Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Элемент - реализация Идей

  Все выпуски  

Реализация творческих идей Воровство идей


Добрый день, уважаемые подписчики!

Только вчера вышла рассылка о встрече Донецкого Клуба "Элемент", как уже пришло первое письмо от участника проекта Шамиля Сабитова. В прошлом он занимался защитой авторских прав.

Итак само письмо.

Александра, добрый день!

Прочитал последний выпуск Вашей рассылки. Вы действуете, значит, развиваетесь! Поздравляю и желаю успехов.

Теперь по сути.
Я раньше тоже думал, что идеи ворует только "мелкая сошка". Увы, пришлось на своем опыте убедиться, что этим промышляют и очень известные компании! Более того, они делают это очень "грамотно": если вы хотите предложить идею, то вам сначала присылают анкету, в которой вы письменно утверждаете и собственноручно подписываетесь, что все, что вы напишете им "неконфиденциально". Вас даже предупреждают, чтобы вы все рассказывали, "не раскрывая секретов".

Но это же чистой воды обман!

Расскажите мне, "не раскрывая секретов", хотя бы 10% идеи, а остальное я сам догадаюсь безо всякого труда. Для любого грамотного изобретателя или патентоведа это проще простого. Это все равно что музыкант вам скажет, напойте мне только половину мелодии, а остальное - "держите в секрете".

Помните, на ТВ была передача "Угадай мелодию". Там наглядно демонстрировалось, что практически любую песню можно угадать буквально с нескольких нот. Если вам пропоют первую половину, то вторую вы можете держать в секрете сколько угодно. Только это уже будет не ваш секрет, а секрет Полишинеля.

С изобретениями точно такая же история. Только "угадать мелодию" можно буквально с одной ноты. Это я вам как специалист говорю.

Мне вспоминается такой случай. Один журналист посетил какую-то международную выставку и с восторгом писал об изобретении, которое позволяет троллейбусам обгонять друг друга в процессе движения по трассе. Он даже важно заявил, что пока изобретение патентуется, все ключевые моменты держатся в секрете.

Получается, он собственно даже "не напел ни одной ноты". Он только "вдохнул воздух, чтобы начать петь". И что ж вы думаете, буквально сразу же пошел вал заявок на изобретения, которые решают эту задачу. Впоследствии обнаружилось, что среди них было около 10 решений, которые были лучше и оригинальнее, чем то решение, о котором писал журналист.

Вы очень правильно пишите: "идея должна быть защищена документально". Но это только половина правды.

Что делает любая компания, когда видит какую-то интересную идею, даже защищенную патентом? Правильно. Она дает задание своим сотрудниками "Research and Development" обойти этот патент. Практика показывает, что в 99% случаев любой патент обойти можно. Часто без особого труда.

Надо действительно гениально составить формулу изобретения, чтобы патент было очень трудно обойти. Такие случаи бывают. Но их очень мало: - гениев не напасешься (-:
Поэтому распространена такая практика хорошую идею защищают не одним патентом, а блоком патентов. Число патентов в одном блоке иногда превышает 500 штук. Такой блок действительно очень трудно преодолеть. Хотя иногда всяко бывает.
 Но и такая практика подходит только тем, у кого есть деньги на получение 500 патентов.

Какой вывод - любой секрет остается действительно секретом лишь до тех пор, пока никто не знает о существовании самого секрета.
Реально эта истина воплощается в том, что, например, в Японии только малая часть всех идей собственно патентуется. Остальная же (львиная часть) держится в секрете как "know how".

Поэтому для себя я выбрал такую тактику: напрямую (без всяких посредников) выхожу на тех людей, которые действительно хотят усовершенствовать свой товар, чтобы он стал прибыльнее. Важно, чтобы эти люди имели реальные рычаги (например, финансовые), чтобы реально что-то сделать именно с этим товаром, как-то его изменить.

После этого я усовершенствую товар совместно с этими людьми. В процессе работы (по созданию и всестороннему испытанию опытных образов), выкристаллизовывается такая формула изобретения, которая, во-первых, отражает суть того, что будет реально выпускаться на рынок, а, во-вторых, которую действительно трудно обойти конкурентам.
 
В процессе такой работы формула изобретения часто развивается и изменятся настолько, что в ней мало чего остается от первоначальной, теоретически составленной формулы. Кстати, теоретические формулы как правило нежизнеспособны, и именно к ним применимо известное высказывание, что цена идеям 10 центов за дюжину. Я раньше обижался на это высказывание, но со временем понял, что это действительно так.

Очень важно, чтобы вся указанная выше работа производилась в строгой секретности. В этом случае конкуренты узнают о новой разработке только тогда, когда она уже вышла на рынок. После этого конкурентам уже труднее догнать лидера.

Предлагать же всем налево и направо какое-то новое решение, пусть даже очень интересное (и даже документально защищенное) это заведомо провальная стратегия в этом случае вам никто не будет платить денег.

А зачем платить, когда "несколько нот уже спеты" - то есть уже выставлены на всеобщее обозрение.

Причем это только в самом идеальном случае. При наших реалиях все гораздо проще - вполне возможно элементарное пиратство: вашу идею, даже защищенную, могут беззастенчиво использовать, а вы об это и знать не будете.

События, как правило, развиваются по следующим двум сценарию.
1. вы просто высылаете свою идею "собирателям идей", например, по интернету, и на этом все и заканчивается  они свое получили, и им нет никакой надобности связываться с вами и тем более платить вам хоть какие-то деньги или еще чем-то себя обременять.
2. В ответ на ваше пожелание поделиться идеей вам присылают специальный бланк. Вы подробно и добросовестно описываете свою идею, и своей подписью удостоверяете, что ничего секретного не раскрыли (хотя на самом деле все раскрыли с избытком). при этом вас предуареждают, что без такого вашего письменного заявления они ничего и не рассматривают (на самом деле это крючок, на который я сам недавно попался. Но об этом чуть позже).
После этого вы посылаете письмо по указанному адресу. Через две-три недели вы получаете ответ, в котором вежливо говорится, что ваша идея им не подходит.
(чуть позже вы поймете, что другого ответа не может быть в принципе, точно так же как в принципе не может быть шарика под стаканчиком у наперсточника).

Но вот тут вы ничего поделать не можете! Во-первых, вы не можете проверить, действительно ли она им не подошла. Конечно им присылают много чепухи, но что-то дельное может попасться. Вот сейчас об этом дельном и идет речь.
Во- вторых, даже если они начнут применять вашу идею они на любом суде предъявят подписанную вами бумагу, где вы сами утверждаете, ничего конфиденциального (то есть такого, чего собиратели идей сами не знают) вы им не сообщали.

Теперь о том, как я попался на эту удочку буквально месяц назад.
Я обратился по инернету в одну очень солидную компанию с предложением совместно проработать одну идею, которая может помочь оснастить сотовые телефоны принципиально новой функцией. Естественно, чтобы не быть голословным и как-то их заинтересовать, я сообщил им кое что об этой идее.
Вот что они мне ответили. Уважаемый такой-то! Мы уничтожили ваше письмо не читая его.
Мой комментарий: вы можете себе представить человека, который получает зарплату за то, что собирает, отбирает, анализирует и т. д. различные присылаемые ему идеи, чтобы он уничтожил письмо с идеей, не читая? ну, с большой натяжкой, допустим.
Далее. Они просят меня распечатать присланную ими по интернету форму (они даже не утруждают себя почтовыми расходами, чтобы присылать оригиналы этих бланков!) расписать там, что я уже посылал им по интернету и расписаться в том, что я не передаю им никакой конфиденциальной информации.
Я делаю так, как они просят, и через месяц получаю вежливый ответ, что моя идея им не подходит.
Что ж получается?
Компания получила идею и одновременно получила мое письменное заверение в том, что я ей ничего не сообщал.
Теперь ответьте мне на простой вопрос, зачем я после этого им нужен?
Если моя идея никудышная то все ясно. А если в моей идее что-то и есть то они уже и так все получили. Беспроигрышный вариант, не правда ли?

Только потом я понял, для чего им нужно было, чтобы я послал им свою идею на бумаге ее можно будет показать в суде, если я вдруг обнаружу, что Компания начала выпускать товар, идею которого я только что им предложил. А я-то все мучился вопросом что же они не могут прочитать несколько строчек с экрана или на худой конец, распечатать на своем принтере? Фишка в том, что им нужна была моя подпись, где я подтверждаю, что я им ничего ценного не сообщаю. Чтобы я расписался в том, что пишу им только то, что они и так знают. Хорошо устроились, не правда ли?

Теперь я понимаю, что моя идея, скорее всего, им пришлась ко двору. иначе бы они просто промолчали. а так на всякий случай они заручились моим письменным заверением в том, что они мне ничего не должны.

Мне бы хотелось, чтобы эти мои размышления прочитали все, кто собирается посылать куда-то свои идеи. Рассуждения типа "компания солидная, уж здесь-то обмана не будет" могут завести вас совсем не туда, куда вы хотите. Солидные компании потому и солидные, что могут делать неприглядные вещи так, чтобы юридически подкопаться было невозможно.


С самыми добрыми пожеланиями,

Шамиль

Жду ваших писем по адресу alexstyle2006@rambler.ru ICQ 319913916

Форум http://element.svvm.com/forum

Напоминаю, что встреча Донецкого Клуба "Элемент" состоится 11 июля в 20.00 в кафе Zoom.

С наилучшими пожеланиями успеха в начинаниях,

Омельянова Александра


В избранное