Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клуб вдумчивых родителей

[KVR] сухомлинский

Заседание Клуба Вдумчивых Родителей No 20 от 2007-01-27 17:49.
В заседании принимают участие 45 членов клуба.

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918-70)
, педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент
АПН РСФСР (1957), АПН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1968). Педагогическую
деятельность начал в 1935, с 1947 директор Павлышской средней школы Кировоградской
обл. Труды по теории и методике воспитания детей: "Сердце отдаю детям" (1969),
"Рождение гражданина" (1970), "О воспитании" (1973) и др. Выразил стремление
к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое
творчество.

Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты
завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его
книг

Написанные в последний период жизни Василия
Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях
программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о
педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и
педагога-практика.

У всех произведений,
счастливая судьба:
их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли.

Глубокое
осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей
общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса
воспитания и его слагаемых. Сухомлинский выделяет три составные части
воспитательного процесса:
педагог - воспитанник - коллектив.
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности
педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса:
"Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при
этом условии мы имеем моральное право воспитывать"
'. Высокие
личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать
для детей
непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович
понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями
беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком,
а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без
взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга
немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической работы.
"Важнейший источник воспитания чувств педагога -это многогранные
эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только
наставник, но и друг, товарищ"

Сухомлинский исходил из необходимости
учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности
(характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой -
те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка
(семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). Воспитанник в
понимании Сухомлинского - это активный, самодеятельный индивид, который
живет полнокровной и интересной жизнью. "Детство,- писал он,- важнейший
период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь"

Третья составная часть
воспитательного процесса-коллектив - в своем
непрерывном развитии. В "школе радости" педагог создает коллектив учащихся
на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив,
объединенный одной целью, близкой и понятной каждому.

Сухомлинский утверждает, что "воспитывающая сила коллектива начинается с
того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет
каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него
берут люди"
Выделив и обосновав важнейшие слагаемые
учебно-воспитательного процесса, Сухомлинский, однако, не отводит им раз и
навсегда установленного места: учитель - руководитель, коллектив - средство,
воспитанник - объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична,
по-настоящему диалектична, как и вся педагогическая система В. А.
Сухомлинского. Учебно-воспитательный процесс происходит в школе. Мы видим,
как Василий Александрович идет от необычной "школы под голубым небом", школы
природы и чувственного, эмоционально-конкретного восприятия мира к школе как
социальному институту, который "нельзя представлять в искусственно созданной
обстановке идеологической стерильности. Вокруг подростков кипит сложная и
противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных
влияний. Нужно не укрывать от чужих идейных влияний, а сталкивать с
ними, понуждать пытливую мысль к самостоятельному анализу жизненных явлений
и ситуаций"

"Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть
односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать
свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими
поколениями"

Самым плодотворным путем познания Василий Александрович считал
путь от конкретного к абстрактному: "В младшем возрасте учитель для ребенка
- открыватель мира вещей и явлений, а в отрочестве - открыватель мира идей"
Сухомлинский исследовал механизмы познания - мотивы, эмоции,
стимулы - включил их в систему активного педагогического действия. Особенное
значение в воспитании Василий Александрович придавал эмоциональным
переживаниям. Он считал, что "эмоциональная насыщенность процесса обучения,
особенно восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами
развития детского мышления"
Педагог стремился тонко и продуманно
организовать воспитательное воздействие, пробудить у воспитанника интерес к
предмету или явлению через чувство удивления и изумления. "Для ребенка,-
писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным
стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться -
в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли,
в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими
приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой"
Еще в большей мере
это касается процессов формирования духовного мира личности:
"Эмоционально-эстетическая оценка идей, принципов как важнейший элемент
идейного воспитания зависит от того, как глубоко способен человек переживать
в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восхищение,
удивление, печаль, тревогу, стыд, гнев, возмущение, смущение, угрызения
совести и пр."

Сухомлинский проанализировал все типы педагогически значимого общения,
затронул многие аспекты содержания процесса общения ребенка с природой, с
окружающим миром, с произведениями искусства, охарактеризовал принципы
общения детей с педагогом, в коллективе и друг с другом, с представителями
старшего поколения - дедушкой и бабушкой, отцом и матерью. "Тонкость
чувств,- писал Василий Александрович,- воспитывается только в коллективе,
только благодаря постоянному духовному общению с людьми..."
При этом идею педагогического общения он рассматривал в единстве с
деятельностью, с практикой.

Сухомлинский характеризует деятельность
воспитателя как педагогически организованный процесс, направленный на
формирование у ребенка системы отношений к миру, к обществу и к себе. Для
успешной реализации всех условий воспитания - активного познания,
эмоционального переживания, общения и деятельности - В. А. Сухомлинский
специально организовывал так называемые "эмоциональные ситуации" (которые
трактует как педагогические). В своих работах он обосновывает это понятие и
показывает его практическое применение. В "Рождении гражданина" говорится:
"В воспитательной работе было много специально созданных, предусмотренных,
"построенных" человеческих отношений, которые имели своей целью утвердить в
душах воспитанников уважение к человеку как к высшей ценности, чтобы с
детства человек был другом, товарищем, братом для другого человека"
В годы детства, считал Василий Александрович, это особенно действенно,
ведь в 6-11 лет закладываются основы морально-нравственных качеств личности.
В воспитании подростка эмоциональная ситуация сохраняет свое значение и
приобретает черты самостоятельного детского творчества с ярко выраженной
эмоциональной окраской. "Для эмоциональной ситуации,- отмечает педагог,-
характерна деятельность, которая выражается в душевных порывах,-
деятельность словно бы стихийная, никаким замыслом не побуждаемая: моральные
ценности, приобретенные раньше, вступают в действие. Деятельность, которая
не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием
обстоятельств, является одновременно и проявлением определенной
эмоционально-моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления
благородных человеческих страстей"
В "Рождении гражданина" Василий
Александрович дает общую характеристику эмоциональных ситуаций и раскрывает
методику воспитательной работы в четырех из предложенных им типов
педагогических ситуаций. Цель всей педагогической деятельности

Сухомлинский считал важным как можно раньше
ознакомить детей с морально-нравственными основами нашего общества,
сформировать положительное к ним отношение, вызвать обостренный интерес к
понятиям добра и зла, организуя воспитательный процесс так, чтобы участие,
искренность, сопереживание, сочувствие, человечность проявлялись в
деятельности. Когда школьник вступает в пору отрочества, школа, воспитатель,
общество, сохраняя и развивая то, что заложено в детстве, формируют
гражданина, для которого "моральные, политические идеи ... превращаются в
нормы и правила поведения. Этот процесс возможен только при многогранной
духовной деятельности, без которой нет устремления к идеалу, нет живой
человеческой личности"

в центре внимания педагога - вопросы
чувства общественного долга,
воспитания культуры чувств, трудолюбия, ответственности перед коллективом и
своей совестью, развития способности к самооценке, самовоспитанию, уважения
к человеческой личности, сохранения богатства каждой индивидуальности.
Вступив в жизнь, каждый юноша и каждая девушка на деле должны применять
полученные знания, занять активную жизненную позицию, бороться со злом,
неправдой, предательством. "Идейность без человеческой страсти,- пишет
Василий Александрович,- превращается в ханжество. Есть в нашем обществе много
"борцов за правду", "искателей истины", которые не прочь "разоблачить" зло,
а борется с ним пусть милиция. Эти демагоги, пустозвоны приносят много
вреда. Задача заключается не в том, чтобы увидеть зло и во всеуслышание
сказать о нем, а в том, чтобы преодолеть зло. Иногда надо не говорить, а
действовать без разговоров"

Язык, слово Василий Александрович трактовал очень широко (это и слово
учителя, и книга, и язык природы, и язык музыки, живописи) и придавал им
очень большое значение. Слова призваны пробудить пытливую мысль ребенка,
способствовать выявлению его творческой индивидуальности; дети должны понять
нерасторжимую связь языка с Родиной, культурными традициями народа. В
начальной школе слово объединяет в себе мысль и фантазию, ведь для детей
этого возраста сказка, выдумка, игра - слагаемые духовного мира.
"Сказка,-подчеркивал педагог,-это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий
огонек детской мысли и речи"

Создание сказок, тонкие наблюдения над природой, умение передать ощущение
своей неразрывной связи с окружающим миром - в этом Василий Александрович
видел слияние творческого восприятия с анализом, с размышлением, с
нравственным, гражданским содержанием. "Надо пойти с детьми к живому
источнику мысли и слова, добиться того, чтобы представление о предмете,
явлении окружающего мира вошло через слово не только в их сознание, но и в
душу и сердце. Эмоционально-эстетическая окраска слова, его тончайшие
оттенки-вот в чем животворный источник детского творчества"

Сухомлинского, занимают идеи трудового воспитания как важнейшего фактора
развития личности.
он рассматривал труд как
главное содержание и смысл жизни, считал воспитание потребности трудиться
основной задачей всей системы , оценивал труд
как результат сложных и нелегких умственных и физических операций. "Труд
становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших
воспитанников,- утверждал он,- дает радость дружбы и товарищества, развивает
пытливость и любознательность, рождает великую радость преодоления
трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире,
пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных
благ, без которых невозможна жизнь человека" Диалектический подход
к процессу воспитания позволил Сухомлинскому обосновать идею о необходимости
сочетания различных средств и методов влияния на воспитанников: "...
педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от
того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства
воздействия"
"Гармония педагогических воздействий" нашла свое
отражение в своеобразных, подсказанных педагогу практикой и детьми формах
организации учебно-воспитательной деятельности, в которой соединились
воспитательные цели и их творческая, поэтическая трактовка. Это - праздник
хлеба и праздник матери, праздник первого цветка и праздник жаворонка.

В работе с подростками Василий александрович применял все многообразие найденых
педагогических приемов.
воспитательного воздействия,
"Первый раз рождается живое существо, второй раз - гражданин,
активная, мыслящая, действующая личность, которая видит не только окружающий
мир, но и саму себя",-- утверждал Сухомлинский и, исходя из этого и из
потребностей общества, строил воспитательную систему

Сухомлинский утверждал, что при решении главных проблем воспитания
подростков и формирования их научного мировозрения необходимо учитывать
психофизиологические особенности и противоречия этого возраста. Педагог
видел, что правильное соотношение воспитательных воздействий с особенностями
возраста - залог успеха. Поэтому он подробно раскрывает противоречия,
свойственные отрочеству, и на этой основе строит свою педагогическую
аргументацию, много внимания уделяет вопросам физического воспитания,
психического развития, проблемам дружбы, товарищества, любви, придает
особенно большое значение половому воспитанию и развитию эмоциональной
сферы.

Василий Александрович раскрыл механизм
умственного воспитания, который, по его мнению, состоит из следующих
слагаемых: исследовательский подход к знанию на уроках и активное познание
природы и труда; эмоциональное восприятие; практическое использование
результатов познания. Конкретное воплощение такого подхода
на
примере уроков математики и труда. Формируя мировоззрение, учитель
одновременно формирует и духовный мир подростка, потому что "мировозрение
человека - это личное его отношение к истинам, закономерностям, фактам,
явлениям, правилам, обобщениям, идеям. Воспитание научно-материалистического
мировозрения является проникновением педагога в духовный мир воспитанника"
Педагог раскрывает весь сложный процесс формирования
морально-нравственных качеств личности. Он ведет воспитанника через
знакомство с элементарными нормами морали к пробуждению моральных чувств, а
затем - к выработке моральных привычек и через упражнения в моральных
поступках-к морально-нравственным убеждениям. В. А. Сухомлинский считал
необходимым создать оптимальную систему педагогического воздействия на
воспитанника, направленную на всемерное развитие его способностей и
формирование основных духовных потребностей, которые в конечном итоге
реализуются в творческом труде. "Только труд во всей его многогранности,
направленный на познание, освоение мира, на самовыражение, самоутверждение
личности в творчестве, только насыщение свободного времени трудом,
обогащающим духовную жизнь, может дать человеку счастье"

мысль о том, что основное в жизни -
это труд, отношение к труду как к венцу и торжеству человеческой сущности:
"И самое главное, на чем всегда будет; держаться человек-его ум, совесть,
человеческая гордость-это то, что он всегда будет добывать хлеб в поте лица
своего"
Сегодня многие идеи Василия Александровича, формы и методы
обучения и воспитания детей,
стали
повседневной практикой.

Аксарин Пётр: Белорецк
email: pet***@u*****.ru

До свидания, уважаемые собеседники.
До новых встреч в Клубе Вдумчивых Родителей!
Админ КВР: доктор Долгатова Эрике Ильясовна
Написать Админу: eri***@y*****.ru
URL Админа: http://prozrenie.mostinfo.ru
Дневник Админа: http://my-blog.name/erike
Дискуссионный лист "О ГЛАЗАХ И ЗРЕНИИ"
http://subscribe.ru/catalog/science.health.prozrenie
Выпуск КВР No20
вышел в свет 2007-01-27 17:49
Количество членов КВР: 45

Ответить   петро Sat, 27 Jan 2007 20:21:25 +0500 (#633358)