Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интернет-инструменты увеличения продаж" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Узбекистан: мифы и реальность
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Узбекистан: мифы и реальность.
|
Выпуск
?6 "Истоки узбеков" |
Жанара из Казахстана:
Лена из (?): <МИФ -2: плов невкусный
Вкуснотища!!! А, правда, что плов едят руками?> И самое интересное письмо: <Здравствуйте Наргиза.
Влад |
МИФ 14: кто живет в Узбекистане?
А) этническое распределение Напоминаю кстати про
<МИФ 3 - с Ташкента значит таджичка>, выпуск ?2 данной
рассылки. Давайте теперь все-таки разберем этнический состав
Узбекистана. В третьем номере
рассылки
в разделе <ляпы эксперта> я уже давала подробную структуру того,
как
вообще впервые прозвучал лейбл <Узбекская ССР> и <Узбекистан> в
частности. Теперь обратим внимание
на
его историю, вернее историю народа его заселявшего. Когда
Македонский
пришел на эти земли, большая часть современного Узбекистана с
городом
Самарканд была заселена согдийцами, страна соответственно
называлась
Согдианой. Разговаривали согды на языке близком к современному
таджикскому
и иранскому. Фарси, короче. На бескрайних пастбищах
вне
этой земли обитали куча всякого рода скифов. Которые назывались
саками,
но делились на разные племена Саки тиграхауда, они же
апасаки,
они же речные саки. Жили в оазисах возле рек, отличались от прочих
тем,
что занимались речным промыслом. Саки тиай-тара-дарайя -
звучит,
как черт знает что. Хорезмийцы - да да. Эта
страна
сохранила своё название. По сведениям люди Хорезма отличались
горячей
кровью, высоким ростом, светлой кожей, светлыми глазами, светлыми
волосами.
Арийцы, в общем. Только без нордического характера... Яксарты и сарты -
наиболее
воинственные из племен. Кочевники, которые доставили Македонскому
особо
много хлопот. Как известно, Александр Македонский не пошел дальше
Киресхаты,
где основал свой город - Александрию Эсхата - Александрию
Дальнюю. Между прочим,
современных
узбеков, <соплеменники> типа казахов и киргизов до сих пор зовут
<сарт>.
И отдельно - массагеты
-
<великие геты>, которых называют предками современных
таджиков. Но слово яксарт - также
имеет
таджикские корни, сарт - головастый, як - один. Что это племя
хотело
доказать таким странным названием <науке пока неизвестно>. Есть
вполне
правдоподобная версия, что так они назывались из-за головного
убора
- высоких конусообразных тиар, которые носили мужчины этого
племени. Есть также версия, что
слово
<сарт> в обозначении узбеков оскорбительное, и означает
укороченное
<сарик ит> - желтая собака, но мне эта версия кажется
сомнительной.
Внесено
в обиход якобы монголами, но сами монголы также далеко не
белоснежки. Хотя на востоке
<желтыми>
называют за цвет волос, а, по существующей версии, яксарты были
светловолосы
и синеглазы. (помню дразнилку в школе. Как правило, людей с
характерной
славянской внешностью дразнили словами <сарик машак>, в переводе,
наверное,
<желтая рожа>). Впрочем, есть версия, что современное обозначение
<сарт>
и древнее название племени просто созвучны, но не имеют по смыслу
ничего
общего. Простое совпадение, короче. Кстати река, возле
которой
кочевали, в основном, Яксарты, тогда называлась так же - Яксарт.
Теперь
это Амударья. Тюркский язык впервые
пришел
на территорию Узбекистана во времена тюркского каганата. Язык
получил
широкое распространение и вовсю использовался кочевым населением
древнего
Узбекистана. Городские жители сохраняли свой таджикский язык.
Делопроизводство
велось также на фарси. Арабы только снабдили
местный
генофонд большими черными арабскими глазами и смуглой кожей, но в
язык
каких либо фундаментальных изменений не внесли. Появились,
конечно,
в языке куча слов с арабскими корнями, но больше имена
существительные.
Глаголы сохранили свои <чистые> тюркские корни. Однако,
делопроизводство
велось уже на арабском языке, появилась <арабица> (тюркская
письменность
на основе арабских букв. Грамматика очень сильно отличается от
арабской,
но буквы арабские), и естественно появились арабские цифры.
Великие
ученые (Авиценна, Бируни, Ал Хорезми) свои работы пишут на
арабском
языке. Монголы - были довольно
странными
захватчиками. Опережая местное население только в военном деле, но
будучи
отсталым народом почти во всех прочих вопросах, монголы легко
перенимали
у завоеванных их обычаи, религию, культуру, язык. Они даже
частично
сменили свою кочевую жизнь на оседлую. Часть монголов, которая
сохраняла
свои кочевые традиции, за это осуждали их. Но оседлые монголы к
своим
собратьям уже относились иначе, и называли их с презрением <джучи>
(грубыми
и неряшливыми). И опять торжествует
тюркский
язык, заменив полностью арабский и таджикский при
делопроизводстве!
При Тамерлане арабский язык остается языком ученых теологов, фарси
-
языком поэтов (но и тут веселая компания во главе с Навои вводят
литературный
тюркский язык, который очень быстро завоевывает популярность), а
дела
решаются на тюркском. Народы Средней Азии
были
в основном кочевниками. Но узбеки были и кочевниками, и оседлыми.
Кочевые
узбеки, как и положено кочевникам, кочевали по кочевьям на кочевых
кочках.
Поэтому сейчас вы можете найти узбеков и в Киргызстане, и в
Казахстане,
и в Туркменистане и даже в Афганистане (там их, кстати, больше
всего!
Одно время был очень известен генерал Дустум, контролировавший
северные
провинции Афганистана, который является этническим узбеком или
узбекоафганцем
для политкорректности). И наоборот. В
Узбекистане
также живут киргизы, казахи, туркмены и афганцы. Изначально, оседлый
образ
жизни вели только таджики. Поэтому в разбросе национальностей их
относительно
мало, но...предки древних согдов до сих пор живут в своих городах.
Поэтому
население Самарканда и Бухары составляют в основном таджики. В
основном,
- но не полностью. Есть среди них и таджикоязычные
узбеки. К примеру, как мне
объясняли,
в Казахстане большинство казахов не владеет казахским языком.
Имеется
в виду старшее поколение, рожденное в советское время, и
говорившее,
преимущественно на русском. Тем не менее, они остаются казахами.
Так
и в случае с таджикоязычными узбеками. Поскольку население этих
городов
говорит в основном на таджикском, они также владеют этим
языком. Б) Территориальное
распределение. Вообще, разделение
страны,
носившей общее название Туркестан на отдельные республики целиком
и
полностью заслуга советской власти. Раздробление единой
территории
проходило нелегко. Касательно раздела территории я описывала
подробно
также в третьем номере рассылки. Добавлю только, что
принцип,
по которому произошло деление до сих пор непонятен. В настоящее
время
чтобы из Ташкента проехать в Джизак либо в Самарканд нужно
проходить
через территорию Казахстана. В пригороде Ташкента живет в основном
казахское
население. Узбеки, проживающие в Афганистане, навсегда стали
Афганцами,
хотя древний Хорасан был когда-то центром узбекской культуры.
Именно
там жил и творил Алишер Навои - один из основоположников
литературного
узбекского языка. Обратите внимание на последовательность
действий:
Данная катавасия
продолжалась
аж до 1930 года. Здесь я привожу данные Р.Ё.Раджабовой под
редакцией
академика А.Аскарова. По мнению Раджабовой
весь
раздел страны имел политический смысл, что таким образом было
раздроблено
и сломлено движение за освобождение
Туркестанцев. Но мне лично кажется,
что
политики тут не было. Непонятно как мог раздел стран ТОГДА
привести
к расколу внутри нации. Границ как таковых не устанавливали (их и
позже
так и не установили, настоящие границы государств Средней Азии
сформировались
только после распада Союза), следовательно, связи между
повстанцами
не разрушались. Весь раздел имел больше административный смысл.
Всего
лишь безграмотный подход к делу. Но такое случилось не
только
в Узбекистане. Ведь и единое пространство России было раздроблено
на
отдельные республики (отдельно Украинская ССР, Белорусская ССР).
Так
и в Узбекистане. Правда, со временем забылось общее историческое
прошлое
и в настоящее время каждая нация видит себя обособленно. <Народы
Туркестана>
со временем идейно раздробились, и, скажем, раздел республик в
далекие
30е вспоминается, только когда в очередной раз наталкиваешься на
пограничную
линию Казахстана, когда едешь из Ташкента в Джизак или Самарканд и
бываешь
вынужден ехать в обход. Что интересно, во
времена
царской России подход к национальному вопросу решался более тонко.
Хотя
генералы российской армии, из числа которых и назначались первые
губернаторы
покоренных земель, не отличались особой добротой и ангельским
характером
(что, впрочем, по большому счету и не требуется от военного
человека).
Но в плане образования они были, видимо, более продвинуты, чем их
последователи
из числа большевиков и прочих эсеров. А может быть тот факт, что они принимали непосредственное участие в покорении территорий, помимо военного опыта давал им дополнительную пищу для размышлений... Приведенная выше цитата
крупные землевладельцы-феодалы именовались там
"дихкань" абсолютно справедлива....в отношении дехкан, которые жили в те
времена,
когда реки Мавереннахра назывались Оксом и
Яксартом. Ко времени, когда эти реки стали называться Амударьей и Сырдарьей,
титул
<дихкань> потерял изначальный смысл и обозначал просто любого
человека,
который получал доход от земледелия. Дехкан - это не обозначение бедного или богатого человека, в настоящее время это обозначение профессии земледельца. Плов действительно едят
руками,
вернее ели, а еще вернее - должны бы есть. Но сейчас в любом кафе
и
даже чайхане, отличающейся приверженностью традициям, вам дадут
ложки,
хотя какие-то 15-25 лет назад такой подход, возможно, считался
немыслимым.
Существует целый свод
этикетных
правил как это делать. Есть такие мероприятия,
которые
называются "Ош" - плов. Перед свадьбой (или по
каким-нибудь
другим значимым причинам), рано утром раздается плов, всем
знакомым,
друзьям, соседям, и просто людям, которые прослышали про это
мероприятие.
Мероприятие как минимум на 100 человек. Проходит просто: на
столах
тут же раздается плов, лепешки, сухофрукты разложены ну и чай.
Люди
приходят, сидят за столом где-то 15 минут. Обязательна
классическая
узбекская музыка, живой звук, традиционные инструменты. Песни из
цикла
"Шашмаком", либо другая классика 14-17
века. Так вот, в таких
мероприятиях
готовят самый вкусный праздничный плов (вообще рецептов
приготовления
много) и традиционно едят его руками. И если, не дай Бог, у вас
руки
не в порядке, или вы едите руками некрасиво (!!!) если зерна плова
падают
сквозь пальцы, вы не можете сразу аккуратно и изящно положить в
рот
взятую порцию плова - то все... считайте, что ваша репутация
погибла.
Ташкентцы в этом плане народ нехороший, в лицо вам ничего не
скажут,
а в бородку посмеются. Пальцем показывать не будут, но за спиной
сделают
героем анекдотов. Но если вы будете есть
совсем
понемногу, выбирая (фильтруя) куски и как бы нехотя, о вас также
сложится
не очень хорошее мнение. Смеяться не будут, но может оказаться,
что
в следующий раз за ляганом останетесь сидеть один. Есть нужно с аппетитом,
аккуратно
(чтобы человеку, который ест вместе с вами не было противно, а,
напротив,
было приятно), красиво, похваливая еду и хозяина, который все это
так
замечательно устроил. Вот признак хорошего тона. Еще один признак - есть
нужно
на этих мероприятиях быстро. Как правило, за каждым столом есть
кто-то,
кто старше всех прочих сидящих - так вот вы ни в коем случае не
должны
продолжать есть, после того как он закончит. Это не означает, что вы
тут
же должны прекращать жевать, как только тот начнет вытирать
пальцы.
Это будет слишком поздно. Вы должны перестать жевать как минимум
за
минуту! Поэтому во время еды не разговаривают. Впрочем, старики
тоже
блюдут хороший тон, и, как правило, следят за тем, чтобы молодежь
закончила.
По этой причине, за столом, как правило, говорят только старики.
Детей,
которые часто разговаривают за столом, мамы так и ругают: <за
столом
говорят только старики!> Разговоры будут потом, когда унесут
ляганы
и нальют чай. Вообще на востоке есть
пословица
"человека можно узнать по тому, как он ест". Все вышеуказанные
советы
касались только мужчин, поскольку плов - это мужское мероприятие.
|
Уважаемые подписчики! Вы также можете быть в составе экспертной комиссии.
|
Ваше мнение имеет значение!!! Пишите Ваши добрые и сердитые письма на turist.28@mail.ru Присылайте свои мифы об Узбекистане, мы будем рады рассмотреть КАЖДЫЙ из них.
|
автор рассылки - Наргиза военно-историко-географический консультант и
шеф-редактор
- лейтенант запаса Камбар Саидов (а еще он не умеет есть
руками!) |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: rest.travel.tashkent28 |
Отписаться |
В избранное | ||