Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Узбекистан: мифы и реальность

  Все выпуски  

Узбекистан: мифы и реальность


Информационный Канал Subscribe.Ru

Узбекистан: мифы и реальность.


С весной вас уважаемые читатели!

Новости рассылки: теперь дополнительно об Узбекистане вы можете прочесть в рассылках:

Спасибо за ваши письма и вопросы. К сожалению не всегда тема письма соответствуют теме <Мифов и реальности>, к счастью они почти всегда соответствуют теме вышеуказанных рассылок, где я и даю подробные разъяснения.

Надеюсь, Вам будет интересно узнать подробности о нашей стране, как и нам интересно, что Вы думаете о нас.


Выпуск #7"Национализм в Узбекистане"
<Мне здесь в Казахстане сказали, что в Узбекистане есть несколько курсов валют, черный, обменный, официальный. Говорят выгодно поменять на черном рынке? Страшно...

Дональд (США)

<Спасибо вам за рассылку. И хочу спросить, а не будет ли с моей стороны быть наглым попросить вас что то печатать серъезное. Или хотя бы где попросить весь архив вашей рассылки или есть ли сайт на эту тему... Все про город и с криминальными сводками...>

Станислав(?)

<Много раз слышала том, что в Узбекистане не любят "не узбеков", хотя сама живу в Ташкенте с рождения (правда, почти не выезжаю из него и не имею никакой информации о менее урбанизированных местах) и не имею подтверждений такого мнения. В частности, вроде бы это в немалой мере относится к евреям... Меня единожды уверяли, что правоверный мусульманин после встречи с евреем пойдет очищаться к мулле. Хотя про себя я не вполне понимаю, как это возможно, потому что из известных мне данных о этих религиях и народах ничто не позволяет предположить, что между ними существует какая-то особая неприязнь, более того, мне кажется, должно быть определенное уважение за некоторую схожесть традиций...
В общем, сама я не имею никакого подтверждения об антисемитизме или "антирусизме", но было бы приятно, если бы вы рассказали, как это выглядит "с другой стороны".

Елена (Узбекистан)


 

МИФ 17 - <Криминальный Ташкент>.

Мифы на эту тему я слышала достаточно много. И режут в Ташкенте на каждом углу, и афганцы с ножами разгуливают, и русских ненавидят и евреев пытают и много еще чего. Иногда даже приятно было слушать. Как-то слышала историю, что некие <пацаны> из Ташкента поехали в Россию деньги зарабатывать. Факт то что это были вовсе не <пацаны> а нормальные ребята, но <местные авторитеты> их приняли именно за таких. По той простой причине, что они были из Ташкента. Ну где-то месяц к ним приглядывались и не приставали, <крыши> не предлагали по той простой причине, что думали что они могут быть очень и очень круты. По той простой причине что Ташкент, Узбекистан, граница с Афганом сами понимаете. А в Афганистане вообще самые ярые душманы из числа узбеков были...

На самом деле они были просто спортсменами-тайквондистами и приехали организовать секции для детей. Потом, правда, провели одну квартирную сделку, из-за чего местные <пацаны> решили, что это вызов, и пригласили <быков> на разборки, где все и выплыло

Да и еще одна деталь - они не были этническими узбеками. Они были русскими узбекистанцами.

Что тут сказать, увлекательно но..увы - Ташкент в этом плане город достаточно прозаичный. Никаких перестрелок, никаких переделок. В городе даже нет автомобильных краж. Тем не менее, конечно же, слухи про всяких <авторитетов> ходят. Но они настолько расплывчаты...и как бы сказать - настолько благопристойны, что их скучно слушать.

Ходят слухи, что у нас мафиозная структура в большом спорте, что страна - это транзит наркотиков из Афганистана. Трудно что либо сказать по этому поводу, возможно так оно и есть, кто его знает. Однако несмотря на утверждения, что наркотики здесь можно купить на каждом углу, мне почему-то не приходилось встречать ни одного наркоторговца. Среди студенческой молодежи с ужасом рассказывали <страшные истории> про того или иного наркомана. То есть само по себе явление редкое, поэтому и экзотикой было посмотреть что это за наркоман такой.

Мелкие бытовые кражи, конечно же, случаются. Места - в основном базары, общественный транспорт - в общем там, где толкучка. За исключением метро. Метро в Ташкенте уникальное, красивое и весьма цивильное место. Да и охрану правопорядка там осуществляет не только милиция, но и спецохрана метрополитена.

Всплеск уличных краж возрастает обычно после праздника <Мустакиллик> (День Независимости), поскольку в честь праздника амнистируются многие преступники. Затем так же волна стихает (наверное, их опять арестовывают и держат до следующего праздника, скажем Дня Конституции).

Насчет основного страха иностранцев - террористов и басмачей. Вопреки расхожему мнению, их не так уж и легко встретить. А говоря точнее, вы их попросту не увидите. Не увидите также людей с листовками и пропаганду во всякие экстремистские организации. Дело в том, что после террактов была произведена основательная <чистка> городов. Возможно даже более основательная, чем следует, говорят даже что <под горячую> руку правоохранительных органов попадали и совершенно непричастные люди. Но это уже другой тип преступлений, о которых не буду много говорить по той простой причине, что не имею данных ни подтверждающих ни опровергающих подобные слухи.

Два месяца назад весь город был в ужасе. Объявился маньяк, который убивал девушек-подростков. Фотографии подозреваемых были развешаны в метро, слухи ходили один зловещее другого, информации конкретной было очень мало. Некоторые родители за этот период перестали отправлять детей в школу. Однако школы не были закрыты, хотя во всех школах дежурили представители правоохранительных органов. И опять же очень много арестов. Думаю в результате в городе отловили всех бомжей, обрубили все кусты, почистили все подвалы. Сейчас леденящие душу слухи не ходят, в городе тихо и спокойно и однако же всем, кто приезжает рекомендуется после 10 вечера не отпускать без сопровождения маленьких детей и девушек.

В общем...серьезные рекомендации по уголовщине самые банальные и распространенные, ничего мифического и мистического.

Насчет экономических преступлений - а именно рынков валюты - тоже ничего интересного. Два года назад - да это было дело. Тогда в стране не было ни одного обменного пункта, конвертации не было, валюта выдавалась в банках только при наличии авиабилета (ну или любого иного документа подтверждающего выезд гражданина из страны). Разница между официальным и фактическим курсом была катастрофически большая, и действительно, выгодно было <делать дела> на этом рынке. Однако, в настоящий момент в городе в каждом углу обменные пункты (один Национальный банк ВЭД РУ пооткрывал только в Ташкенте 87 штук), курс валюты более не понижается искусственно Центральным банком и значит выгоды никакой в <валютном рынке> не осталось. Это и сразу заметно стало. Раньше когда ходили по базару можно было чуть ли не на каждом шагу слышать <доллар пааакупаем, рассийски рубль, доллар доллар синие зеленые>, теперь же этот сорт торговцев со своей своеобразной речевкой полностью исчез.


МИФ 18 - Нацизм в Узбекистане.

А) религиозная нетерпимость

Вообще этот вопрос чаще задают русские. Еврейский вопрос я вижу впервые. Узбекистан страна многонациональная и много различных религий и конфессий действуют на её территории испокон веков. Несмотря на то, что в некоторых источниках про Узбекистан в графе <религия> пишут <Ислам> это не соответствует действительности. Узбекистан - светское государство в котором действует понятие <свободы совести>.

Однако, большинство этнических узбеков, и прочих представителей среднеазиатских национальностей - мусульмане. Я также мусульманка и могу сказать вам точно - такого понятия как <очищение муллой> в Исламе попросту нет. Дело в том, что священнослужители в Исламе (муллы, имамы) не могут никого ни очищать, ни отпускать грехи, ни что-то еще. Права торговать индульгенциями, как у католической церкви в средние века, у них нет и не было. Их функции чисто преподавательские и пропагандистские, конечно. То есть они дают толкование, могут дать совет, если вы к ним обратитесь, могут учить. Ничего больше. В Исламе нет понятия синагоги или церкви в плане организации. Мечеть - не выполняет иной функции, кроме как сбора людей, которые молятся. Это просто место для молитвы. Молитва каждого индивидуальна и касается только самого молящегося. И даже если бы мусульманин согрешил, либо был <осквернен>, очищаться он будет сам. Нет также понятий, аналогичных <отлучению от Церкви> в православии. Мулла (кори-домла) не Бог, не ему решать и судить, является этот человек правоверным или нет, можно ему заходить в мечеть или нет. Абсолютный Судья в Исламе только один, и Он доступен для каждого, кому Он нужен, поэтому посредники с обширной чиновничьей организацией не нужны.

В самой религии неприязнь к евреям, а, вернее, укор заключается в том, что они не признали пророка Иисуса, а затем и пророка Мухаммада. Тут должна уточнить - речь идет не о самих евреях, как о национальности, а о тех, кто принял иудейство.

Но во всем остальном - традиции евреев действительно близки к мусульманским. Понятие еврейской Кошерной пищи очень схоже с понятиями мусульман о <халол> и <харом>. Еврейский народ также отличается ритуальной чистоплотностью (как по жизни с гигиеной знать не могу - это дело индивидуальное).

По этой причине в Бухаре - самом реакционном и строгом городе Узбекистана, одно время даже спорившем с Дамаском на звание азиатского центра мусульманской культуры, так долго и спокойно жили евреи. Есть даже такое понятие этноса - <бухарские евреи>. Известно, что народ этот занимался в основном торговлей и ростовщичеством, и проблем с ними и между ними и узбеками никогда не было.

По христианам то же самое, за исключением, конечно же, традиций христиан. Они могут пить спиртные напитки и есть мясо свиней, что запрещено в Исламе. Вообще, свиноводство в Азии и не было распространено, я думаю по причине того, что свинина очень быстро портилась под палящим солнцем Азии, и была вредна к употреблению. А вот вина пили не только христиане. Этим грешили и многие мусульмане. Но в Исламе есть понятие, что безгрешен только Бог (не пророк, не святой, не священник, только Бог) и потому мусульмане спокойно относились к своим да и чужим грехам (особенно к своим, естественно).

Неспроста в Самарканде еще со средневековья собирались паломники трех религий у могилы ходжи Дониёра (Св. Даниил).

Б) Национальная нетерпимость

Мифы о неприязни узбеков к русским вероятнее всего сложились и сохранились с конца 19 века. Когда Царская Россия захватила большую часть современного Узбекистана. К ним, естественно, относились как к захватчикам. Неосторожных русских, которые нарушали соглашение и переезжали в Старый город в Ташкенте неоднократно забивали камнями, и российское правительство признавало за местным населением право на это. Узбекам же было дозволено переходить в Новый город, однако это сопровождалось многими унизительными условиями как: не дозволено садиться на скамейки, на трамваях разрешено ездить только на подпорках, ну и язык. Конечно же, национальный язык терял свой статус, что было очень проблематично для большинства узбеков, которым трудно было изучить русский язык.

А когда началось рекрутство, неоднократно вспыхивали восстания во всех регионах Средней Азии. Подавлялись они беспощадно, что, само собой, не увеличивало любовь местного населения.

Культура русских была слишком...чуждой. Женщины в Узбекистане ходили полностью закрытые в парандже, русские женщины - нет, и это автоматически причисляло их всех в категорию непорядочных (паранджа это одежда, ходить без одежды...нуу как вот вы, к примеру, относитесь к разгуливающим без одежды или только в нижнем белье?). Русские часто употребляли спиртные напитки, воровство среди русских считалось делом житейским, узбеки же не знали понятия <замок>. Двери узбеков всегда были открыты, закрывать их на ключ было не принято. Закрытая на замок дверь означала негостеприимного хозяина, и что еще хуже, человека которому есть, что скрывать. Если во время базара народ звали на площадь для объявления новых указов, к примеру, или чего-то еще, то торговцы просто накрывали свой товар полотном (означало <Ушел на совещание. Скоро приду>) и все. Лавки не закрывали, и охрану не оставляли. Может быть, потому и принято было ворам отрубать руку, что это уж очень большой грех - обворовывать таких наивных людей, не понимающих, что их товар можно украсть из под полотна. <Русские принесли с собой две беды: пьянство и воровство> - жаловались старики.

Позитивное влияние русских - театры, искусство, живопись - так же принималось со скрипом. (ну вот с паранджей и открытыми одеждами русских женщин все понятно так? А представьте себе, какое отношение к балерине, где основной акцент на ногах танцовщицы). Правда, позитивное влияние все же перенималось быстро, не оставив болезненного следа.

Революционная эпоха для большинства узбеков была трудна и попросту непонятна. Народ временами поднимался - опять же только по одной причине - не хотели отдавать своих сыновей в армию царя. А то, что происходили еще какие-то дела, всякий там болшавой-меншавой и прочая кошевой...для большинства оставалось темным и непонятным. То малое количество, которые более менее уразумели, что происходит, и принимали какие-то меры (контр или про) далее были названы <басмачами> или <комиссарами> и стали наиболее популярными типажами в Узбекфильме. Теперь их всех поголовно называют <освободительным движением Узбекистана>, но это также неверно. Всякие среди них были, и идейные, и просто мародерские отряды, были и отряды мстителей, были и отряды самообороны, и отряды содействия революции. Были и просто случайные люди.

Такой разнобой шел в те времена, что народ сам не понимал, кем он, собственно, является. Вот характерный случай истории людей в те времена: из моих предков, двоюродные прапрадеды, двое братьев. Образованные передовые люди своего времени. Один из них с первых же дней объявил, что никогда не будет жить в <государстве голодранцев>. Он был в Туркестанской автономии, после свержения которой его и расстреляли в числе многих других. Человеком он был известным и уважаемым, и в Самарканде, где его расстреляли, нашлись люди, знавшие его хорошо и переслали его окровавленный чепан его семье, находившейся в Ташкенте. Этот чапан и похоронили за неимением тела. Другой брат в это время уже был в Ташкенте. До этого узнав, что большевики амнистируют тех, кто добровольно отказывается от борьбы, воспользовался этим и вернулся. Он стал одним из первых профессоров Ташкентского государственного университета (раньше был имени Ленина), и всю свою жизнь занимался только наукой, не обращая никакого внимания на политику.

Другая семья - мой прямой прадед по матери. Был третьим сыном. Двое его старших братьев также участвовали во всяких движениях, за что большевиками был арестован и посажен в тюрьму их отец (здание тюрьмы сохранилось. Сейчас это старый ТЮЗ). Мой прадед сел в тюрьму вместо своего отца и вышел только через 5 лет. Когда один из его братьев вернулся, и заменил его.

Мой двоюродный дед со стороны отца пытался эмигрировать в Китай. Он был очень богатым человеком и ему было с чем эмигрировать. Однако на границе был задержан и лишен всего имущества. После чего решил никуда не уезжать. Неоднократно сидел в тюрьме по разным обвинениям. Его младший брат (мой прямой дед по отцу), которому в момент революции было всего 8 лет был изгнан из школы, за то, что сын бая. Он так и остался необразованным. А после раскулачивания все его дети (и мой папа в том числе) учились в школе, которая раньше была их домом. Также был неоднократно судим и сидел в тюрьмах.

И таких историй может рассказать каждая вторая семья в Ташкенте. Но именно в это время пошло всеобщее этническое уравнивание. То есть, уже перестало иметь значение, кто русский, кто узбек. Арестовывали, сажали и расстреливали и тех и других, конечно, узбеков больше, чем русских по той простой причине, что узбеков в Узбекистане все же было больше.

А в 1941-1945 годы война начисто стерла последние грани. К этому времени уже были внесены существенные коррективы в преподаваемую историю. По тексту советских учебников Узбекистан был не <захвачен>, а <присоединен> к Российской империи (а точнее, новый Советский Узбекистан добровольно присоединился к новой Советской России). Собственно, мааленькая поправка, а как уже иначе все звучит!

Новое поколение выросло на этих учебниках, причем не только узбекское - русское тоже. Многие русские уже не помнят, что они захватили, узбеки - что их захватили и причины для розни нет.

Сейчас, конечно, внесены обратные исправления, но на отношение русских-узбеков это не влияет. Узбеки научились говорить по-русски и забыли былые проблемы. Русские спокойно живут в Старом городе. В трамваях уже почти никто не ездит, а в автобусах на подножках приходится порой ездить почти каждому - толкучка вещь весьма демократичная.

К тому же русскоязычное население Узбекистана за эти сто с лишним лет, проведенные здесь, успели измениться. Некоторые традиции забыты, некоторые переняты. Ну и узбеки далеко не те, что сто с лишним лет назад. По уровню восприятия, мышления узбеки из Узбекистана ближе ко всем народам бывшего СССР, а не скажем, арабам или Туркам - хотя и ближе к последним в этническом плане.


Ляпы эксперта:

Выпуск ? 6 "Истоки узбеков"

4. Конец 1920 года, протесты большевиков местного розлива (Тура Рискулов) о невозможности подобного раздела Туркестана.
Поправка правильнее Турар Рыскулов. Он был казахом.
Ерлан (Казахстан)

Эксперт: сорри очепятка.

Уважаемые подписчики!

Вы также можете быть в составе экспертной комиссии.

Для этого достаточно внимательно следить за публикациями и отправлять письмо по адресу turist.28@mail.ru если заметите "ляп"

Ваше мнение имеет значение!!!

Пишите Ваши добрые и сердитые письма на turist.28@mail.ru

Присылайте свои мифы об Узбекистане, мы будем рады рассмотреть КАЖДЫЙ из них.

Если Вам необходима какая-либо информация из Ташкента или у вас есть просьбы и пожелания, также пишите нам по адресу turist.28@mail.ru Мы будем рады вам помочь! Все, что мы делаем бесплатно.

автор рассылки - Наргиза

военный консультант - лейтенант запаса, Камбар Саидов


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.travel.tashkent28
Отписаться

В избранное