Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клуб вдумчивых родителей

[KVR] ю никитина

Заседание Клуба Вдумчивых Родителей No 25 от 2007-01-30 11:46.
В заседании принимают участие 45 членов клуба.

предлагаю вашему вниманию маленький кусочек книги одной из семи дочерей никитиных
Мы и наши родители

За последнее время наше семейство просто истерзали. Стало еще меньше
моментов собственной жизни, не наблюдаемой кем-то со стороны. Приезжаю-
щие перестали спрашивать разрешения не фотографирование, записи, съемку,
и их отношение к нам почти целиком вошло в форму отношений зрителей к
экспонатам. Стены нашего дома стали прозрачными, и мы сами стали как бы
полупрозрачны - ощущение наблюдаемой породы ценных рыб.
Вот в это-то время и готовилась к печати эта книга.
Собственно, это не одна, а несколько книг, и каждая из них имеет са-
мостоятельный взгляд на одни и те же вещи. Собранные вместе и никак не
подработанные для своего соседства специально, они оказались просто под-
робно записанной историей приобретения человеческого опыта - опыта реше-
ния проблем, последовательно возникавших в семейной жизни, жизни с
детьми.
Они были написаны в разное время. Основу первой, "Правы ли мы?", сос-
тавили непосредственно дневники Б. П. и Л. А., которые велись ими с пер-
вых дней жизни каждого из нас. 1962 год, детей всего двое. все еще почти
безоблачно.
Эта книга и есть лепет "новорожденных" родителей, которым все - отк-
рытие, все - радостно, нет никаких задних или далеко идущих - утилитар-
ных - мыслей. О своих открытиях хочется немедленно рассказать и перевер-
нуть таким образом весь мир.
Мир не перевернулся, но с профессионально озабоченным окружением (пе-
дагогами и медиками) первые жесткие столкновения произошли. Вокруг имени
Никитиных возник некоторый ажиотаж, подогреваемый любопытством журналис-
тов и почти детским упорством самих Б. П. и Л. А. Было трудно с самого
начала понять, что общественно ценного можно извлечь из этого странного
явления, а самим Б. П. и Л. А. разобраться было еще сложней.
Я хорошо помню, что, когда была еще воспитуемым - по возрасту - су-
ществом, слова "воспитание" в домашнем обиходе не существовало. Оно вхо-
дило в ряд неких абстрактных понятий, которыми оперировали другие - люди
"не мы", объясняя то, что происходило в нашей семье: "педагогика", "экс-
перимент", "закаливание", "разносторонний", "родители", "многодетность",
"умственное развитие" и т. п. Действующая помимо нас совокупность полу-
понятных терминов была как бы невеселой поверхностью бурно живущего сво-
ей суматошной жизнью дома - той его стороною, которой ему пришлось отк-
рыться наружу.
Другими словами, было нечто, называемое "воспитанием детей в семье
Никитиных", и была еще наша собственная жизнь, полная совсем других
проблем - не тех, которые с таким пылом решались за нас кем-то. И она,
наша жизнь, настолько обросла легендами, что мы и сами подчас не можем
разобраться, что было на самом деле, а что нет. Некий миф о семье Ники-
тиных живет отдельно от нас.
Книги самих Б. П. и Л. А. - нечто среднее между тем, что есть на са-
мом деле, и тем, что пишут. Других слов для обозначения того, что в на-
шем доме происходит, и они не смогли найти. Однако они пользуются досто-
верными сведениями, внимательно слушают мнения "жертв эксперимента", то
есть наши, и за точку отсчета всегда принимают главное: насколько их
способы решения реально существующих проблем применимы в других услови-
ях, в других семьях. На мой взгляд, многие из этих решений приближаются
к оптимуму, то есть универсальны, либо указывают верное направление по-
иска. Есть и просто бесценные, проверенные практикой сведения (глава
"Что мы узнали"), которые в свое время были вытеснены из жизни псевдона-
учными утверждениями и рекомендациями.
Мы и не подозревали, что были для своих родителей источниками столь
ценной информации. С детства мы помимо воли втягивались в тот круговорот
тем, разговоров, отношений с людьми, которые назывались в нашей семье
уничижительным термином "никитинство". Нас тошнило от слов "раннее раз-
витие". А поскольку каждый начинал выяснять собственные отношения с ми-
ром и обществом уже лет с десяти, не прекращались наши конфликты с Б. П.
и Л. А. из-за поразительных несоответствий между "никитинством" и ре-
альной семейной жизнью. Более того, как раз потому, что эти понятия от-
носились к разным логическим и ассоциативным рядам, я в свое время была
глубоко убеждена, что воспитывают-то нас как раз неправильно. Мы не ско-
ро поняли, что речь шла об одном и том же.
Однако в конце концов все семеро детей выросли и заново начали решать
те же вопросы, теперь с точки зрения собственного родительства. Как и
следовало ожидать, под этим углом многое стало выглядеть иначе.
Оказалось, что абсолютное здоровье, самостоятельное постижение окру-
жающего мира одновременно с полной уверенностью в своей защищенности,
существование широкого спектра возможностей для каждого из нас, свобод-
ный их выбор, радость от жизни рядом взрослых и детей - то, в чем мы
росли, чем дышали, что считали само собой разумеющимся - относятся к ре-
альностям только нашей семейной жизни. Большинство же родителей и детей
о них просто не подозревает, хотя именно эти невероятно важные вещи не
особенны, не уникальны, а повторимы.
И - нам ничего не оставалось делать, кроме как начать распространение
информации по "семейному опыту" уже вполне сознательно - нам особенно
доверяют, поскольку мы считаемся вроде как первоисточниками.
Единственное, чему мы сопротивляемся, как и в давнюю эпоху нашего об-
щего детства, - это процессу превращения нашего прекрасного единственно-
го дома в полумузей-полуаквариум, потому что общественным достоянием
должна стать, уж конечно, не наша семья как таковая. Смею вас уверить, у
нас имеется куча неразрешимых семейных проблем, и в качестве образца мы
никуда не годимся.
Но существует опыт жизни с детьми в семье. Главная его ценность сос-
тоит, как мне кажется, в том, что из каждой проблемной ситуации Б. П. и
Л. А. пытались найти выход САМОСТОЯТЕЛЬНО и на самом высоком уровне от-
ношений: ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК - МИР. При этом они наблюдали, вслу-
шивались и пробовали, не перекладывая ответственности за свои решения на
других. Они попытались избежать того распространенного варианта, когда
вместо интуиции, любви, сознательности действуют самолюбие, тупое следо-
вание чужому опыту или столь же тупое его отрицание.
Естественно, что все их конкретные решения конкретных ситуаций сложи-
лись в некоторую систему, суть которой - отказ от ложных или неверно по-
нимаемых принципов и традиций, возвращение к ЕСТЕСТВЕННОСТИ в воспитании
человека. И это тоже вполне повторимо.
Ю. Никитина

* Часть 1 *

* ТАК МЫ НАЧИНАЛИ *

Читатель! В книжке, которую вы держите в руках, нет никаких советов,
поучений и призывов делать так, как делаем мы. Это простой рассказ о нас
и наших двух сынишках, о трех бабушках и бесконечных спорах между нами.
- Позвольте! - скажете вы. - Зачем же мне такая книга? У меня у само-
го парню три года, и я тоже с тещей не во всем согласен. Нет уж, вы мне
дайте лучше что-нибудь вроде "Советов молодым родителям", чтобы там было
ясно сказано, что можно, а чего нельзя, как надо и как не надо.
И все-таки подождите откладывать эту книжку в сторону: полистайте ее,
посмотрите фотографии. Может быть, тогда вам захочется узнать о нас
больше, а может быть, прочтя книжку до конца, вы скажете:
- А ведь верно - тут есть над чем поразмыслить...
Редко кто удерживается от удивленных восклицаний, видя впервые наших
малышей:
- И вы позволяете такому малышу бегать босиком по полу? Ведь у вас
прохладно! Не боитесь, что простудится?
- Как? Неужели такой карапуз уже сам ест? И ему не надо помогать?
- Он сам носит посуду? А вы не боитесь, что он разобьет стакан? Нет?
Удивительно!
- Смотрите, смотрите, сам наливает в чайник воду! И как аккуратно!
- Что это у вас Алеши давно не видно и не слышно? Неужели так долго
он может возиться с кубиками?
- Сколько он уже знает букв? Все? А не слишком ли рано?
- Возьмите скорее у него пилу, ведь он порежется! Вы уверены, что
нет?
- У него турник в комнате? И он вниз головой висит? Как легко и ловко
это у него выходит!
- Какой молодец! Сначала угостил конфеткой папу и маму, а потом
только сам откусил!
- Сколько же ему лет? Всего три года? Не может быть! Как же вы этого
достигли?
Как достигли... Хотите узнать как? Послушайте сначала, что говорят о
наших способах воспитания.
Н. В., учительница. Ну и молодцы! Будет у меня ребенок - отдам вам
его для закалки.
Бабушка Дина. Разве это воспитание? Это дрессировка, так животных
дрессируют!
Прохожий. Ишь, какие умные: сами в пальто, а ребенок раздетый!
Бабушка Саша. Разве это родители?! Мальчишка орет, а они как камен-
ные!..
Детский врач. Смело, очень смело! Как вы идете на такой риск? Я со
своим сыном никак не решусь, хотя чувствую, что это надо... Очень, очень
интересно.
Второй детский врач (качает головой весьма неодобрительно). Это уже,
пожалуй, слишком - это крайность.
А сколько пророчеств, большей частью страшных, приходится нам слы-
шать:
- Ревматизм младенцу обеспечен.
- Завтра же будет воспаление легких.
- Без грыжи ему не прожить.
А хорошее предсказывают редко...
И несмотря ни на что, мы продолжаем делать по-своему, хотя, скажем
прямо, это бывает иногда трудно.

Под одной крышей

Семья наша небольшая - папа, мама и два сынишки. Старшему, Алеше, по-
шел третий годок, а Антоник делает первые шаги в своей жизни - ему нет и
года. Мы оба учителя и оба работаем. В одном доме с нами живут и наши
две бабушки. Бабушка Дина - учительница-пенсионерка. Ее в нашем поселке
все хорошо знают - и как учительницу, и как депутата райсовета. Десятки,
даже сотни людей приходят к ней за советами, к ее мнению прислушиваются.
А мы нередко поступаем вопреки ее советам и требованиям.
- Мой долг - предупредить, - строго поджав губы, говорит в таких слу-
чаях бабушка. - Делайте как хотите, но потом... - и она делает многозна-
чительную паузу, - пеняйте на себя.
И мы делаем по-своему. А ее это огорчает и обижает. Хорошо, что это
не отражается на наших взаимоотношениях. А вот с бабушкой Сашей "дипло-
матические отношения" то и дело нарушаются.
- И что вы за люди, какие вы родители, вам бы только родить, а там
пусть растут как трава - никакой заботы! - возмущается она, гремя на
кухне кастрюлями, а потом уезжает "успокаивать нервы" в Москву к сестре
- бабушке Оле.
Дядя Володя и его жена, тетя Таня, работают в Москве, бывают дома
только по вечерам и в наши споры обычно не вмешиваются. Одно ясно: своих
будущих детей они так воспитывать не собираются.
- Главное для ребенка - спокойная нервная система, - философски-снис-
ходительно рассуждает дядя Володя, - нечего ее раньше времени дергать
всякими принципами.
- А я хочу, - мечтательно произносит тетя Таня, - чтобы мой ребенок
был натурой тонкой, поэтичной, чтобы любил красивое, музыку, чтобы было
в нем какое-то благородство.
Трудовая сторона человеческой жизни в Танином идеале почему-то не
учитывается.
Несмотря на столь разные характеры живущих под одной крышей, в одном
все сходятся: все любят наших малышей и хотят лучшего для них. И даже
немножко гордятся ими.
Вот приходит к бабушке Дине кто-нибудь из ее многочисленных посетите-
лей. Алеша летит навстречу босиком, в одних трусиках.
- Ой, батюшки! - ребенок-то у вас босиком и голиком. Да у него даже
ножки посинели! Ты не подходи к нам - мы с холода - простудишься!
- Ничего, он у нас закаленный, - явно гордясь внуком, говорит бабушка
Дина.
- А это что за сооружение? - спрашивают гости, рассматривая наш ком-
натный турничок.
- Это турник, - объясняет мама.
- Аёсин, - деловито добавляет Алеша и мчится к турничку. Вот он уже
висит на нем, легко подняв кверху ножки.
- Вы подумайте! - снова удивляются гости. И глаза бабушки снова све-
тятся гордостью.
Как в такие минуты нас объединяет общая радость!
И все было бы хорошо, и жили бы мы мирно, и ребятишки росли бы благо-
получно, если бы... А это "если бы" - мы - отец с матерью. В нас-то все
несчастье, в нас вся беда. В глазах бабушек мы не родные отец с матерью,
а плохие отчим с мачехой или еще того хуже. "И просто странно, почему
это дети так привязаны к вам?" - удивляются они.

Аксарин Пётр: Белорецк
email: pet***@u*****.ru

До свидания, уважаемые собеседники.
До новых встреч в Клубе Вдумчивых Родителей!
Админ КВР: доктор Долгатова Эрике Ильясовна
Написать Админу: eri***@y*****.ru
URL Админа: http://prozrenie.mostinfo.ru
Дневник Админа: http://my-blog.name/erike
Дискуссионный лист "О ГЛАЗАХ И ЗРЕНИИ"
http://subscribe.ru/catalog/science.health.prozrenie
Выпуск КВР No25
вышел в свет 2007-01-30 11:46
Количество членов КВР: 45

Ответить   петро Tue, 30 Jan 2007 14:22:06 +0500 (#634115)