Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости СИРПАТИП

  Все выпуски  

Новости СИРПАТИП АНТИ #8


Информационный Канал Subscribe.Ru

СИРПАТИП - Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем.

Организации и специалистов, работающих в области профилактики злоупотребления веществами и связанных с этим проблем, приглашаем информировать о себе и своей деятельности.

http://www.adic.org.ua или http://sirpatip.ksu.ru
E-mail: sirpatip@adic.org.ua

Бюллетень алкогольной, наркотической, табачной информации (АНТИ) №8

декабрь 2002 года

Как СМИ помогают продавать пиво

В последние годы пиво в ряду других легальных и нелегальных наркотиков заняло особенное место. Понятно, что нелегальные наркотики прямо не рекламируются. Реклама алкоголя и табака также ограничена. А вот пивная реклама везде и повсюду. В одном рекламном блоке при показе популярного телевизионного фильма можно насчитать до семи роликов про пиво, при этом некоторые из них могут повторяться.

Отражением этого положения с рекламой является и то, что пишут о легальных и нелегальных наркотиках печатные СМИ. Если к нелегальным наркотикам отношение достаточно определенное как к явному злу, а к крепкому алкоголю и табаку в большинстве случаев настороженное, то пиво восхваляется на все лады.

Складывается впечатление, что СМИ не только формируют мнение публики, но и сами находятся под влиянием залившей все пивной рекламной пены. Впрочем, качество рекламы порой обоснованно критикуется (Пиво и йогурт – выбор настоящего мужика. Известия, 5.07.02 Елена Шерман). И восторженное отношение СМИ к пиву служит усиленным резонансом пивной рекламы. Обыватель, которому поднадоела телевизионная реклама пива, заглядывает в газету и обнаруживает, что там тоже пишут о пиве, и исключительно хорошо. Что ж, читателю остается сделать вывод, что пиво – это действительно здорово. Результат налицо.

Реклама пива работает!

Многим обывателям свойственно утверждать, что они не поддаются действию рекламы. Но в том и состоит искусство рекламы, чтобы потребитель считал, что она на него не действует, а товар покупал. И потребление пива тому яркая иллюстрация. В России, где активная экспансия международных пивных компаний началась чуть раньше, уровень потребления вырос с 30 литров на человека в 1999 году до 44 литров сейчас, в то время как в Украине вышли на показатель 24-25 литров... Российский пивной рынок близок к насыщению, в Украине же в летний период спрос превышает предложение (Битва пивных гигантов. Деловая столица 24.06.02)

Рост рынка в последние два года в Украине составляет примерно 20% в год, на развитых рынках более чем на 1% в год пивовары и не надеются (Компаньон 21-27.-6.02 №24 с.43)

Какие средства используются для рекламы пива в печатных СМИ

Статьи об успехах индустрии

Большинство статей о пиве являются ни чем иным как его скрытой рекламой. В таких статьях радостно перечисляются литры пива, потребляемые в разных успешных странах. При этом в разных статьях такие цифры об одних и тех же странах редко совпадают, но общую закономерность составляет то, что во всех перечисляемых странах эти показатели почти обязательно окажутся выше, чем в той стране, где данная статья опубликована. В этих цифрах звучит немой укор: «Что ж вы, соотечественники, слабо пьете пиво?!» При этом авторы скромно умалчивают, что в тех странах, где пьют много пива, его потребление, как правило, падает.

Если статья сделана в жанре интервью, то здесь не будет недостатка превосходных форм и таких выражений, как: «качество на уровне мировых стандартов», «уникальные технологии», «мастерство», «благородный красивый напиток», «катализатор приятного общения», «бурлящий янтарный напиток».

Пивная индустрия обычно обозначается как самая динамично развивающаяся отрасль. В каждой статье, посвященной очередной пивоваренной компании, непременно обозначен какой-либо конкурс, выставка, где данная марка пива получила гран-при, особый титул, медаль и прочее, и прочее.

Живое или мертвое

И почти в любой статье есть упоминание о «живом пиве», хотя мало кто удосуживается хоть как-то объяснить, что же это такое.

С другой стороны, в статье «Горькое пиво или сладкая вода: выбирай сам», опубликованной в Урядовом курьере, 4.06.02, специалист по технологии тары и упаковки объясняет, что существует всего две возможности существенно увеличить срок годности напитков – пастеризация и использование консервантов. «Практически все наши пивзаводы используют пастеризацию. Хотя кое-кто из производителей утверждает, что обходится без нее, что у них «живое» пиво, это всего лишь рекламный термин», - поясняет специалист.

Тема «живого пива» звучит и в конкурентной борьбе пивоваров. Вот что пишут в заказанной представителями Baltic Beverages Holding (BBH) статье в адрес компании «Сармат»: «Еще одной особенностью отечественного пивоварения является давняя «байка» о «живизне» янтарного напитка. Апологисты живого пива утверждают, что только в нем сохраняются все полезные вещества и витамины. По словам представителей Госстандарта Украины, так называемое «живое пиво» не сертифицировано. (Посредник, 22.07.02 с.6)»

На правах рекламы?

Статей, фактически рекламирующих пиво и его производителей, много. Вот только редко в какой статье написано «на правах рекламы». Интересно, как такие статьи оплачиваются – как реклама или как обычная работа журналиста.

Весьма вероятно, что большинство этих статей журналисты вообще не писали. Здесь интересно обратить внимание на имена авторов. Например, с генеральным директором ОАО «Славутич» в Столичных Новостях беседовал Олег Дмитриев, а о празднике, устроенном тем же «Славутичем» в День Киева на Подоле, в Фактах написал Дмитрий Олегов.

В Сегодня это, правда, сделал Михаил Романцов, известный своими хвалебными статьями в адрес табачной индустрии.

Пивные праздники, конкурсы, акции

Особый способ незаметно рекламировать пиво – это описание в СМИ разнообразных «Праздников пива». Журналистское многоголосье, наперебой расхваливающее такие праздники, несомненно, может создать в головах некоторых читателей ассоциацию «праздник - пиво».

СМИ информируют публику о всевозможных праздниках пива, акциях, розыгрышах и т.д. Эти материалы обычно выглядят как новостевые. Хотя на самом деле являются рекламными.

И эта реклама работает. Пример тому – ажиотаж, возникший в связи с акцией «Твой Славутич», о которой организаторы сказали: «Мы и сами не ожидали такой активности участников». За пару месяцев было продано 100 миллионов акционных бутылок. Даже отечественную индустрию рекламно-сувенирной продукции, которая была задействована в производстве призов для «С-коллекции», возникший бум застал врасплох. (Факты, 12.07.02, «С-коллекция: все по-честному», все тот же Олег Дмитриев)

Пишут ли СМИ о влиянии пива на здоровье

Любимый заголовок статей о пиве «Губит людей не пиво...» с разными вариациями. При этом если в статье есть такой заголовок, то, скорее всего, за ним не следует ничего о влиянии пива на здоровье.

Так, в статье Валерия Иваськива «Лето – лучший дегустатор напитков» (Власть и политика №20, 17-23.05.02, стр.6) есть подзаголовок «пиво людей не губит», за которым перечисляются фирмы-производители пива, их обороты, наименования марок пива, способы упаковки и ни слова о том, губит или не губит кого-то пиво. Возможно, такой заголовок – это всего лишь дань традиции, но читателю все же попытались внушить, что «пиво не губит», хотя и не обосновали позицию.

В газете Кременчуцький Телеграф № 17, 25 апреля 2002 г. есть статья «Губит людей не пиво» Игоря Ускова, посвященная исключительно результатам походов по двум пивным барам, и только.

Аналогично выглядят материалы под рубрикой «Пить или не пить» в Винницкой газете RIA от 22.05.02. Ответа на обозначенный вопрос в статье не содержится, а вот забота о том, чтобы клиенту наливали пиво в любых желаемых количествах, обозначена отчетливо.

Реальных статей, где говорится о том, что пиво может повредить здоровью потребителя, очень мало.

Есть, конечно, материалы в специализированных медицинских СМИ (Существует ли пивной алкоголизм, Иван Сосин д.м.н. Ваше здоровье, 30.05.02), однако их читательская аудитория слишком узка. Есть и весьма противоречивые публикации, где настораживающая информация из интервью, например, с врачом наркологом соседствует с восторгами по поводу разнообразия марок пива.

Наиболее уверенно выглядят перепечатки из зарубежных источников. В этом случае одна и та же информация может встречаться в десятке газет. Примером может быть недавняя информация о влиянии пива на способность мужчин к деторождению, воспроизведенная многими украинскими СМИ (Комсомольская правда, 05.07.02 Пиво вызывает мужское бесплодие; Молод. Галичина, 04.07.02 Пиво спричиняє безпліддя; Україна і світ сьогодні 13-26.07.02 Пиво небезпечне для чоловіків, Яна Онисечко).

Складывается впечатление, что в большинстве СМИ есть журналисты или редакторы, которые против содействия рекламе пива, но сказать что-то свое в сложившейся ситуации у них не хватает решимости, а вот ссылка на авторитетный зарубежный источник позволяет высказываться против хвалебного отношения к пиву.

Кандидат медицинских наук 
Татьяна Андреева

Другие бюллетени АНТИ

Рассылки Subscribe.Ru
Ноусмокинг - бюллетень для тех, кто не носит смокинги 
      и не выносит табачного дыма
SOBER-COOL - Журнал тех, кто не боится быть трезвым - 
      антинаркотический ресурс для тинэйджеров 
Новости СИРПАТИП - Системы Информации 
      на Русском языке по Профилактике Алкогольных, 
      Табачных и прочих Интоксикантных Проблем 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное