Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мозг, сердце и атеросклероз.

  Все выпуски  

Мозг, сердце и атеросклероз. Десятый выпуск


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мозг, сердце и атеросклероз

15.12.2005.


ВЫПУСК N10 "МОЗГ, СЕРДЦЕ И АТЕРОСКЛЕРОЗ"

Рад приветствовать новых подписчиков рассылки!

Подписаться на рассылку можно здесь

Рассылки Subscribe.Ru
Мозг, сердце и атеросклероз.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаем чтение книги профессора И. И. Великанова "МОЗГ, СЕРДЦЕ И АТЕРОСКЛЕРОЗ".


ДОЛГОЛЕТИЕ - В ВАШИХ РУКАХ

Продолжительность жизни человека как биологического вида запрограммирована в генетическом аппарате клеток природой. Многие учёные определяют её в пределах 125 и более лет (И. Мечников, А. Богомолец и др.).

Однако достигают её очень немногие. Большинство уходят из жизни намного раньше только потому, что не знают законов и механизмов, управляющих продолжительностью жизни.

А их надо знать каждому. Из сотен теорий долголетия, созданных со времён Аристотеля и Гиппократа, из тысяч факторов, удлиняющих активную жизнь, мы выберем для разговора только один - психологический.

Мне рассказали быль, имевшую место в Кисловодске. Старушка в свои 90 лет решила про себя: сколько же можно ещё жить? Хватит. И собралась расстаться с белым светом.

Узнав об этом, мудрые люди подбросили ей маленькую беспомощную девочку. Старушке так стало жалко крошку, так захотелось, во что бы то ни стало помочь ей, что она прожила ещё 15 лет, пока девочка не стала крепко на ноги.

В данном случае острая жалость и желание помочь беспомощному существу (свойства, сильно развитые у женщин и закреплённые генетически в процессе эволюции человека) создали в мозге сильный очаг возбуждения - цель, детерминанту, определившую организацию функциональной системы, конечной целью которой стало вырастить ребёнка, чтобы он мог быть способным к самостоятельной жизни.

И это помогло старой женщине прожить до 105 лет.

Как правило, люди цель и смысл своей жизни видят в воспитании детей, в служении науке, производству материальных ценностей, искусству, военному делу, сельскому хозяйству и т. д.

Это формирует соответствующие программы (энграммы) в мозге, которые крепко удерживаются мыслью на протяжении всей жизни. Все другие возможные энграммы, (материальное благополучие, престиж, заслуги и т п.) являются подчинёнными основной жизненной программе или вовсе не имеют никакого значения.

Сформировавшаяся у личности творческая, социально полезная идея не только живёт в сознании, но может переходить также в сферу подсознательного, оказывая влияние как на восприятие внешнего мира, поступки человека, его деятельность, так и на физиологические функции организма.

Благодаря этому обмен веществ и деятельность организма будут поддерживаться в активном состоянии, что обязательно проявится в замедлении процессов старения.

Установку человека на долгую общественную активную и полезную жизнь неврологи рассматривают как "рефлекс цели" - по И, П. Павлову.

Этот "рефлекс" формирует функциональную систему жизнеобеспечения на многие-многие годы - далеко за пределы средней продолжительности жизни.

Академик В. В. Парин в своём отзыве на книгу видного английского учёного-геронтолога Дж. Гласа "Жизнь до 180 лет" писал, что долголетие возможно при условии "самовоспитания", при формировании установки, что творческая деятельность будет продолжаться многие годы.

Только нужно решительно отбросить всякие сомнения насчёт приближения периода угасания и программировать творческие задачи из расчёта на долгую, как минимум, до ста лет жизнь.

Однако часто бывает ситуация, противоположная описанной. Выйдя на пенсию, человек теряет детерминанту общественно- трудовой деятельности и социальной ценности, к этому присоединяются мысли об исчерпанности биосоциальной программы (дети выросли, завели свои семьи; многих моих сверстников уже нет, что же мне остаётся делать на этом свете?)

Исчерпанность жизненной программы - важный психологический фактор, ускоряющий угасание организма. Образовавшийся после выхода на пенсию вакуум деятельности вольно или невольно способствует сосредоточению на своих недугах, уходу в болезнь.

Всё чаще проявляется мысль о приближающемся конце. А сама мысль об этом - есть смерть. Так в истории медицины зарегистрированы случаи, когда имитация "вскрытия" вен преступнику, приговорённому к казни, привела к действительной его гибели.

Думающий о конце жизни человек выносит сам себе смертный приговор.

Слабый духом, с установкой на скорое окончание жизни, заканчивает её преждевременно, не исчерпав всех биологических возможностей организма.

В то же время чётко сформулированная программа на долголетие, вера в неё и неукоснительное выполнение основных положений здорового образа жизни и труда, несомненно, дают положительные результаты.

Поэтому продолжение активного общественно полезного труда пенсионеров необходимо не столько государству, сколько самим пожилым людям.

Один пример.

Больной Ш. 80 лет.

Диагноз:

  • начальные проявления атеросклероза сосудов головного мозга при полной сохранности интеллекта.

Учитель географии по специальности, проработал 40 лет в школе, а по достижении 60 лет вышел на пенсию. Имея достаточно свободного времени, отдался любимому со школьных лет увлечению - астрономии.

Ему удалось создать многоширотную звёздно-планетную карту, получившую оценку с выдачей авторского свидетельства. Учитель по призванию, он и на пенсии занимался с ребятами астрономией во внешкольное время, открывая мир Вселенной, будя их воображение и мечты, кстати, и сам с ними как бы молодел.

На свои средства создал астрономическую обсерваторию в одном из пионерских лагерей на берегу Азовского моря. Лётчик-космонавт СССР Г. С. Титов дал её высокую оценку; материалы обсерватории экспонировались на ВДНХ.

Беспокойный, целеустремлённый характер Ш. побуждал его к большему. Он решил добиться серийного выпуска своей карты, чтобы обеспечить ею все школы страны.

Но подобный путь, как известно, не усыпан розами. На мой вопрос, что заставляет Ш. быть всегда бодрым, не падать духом и преодолевать сложнейшие препятствия, Ш. ответил: "Моя формула долголетия…".

А в чём её суть? Ответ был таков: это слова великого гражданина М. В. Ломоносова: "Сколь радостно на благо Родины трудиться".

Было в его жизни и такое: в возрасте 74 лет после автомобильной катастрофы Ш. был доставлен в травматологическое отделение с переломом позвоночника в состоянии клинической смерти.

Понадобилось три года мучительной борьбы за жизнь, невероятного упорства, чтобы восстановить своё здоровье и творческий потенциал. Решающую роль в этом, по мнению Ш., сыграла "формула" творческого долголетия.

Но истины ради следует сказать, что не одним сильным духом жив Ш.. Чтобы поддерживать здоровое дух, нужно иметь здоровое тело.

Каждое утро он по 45 минут занимается зарядкой. Ежедневно проходит по горным тропам Кисловодского лесопарка по 6 - 10 километров (до травмы - каждый день проплывал по километру, а во время болезни, будучи прикованным к постели, по полчаса выполнял физические упражнения).

Ш. очень строг в питании: исключил сахар, печенье, шоколад, пищу недосаливает. Предпочтение отдаёт овсяной каше, творогу, квашеному молоку, овощам, фруктам.

Считая переедание тяжким преступлением перед организмом, никогда не съест лишней ложки.

УМСТВЕННЫЙ ТРУД

Все мы знаем и чувствуем на себе, что в наш век автоматизации, роботизации, компьютеризации, лавинообразного роста научной информации и усложняющихся психологических отношений между людьми основная нагрузка (производственная и в быту) падает на мозг.

Несмотря на большие компенсаторные возможности мозга, заложенные природой, это хрупкий в функциональном отношении орган. Непомерно напряжённая, без отдыха, длительная умственная работа нередко ведёт к стойким и часто непоправимым нарушениям его функций.

Мы, врачи, постоянно сталкиваемся с последствиями преступно легкомысленного отношения наших пациентов к умственным перегрузкам.

Для человека умственного труда опасность, нередко оборачивающаяся бедой, заключается в том, что в ходе эволюции природа не выработала сигналов, которые могли бы предупреждать его о том, что продолжать дальше умственную работу опасно, нельзя, невозможно, как это, например, имеет место в мышцах.

При мышечной работе, когда человек держит гантели в вытянутых руках, в определённый момент наступает отказ: руки с гантелями падают вниз, несмотря ни на какие усилия воли.

А вот в мозге такого защищающего, оберегающего механизма нет. И человек эксплуатирует это уникально совершенное и сложное творение природы гораздо более жестоко и грубо, чем элементарные мышцы - пока не разовьётся тяжёлое заболевание мозга, а, следовательно, и болезнь всего организма.

Мы уже говорили:"Утомлённый мозг - безумный мозг". Это выражение справедливо для всех его функций.

В переутомлённом мозге расстраиваются регуляторные механизмы как в отношении соматических (телесных) функций (нарушается деятельность внутренних органов, сердца, органов пищеварения, обмен и так далее), так и в отношении психических функций (мозг начинает работать на более низком уровне, продуктивность работы падает, совершается масса ошибок, могут быть приняты абсурдные решения).

С переутомлённым мозгом связаны немотивированные поступки, преступления, психические заболевания и т. д.

Больной Т. 55 лет, инженер.

Диагноз:

  • атеросклероз сосудов головного мозга;
  • шейный остеохондроз;
  • венозная энцефалопатия.

Больной поступил в клинику на лечение с жалобами на постоянные головные боли, полностью лишавшие его возможности даже минимальной умственной деятельности (через 3 - 5 минут чтения газеты голова "раскалывается" от боли, больного тошнит, снижается зрение, он не в состоянии написать даже письма).

Из анамнеза выяснилось, что, демобилизовавшись после окончания войны, решил поступать в институт. Однако образование было у Т. только восьмиклассное.

Необходимо было через 3 месяца сдать экзамены за 9 и 10-й классы школы. Готовился почти круглыми сутками, спал только по два-три часа, питание было скудным и неполноценным.

Прибегал к стимуляторам - крепкому чаю и кофе. В ночное время, когда невозможно было бороться со сном, обливался холодной водой…

Т. получил аттестат и без перерыва приступил к подготовке ко вступительным экзаменам в институт и сдал также на "отлично".

Через несколько месяцев учёбы в институте начались головные боли, которые со временем усиливались, и больному с большим трудом удалось закончить институт.

"Может быть, пройдут головные боли, когда начну работать, ведь учёба позади", - думал Т. Но на службе тоже имело место умственное напряжение, и головная боль не проходила, а, напротив, стала усиливаться.

Продуктивность умственной работы упала почти до нуля. Врачебная комиссия рекомендовала перейти на физический труд. Три года работы на пасеке улучшили состояние больного, но головные боли не прекратились.

Попробовал перейти на работу, связанную с лёгким умственным трудом - в канцелярию. Но вскоре обнаружилось, что в течение недели не мог составить служебное письмо на трёх страницах. Работу пришлось оставить.

Таким образом, колоссальная перегрузка мозга без отдыха и достаточного питания в сравнительно короткий срок человека в молодом возрасте сделала инвалидом.

Чтобы избежать подобного несчастья, необходимо соблюдать режим умственного труда. Прежде всего, надо изучить особенности своего организма, биоритмы деятельности собственного мозга - в какое время дня его работа наиболее продуктивна (у одних - в утренние часы, у других - во вторую половину дня), и в эти часы выполнять наиболее сложную работу.

Непродуктивен труд сразу после приёма пищи. В работу нужно входить постепенно, от простой к более сложной.

Большое значение в предупреждении утомления имеет поза. Чтобы во время работы хороший приток крови к мозгу и её отток, важно, чтобы туловище, шея и голова составляли одну прямую линию (избегать наклонов головы вперёд, набок, "перекручивание" туловища, налегания грудью на стол и т. д.), воротник не должен стеснять шею.

Нужно также обеспечить достаточную вентиляцию помещения - хорошее насыщение кислородом крови значительно отдалит время утомления.

Через каждые 1,5 - 2 часа необходимо делать короткие физкультпаузы. В это время следует подойти к открытому окну или выйти на балкон, расправить грудь и сделать 10 -15 дыхательных движений (полным дыханием - углублённый вдох с открытым ртом, как бы зевая, и усиленный выдох с помощью брюшного пресса).

Или применить другой вариант: после удлинённого выдоха не дышать, пока это легко и приятно. При появлении даже лёгкого головокружения дыхательные упражнения прекращают. Для снятия умственного утомления можно рекомендовать комлекс упражнений (см. приложение N 3).

Приложение N 3 находится в конце рассылки.

К середине рабочего дня физкультпауз уже недостаточно. После обеденного приёма пищи необходимо или полное расслабление (в виде аутотренинга или 20 - 30-минутного сна), или прогулки по свежему воздуху - в зависимости от эффективности.

При большом утомлении во второй половине дня можно провести аутотренинг ещё раз, повторно. Эффективное расслабление обеспечит продуктивную работу и во второй половине дня.

Если во время работы появляется головная боль, головокружение или боли в сердце, занятия следует прекратить.

Нужно прогуляться по свежему воздуху, ополоснуть лицо холодной водой, если надо - принять сосудорасширяющие средства и после полного восстановления хорошего самочувствия вернуться к работе.

Если вы устали и чувствуете, что не в состоянии решить необходимые в данный момент вопросы, бросьте работу, отдохните и не жалейте на это времени.

Восстановленная работоспособность компенсирует затраты на отдых. Для снятия утомления глаз, наступающего при чтении или письме, полезно сделать перерыв и посмотреть вдаль, любуясь пейзажами, природой, или на несколько секунд закрыть глаза и открыть - несколько раз.

Головной мозг потребляет 20% энергетических ресурсов организма. Учитывая такую энергоёмкость мозговой ткани, в период умственной работы необходимо пополнять запасы углеводов, основного энергетического материала нервной деятельности.

Собственных запасов глюкозы ткань мозга содержит очень мало: в 100 г мозгового вещества имеется около 0,04 г глюкозы. Такого её количества хватает лишь на 10 минут работы мозга.

Чтобы сахар крови, откуда пополняет свои запасы мозговая ткань, поддерживался на нормальном уровне, надо время от времени пить сладкий чай, есть фрукты, арбузы, виноград, содержащие большое количество фруктозы.

Людям интенсивного умственного труда необходимо позаботиться о том, чтобы в рационе их питания в достаточном количестве были продукты, содержащие полноценные белки и фосфор (творог, рыба, бобовые - фасоль, соя), а также витамины С, группы В (В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота) лучше в натуральном виде, с пищей.

Недостаток этих веществ отрицательно влияет на работоспособность мозга и память.

Многие люди для стимулирования умственной деятельности прибегают к чаю и кофе.

Если употребление чая - лучше зелёного - можно считать допустимым и даже полезным (в разумном количестве), то кофе, стимулируя деятельность мозга, в то же время истощает энергетические и функциональные ресурсы нервных клеток, способствует сердцебиениям, перебоям.

Многочисленными исследованиями, как отечественными, так и зарубежными, доказано, что систематическое питьё кофе способствует прогрессированию атеросклероза.

При необходимости экстренной напряжённой работы, посоветовавшись с врачом, следует применять медикаменты, улучшаюшие, усиливающие обмен веществ в мозге: аминалон, пирацетам (ноотропил) и др.

Продуктивная и экономная работа мозга может осуществляться только в том случае, если темп её соответствует типологическим особенностям высшей нервной деятельности, и прежде всего - подвижности основных нервных процессов.

Всем хорошо известно, что процессы мышления у одних быстры, у других - более медленны. Если человек с замедленной подвижностью нервных процессов начнёт в быстром, спешном темпе выполнять что-либо, толку от этого будет мало, а утомляемость большая.

При атеросклерозе мозговых сосудов подвижность нервных процессов страдает в первую очередь, Спешка, неритмичность, необходимость выполнять что-либо в сжатые сроки создаёт чрезвычайно неблагоприятные условия для работы нервной системы больных атеросклерозом, особенно с поражением сосудов мозга.

В этом случае спешка - стрессовый раздражитель нервной системы, ведущий к запредельному её торможению, а отсюда - к резкому снижению работоспособности или даже полной её утрате (эмоциональный и интеллектуальный шок).

Больной не может выполнить самых элементарных умственных операций, в то же время в спокойной обстановке он способен решать сложные профессиональные вопросы.

Какова же оптимальная продолжительность ежедневной умственной работы? Некоторые научные работники занимаются по 12 и более часов в день, да ещё и выходные дни "прихватывают" и даже иногда бравируют этим.

Многое, конечно, зависит от состояния нервной системы и здоровья каждого. Одному и 12 часов проработать нетяжело, а другому даже 6 - большая нагрузка.

В этом отношении нам хотелось бы обратить внимание на физиологический прецедент в природе, иллюстрирующий оптимальное решение вопроса чередования труда и отдыха функциональной системы.

Известно, что бионика занимается моделированием процессов, происходящих в живой природе. Воспользовавшись методами этой науки, попытаемся представить себе оптимальный режим умственной деятельности.

Известно, что сердце непрерывно работает с начала внутриутробного развития и до последнего удара, пока жив человек. Оно проделывает огромную работу и в то же время не устаёт.

Одной из причин такоё неутомимости является чередование периодов его работы и отдыха в соотношении 3 : 5. Сокращение мышцы сердца составляет 38, а расслабление, отдых 62% продолжительности сердечного цикла.

Такое соотношение работы и отдыха установлено природой для нашего самого ответственного и наиболее активного рабочего органа.

Что если рекомендовать человеку такое же соотношение умственной деятельности и отдыха? Могут возразить, что у мозга механизмы работы и отдыха иные. Правильно.

Но данная аналогия предлагает отработанную природой модель идеального режима. И она, как выясняется, не противоречит современным представлениям о гигиене умственного труда.

Если мозг будет работать столько же, сколько и сердце, то это время составит девять часов в сутки. Девять часов - это "чистое" рабочее время, без учёта перерывов.

В него должны входить все виды умственной деятельности: чтение книг, газет, деловые совещания, просмотр телевизионных программ и т. д.

Разумеется, при сложных, специфических формах умственного труда время работы должно быть сокращено. Уместно привести высказывание академика А. Богомольца: "Отдых в работе должен идти впереди утомления".

Идеальным способом предупреждения умственного переутомления и подготовки мозга к продуктивной работе на следующий день мог бы быть ежедневный (после рабочего дня) физический труд, например, на даче или огороде.

К концу рабочей недели необходимо позаботиться об эффективном снятии умственного утомления, накопленного за неделю. Лучший способ для этого - на субботу и воскресенье выехать за город.

Ежегодный трудовой отпуск, безусловно, полезно провести в санатории или, если позволяет состояние здоровья, в туристических поездках.

На распространённость умственного утомления вследствие некомпенсированного напряжения не только среди отдельных слоёв населения, но и целого поколения указывает академик АМН СССР В. П. Казначеев [46].

Утомление и связанные с ним болезни могут передаваться последующим поколениям. Поэтому забота о поддержании здоровья живущих сегодня - это забота о здоровье, трудоспособности и социальной полноценности тех, кто будет жить завтра.


ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УМСТВЕННОГО УТОМЛЕНИЯ

  1. Сидя на стуле. Вытягивание вверх и в стороны (с напряжением) рук, плеч, выгибание спины. Напряжённое состояние сохранить 3 - 5 секунд, после чего расслабить мышцы. Дыхание произвольное. Повторить 3 - 4 раза.

  2. Сидя на стуле. Спина опирается на спинку стула. Руки расслабленно лежат на передней поверхности бёдер, глаза закрыты, нижняя челюсть отвисает. Производить головой и нижней челюстью качательные движения в стороны малой амплитуды. Мышцы лица максимально расслаблены - 30 секунд

  3. Исходное положение то же, что и в упражнении 2. Глаза открыты. На счёт 1, 2 сокращается мышца смеха справа с одновременным закрытием правого глаза, напряжением поверхностной мышцы шеи справа и лёгким поворотом головы вправо - вдох с втягиванием воздуха через неполностью сжатые челюсти. На счёт 3 - 4 - то же влево. На счёт 5, 6 - одновременное сокращение мышц смеха обеих сторон с закрытием глаз. Повторить 3 - 4 раза.

  4. Исходное положение то же, что и в упражнениях 2 и 3, но голова держится прямо. Опуская плечи вниз, голову стараться поднять кверху, делая лёгкие качательные движения головой в стороны (вытягивание шеи) - 30 секунд.

  5. Стоя спиной к стене, пальцы рук скрестить на задней поверхности шеи. Затылок, лопатки, ягодицы и пятки должны касаться стены. Постоять 2 -3 минуты.

  6. Ходьба спортивным шагом. 30 - 40 секунд.

  7. Стоя. Поднимая руки в стороны и вверх и отставляя ногу назад, потянуться, прогнуть поясницу (вдох). Полунаклон вперёд (выдох), руки расслабленно опущены; потряхивание кистями рук. Повторить 3 - 4 раза.

  8. Стоя лицом к спинке стула и держась за неё, отставить левую ногу назад на носок как можно дальше, прогнуть поясницу и сделать три пружинистых наклона туловищем назад (выдох). Исходное положение (вдох). То же другой ногой 3 - 4 раза.

  9. Стоя, ноги на ширине плеч. Наклоняясь влево, правой рукой скользить по туловищу вверх, стремясь кистью достичь подмышечной впадины. То же - при наклоне вправо. Повторить 3 - 4 раза.

  10. Стоя, ноги вместе. Поднять левую ногу, согнутую в колене и дотронуться до неё локтём согнутой правой руки, при этом корпус слегка наклонить и повернуть влево (выдох). То же самое - с правой ногой и левой рукой. Повторить 3 - 4 раза.

  11. Стоя. Ноги слегка расставлены. Отводя правую руку назад и в сторону, поднять вытянутую левую ногу вперёд, коснуться носка ладонью левой руки. То же самое с левой ногой и правой рукой. Повторить 3 - 4 раза.

  12. Руки в стороны. Широкие круговые движения руками вперёд, затем назад. Дыхание произвольное. По 15 - 20 движений в каждую сторону.

  13. Бег трусцой. Мышцы максимально расслаблены, руки чуть согнуты в локтях и свободно опущены, ступни лишь слегка отрываются от пола. Голову держать прямо. Дыхание равномерное. Продолжительность бега 30 - 60 секунд.

  14. Дыхательные упражнения ( дыхательное упражнение в виде полного глубокого дыхания можно делать через каждые два-три физических упражнения).

  15. Сегментарный самомассаж головы по укороченной программе - 3 - 5 минут.


На этом сегодняшний выпуск окончен...

C искренним уважением к Вам,
и наилучшими пожеланиями,
ведущий рассылки Александр Новиков

P.S. Для рассылки создан сайт, на котором будут печататься статьи продолжающие тему рассылки.

Сайт рассылки находится здесь

Если возникнут какие-либо вопросы или пожелания, пишите:

E-mail: a5v5n5@yandex.ru



Copyright 2005


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.health.ateroscleroz
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное