Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет-культура в Русском Журнале Интернет-культура


Интернет-культура


Сегодня в выпуске
24.10.2006

Страх и ненависть в LJ

Если ранее в ЖЖ действие стандартных механизмов самоутверждения власти было нейтрализовано, то теперь сетевые структуры создают возможность для более дешевого и эффективного выстраивания властных практик.

С середины прошлой недели, а именно с момента, когда стало точно известно о договоре между компанией "Суп" и американской компанией Six Apart , русский "сегмент" ЖЖ лихорадит. Сейчас нет недостатка в описаниях последовательности действий нового руководства, реакций юзеров и т.д. Естественно, событие стало мгновенно обрастать комом интерпретаций и ответных инициатив (среди наиболее интересных - виртуальная эмиграция в Тринидад и Тобаго), а журнал пользователя dolboeb начали читать даже те, кто никогда не читал этого почтенного джедая блогосферы.

Если пока оставить вопрос, а были ли хоть какие-то основания для конфликта, следует зафиксировать один симптом - ! о "Живом журнале" (на его страницах или как-то иначе) стали высказываться в том числе и те, кому это автореферентный жанр был несвойственен. Огромная масса вынесенных за пределы "большой жж-политики" "нетысячников" была поставлена перед тем фактом, что столь любимый сетевой сервис не является такой уж нейтральной и беспроблемной площадкой. Известно, что в детских садах простейшие законы физики объясняют наглядно - например, воздух, хотя мы его и не видим, существует потому, что его можно набрать в целлофановый мешок, а мешок может лопнуть, испугав кошку. Физика в действии. Сделка "Супа" и Six Apart вывела пользователей из состояния уютного инфантилизма, они поняли, что воздух, которым они дышат, существует. И этот воздух имеет собственную аэродинамику.

Все говорит о том, что для юзеров настал момент " X ", когда они должны встать на ту или другую сторону баррикады. Liberte ou la mort, " ЖЖ или Суп ". Такая и! нсценировка, немыслимая в большинстве иных сервисов (например,! недавня я покупка Google 'ом YouTube , кажется, никакого ажиотажа среди видеоблоггеров не вызвала), наводит на мысль, что поляризация позиций, призывы "Родина ЖЖ зовет!" и т.п. - все это некий симптом, который крайне сложно списать на "глупость" рядового жжиста. Собственно, "Живой журнал" был выстроен так, чтобы минимальный сервис обеспечивал максимальные возможности для общения, то есть это сервис для тех, кто не любит, когда его "обслуживают". Сейчас, когда эта ситуация может измениться и уже меняется (причем, естественно, начала она меняться еще до истории с "Супом"), многие пользователи наконец-то могут выйти из круга нескольких десятков "френдов" и перейти от дружбы к политическим действиям, пусть и онлайнового масштаба. Какими бы благими целями ни руководствовались "Суп" и увлекшаяся игрой в аутсорсинг компания Six Apart , для огромного количества блоггеров "сделка ! века" выглядит как нарушение базовых "демократических" принципов: им кажется, что "президента" ЖЖ не избрали, а просто "провели", воспользовавшись, как обычно, "административным ресурсом".

Если ранее ЖЖ служил в качестве места, где действие стандартных механизмов самоутверждения власти, по крайней мере частично, нейтрализовано, то теперь выяснилось, что сетевые структуры создают возможность для более дешевого и эффективного выстраивания властных практик (в конце концов, они проглядывают уже в риторике А.Носика ( dolboeb ), новоявленного "президента русского ЖЖ", который готов кого-то "прощать", а кого-то считать "нормальным", то есть ему понятным пользователем, понимающим, "насколько выгодно" будущее сотрудничество с "Супом"). Было бы легко отмахнуться от этого рассуждения, заявив, что никакой демократии в ЖЖ никогда не было и что теперь пользователи просто сменили зарубежн! ого владельца на своего собственного, "родного" или,! вернее, добавили местного наместника к американскому собственнику, заполучив в итоге двух господ там, где и одного было много. Однако сама эта "демократическая видимость" имеет право на существование, оказываясь действующей силой, регулятивом, который не стоит списывать со счета.

Так, пользователи не могут не чувствовать "проблематичность" нового положения дел, даже если они полностью согласятся с Носиком, который полагает, что весь конфликт и все контракции не стоят выеденного яйца, являясь позорным "пиаром лузеров, которые никогда ничего не смогут сделать" (не смогут даже собрать нескольких тысяч голосов). Пусть так, но уже сам факт распространения маловразумительных сообщений о сделке (тут помог и "Яндекс", уверенно маркирующий значимость отдельных постов) в френдлентах, сама дисперсия позиций непосредственно касается практически всех пользователей ЖЖ. "Фундаментальная&qu! ot; аргументация "Супа", указывающая на заурядность происшествия и на безоговорочную целесообразность сделки века, сталкивается с феноменальной поверхностностью контраргументов "нацистов" и "паникеров", однако эта поверхностность значима уже сама по себе, без отсылки к своим собственным основаниям. Почему? А именно по причине структуры ЖЖ (и аналогичных сетевых сред), предполагающей, что значимость того или иного мнения, факта, события и т.п. определяется не каким-то объективным положением дел (или мнением сверхавторитетной инстанции), а всего лишь поверхностной дисперсией, рассеянием мнений и комментариев, вздорных, тупых, оголтелых, иногда стройных и аргументированных, чаще - скоропалительных и пафосных.

Именно в тот момент, когда "Суп" и его представители начинают заниматься "просвещением" публики, отсеиванием перспективных и умных ("понимающих") пользователей от тех, кто может, наподобие Mithgol The Webmaster , о! тправлят ься на все четыре стороны, когда они выступают с позиции знания, профессионализма, осведомленности и т.д., они демонстрируют вопиющее, идеологически отъюстированное незнакомство с тем, что они собираются "оптимизировать" и "улучшать". Вместо произвольной дисперсии интерпретаций, в которой на равных выступают идиоты и гении, нам предлагается прислушаться к инстанции знания, к тем, кто "знают как". Или, более точно, - к тем, кто "владеет истиной", а не просто "погружен в мнения и склоки". В действительности сделка по "обслуживанию" кириллического сегмента ЖЖ демонстрирует радикальный жест, который как раз не могут простить Носику и тем, кого он представляет. Этот жест говорит^ "Знаем мы ваше ЖЖ, и нет в нем ничего особенного". Так, ерунда, бизнес как бизнес, а в его кириллической части - никакой еще и не бизнес.

Именно этот момент - отрицание жжшной "демократии" как некоего отдаленного потом! ка "литературной республики" - и стал тем триггером, который запустил политизацию контракта "Супа". "Видимость" демократии поставили перед вполне вероятным фактом разоблачения, ей явно отказали в тех претензиях, которые она как будто лелеяла, зная о том, что это только претензии, только надежды и иллюзии. Позиция А.Носика здесь оказалась симптоматичной не столько из-за его личных качеств, сколько из-за самой структуры отношений: в отличие от создателей LiveJournal , он является одним из игроков "поверхности", экрана, на котором распространяются блики "виртуальной" демократии, но теперь он перешел в совершенно иной статус, как бы ему ни хотелось создать прямо противоположное впечатление (естественно, никто не считает, что такая смена статуса являлась сама по себе целью). Конечно, в поверхностной игре блогов у многих пользователей возникает искушение "встать" над схваткой - но не просто "выйти", а получить ! некий привилегированный доступ. "Управлять всем цирком&qu! ot;. Ест ественно, демократия строится в том числе и на запрете привилегированного доступа - никто не может заранее заглянуть в головы избирателей, никто не был в состоянии управлять чужим дневником (получив идентификационные данные) или читать личную информацию. У Носика появилось примерно такой же структурное преимущество, какое хотели бы иметь незадачливые самоубийцы, рассуждающие в стиле "вот я умру, а вы все будете меня жалеть, и всем вам будет очень плохо, а я буду смотреть и смеяться". Наподобие "магистра Йоды" он умер, но так, что стал "еще сильнее". Структурно это "живой труп", который может наблюдать разговоры о себе (и о ком угодно), будучи радикально исключен из этих разговоров. Собственно, это и есть позиция "знания" - но вовсе не знания, которое может знать о "приватной информации".

В действительности весь разговор о потенциальной угрозе для приватной информации (закрытые посты, информация в userinfo и т! .д.), исходящей от "Супа" и лично Антона Носика, является не более чем не слишком удачным выражением отрицания самой позиции знания, угрожающей "демократической иллюзии". Выражая свои опасения за приватную информацию, пользователи прежде всего кодируют отвержение, отрицание "знающего мертвеца", который противостоит простому "миру мнений", поскольку знает, "в чем ваше счастье" и "от чего вам будет хорошо". Просто никакого другого языка для выражения "идеи" ЖЖ нет - кроме языка, который задается соглашением о privacy : понятно, что этот язык крайне ущербен, как понятно и то, что вряд ли Носик действительно страждет покопаться в чужих подзамочных постах. "Суп" (развивая всем понятный тренд) разрушил единственную продуктивную видимость ЖЖ - видимость равенства и произвола внутри "литературной республики", однако теперь, и это уже следствие такого разрушения, претензия к нему может п! редъявляться только в абсолютно бестолковых терминах - "а! не буде те ли вы нас читать так, как мы не хотим?". Понятно, что это лишь язык, понятный и "Супу" (который поспешил заверить всех в своих благих намерениях), и большинству пользователей, которые, естественно, не имеют никакого иного языка, кроме языка власти.

Естественно, сделка "Супа" не является чем-то сверхоригинальным - именно поэтому она всегда может оправдаться универсальными законами бизнеса и рынка. Но здесь присутствует еще одно затруднение, принципиально опускаемое во всех рассуждениях о "новых сервисах" и будущем русского ЖЖ. Выступая, с одной стороны, с позиций знания, с позиции тех, "кто умеют" и "желают добра" ("хотите вы того или нет, вы все равно хорошо проведете свое время"), деятели из "Супа" в то же время декларируют принципиальное, априорное согласование логики либерализации/приватизации ЖЖ с его внутренней логикой "имманентной" (то есть иллюзорной, поверхностной) демократ! ии. Дескать, чем более ЖЖ будет коммерциализироваться (а если коммерциализации нет, не ясно, зачем и на какие средства кто-то будет вводить новые сервисы), тем больше у вас будет демократии. Вы получите новые демократические инструменты, сделаете демократию более современной, проведете, в конце концов, долгожданный update (получив, например, возможность иметь двести юзерпиков).

Но последние тенденции во всем мире web 2.0 указывают на то, что либерализация подобных сетевых сред предполагает выстраивание вертикали, в результате которого богатые становятся еще богаче, а бедным предоставляется шанс стать безучастными наблюдателями. Конечно, "Суп", ничего не изобретая, лишь поддерживает уже существующие модели, которые предполагают, что собственно "демократическое" содержание сервисов web 2.0 не более чем точный эквивалент трафика, который имеет значение только своим количеством. Важны механизмы перераспределения и аккумуляции этого трафика, то есть ме! ханизмы, создающие над "поверхностной демократией" н! екую вто рую "основу", второй базис, более фундаментальный, чем технологическая подкладка ( support ). Этот второй базис представляется в виде пирамиды, работающей достаточно давно в превращении, например, пользователей в "тысячников" и затем в успешных "распорядителей" трафика (в этом, очевидно, им и должен помочь "Суп").

Иными словами, вывести проект ЖЖ на новый уровень - значит оборвать его "призрачное" и иллюзорное существование, распрямить его по вертикали имманентной бизнес-власти. Виртуальная гусеница иллюзорной демократии созрела и должна превратиться в бизнес-бабочку - причем вы еще можете поучаствовать, никому ничего не запрещается. Web 2.0 стирает контентную маркировку, поскольку контент - это просто "бесплатная" составляющая (как, например, красивый природный пейзаж), на ее место постепенно приходит маркировка власти и "рейтинга" (или "кармы"), в самых разных формах, имеющих тем не мене! е общий знаменатель - "количество уникалов". Самое смешное - происходит это именно за счет идеологии "чистого контента" ("мы читаем это только потому, что это интересно читать"). В этом смысле ЖЖ станет самой наглядной фальсификацией литературной республики. Никто и не заметит, как ситуация в блогосфере превратится в то или иное подобие современной войны за трафик, порождающей своих сетевых героев - тех же пауков и дорвеев.

Действия "Супа" и им подобных можно сравнить с действием Остапа Бендера, догадавшегося, что можно продавать "Провал", но это сравнение неполно. Дело в том, что успех возможен только тогда, когда посетители "Провала" проваливают его еще больше и получают собственные "ниши". В известном смысле весь сетевой бизнес (а не просто онлайновое "представление" бизнеса) - это бизнес на бизнесе, то есть на "желании" заработать "между делом", на своеобразном &qu! ot;окказионализме" пользователя. То есть "Суп" ! только а ктуализирует фантазмы, имевшиеся у пользователей и ранее, но не пускавшиеся в оборот самой структурой ЖЖ-общения. Многие хотели бы "умереть и вновь родиться" наподобие Носика, попасть на свои собственные похороны на манер "владеющего истиной" мертвого философа, и многие хотели бы "зарабатывать любимым развлечением", попасть в ту зону случайного совпадения заработка и развлечения, которая в современном обществе часто называется счастьем. Эти фантазмы извлечены "Супом" на поверхность и запущены в качестве рабочих механизмов бизнес-плана. Новые сервисы и взаимодействие с "приблизившимся к народу" хозяином обеспечит пользователей суррогатом знания и одновременно будет стимулировать их искать все новые способы совмещения "приятного разговора" и "бизнеса". Естественно, это не может не привести к трансформации самой практики ЖЖ, что, впрочем, наблюдается уже сейчас.

Подробнее
П@утина, выпуск 89

Козлиный суп. Улиточья почта. Гонка браузерных вооружений.

Думаю, не ошибусь, если нареку новостью прошедшей недели начало работы компании "SUP", ориентированной на обслуживание русскоязычной и кириллической блогосферы, конкретно - сектора "Живого журнала", использующего кириллицу. Руководителем службы блогов назначен Антон Носик. Планируется добавить кучу новинок, сделать более легким процесс оплаты для россиян, чему очень обрадовались некоторые пользователи (свое нововведение вы, кстати, можете предложить в свежесозданном сообществе "sup_ru"). Правда, создается впечатление, что сами основатели слабо представляют себе дальнейшее развитие компании.

По этому случаю в Москву приехал Бред Фицпатрик, который, похоже, и не подозревал о мегапопулярности своего детища в России. За несколько дней Фицпатрик успел дать кучу интервью (можете почитать транскрипты "Эха Москвы" и "Взгляда"). Кроме того, в историю российского ЖЖ, вероятно, войдет организованная по этому случаю вечеринка, непонятно почему не переросшая в сатанинскую мессу, по крайней мере черный козел на ней присутствовал. Фотографии мероприятия можно посмотреть здесь и здесь< /a>. Можете еще посмотреть большую подборку ссылок на эту тему и соответствующее интервью Носика "Ленте.Ру". Что же касается рядовых сетян, то их данная перемена в судьбе любимой игрушки сподвигла на кучу постов с обыгрыванием темы "супа", "семерых козлят" (это, видимо, Носик плюс Six Apart), "кровавого ГБ, которому всех нас продали", и бобра в качестве логотипа новой компании (правда, тогда получится "союз бобра с козлом" и может запротестовать православная общественность, почему-то проигнорировавшая черного козла).

Вдобавок, "патриотическому" крылу жжисто! в, оказывающему весьма сильное влияние на тамошний ландшафт, изменения не понравились. Сайт Движения против нелегальной иммиграции, известный своей неразборчивостью в выборе публикуемого материала, вообще стал рисовать апокалиптически-жидоедские картины. Самые осторожные пользователи начали переезжать на другие серверы и менять настройки своих журналов. Свежей идеей стал виртуальный переезд в Тринидад и Тобаго, а вот пользователи ICQ обычно числят себя в Гондурасе. Вдобавок нашлись шутники, воспользовавшиеся ситуацией для розыгрышей. Короче говоря, весело было всем... Хотя "русский ЖЖ" и снискал себе репутацию чего-то ! необычайно серьезного, но тем не менее оказалось, что его обит! атели ум еют жечь и даже, не побоюсь этого слова, отжигать...

Заодно, кстати, вышла из бета-состояния служба обмена сообщениями "Живого журнала".

В ноябре, кстати, вслед за Фицпатриком в Москву едет Билл Гейтс, так что готовьте кондитерскую продукцию...

Блоги вообще не перестают быть главным генератором новостей. Да и сами журналисты часто их используют как материал для исследований: на телеканале "Вести" начала выходить программа "Вести.net", посвященная тому, что обитатели блогосферы думают о тех или иных событиях. Вести ее будет, разумеется, блоггер, ведущий "Эха Москвы" Александр Плющев.

За прошедшую неделю издательство "Эксмо" подтвердило подлинность текста Виктора Пелевина, выложенного в Сеть. Правда, сообщив заодно о том, что выложенный текст сильно отличается от того, что будет опубликован - видимо, удовольствие от чтения будет неполным. Ну что ж, дождемся выхода книги и посмотрим.

Стандарт на протокол передачи почты посредством голубей мы уже видели. В университете Борнмута поступили изощреннее: почту там носят улитки. В специально приклеенный на спину RFID-чип сканером помещается идентификатор сообщения. Как только улитка попадает в зону действия другого сканера, идентификатор считывается и сообщение отправляется. Отправить письмо можно на сайте университета. Оригинально.

Анти! грузинская истерия в Сети продолжается, но уже потихоньку. К ш! апочному разбору подтянулся провайдер PlusWeb и предложил пользователям из Грузии, пострадавшим от компании Гаранхост, перебираться к ним и даже ввел для этого специальный тарифный план "Грузин+". Ждем продолжения "линейки": "Грузин Про", "Грузин Активный", "Грузин Студенческий"...

В браузерной гонке очередные новости. Во-первых, таки вышла седьмая версия Internet Explorer, и радости поклонников Microsoft не может омрачить даже первый баг, обнаруженный в нем менее чем через сутки после выхода. Компания Yahoo, кстати, отличилась, выпустив свою версию этого браузера с дополнительными "примочками" раньше самой Microsoft. Вышел также третий Release Candidate браузера Mozilla Firefox, а на 24 октября намечен полноценный релиз. Заодно запущен сервер, где пользователи могут предлагать возможности, которые стоит реализовать в третьей версии браузера. Вдобавок полку программ, созданных на основе кода проекта Mozilla, прибыло: еще одной из них стал медиа-проигрыватель Songbird.

Еще один интересный программный продукт - "77 Million Paintings", созданный композитором Брайаном Ино. Это DVD с прог! раммой, создающей при работе рисунки и играющей музыку. Работает она под Windows и MacOS и продается сейчас на Amazon.

Поставлена точка в противостоянии Федеральной антимонопольной службы и сотовыми операторами "МТС", "Вымпелком" и "Мегафон". Служба признала "большую тройку" виновной в нарушении антимонопольного законодательства и сговоре при согласовании своих тарифов на обмен трафиком. Правда, "МТС" и "Вымпелком" уже исправились, и дела в их отношении прекращены. "Мегафон" же, наоборот, упорствует в заблуждениях и собирается судиться.

В рамках вялотекущей борьбы владельцы сайта AllOfMp3.com в очередной раз оправдывались перед зарубежными лейблами, заявляя о своей стопроцентной законности. Лейблы, сейчас, как водится, не поверят и снова напомнят про ВТО... Правда, оживление в борьбу внесли две карточные корпорации Visa и Mastercard, прекратив обслуживать платежи клиентов опального сайта. Дешево и сердито. И эффективно. Примерно по такой же схеме действовали авторы "апгрейда" прошивки плееров Creative Zen: наряду с новыми функциями такая прошивка удаляет из плеера возможность записи музыки, транслируемой радиостанциями. По просьбе владельцев авторских прав. К инициативе удушения своих пользователей присоединяется Microsoft - и объявляет о том, что ее новую операционку Windows Vista можно будет переносить с компьютера на компьютер только один раз. Что, к! стати, п ротиворечит отечественному закону о правах потребителя, и я, мелко злорадствуя, надеюсь, что мелко-мягких кто-нибудь за это взгреет, но, похоже, не дождусь.

Кажется, через Думу протаскивают очередную инициативу по "контролю над Интернетом". Сообщается, что в законопроекте, внесенном Министерством внутренних дел, предусмотрено "исключение анонимности" при заключении договоров на оказание услуг связи и отключение пользователей по требованию "органов". Непонятно, чего тут нового: договоры и так заключаются по паспорту, а провайдеры уже сейчас отключают кого хошь по телефонному звонку. Кстати, в одном из недавних интервью, рассказывая об этом законопроекте, возможностью блокировать неугодные сайты хвастался первый заместитель начальника Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ Константин Мачабели. То,! как милиция их "закрывает", иллюстрирует случай с одним из грузинских туроператоров. После визита к нему милиции на сайте появилось сообщение о том, что "сайт закрыт". За подписью "двадцать пятого отдела ДЭБ МВД России". Такой вот дефейс по-русски... Брали бы пример лучше с редактора журнала Wired Кевина Поулсена, который с помощью написанного им скрипта для ловли сетевых педофилов поймал таки одного. За границей, впрочем, тоже не лучше: там примерно тем же занимается ФБР.

Угроза в виде пресловутой ЕГАИС нависла над производителями табака: их обязывают вводить в эту систему данные об используемом в пр! оизводстве спирте. Несмотря на разъяснение Федеральной нал! оговой с лужбы о том, что для производителей табачных изделий ЕГАИС не обязательна, поскольку спирт они используют как сырье. Интересно, эта ЕГАИС когда-нибудь кончится?..

Просто так: небольшая статья с "разбором" проблем, связанных с законом "О персональных данных". Рецепт добавления RSS-потоков в Gmail. Описание довольно интересных прототипов мобильных телефонов. Подборка инструментов для работы с YouTube. "Звездные войны", нарисованные в ASCII (для просмотра понадобится telnet). "Топ 10" программ под Windows с открытыми исходными текстами. Обзор рынка алкогольных напитков.

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

В избранное