Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о Санкт-Петербурге и окрестностях


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 
Все, что вы хотели знать о Санкт-Петербурге 
и его окрестностях
Номер выпуска рассылки: 17 Дата выпуска рассылки: 2001-04-22 Автор рассылки: Ваш маленький гид Владислав Адрес сайта рассылки http://robyn.narod.ru E-mail автора рассылки: robyn@narod.ru Нас, любителей САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, уже - 1431 Архив Рассылки Описание Рассылки

Здравствуйте, дорогие петербуржцы и гости нашего города!

Опять произошла маленькая задержка рассылки. Но я постараюсь компенсировать это очень интересным материалом. Но сначала - самые интересные новости за прошедшие три недели.

1. Новости Санкт-Петербурга.

ИКОНА ХIХ ВЕКА В РУССКОМ МУЗЕЕ

30 марта. В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка русской иконы 19 века. На ней представлены 58 экспонатов, отреставрированных учащимися Реставрационного училища имени Н.Рериха. Это первая крупная выставка икон, которые были написаны народными иконописцами и являлись непременной частью интерьера и деревенской избы и небогатого мещанского городского дома. За яркость красок подобные изображения называли "краснушками". Среди представленных икон есть, однако, и такие, которые в тайне заказывались старообрядцами и выполнялись в более темной и сдержанной цветовой гамме. Их называли "чернушками". На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть экспонаты из музеев Петербурга, Архангельска, Ярославля и Рыбинска.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [02-04-2001]

ВЫСТАВКА МИХАЛЕВКИНА СОБРАЛА ЦВЕТ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФОТОГРАФИИ

3 апреля. В Невской куртине Петропавловской крепости Музея истории С.-Петербурга открылась фотовыставка Бориса Михалевкина, приуроченная к 70-летию фотохудожника. Экспозицию выставки, разверную в четырех залах Невской куртины, составили фотографии, выполненные с 1960 - х по 2001 годы. Многие из них давно стали классикой петербургского фотоискусства: "После баньки", "Ветрянка", "Первое утро", "Ожидание", "Три грации", "В конце пути", "Апрель", "Перекресток", "Террариум единомышленников" и др. "Добрые, иногда восхищенные, иногда слегка иронические деревенские сюжеты, строгие и глубоко осмысленные городские, - все они, - по мнению Якова Гордина, - живут, воспринимаются как мгновения непрерывного жизненного потока... В его работах при всей точности, а иногда и изощренности композиции нет постановочности." Михалевкина можно считать также и основоположником концептуальной фотографии Петербурга. Речь, конечно, идет о его фотографии "Не винная", относящейся по-видимому к 1980-м годам, на которой в компанию модных вино-водочных бутылок с иностранными надписями попала и впрямь НЕвинная бутылка из под кефира... Не случайно, наверное, на вернисаж к Михалевкину собрались все ведущие фотохудожники Петербурга: Александр Китаев, Андрей Чежин, Евгений Мохорев, Дмитрий Конрадт, Валерий Потапов, Сергей Жиркевич, Станислав Чабуткин и другие. С портрета на стене за друзьями и коллегами наблюдал Борис Смелов, рано ушедший из жизни, но успевший за сорок с небольшим лет стать классиком петербургской фотографии... Вернисаж Михалевкина посетил и Вильфрид Экштайн, директор Института Гете в Петербурге, который патронирует проведение в мае-июне с.г. выставки в Мраморном дворце Роберта Хойссера, классика немецкой фотографии. Выставка Михалевкина продлится до 7 мая.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [04-04-2001]

С 30 МАРТА ДО 15 МАЯ РАБОТАЕТ ВЫСТАВКА "РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИКОНА И ЛУБОК".

С 30 марта до 15 мая 2001 года в Государственном Русском музее (в Корпусе Бенуа) работает выставка "Русская народная икона и лубок". В экспозиции представлено 58 произведений - икона и лубок XIX века, отреставрированные учащимися реставрационного отделения Санкт-Петербургского художественного училища им. Н.К.Рериха. Произведения народных иконописцев XIX века в таком составе в Петербурге экспонируются впервые. Большинство икон отличается яркой цветовой гаммой, с превалирующим красным цветом - такие иконы в народе называются "краснушками". Особую группу представляют иконы, выполненные для старообрядцев. Экспозицию дополняют произведения графики XIX века. Реставрационные работы выполнялись под руководством преподавателей училища И.В.Ярыгиной, О.Б.Петровой и Н.Б.Лебедевой. В экспозиции - произведения из музеев Архангельска, Великого Устюга, Ярославля, Рыбинска, Каргополя, Вельска, Кенозера, а также из собрания Санкт-Петербургской Духовной академии, коллекции В.С.Самсонова и учебного фонда училища им. Н.К.Рериха.

Новости сервера "Музеи России" [04-04-2001]

КТО ОПЛАТИТ МОНУМЕНТ?

Изготовлена модель для создания памятника князю Рюрику и его сыну Игорю, который собираются установить на высоком берегу Волхова на въезде в город Старая Ладога. Монумент будет изготовлен из красного гранита Выборгского месторождения. Автором модели стал петербургский "Церетели", председатель местного отделения Союза художников Альберт Чаркин. За годы губернаторства Владимира Яковлева скульптором были созданы и установлены в Санкт-Петербурге памятники Городовому, Остапу Бендеру и еще несколько других работ. Несмотря на столь высокую степень самореализации он решил расширить поле своей деятельности - от пересыщенной его скульптурами Северной столицы перейти к украшению первой почти мифической столицы Руси. Тем более, что юбилей они будут праздновать в один год: в 2003 году Старой Ладоге исполнится 1250 лет. Желание оставить после себя как можно больше артефактов привело к тому, что Альберт Чаркин даже ждать не стал, когда шведский предприниматель Рикард Хекберг (Rikard Hokberg), давший обет собрать деньги на памятник, выполнит взятое на себя обязательство. Но, возможно, художник не столь бескорыстен: как сообщает газета "Санкт-Петербургские ведомости", гранитный Рюрик с сыном будут подарком Петербурга Старой Ладоге.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [09-04-2001]

"ВНУТРЕННИЕ КОМНАТЫ" МАРИНЫ АЛЕКСЕЕВОЙ

7 апреля в Петербургском Архиве и Библиотеке независимого искусства на Пушкинской-10 открылась выставка "Внутренние комнаты" Марины Алексеевой. На выставке представлены весьма оригинальные объекты - игрушечные макеты жилых комнат, в которые зритель может подглядывать как Гулливер. И хотя в них не видно людей, но ощущение их незримого присутствия всегда налицо: включенный телевизор или работающий компьютер, свет в ванной комнате или горящая настольная лампа... "Родствениками" объектов Марины Алексеевой, считает Андрей Хлобыстин, являются "театральные макеты сценических коробок, детские "секреты", кукольные дома, музейные макеты, витрины и светские кулуары, чьи тайны желают знать обыватели. Голландцы с давних пор не закрывают занавесками окна своих домов (в Голландии... и появились первые "кукольные домики"). Чистота интерьера и самомнения его обитателей нуждаются во внешнем наблюдении и умилении." На выставке также представлены две новые серии комнат: "Хранилища" (музей, ботаничеакий сад, библиотека) и "Конфессии" (интерьеры помещений, свойственных разным религиям). Выставка продлится до 5 мая.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [09-04-2001]

К 300-ЛЕТИЮ CАНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ТРОИЦКОЙ ПЛОЩАДИ БУДЕТ ВОЗВЕДЕНА ЧАСОВНЯ.

К 300-летию Санкт-Петербурга на Троицкой площади будет возведена часовня. Такой подарок городу готовит ЗАО "Балтийская строительная компания" (БСК). Часовня в память о церкви Пресвятой Троицы - первом храме Санкт-Петербурга, двести с лишним лет простоявшем на Троицкой площади - не будет точной копией прототипа. Ее архитектура станет предметом конкурса, условия которого обсуждались на президиуме Градостроительного совета Санкт-Петербурга. Балтийская строительная компания известна своими благотворительными акциями. В частности, фирма выстроила на свои средства церковь Казанской иконы Божией Матери в Пушкинском районе; помогла отреставрировать Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне и переселить Музей истории религии и атеизма из Казанского собора; за счет БСК установлены бронзовая фигура Остапа Бендера на Итальянской улице и постамент памятника Александру Невскому. Очередной почин БСК благословлен Санкт-Петербургской Епархией. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир направил губернатору Владимиру Яковлеву письмо с просьбой о целевом выделении в бессрочное пользование земельного участка "на Троицком поле". Возведение храма на Троицкой площади - давняя мечта БСК. Три года назад компания даже провела архитектурный конкурс на лучшую эскиз-идею собора, но реализовать проект не разрешил Научный совет по охране культурного наследия при губернаторе Санкт-Петербурга. Уж слишком большой храм задумала БСК - высотой 60 м (примерно с 12-этажный дом). На сей раз речь идет о гораздо более скромном сооружении - часовне площадью 100 кв. м (10х10 м) и высотой 15-18 м. Часовня - это маленький молитвенный дом, где литургию не служат (служат только так называемые "часы", от чего и произошло название). В часовнях не бывает алтаря - только иконы и лампада. На Руси часовни такого рода ставили в честь какого-либо события на перепутье (примеры: часовня в память спасения царской семьи в Борках на углу Измайловского и 1-ой Красноармейской, часовня в память Александра II на углу Большого пр. П.С. и пр. Добролюбова и др.), на родниках или над престолом утраченной церкви. В рассматриваемом случае соорудить памятную часовню над престолом церкви, простоявшей на Троицкой площади с 1711 по 1933 год, невозможно: сакральное место погребено под домом 5 по Троицкой площади и проездом вдоль него. Поэтому большинство экспертов высказалось за строительство часовни в углу сквера, неподалеку от исконного места. Хотя были и другие мнения. Предложение совместить часовню с Мемориалом жертвам политических репрессий (его закладной камень установлен на круглой площадке сквера напротив Дома политкаторжан) счел не политкорректным главный художник города Иван Уралов: "Среди репрессированных были и убежденные атеисты, и представители различных конфессий". Некоторые специалисты вообще против каких-либо изменений в сложившемся облике площади. "Я категорически "за" строительство часовни, но только не на этой площади. Считаю, что темы такого рода заслуживают народного вече", - заявил председатель СПб САР Владимир Попов. "В этом случае очень важна намоленность места. Это будет памятник тому месту, откуда пошел святой дух Санкт-Петербурга. Триста лет раз в жизни бывает, и место такое одно", - возразил ему генеральный директор БСК Сергей Будолак. За двести с лишним лет существования церковь Пресвятой Троицы неоднократно ветшала, тонула в половодье, дважды горела. Ее облик отдавал дань архитектурной моде, но всякий раз церковь отстраивали заново именно из дерева, "как прежде была". Поскольку сейчас речь идет не о воссоздании, строители вольны в выборе материала. Г-н Будолак обещал не поскупиться на роскошную отделку - гранит, бронзу, золочение. Большинство членов президиума не возражает не только против применения новых материалов, но и против современных форм, отвечающих духу времени и началу XXI века. А вот предполагаемые размеры смущают, хотя и в меньшей степени, чем в предыдущий раз. По действующим нормам проектирования культовых сооружений расчет их площади производится исходя из соотношения 4 человека на квадратный метр. Получается, что "часовенка" площадью 100 кв. м может вместить 400 молящихся. И это уже не "памятный знак", а полноценная церковь. "Мы предоставим любые гарантии того, что здесь будет очень ограниченное число служб", - заверил градсовет генеральный директор БСК, - "никаких крещений и венчаний - только поминальные службы". И затем добавил: "Эту часовню будут посещать только высшие иерархи Церкви". Подводя итоги заседания, главный архитектор Санкт-Петербурга Олег Харченко сообщил, что программа открытого общегородского конкурса на лучший проект памятной часовни будет составлена в ближайшее время с учетом мнения большинства членов совета.

Управление информации Администрации СПб [12-04-2001]

СДВИГ ОТ ЛЕНИНГРАДА К ПЕТЕРБУРГУ

25 апреля в Выставочном зале Петрозаводска откроется фотовыставка "Сдвиг от Ленинграда к Петербургу" (куратор Дмитрий Пиликин). На выставке будут представлены город и люди, жизни и судьбы в фотографиях тридцати трех петербургских фотографов: от самых именитых, до самых молодых. "Ядро проекта, - говорит куратор, - составляют фотографии сделанные одними и теми же авторами с 10-30 летним перерывом. Это образ Ленинграда 50-х, 60-х, 70-х, 80-х и годов и образ вновь обретенного Санкт-Петербурга, увиденный глазами современников. "Сдвиг" восприятия, вызванный резкими социальными изменениями, был настолько чуствительным, что многие старые мастера перестали снимать город, а "молодежь" уже и не помнит того, прежнего города - Ленинграда, поскольку живет и снимает уже нынешний современный Петербург." Выставка организована совместными усилиями Управления Культуры Петрозаводска, Музея Изобразительных искусств Карелии, Культурного центра "Пушкинская-10", Музея нонконформистского искусства, галереи "Фотоimage" и Института Про Арте. Выставочный проект планируется реализовать в виде мобильной передвижной выставки, которая, - по мнению куратора, - будет явно востребована ввиду приближающегося 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга и предназначена для самого широкого зрителя. (Николай Кононихин)

ART PITER - Современное искусство Петербурга [13-04-2001]

ВОСТОЧНЫЙ УДАР!

30 апреля в Петербургском Спортивном Комплексе "Юбилейный", компания "Контрфорс" проводит один из самых представительных фестивалей современной электронной музыки России и Восточной Европы, "Восточный Удар". "Восточный Удар - Эволюция" - это взгляд компании "Контрфорс" на историю развития человечества через призму современной музыки и медиа-искусства. "Эволюция" пройдет через четыре танцпола: Tribal, Renaissance, Millennium, Future, на каждом из которых будет исполняться отдельная программа. Таким образом, на фестивале будут представлены все "прогрессивные музыкальные направления - от асид-джаз и гаража до хауса и ту степа. Оформлением пространства на "Эволюции" будут заниматься: М. Воронцов, Миша Бархин, Олег Назаров, Андрей Неаронов, Денис Одинг, Никита Маршунок. В настоящее время ведутся переговоры с компанией LOW SPIRIT о трансляции и прямых включениях MAYDAY, который будет проходить в этот же день в Дортмунд (Германия).

ART PITER - Современное искусство Петербурга [13-04-2001]

ХРАМ "СПАС-НА-СЕННОЙ" БУДЕТ ВОССТАНОВЛЕН В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.

Предпроектные разработки по воссозданию храма Успения Пресвятой Богородицы /"Спаса-на-Сенной"/ начались в Санкт- Петербурге. Как сообщил сегодня корр. ИТАР-ТАСС руководитель работ Юрий Корытченков, церковь на одной из главных площадей города будет восстановлена в первозданном виде. Один из самых больших в северной столице, пятипрестольный "Спас-на-Сенной" был возведен в 1761 году. В начале 60-х годов ХХ века он был взорван под строительство наземного вестибюля станции метро "Сенная площадь". 10 июня 1999 года рухнул железобетонный козырек вестибюля. Погибли 7 человек, еще 12 получили ранения. Тогда же был поднят вопрос о возрождении храма. В ближайшие месяцы по распоряжению губернатора Владимира Яковлева Сенная должна быть расчищена и благоустроена.

Радиостанция "Эхо Москвы" [16-04-2001]

ОБРАЗ АНГЕЛА В АРХИТЕКТУРЕ ПЕТЕРБУРГА

Уникальная выставка под открытым небом проходит в Санкт-Петербурге. Она целиком посвящена образу ангела в архитектуре. По мнению организаторов выставки, крылатый посланник - главный мистический символ города на Неве. Мрачные бастионы и почти бесплотные ангелы - cочетание более парадоксальное придумать трудно. Однако именно так выглядит выставка под открытым небом - 54 фотоработы выставлены на куртине Петропавловской крепости. Идея выставки - показать образ ангела в архитектуре Петербурга. Организаторы говорят, что специально селили крылатых посланцев ближе к небу. Идею выставки петербургские фотографы интерпретировали творчески. Ангелами не ограничились и галерею дополнили снимками амуров - скорее, уже в античных традициях. На снимках - минимум эффектов и украшательств. Это документальные работы, в которых главное - не стиль, а ощущения. Многим фотографам удалось запечатлеть более 200 образов городского ангела. Художники говорят, что крылатые посланники с Невы полны скорби и трагизма. Образ небесного покровителя - главный мистический символ имперского Петербурга. Крылатый посланник - посредник между Богом и городом. В этом была его основная функция. Недаром хранителем Петербурга считается золотая фигурка, которая венчает шпиль Петропавловской крепости, и уже 300 лет осеняет город крестом.

Ежедневная е-газета "Yтро" [16-04-2001]

"Я БЫЛ ЗДЕСЬ": ИГОРЬ ГРИГОРЬЕВ В ГАЛЕРЕЕ "ВАЛЕНСИЯ"

16 апреля в галерее Валенсия на пр. Бакунина, 5 открылась выставка "Я был здесь" Игоря Григорьева. Григорьев позиционирует себя на питерской арт-сцене в качестве оригинального персонажа - "известного актера, художника и мыслителя ДРЮППЭ" (в переводе с древнетунгусского означает "непрерывная бодрость духа"). В соответствии с выбранным амплуа ДРЮППЭ ведет на телевидении (NBN) авторскую программу, в которой акт художественного творчества осуществляется им в прямом эфире - прямо на глазах телезрителей, которые, при желании, могут связаться с ним по телефону и воочию ощутить сопричастность с творчеством художника. Моделями для произведений ДРЮППЭ становятся приглашенные в студию известные петербургские актеры, музыканты, композиторы, а также очаровательные телезрительницы, изъявившие желание позировать маэстро (как правило в полуобнаженом виде). Эти выполненные в прямом эфире картины и составили экспозицию выставки в галерее "Валенсия". Есть здесь "женская половина" - портреты девушек-моделей и "мужская половина", которую составили портреты Жана Татляна и А.Розенбаума, В.Бутусова и П.Кашина, И.Скляра и О.Кваши, Ю.Гальцева и И.Корнелюка, С.Стругачева и В.Трушина, Братьев Жемчужных и группы "Пушкинг". На вернисаже состоялась также презентация нового CD-альбома ДРЮППЭ "Час тишины", диск которого выполнен из красного дерева и очень удобен в эксплуатации - для его прослушивания не нужна дорогостоящая аппаратура, ее вполне может заменить мизинец. В завершение вечера художник оставил на сводчатом потолке галереи автограф "Я был здесь" и преподал зрителям мастер-класс, выполнив портрет одной из очаровательных моделей (позировавшей топ-лесс) из Творческой мастерской Ларисы Афониной.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [18-04-2001]

115 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ, 80 ЛЕТ С МОМЕНТА СМЕРТИ

16 апреля в музее "Анна Ахматова. Серебряный век" на Автовской,14 за Нарвской заставой состоялся вечер, посвященный 115-летию со дня рождения Николая Гумилева. Помимо чтения стихов поэта артистом Алексеев Емельяновым, в программе было выступление доктора филологических наук Юрия Зобнина с сообщением о печатаемом полном академическом собрании сочинений в 10 томах (издание составляется в Институте русской литературы, печатается московским издательством "Воскресенье"). На вечере также выступил сотрудник музея литературы, доктор филологических наук Алексей Павловский, который рассказал, что сейчас готовятся к печати еще два сборника, основанные на архивах Павла Лукницкого, которые в этом году стали собственностью "Пушкинского Дома".

ART PITER - Современное искусство Петербурга [18-04-2001]

РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ МЕМОРИАЛА ПЕТРУ НА ЛАХТЕ

17 апреля в Доме архитектора историк Николай Михайлов представил проект Программы возрождения Петровского мемориала на Лахте. По его мнению, Петр Первый увековечен, в основном, как император, военачальник, "самодержавный властелин". Памятники, в которых Петр Первый предстает в образе "Царя-плотника" и "спасителя утопающих", были утрачены в Советское время. "Плотник" вернулся на свое место у Адмиралтейства благодаря голландской копии, а оригинал памятника "царю, протягивающему руку утопающим на Лахте" пропал безвозвратно. Н.Михайлов считает, что долг потомков - восстановить полноту образа основателя города и к 300-летнему юбилею воссоздать мемориал на Лахте, где Петр Первый 1 - 2 ноября 1724 года оказал помощь терпящим бедствие. Он полагает, что следует восстановить весь ансамбль, в который должны войти церковь Св. Апостола Петра на Лахтинском проспекте, восстановленная чугунная часовня на побережье Финского залива, березовая аллея, соединяющая эти два храма, новый памятник-скульптура "Петр Великий, спасающий утопавших на Лахте". Реализация этого комплекса "преобразит и сделает достойным Северной столицы въезд со стороны международной трассы "Скандинавия". (Н. Михайлов. "Пусть гостей встречает Петр Великий". "СПб ведомости" 17 апреля 2001). На заседании в Доме архитекторов Зораб Рафаэлян представил эскизный проект мемориала. Но предварительная смета расходов еще не составлена, и авторы не имеют даже приблизительных данных в какую сумму может обойтись городу создание подобного памятника. Николай Михайлов заявил, что эта идея уже одобрена Смольным и включена в Программу подготовки к празднованию юбилея, которая в ближайшие дни будет вынесена на обсуждение в Законодательное собрание.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [20-04-2001]

В ПЕТЕРБУРГЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА РАБОТ ВЫПУСКНИКОВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ АКАДЕМИИ ИМ.МУХИНОЙ

В Петербурге в Мраморном дворце Русского музея в пятницу открылась выставка работ выпускников С.-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им.Мухиной, посвященная предстоящему 125-летию этого учебного заведения. Как передает корреспондент РИА "Новости", на выставке представлены скульптура, графика, живопись и эмали художников Алексея Талащука, Олега Кузнецова, Светланы Пономаренко и Леонида Кулибабы. Кроме последнего, все они преподают в Академии, а Алексей Талащук - ее нынешний ректор. На вернисаже директор Русского музея Владимир Гусев отметил, что "выставка получилась талантливой, профессиональной и нарядной". В свою очередь старший научный сотрудник отдела живописи музея, куратор выставки Ольга Шихирева заявила, что "несмотря на разнообразие средств художественной выразительности, выставка получилась очень цельной". По ее мнению, художников объединяет некий "славянско-азиатский дух". Кроме того, все они - монументалисты, для которых характерна декоративность и обобщенность пластического решения. Академия имени В.И.Мухиной была основана в Петербурге в 1876 году. Тогда она носила имя основателя, известного мецената барона Штиглица и называлась училище технического рисования.

РИА "Новости" [20-04-2001]

2. Новости "Петербургского Генеалогического Портала"

http://petergen.com

  • 1. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Творческое объединение членов Русского генеалогического общества, цикл "Генеалогические встречи" проводят встречу с Олегом Вячеславовичем Щербачевым, московским генеалогом, знатоком фондов РГАДА, специалистом по дворянской генеалогии.

    Встреча состоится 23 апреля 2001 года, в понедельник, в концертном зале музея-квартиры А. С. Пушкина по адресу наб. р. Мойки, дом 12 (во дворе, на втором этаже "Бироновых конюшен").Начало в 18 часов 30 минут.

  • 2. Русское генеалогическое общество, Творческое объединение членов Русского генеалогического общества, цикл "Генеалогические встречи" проводят встречу с Валерием Томазовым, историком и генеалогом, председателем Украинского генеалогического общества, научным сотрудником Института истории Украины НАН Украины, заместителем директора Украинского центра культурных исследований.

    Встреча состоится 28 апреля 2001 года, в субботу, в конференц-зале Российской национальной библиотеки по адресу Садовая ул., дом 18. Начало в 15 часов 30 минут.

  • 3. В разделе "Сведения по истории" начата публикация глав из книги "Настольная книга для народа. Под редакцией И.П.Хрущова. В четырех отделах. С.-Петербург, 1891".

3. Прогулки по Невскому проспекту.

С этого выпуска я начинаю рассказ о наиболее интересных местах главного проспекта нашего города!

Скажите мне, что может быть
Прекрасней "Невской перспективы,"
Когда огней вечерних нить
Начнет размеренно чертить
В тумане красные извивы?!...
Скажите мне, что может быть
Прекрасней "Невской перспективы?"
..

Н. Агнивцев

Адмиралтейство

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота - не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Нам четырех стихий приязненно господство;
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно-построенный ковчег?
Сердито лепятся капризные
Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря,
И вот разорваны трех измерений узы,
И открываются всемирные моря!

Осип Мандельштам
1913


С Адмиралтейством связана история возникновения Невского проспекта.

Вот как это было. Через полтора года после закладки крепости Санкт-Петербург, положившей начало новому русскому городу, на левом берегу Невы Петр I основал верфь-крепость Амиралтейство. Чертеж "Адмиралтейского дома" подписал сам Петр I, который лично руководил сооружением верфи. Со строительством верфи торопились, так как шла война со шведами без помощи флота невозможно было победить сильного врага и отвоевать приневские земли. Прошел всего год и верфь была готова. Ее главное здание, занимавшее ту же территорию, что и нынешнее Адмиралтейство, раскинулось в виде широкой буквы "П", раскрытой к Неве. В корпусах Адмиралтейства разместились мастерские, склады, амбары; во дворе, обращенном к реке, - эллинги, а в центре главной стены устроены ворота, увенчаные башней со "шпицем"- шпилем, обитым жестью. Уже в апреле 1706 года со страпелей Адмиралтействасошел первый корабль, построенный на Адмиралтейской верфи, составил основу русского Балтийского флота.

После, учитывая угрозу шведского вторжения, Петр I решил сделать "адмиралтейский дом" не только верфью, но и крепостью, которая вместе с Петропавловской на противоположном берегу реки надежно закрыла вход в Неву вражеским короблям. Адмиралтейство окружили высоким земляным валом с пятью бастионами, а перед ними вырыли ров. В 1738 году Адмиралтейство было перестроено по проекту архитектора И.К. Коробова. Была возведена новая каменная башня, гораздо выше, стройнее и изящнее по силуэту, чем прежняя. Высота ее достигала 72 метров. Засверкал золотом шпиль с венчающим его корабликом.

Продолжение следует...

4 . Немного истории Ленинградской области.

ВЫБОРГ

Выборг (Viipuri, Wiborg) - крупнейшее градостроительное образование на территории бывшей финляндской части Карельского перешейка, перешедший к Советскому Союзу в итоге второй мировой войны . Историко-культурное наследие Выборга общепризнано как самостоятельная культурн ая ценность, органично и своеобразно объединяющая памятники различных национальных культур Балтийского региона. В 1970 году постановлением правительства РСФСР Выборг включен в список исторических городов России. Дата основания города (1293 г.) принадлежит эпохе формирования христианских феодальных государств Северной Европы, складывания новой международной экономической системы Балтийского региона, в основе которой лежали торговые связи государств Балтики с Русью.

Основанный шведами в конфликтной зоне балтийских государств, Выборг с начала своей семивековой истории формировался как город-крепость. В Выборге более трехсот памятников архитектуры и скульптуры, археологии, истории и садово-паркового искусства, в том числе историко- архитектурный заповедник парк Монрепо. Живописные уголки привлекают многочисленных туристов. Выборг обладает большим потенциалом для развития туристического бизнеса. Ежегодно город посещают около 600 тысяч человек. У берегов Крепостного пролива Выборг хранит суровый облик средневекового города-крепости, с узкими улочками и общественным центром: замком, собором, площадью и ратушей...

Застройка улиц от Рыночной площади до Батарейной горы свидетельствуют о периоде развития капитализма, когда исчезли крепостные стены и в изобилии появились консульские представительства зарубежных стран, конторы акционерных банков. Юго-восточней Батарейной горы формируется современный Выборг методом массовой застройки на индивидуальной основе. Рационально спланированные, с повышенной комфортностью здания и жилые комплексы микрорайонов предоставляют многие удобства выборжцам-новоселам. Исторически сложившиеся кварталы Выборга богаты живописными пейзажами. В них оригинально сочетаются седая старина, постройки более позднего времени и то, что появляется на наших глазах. Это богатство расположено на сравнительно небольшой территории. Здесь трудно заблудиться. Компактная планировка, силуэтные архитектурные акценты - верные помощники для ориентирования. Уютный старый Выборг - город старинных башен и красивейших парков издавна служил источником вдохновения для поэтов, художников, мастеров фотографии и кино.

Основанный в 1293 году, он пережил семь веков, наполненных событиями, оставившими неизгладимый след в его своеобразной истории, уникальной архитектуре. В летопись Выборга вошли разрушительные пожары, сражения и войны. Приметами времени сохранились в нем последний на территории России уникальный средневековый замок, военные укрепления - свидетели длительной борьбы Запада и Востока. Бурное историческое прошлое определило архитектурное своеобразие Выборга, где переплетены российское и североевропейское начало. Литературные источники, называют первых застройщиков Выборга мастерами-каменщиками, механиками, техниками, иногда - инженерами... История сохранила далеко не все имена зодчих, создавших культовые и гражданские строения средневекового Выборга. Однако именно они представляют собой ценнейшие памятники в архитектурной экспозиции города. Город хранит память о пребывании в нем деятелей истории: Петра 1, Витуса Беринга, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, не забывает деятелей русской и финской культуры Я.Сибелиуса, Э.Сивори, ,Е.Ф.Аленева, М.Глинки, Л.Андреева, В.Гарднера, О.Мандельштама. В 1992 году завершена разработка проекта зон охраны города. Это градостроительный документ, определяющий систему ценностей культурного наследия города, подлежащих охране (элементы исторических планировочных систем, территории исторической застройки, веду щие архитектурные ансамбли и комплексы, ценная рядовая застройка и т.д.), а также режим этой охраны.

Разработка этого проекта для Выборга оказывается весьма своевременной в условиях проведения реформ в России, передела собственности, включая недвижимость и земельные участки. Город вступил в этот процесс, имея чётко определённую систему ценностей историко-культурного наследия, защищённую законом и базовыми нормативными документами, определяющими возможности и порядок его приватизации, дальнейшего существования в условиях рыночных отношений.

5. Люблю тебя, Петра творенье!!!

Открываю новую рубрику... Вы любите Санкт-Петербург? Вы скучаете по нему? Вы мечтаете о нем? Пишите и вы найдете единомышленников!!!

Еще один Петербург

Рая Санкова

16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени-саари Пётр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дёрна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу"- Город был построен на болоте, но является одним из лучших творений человека.

Сложное и противоречивое отношение петербуржцев к своему городу на протяжении всей его истории пытались выразить многие поколения русских писателей. Карамзин: "Пётр сделал бессмертную ошибку, основав Петербург именно на этом месте, а не на другом". Пушкин: "Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид-" Герцен: "В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное и величественное". Блок: "Петербург - самый страшный, зовущий и молодящий кровь из европейских городов".

Эти двойственные чувства отразились и на названиях города: официальное "Санкт - Петербург" уживалось с более демократичным "Петроград", обиходное "Петербург" с не менее обиходным (особенно в наше время) "Питер". Каждое из названий несло в себе ярко выраженные сословные признаки, о которых с тонкой иронией писал Л. Борисов в повести "Волшебник из Гель-Гью": "Был поздний холодный вечер- Питеряне в этот час ужинали, петербуржцы сидели в театрах, жители Санкт - Петербурга собирались на балы и рауты"

Петербург был рождён для ночи. Именно ночью он жил. Именно ночью он был тем городом, каким его любили, вмещая в себя всю прелесть увеселений: шумные балы и богатые пиры, карнавалы, фейерверки и ассамблеи. А днём он, как и многие горожане, отдыхал, спал или вяло наблюдал за вялой дневной жизнью. К вечеру город оживал. По его жилам - проспектам и улицам, бурным потоками, не иссякая, текли люди, неслись кареты и возки, светили вывески, вспышками разноцветного дня горели фейерверки. Петербург был иллюминирован весельем и сияющими лицами. Город светился, блистал, горел, сверкал всеми цветами радуги, как наряженная ёлка, и всё же не терял своей свежести-

Я люблю Петербург. Люблю его широкие улицы и светлые проспекты, люблю его сады и парки, люблю его узорчатые решётки, его необыкновенных львов, люблю его каналы, Неву, люблю его легенды и фольклор, люблю проносящиеся машины по дорогам, качающиеся деревья, его дожди и ветры; обычно странную, но всё же жару...

Люблю ночь...

Люблю ночной Петербург. Он завлекает, кружит в водовороте чувств, обнимает и чарует. Очарование петербургской ночи, как никогда, чувствуется зимой. Природа, словно восхищаясь, прелестью ночи, дарит нам ещё несколько часов её плена. Снег стирает пыль с мостовых, домов; скрывает мусор и грязь каналов, протирает небосвод. Но это невозможно - передать словами великолепие зимней ночи в Петербурге. Гуляя по Невскому, всегда "захожу на огонёк" к художникам: можно посмотреть портреты, пейзажи, натюрморты. Больше всего восхищаюсь пейзажами, особенно Петербурга. Но у меня своя картина встаёт перед глазами после слов "ЗИМА", "НОЧЬ", "ПЕТЕРБУРГ": чёрное полотно неба, с влажными от слёз, горящими глазами звёзд; чёрное полотно дороги, с проносящимися полосами красных и жёлтых огней; под ногами белое пятно снега, хрустящего соломкой на зубах; фонарный столб; в стеклянном домике, подпрыгивая и помаргивая, язычок пламени бросает вызов темноте. И, словно мотыльки, кружась в хороводах, снежные мухи летят на свет. А внизу, под мостом, насколько хватает глаз, абсолютная плоскость, выше и выше, до самого неба, по которой хочется пробежаться, выбросив руки вверх, и взлететь высоко-высоко, к Полярной звезде, до которой 40 тысяч световых лет- И замираешь невольно от избытка чувств, глядя вдаль, на затянутую в белый корсет реку, и хочется мечтать и верить в сказку и знать, что все твои сладкие сны когда-нибудь
сбудутся...

 

Сегодняшний выпуск завершен.
Жду ваших писем по адресу
robyn@narod.ru
Посетите мой сайт robyn.narod.ru
До встречи через неделю.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное