Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Супер ТРЁП !!! Форум обо всем !!!

Ещё раз о "Мастере и Маргарите"

Доброго времени Всем!

Вот попалась статья на сабж. Данную рассылку вряд ли кто читает, так
что рискну сюда закинуть. Недовольных прошу обращаться. Да, растянуто,
а упоминание Лимонова и раздражает. Но в целом интересно показалось,
поделиться решил. От себя могу сказать, что книга вызывает впечатление
"ирония нон-стоп", несмотря на все лирические навороты в сюжете. Но с
моим пристрастием к хорошему юмору перечитывать тянет каждые
полтора-два года. При всём считаю, что настоящий шедевр - это "Белая
гвардия", там "Мастер..." и рядом не стоит(при всём уважении к
роману). А ещё думается, что тот самый покой является 1-м кругом ада,
что для сильно умных. Похоже, что наказание 1-го круга состоит в
окружающем народе, где каждый желает говорить сам и не слушать никого,
кроме себя любимого. Только представить, что кругом одни учёные и
философы, и у каждого своё увлечение, которое превыше всего - с ума
сойти недолго;)

Всеобщий ажиотаж вокруг означенного произведения несколько спал, так
что можно о нем писать.
Сначала о романе. В юности я очень любил его; сегодня не могу не
признать определенную правоту за Эдуардом Лимоновым,
охарактеризовавшим его так:
"Книга получилась вульгарная, базарная, она разит подсолнеч ным маслом
и обывательскими кальсонами. Эти кальсоны и масло преобладают и тянут
вниз и Понтия Пилата и Воланда и Христа. С задачей создать шедевр
роман высокого штиля Булгаков не справился создал роман низкого,
сродни "Золотому теленку".
Все таки да, есть немножко. Но конечно, штиль, высокий ли, низкий, все
равно прекрасен. И пафос, смысл романа он вовсе не в кальсонах, хотя
кальсоны и МАССОЛИТы назойливо преобладают.

"Мастер и Маргарита" прежде всего потаенная и мегаломанич еская мечта
художника, человека по природе невоинственного и уязвимого, о черном
крыле, под которое заберет его Князь мира сего, защитив тем самым от
этого самого сего мира.

Мастер, одинокий, отверженный, слабосильный ботаник, скрывающийся от
мира сего в подвале (the underground), тихо корпеющий над книгой,
которая не принесет ему ничего, кроме несчастий, обреченный на нищету
и прозябание в лучшем случ ае архетип непризнанного гения; как всякий
архетип, он схематичен, но достоверен. Булгаков, вне сомнения, пусть
он и не обитал в подвале, ощущал себя Мастером, окруженным со всех
сторон критиками латунскими, и роман его представляет собой
несбыточные мечтания Мастера, плененного миром кальсон. Уже красавица
Маргарита персонаж вполне несбыточ ный: в реальной жизни Маргарита,
посидев годик-другой в затхлом и погибельном подвале Мастера,
сматывается оттуда подальше к Алоизию Могарычу на уютную дачку, или
просто к своей доброй маме от подвала подальше. Женщина не может
длительное время находиться рядом с неудачником, пусть даже этот
неудачник гениален, и вообще по природе своей непостоянна. Если же
Маргарита остается все-таки с Мастером, то, как правило, она имеет
внешность Надежды Константиновны Крупской на пике базедовой болезни.
Се ля ви, говорят забавники французы.

Мастер одинокий неудачник в своем доме без окон и дверей, у него,
выражаясь блатным языком, нет подписки, и даже собаки облаивают его
громче, чем остальных, чувствуя беззащитность. Поэтому Мастер часто
мечтает о подписке; Булгаков, литератор с большими запросами, сделал
подпискою своего Мастера самого Сатану со свитой, превратившихся в его
трактовке в труппу бродячих клоунов. Эта знаменитая фраза: "Не свет,
но покой": ладно, я готов хоть всю свою жизнь торчать в подвале,
только не суйтесь туда со своими справками, указами и калошами, да еще
подселите девку, ч тобы с сиськами, но и с пониманием, и дайте нам
большой и ч истой любви. О большем не прошу. Как хорошо она понятна
Вторая линия романа Христос и Понтий Пилат. Пилат это снова-таки
Булгаков, в другом его амплуа, вышедший, в отлич ие от Мастера, из
подвала и писавший дифирамбы Сталину, конкурируя с латунскими на
полном серьезе. Известный писатель-антисоветчик был, в сравнении со
всеми прочими, по чти даже приласкан сталинской властью, находясь в
полуофициальном статусе этакого энфан террибль. О том, что ему
позволялось больше, чем другим, говорит сам факт написания "Мастера и
Маргариты" или тотально антипролетарского "Собачьего сердца".
Булгаков, как и Пилат, склонил голову перед властью кесаря, хотя
истина его была совсем другой. Невозможная "реабилитация" Пилата и
невозможный триумф Мастера, которого черти взяли два сокровенных
вожделения одного и того же человека, автора романа. И поскольку роман
проникнут вожделением к невозможному, так сказать, вдоль и поперек,
этот роман прекрасен, господа, прекрасен безусловно, и дьявольски,
чертовски трогателен.

Теперь о фильме. Если бы меня попросили охарактеризовать его одним
словом, я сказал бы: убожество. Ученически прилежно слизанный с
Булгакова, он именно поэтому убог особо: в глаза бросается даже
малейшее несоответствие, да и слишком жалко смотрится, при
сопоставлении с великолепным текстом, трактовка режиссера Бортко.
Модная сегодня в России уголовщина пронизывает экранизацию от первой
до последней серии. Сам Мастер, поэт Бездомный, Азазелло, Бегемот
имеют вид давних и убежденных обитателей зоны (последний еще
напоминает тип славянина, нарисованный д-ром Геббельсом в агитационной
книге с характерным названием " Унтерменш"). И Саня Белый в образе
Христа, чтобы не только Есенину было обидно, это вообще особая статья.
Распятый на кресте, он пытается втянуть брюшко, но это не очень хорошо
получается. Впрочем, старенький Сатана-Басилашвили, с бородавкой на
левой щеке, местами тоже довольно курьезен: неужто Сатана, при всем
его могуществе, не мог свести со щеки бородавку?

За уши притянуты Берия и зверства НКВД, но так уж водится, в
современном российском фильме на советскую тему нельзя без того. Очень
глупо, что в картине время от времени пропадает цвет: экранизация сама
по себе пресна и бесцветна, и бесцветность пленки заставляет лишний
раз задуматься о бесцветности мысли.

Удачные стороны в сериале тоже есть, но увы, они его не спасают.
Замечателен Берлиоз, в исполнении Адабашьяна этот персонаж получил
философское измерение. Хорош, хотя и эпизодичен, Шерлок Холмс в роли
профессора Стравинского, Абдулов-Коровьев сносен, хотя, для этой роли,
слишком толст и неповоротлив. Очень понравился таксист, который
подвозил до кассы чиновничка из варьете, приговаривая "ексель-моксель"
единственная, пожалуй, удачная отсебятина режиссера в числе
немногочисленных прочих отсебятин.

Маргарита тоже хороша, хотя, кажется, лирические сцены играет слабо
(не слабее, впрочем, уголовных дел Мастера). О чень подходящий,
грустно-семитский тип лица, именно такой мне Маргарита всегда
почему-то представлялась: отважной и бойкой, но грустной Рахилью. Ну и
все такое прочее, голой на метле летать не стыдно, это ведь тоже
важно, господа, и выигрышно смотрится рядом с бородавками Воланда и
целлюлитом Иешуа.

Примечательна музыка, особенно главная тема, та, что все время играет
в последней серии. Неважно, что в ней ч увствуется, мягко говоря,
влияние саундтрэка к "Омену", в "Омене" действительно великолепный
саундтрэк, соответственно, и в "Мастере и Маргарите" саундтрэк звучит
впечатляюще.

В целом после просмотра фильма создается впечатление, будто раскусил
пустой орех (Аркадий Аверченко). Ничего страшного. Не смотрите
телевизор, читайте книги, тем более что рукописи не горят.

Ответить   Alwarez Sun, 8 Jan 2006 03:20:31 +0600 (#498603)