь. Однажды по ошибке мне дали выпить крысиный яд (лизоловая кислота). Опущу, что со мной происходило, когда я выпил этот напиточек. Навыки йоги позволили мне не допустить остановки сердца и потери сознания. Я смог доползти до ванной и успеть промыть желудок раствором марганцовки. Спустя несколько часов в отделении токсикологии врачи со всей больницы приходили посмотреть на единственного живого человека, знающего вкус лизола. Но радоваться было рано: моей жене сообщили, что вряд ли я протяну больше месяца, так как у меня от отравления откажут почки. Это произошло в 1999 году. Тогда все пришлось начинать с нуля…
На данном этапе посредством практики я научился «слышать» все свои внутренние органы, что позволяет мне устранять проблемы еще на стадии зарождения. Также могу сознательно замедлять ритм сердца (вплоть до остановки), быстро переключаться из парасимпатического тонуса в симпатический и наоборот. Я забыл о болезнях и не испытываю дискомфорта от холода, более того, могу сознательно генерировать внутренний жар, как в практике высушивания мокрой простыни на морозе. Есть еще ряд интересных моментов, но пока не хочется о них говорить. Каждый имеет право на секрет.

- Как к твоему образу жизни относятся жена и дети?
- Нормально относятся. Жена любит доходить до всего сама, поэтому к практике обращается лишь в терапевтических целях по необходимости. Что касается детей, то я считаю, они сами должны будут решить, надо им это или нет. Я не обучаю специально своих детей, так как считаю, что к серьезным занятиям можно приступать лишь после полового созревания. Честно говоря, мне самому есть чему у них поучиться.

- Когда я показал видеозапись, где ты на морозе после купания в проруби сушишь на себе простыни, моему знакомому буддийскому монаху, он сказал, что с Учителем ты достиг бы больших результатов…
- Возможно, он прав. Но жизнь в монастыре или ашраме как-то не по мне. Сейчас многие колесят вдоль и поперек Азию в поисках Учителей. Я смотрю на это с улыбкой. Еще в университете, изучая древние тексты по индийской философии, я неоднократно сталкивался со строгим запретом на обучение йоге низших каст и иностранцев. По моему личному мнению, даже в наше демократическое время в Индии существует одна йога «на экспорт», которая широко представлена на Западе, и другая - основанная на непрерывной преемственности - исключительно для индусов. Поэтому вместо того, чтобы тратить время и деньги на бессмысленные путешествия, я решил сконцентрироваться на творческом исследовании. В одном из вариантов перевода слово «йога» обозначает «связь». Часто под этим подразумевается соединение индивидуальной души с Абсолютом. Но для меня «йога» прежде всего означает умение связывать воедино информацию из разных источников. Часто мне приходилось находить важные для моей практики ключи у русских силачей, в корейском су джок, исламском суфизме, тувинском шаманизме, тибетской йоге, китайском даосизме, японском дзен и даже в шведском массаже.

- Многие йоги, достигнув определенных состояний, покидали мирскую суету ради самоуглубления в уединении. Как тебе удается сочетать практику с социальной адекватностью и семейной жизнью?
- Если постоянно жить проблемами и радостями внешнего мира, теряется связь со своим внутренним «Я». Если обращать внимание лишь на внутренние аспекты, начнут возникать проблемы во взаимоотношениях с социумом. Я предпочитаю сохранять равновесие, так как для меня одинаково важно и то, и другое.

- Каково твое отношение к религии?
- Вряд ли меня можно назвать религиозным человеком, ведь жизнь таких людей должна соответствовать предписанным правилам. Я же считаю себя человеком верующим. По моему мнению, совесть и действенное сострадание выше любых обрядов и догм. На определенных ступенях йоги боль и радость другого существа воспринимаются как свои собственные, подобный опыт объясняет устройство мироздания лучше, чем тысячи религиозных трактатов.

- Что бы ты порекомендовал тем, кто желает достичь успеха в йоге?
- Кто-то вполне резонно сказал: «Лучше заниматься по хорошим книгам, чем у плохого учителя». Но какой бы хорошей ни была книга, чтобы эффективно по ней работать, нужны определенные исходные качества. Первое - это самоконтроль и самоанализ. Без этих качеств вы никогда не сможете отделить зерна от плевел. Второе - прочный нравственный стержень. В практике и в повседневной жизни обязательно нужно придерживаться принципа ненасилия, который связан с определенными моральными правилами по отношению к себе и к миру. Деструктивное поведение и негативные эмоции обесточивают человека, делая его неспособным к восприятию духовных знаний. Третье - способность любить и сострадать, так как сила без любви ни к чему хорошему не приведет.

- Твое пожелание читателям…
- Желаю каждому человеку найти дело, в котором он сможет максимально реализоваться, пребывая в согласии с собой и внешним миром.

          

Беседу вел Ярослав Яковлев, проект «Живи»  http://www.gv.org.ua  

Семинар Алексея Скубко по «закрытым» практикам йоги в Киеве http://www.yora.info/news/338

 


ведущая рассылки Елена Груздева, Киев.
архив предыдущих выпусков

В избранное