Жажда вечной жизни

Обнаружены биочасы, определяющие продолжительность жизни

06.04.08
Новости Геронтологии

Трехмерный микроскопический срез бедренной кости человека, демонстрирующий прирост линий, соответствующий биологическому ритму, который повторяется каждые восемь дней. Черная дыра сверху - канал кровеносного сосуда. (Предоставлено: д-р Тим Бромадж)Профессор стоматологии Нью-йоркского Университета (New York University) обнаружил биологические часы, связывающие рост зубов с другими метаболическими процессами.

Эти часы, или биологический ритм, управляют многими метаболическими функциями и основаны на циркадианном ритме, представляющем собой примерно 24-часовой цикл, имеющий важное значение в определении механизмов сна и питания, регенерации клеток и других биологических процессов у млекопитающих.

Обнаруженный ритм, подобный циркадианному ритму, порождается гипоталамусом - областью мозга, функционирующей как главный центр управления вегетативной нервной системой.

Но в отличие от циркадианного ритма, эти часы варьируются от одного организма к другому - они работают на более коротких временных интервалах для маленьких млекопитающих, и на более длинных для крупных животных.

Так, например, у крыс этот интервал составляет всего лищь один день, у шимпанзе - шесть, а у людей - восемь.

Профессор стоматологии Ньюйоркского Университета доктор Тимоти Бромадж (Timothy Bromage) обнаружил этот ритм наблюдая прирост линий в зубной эмали, которые появляются подобно годовым кольцам у дерева.

Он также наблюдал сходный паттерн прироста и у скелетной костной ткани, - и стал первым, кто когда-либо обнаружил такой прирост в кости.

Сообщая о полученных данных на 37-ом Годовом собрании Американской Ассоциации Стоматологических Исследований (American Association for Dental Research), Бромадж сказал: "Тот же самый биологический ритм,  что управляет ростом зубов и костей, влияет и на размеры костей и тела, и на многие метаболические процессы, в том числе на работу сердца и на процессы дыхания. Фактически, этот ритм определяет темп и продолжительность жизни всего организма. Так крыса, у которой зубы и кости отрастают в 8 раз быстрее, чем у человека, и жизнь проживает быстрее и умирает также раньше."

Человек имеет наибольшие различия в этих ритмах прироста, - от 5-ти дней у одних людей до 10-ти у других. Соответственно, люди имеют и наибольшие различия в размерах тела среди млекопитающих.

Будущие исследования позволят оценить, существует ли связь между замедлением ритмов роста и ростом заболеваний. Поскольку вегетативная нервная система управляет человеческим поведением, эти исследования оценят также, могут ли ритмы роста быть связаны с изменениями в человеческом поведении.

Ботокс в средствах от морщин смертельно опасен для мозга
05.04.08 АМИ-ТАСС

Специалисты Национального исследовательского института неврологии /Пиза, Италия/ предупреждают, что популярные средства от морщин, содержащие ботокс и используемые миллионами женщин каждый год, могут быть опасными для мозга.

Учёные вводили токсин в лицевые мускулы лабораторных крыс и нашли, что спустя три дня вещество проникало в мозг и обнаруживалось там даже по истечении полугода.

Состав ботокса основан на бактериях clostridium botulinumbotulinum. Очень маленькие количества препарата используются для терапии омоложения кожи, однако, по словам врачей, этот химикат является потенциально смертельным ядом. Ботокс расслабляет или парализует мускулы, блокируя нервы, чтобы разгладить кожу. После его введения в кожную ткань пациент может испытывать головные боли, расстройства желудка или другие побочные эффекты, которые названы признаками ботулизма.

В прошлом месяце американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов /FDA/ предупредило, что ботокс, используемый для лечения детей с церебральным параличом, вызывает серьёзные судороги мускула и даже смерть.

В данном исследовании врачи доказали, что токсин перемещается в мозге от гиппокампа, управляющего долгосрочной памятью и физической ориентацией в пространстве, до области, связанной с визуальной координацией. Эксперты полагают, что ботокс вредит центральной нервной системе и не должен применяться в медицинских целях.

Водка меняет ДНК человека?
05.04.08 МК
Елена Светлова

Спирт и горчица — самые страшные мутагены из существующих продуктов: они влияют на ДНК человека?

Ты то, что ты ешь. Поэтому нам далеко не безразлично, что лежит на тарелке: помидор с бабушкиной грядки или дизайнерский продукт, выведенный с помощью генной инженерии. И если раньше мы не особо интересовались ингредиентами колбасы за 2.20, то сегодня придирчиво изучаем этикетки на предмет присутствия ГМО — генетически модифицированных организмов.

Наш собеседник — Александр Голиков, исполнительный директор Черноморской биотехнологической ассоциации, эксперт ЮНЕП (программа ООН по охране окружающей среды) по биобезопасности.

— Много ли сегодня на нашем столе продуктов, которые образно называют едой Франкенштейна?

— Практически все, что мы едим, относится к генетически измененным продуктам, поскольку за время существования человечества все это далеко отошло от своих исходных форм. Все гибриды, к примеру кукуруза или тритикале (гибрид пшеницы и ржи), получены путем, который не может в природе реализоваться сам по себе, а требует искусственного вмешательства человека. Значительная часть пшеницы твердых сортов, которая идет на макароны, — результат радиационного мутагенеза, причем в том виде, которого в природе просто быть не может. Для того чтобы получить новый сорт, на пшеницу воздействуют жестким кобальтовым излучением. В итоге происходят беспорядочные изменения в ДНК, возникают мутации, и из десятков тысяч мутантов выбирают единицы, которые приобрели определенные свойства. Это очень распространенный способ в растениеводстве. А, к примеру, 90 процентов знаменитых французских сыров сделаны с применением химозина — сычужного фермента, полученного из генетически модифицированных бактерий. Это почему-то никого не пугает, зато молекулярно-биологический путь создания нового сорта растения вызывает у обывателя опасения за свое здоровье.

Врачи оправдали роль жиров для здоровья человека
04.04.08 АМИ-ТАСС

Исследователи Университета Альберты определили, что диета с обогащенными уровнями животных жиров, найденных в молочных продуктах и говядине, защищает от сердечной болезни, диабета и, как ни парадоксально, ожирения.

Выгода потребления таких жиров частично связана с их способностью сокращать производство хиломикронов - частицы жира и холестерина, которые формируются в тонкой кишке после пищи и быстро перерабатываются во всех органах.

Роль  хиломикронов всё чаще рассматривается как критическое недостающее звено в понимании причин метаболических расстройств.

Канадские учёные обнаружили, что животные жиры оказывают прямые эффекты на кишечник, понижают общий холестерин на 30% и "плохой" холестерин на 25%, а уровни триглицеридов более чем наполовину.

Говядина и молочные продукты содержат свыше 70% естественных жиров, поэтому их увеличенное потребление не вредно для здоровья, а даже полезно в предотвращении многих заболеваний, утверждают медики.

Найдены 3 распространённые мутации, «защищающие» от повышенного давления
07.04.08 Газета.Ru

Ученые из Медицинского института имени Говарда Хьюза нашли новые мутации в трех генах, регулирующих обмен натрия в организме.

Эти мутации усиливают выведение ионов почками, потому стабилизируют уровень ионов в крови, что и обеспечивает «защиту» от гипертензии.

Объектом для исследования стали три гена, изменения которых раньше связывали с состояниями, обратными повышенному давлению. Эти участки ДНК полностью просеквенировали у 3125 людей обнаружили связь мутаций с функциональными изменениями, обеспечивающими «защиту» от артериальной гипертензии.

По оценкам ученых, этими редкими мутациями должны обладать около 100 миллионов человек на планете. Причем «защиту» обеспечивает одна «дефектная» копия генов, мутации в генах NCCT, NKCC2 и ROMK на обеих хромосомах приводят к развитию редких синдромов Гителмана и Барттера.

Теперь и у терапевтов, борющихся с артериальной гипертензией, достигшей масштабов эпидемии, появилась мишень для генной терапии.

Грейпфрут помогает защититься от гепатита C
07.02.08 АМИ-ТАСС

Состав, найденных в грейпфруте и некоторых других цитрусовых, в состоянии блокировать проникновение вируса гепатита C в организм человека.

При этом заболевании инфекция глубоко проникает в клетки печени. Медики из Центральной больницы штата Массачусетс и военно-медицинской школы Гарварда /США/ открыли, что общий флавонид нарингенин, извлечённый из компонентов грейпфрута, запрещает передачу вируса другим клеткам и даже способен полностью устранить вирус гепатита С.

Гепатит С - ведущая причина хронической болезни печени и поражает примерно три процента населения в мире.

Текущие антивирусные лечения эффективны только у половины инфицированных пациентов, 70% из которых развивают цирроз печени или рак, говорят врачи.

При заболевании вирус поражает метаболическую тропу, в которой находится "хороший холестерин" липопротеин.

Зеленый чай предупреждает развитие в организме супервирусов
01.04.08 ИТАР-ТАСС

Ежедневная чашка зеленого чая способна предупредить заболевания, вызванные так называемыми супервирусами. Об этом сообщает сегодня лондонская печать со ссылкой на исследования египетского университета города Александрии.

Супервирусы появились в последнее десятилетие в результате мутации традиционных вирусов под воздействием антибиотиков. В результате появились их разновидности, обладающие защитными свойствами, которые позволяют им противостоять даже самым сильным современным лекарствам.

Однако зеленый чай, по утверждению профессора Мервата Касема, обладает уникальными химическими характеристиками, что позволяет ему блокировать в организме развитие по крайней мере 28 из известных на сегодняшний день разновидностей супервирусов и супербактерий

Антиокислитель нирингенин, придающий грейпфруту его горький вкус, предотвращает механизм укрывательства липопротеина и инфицированных клеток в печени, установили исследователи.