Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

АнтиЛюбовь

  Все выпуски  

АнтиЛюбовь 022 - Михаил Бугаков 'Мастер и Маргарита' - про любовь...


Информационный Канал Subscribe.Ru

АнтиЛюбовь 022

Добрый день мои милые читатели!

Показали по РТР фильм В.Бортко "Мастер и Маргарита" по одноименной книге Михаила Булгакова. Я снова взял и перечитал это потрясающее произведение, порылся я также в Интернете... Понятно, что роман Михаил Булгаков не закончил, даже более, сейчас параллельно существуют несколько его вариантов...

Существует мнение, что "Мастер и Маргарита" легонькая книга о любви...

Но это ошибка...

У Михаила Булгакова есть счеты с любовью... Люди читают книгу, но не видят явного отрицательного отношения автора к любви... Хотя Булгаков это отношение и не сильно скрывает.

Я сначала сделаю несколько цитат с моими выделениями из книги, а потом постараюсь разрушить эту невообразимую легкость книги о "любви"...

 

М. Булгаков "Мастер и Маргарита"


Отрывок из главы 13 Явление героя

-- Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась.

Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...

И, вообразите, внезапно заговорила она:

-- Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

-- Нет.

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!

Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

-- Ничего я не говорю, -- воскликнул Иван и добавил: -- Умоляю, дальше!

И гость продолжал:

-- Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так: -- Вы вообще не любите цветов? В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.

-- Нет, я люблю цветы, только не такие, -- сказал я. 

-- А какие? 

-- Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках. Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.

-- Дальше, -- сказал Иван, -- и не пропускайте, пожалуйста, ничего.

-- Дальше? -- переспросил гость, -- что же, дальше вы могли бы и сами угадать. -- Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал:

-- Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!

Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда... с этой, как ее...

-- С кем? -- спросил Бездомный. 

-- С этой... ну... этой, ну... -- ответил гость и защелкал пальцами.

-- Вы были женаты? 

-- Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню.

Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.

Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской стены на набережной. Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет.

На другой день мы сговорились встретиться там же, на Москве-реке, и встретились. Майское солнце светило нам. И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женой. Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы. За десять минут я садился к оконцу и начинал прислушиваться, не стукнет ли ветхая калитка. И как курьезно: до встречи моей с нею в наш дворик мало кто приходил, просто сказать, никто не приходил, а теперь мне казалось, что весь город устремился в него. Стукнет калитка, стукнет сердце, и, вообразите, на уровне моего лица за оконцем обязательно чьи-нибудь грязные сапоги. Точильщик. Ну, кому нужен точильщик в нашем доме? Что точить? Какие ножи?

Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти. Я не лгу. А потом, когда приходил ее час и стрелка показывала полдень, оно даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти совсем бесшумно, не равнялись с окном туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками. Иногда она шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком в стекло. Я в ту же секунду оказывался у этого окна, но исчезала туфля, черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, -- я шел ей открывать. Никто не знал о нашей связи, за это я вам ручаюсь, хотя так никогда и не бывает.

Не знал ее муж, не знали знакомые. В стареньком особнячке, где мне принадлежал этот подвал, знали, конечно, видели, что приходит ко мне какая-то женщина, но имени ее не знали...


Конец главы 18 Неудачливые визитеры

Положив трубку на рычажок, опять-таки профессор повернулся к столу и тут же испустил вопль. За столом этим сидела в косынке сестры милосердия женщина с сумочкой с надписью на ней: "Пиявки". Вопил профессор, вглядевшись в ее рот. Он был мужской, кривой, до ушей, с одним клыком. Глаза у сестры были мертвые. 

-- Денежки я приберу, -- мужским басом сказала сестра, -- нечего им тут валяться. 

-- Сгребла птичьей лапой этикетки и стала таять в воздухе. Прошло два часа. Профессор Кузьмин сидел в спальне на кровати, причем пиявки висели у него на висках, за ушами и на шее. В ногах у Кузьмина на шелковом стеганом одеяле сидел седоусый профессор Буре, соболезнующе глядел на Кузьмина и утешал его, что все это вздор. В окне уже была ночь. Что дальше происходило диковинного в Москве в эту ночь, мы не знаем и доискиваться, конечно, не станем, тем более, что настает пора переходить нам ко второй части этого правдивого повествования. За мной, читатель!


Глава 19 Маргарита

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!

. . .

Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги.

Она любила его, она говорила правду. Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет. 

Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего. Тогда она вернулась в особняк и зажила на прежнем месте.

. . .

Все эти слова были, конечно, нелепы, потому что, в самом деле: что изменилось бы, если бы она в ту ночь осталась у мастера? Разве она спасла бы его? 

Смешно! -- воскликнули бы мы, но мы этого не сделаем перед доведенной до отчаяния женщиной.

. . .

Люди проходили мимо Маргариты Николаевны. Какой-то мужчина покосился на хорошо одетую женщину, привлеченный ее красотою и одиночеством. Он кашлянул и присел на кончик той же скамьи, на которой сидела Маргарита Николаевна. Набравшись духу, он заговорил: 

-- Определенно хорошая погода сегодня... 

Но Маргарита так мрачно поглядела на него, что он поднялся и ушел. "Вот и пример, -- мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею, -- почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово "определенно"? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?"


Глава 32. Прощение и вечный приют

. . .

А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать.


Сделаем маленький последовательный анализ цитат:

Вот яркий пример характеристики любви - Булгаков ведь был 3 раза женат, он 3 раза был проткнут финским ножом...

Сравнить любовь с ударом ножа - как это точно!

Обратите внимание на переход главы 18 в главу 19 - в главе 18 в правдивом повествовании ведется речь о нечисти и чертовщине и она продолжается дальше! 

"За мной, читатель!" - связующая фраза здесь используется автором явно с умыслом! С явным намеком на то, что "правдивое" повествование продолжается и описание "нечисти" и "настоящей, верной, вечной любви" стоит на одном и том же уровне правды! 

А почему Маргарита не осталась в ту ночь? Ей легче не остаться на ночь или стать ведьмой? И даже больше! Она была уже ведьмой, косящей на один глаз...

Все ли сделала Маргарита, что бы найти мастера и почему она вернулась в особняк и зажила? Зажила спокойной жизнью и прервала ее только когда ее позвала нечисть... 

Нет она уже была готова пойти с любым "не дурным" без глупого слова "определенно"! Вот и вся "настоящая, верная, вечная любовь"...

В добавок Маргаритой уже ВЛАДЕЛИ!!! Уж не дьявол уже ей владел ДО встречи с Воландом?

 

Удар финским ножом и наступит настоящая, верная, вечная любовь!

А прогнать меня ты уже не сумеешь... И память твою я потушу...

 

 

Пожалуй остановим наш печальный анализ, что бы еще раз перечитать бесподобное произведение Михаила Булгакова...

 

Ямщиков Сергей

ysv@is2006.ru

www.is2006.ru

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.love.antilove
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное