Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Фото-любитель

  Все выпуски  

Как снять сцену, части которой сильно отличаются по яркости


Как снять сцену, части которой сильно отличаются по яркости

В этом месяце я побывал в нескольких старинных русских городах — недалеко от родной Москвы. Заметки об этом, возможно, появятся (Нужно?). Но сегодня — об одной из ситуаций, возникающих в практике фотолюбителя...

Заметка с иллюстрациями — на сайте

Не так уж редко части сцены, которую нам хочется запечатлеть, существенно отличаются по яркости. Одна ярко освещена, другая — в глубокой тени. При этом хочется, чтобы и светлая часть не превратилась в белое пятно, но при этом и в темной сохранить хорошо различимые элементы. Что же делать?

Замечу: я сейчас рассматриваю случай именно с явно выделяющимися теневой и освещенной частями. Если вся сцена — высококонтрастная, включает объекты с большим диапазоном яркостей, решением может быть технология HDR (High Dynamic Range), требующая специального инструментария — и отдельного разговора (а еще — создающая очень характерные, более или менее неестественные, хотя и очень эффектные фотографии).

Итак, как же быть? Вариантов, очевидно, два.

Первый — сделать два кадра с разной экспозицией. На одном хорошо проработать теневую часть, на другом — освещенную. Ну, а потом — на компьютере — смонтировать из них готовый снимок.

Естественно, при съемке крайне желательно пользоваться штативом. Но, если его нет, а разница яркостей не слишком велика, можно попытаться воспользоваться автобрекетингом экспозиции. Какие в этом случае добавятся проблемы? Во-первых, за время съемки серии ваши руки хоть немного, но сместят камеру. Значит, при «сборке» придется выравнивать кадры — и еще неизвестно насколько хорошо удастся это сделать. Во-вторых, «вилки», которую камера делает автоматически, может не хватить. Допустим, на моем Олике брекетинг дает максимальную разницу в экспозиции всего 2eV. Этого частенько бывает мало.

«Сборку» можно делать вручную. В любой программе, позволяющей работать со слоями и масками слоев. Photoshop, Photoshop Elements, GIMP...

Можно, однако, несколько упростить свою задачу, воспользовавшись автоматизацией. В последние версии Photoshop Elements включен инструмент объединения кадров Photomerge®. Цели такого объединения могут быть разными. Нам сейчас нужно объединение кадров с разной экспозицией — Photomerge® Exposure.

Заметка с иллюстрациями — на сайте

Главное преимущество этого инструмента — автоматическое выравнивание кадров. Справляется он с этой задачей просто замечательно.

Можно понадеяться и на автоматический выбор оптимально экспонированных фрагментов... Но в случае явно выраженных частей со сравнительно простыми границами ручной режим позволяет добиться заметно более качественных результатов.

Второй вариант — выравнивать яркости еще при съемке. Для этого необходимо подсветить теневую часть сцены (затемнить яркую обычно существенно сложнее).

Мы — любители, и возможности «управления освещением» у нас ограничены. Но, если «темная часть» сравнительно невелика и расположена гораздо ближе к камере, чем «светлая», средство есть. Вспышка. Нередко можно обойтись даже встроенной в камеру.

Важно так подобрать параметры съемки, чтобы яркости были правильно сбалансированы. Поможет нам в балансировке вот что: на экспозицию частей кадра влияют разные наборы параметров. Для «светлой» части это диафрагма и выдержка, для «темной» — диафрагма и мощность вспышки (ее лучше устанавливать вручную).

Для своего снимка я сперва установил экспозицию для ярко освещенной стены дома (выдержка — наиболее короткая, при которой возможна синхронизация вспышки; диафрагма — чтоб света не были «выжжены»). Затем подобрал экспозицию для кирпичей бойницы: диафрагму менять уже нельзя, значит — подбор мощности вспышки.

Заметка с иллюстрациями — на сайте


PPS

Тем, кто хочет узнать, что такое микростоки и как можно, если не зарабатывать на своем хобби, то по крайней мере компенсировать затраты на него, рекомендую бесплатный миникурс Натальи Македы.

Искренне Ваш,
Михаил Крекин


Все выпуски рассылки (иногда с дополнительными иллюстрациями),
а также другие материалы можно найти на сайте рассылки
Фото-Любитель.


Другие мои проекты: Библиотека Ф-Л; ИТ в образовании; Макинтош — по-русски.


В избранное