Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости СИРПАТИП

  Все выпуски  

Новости СИРПАТИП, бюллетень АНТИ №24


СИРПАТИП - Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем.

Организации и специалистов, работающих в области профилактики злоупотребления веществами и связанных с этим проблем, приглашаем информировать о себе и своей деятельности.

http://www.adic.org.ua
E-mail: sirpatip@adic.org.ua

Бюллетень Алкогольной, Наркотической, Табачной Информации (АНТИ) No24

28 июня 2008 года

Нужно ли бороться с курением и пьянством путем запретов или повышения цен?

«Не могу не остановиться еще на одной теме - прямо связанной со здоровьем и самосохранением нации. Для нас настоящим бедствием стали курение и пьянство. В России потребляют алкоголь и курят в 2 раза больше, чем в большинстве развитых стран. И бороться с этим злом надо, конечно же, не путем запретов или повышения цен. Считаю, что здесь мы не должны жалеть денег на спорт, на создание условий для полноценного отдыха. А также - на эффективную информационную, пропагандистскую кампанию, пропаганду здорового образа жизни. И здесь нужен просто государственный заказ. Просто увещеваниями, одними просьбами, конечно, мы не решим эту проблему».

Официальная стенограмма выступления
Владимира Путина перед утверждением его премьер-министром РФ
http://www.gzt.ru/business/2008/05/08/193351.html

Впервые премьер-министр Российской Федерации в своей речи при вступлении в должность упомянул борьбу с курением и пьянством в числе основных приоритетов страны, что нельзя не приветствовать. В нескольких фразах были очерчены и предлагаемые пути этой борьбы. По сути они сводятся к усилению финансирования спорта и проведению информационной кампании пропаганды здорового образа жизни. При этом отвергается путь запретов или повышения цен. Насколько эффективным окажется такой подход, может подсказать мировой опыт.

Алкоголь

Наиболее свежим обобщающим мировой опыт документом об эффективности политики борьбы с пьянством является отчет «Алкоголь в Европе» подготовленный по заказу Европейской Комиссии (см. перевод резюме отчета http://adic.org.ua/sirpatip/periodicals/anti/anti-22.htm, а также главу об эффективности мер алкогольной политики на английском языке - http://ec.europa.eu/health-eu/doc/alcoholineu_chap7_en.pdf). В отчете проведен сравнительный анализ эффективности различных вариантов алкогольной политики. К числу эффективных отнесены следующие пять мер:

1. Меры в отношении вождения в нетрезвом состоянии

Эффективно снижают уровень последствий, вызываемых употреблением алкоголя водителем, такие меры как тестирование дыхания на наличие алкоголя среди всех водителей, выбираемых случайным образом, снижение предельно допустимых уровней содержания алкоголя в крови (САК), лишение водительских прав. Показательно, что эффективность продемонстрировали, по сути, запретительные меры борьбы с вождением в нетрезвом состоянии, а информационные меры, такие как кампании «выделяемого водителя» или просветительные кампании не смогли представить доказательств своей эффективности.

В целом эту меру можно назвать ЗАПРЕТ вождения в нетрезвом состоянии, и, хотя граница между трезвым и нетрезвым состоянием определяет уровень САК, мера, по сути, является запретительной, а не информационной.

2. Ограничения доступности алкоголя

К числу эффективных мер относятся ЗАПРЕТ на продажу алкоголя несовершеннолетним, конечно, при условии его эффективного соблюдения. Повышение возраста, с которого разрешено покупать алкоголь, как показывают исследования, приводит к снижению травматизма и других пагубных последствий потребления алкоголя среди молодежи.

Что касается торговли для взрослых, то научные данные говорят о том, что увеличение доступности как в виде расширения сети торговли алкоголем, так и расширения часов и дней его продажи, ведут к росту потребления алкоголя и связанных с этим последствий. Любые же ЗАПРЕТЫ продавать алкоголь в определенные дни и часы, в определенных типах магазинов и другие меры, снижающие доступность алкоголя, приводят к уменьшению вызванных алкоголем проблем.

3. Ограничения рекламы

Исследования показывают, что чем жестче в стране ограничена реклама алкоголя, тем меньше там уровень алкогольных проблем. При этом работают именно государственные ЗАПРЕТЫ алкогольной рекламы, тогда как добровольные самоограничения рекламной деятельности самими алкогольными компаниями оказались неэффективными.

4. Повышение цен на алкогольные напитки

Проведенные в ряде стран исследования убедительно показывают, что повышение цен на алкогольные изделия снижает не только их потребление, но и вызываемые этим потреблением последствия. Повышение цен на алкоголь приводит к существенному снижению уровней ДТП в нетрезвом состоянии, травм, цирроза печени и болезней, передающихся половым путем. Например, в Великобритании была проведена оценка, которая показала, что 10-процентное повышение цен на алкогольные напитки привело бы к снижению смертности от цирроза печени на 7-8% и на 5-7% уменьшило бы число жертв убийств. Исследования показали, что повышение цен на пиво ведет к снижению уровня насилия, ограблений, убийств, изнасилований и издевательств над детьми.

Добиться повышения цен на алкоголь можно с помощью роста акцизных налогов. В отчете «Алкоголь в Европе» указано: «Если бы с помощью налогов на алкоголь цены в странах ЕС15 были подняты на 10%, более 9000 смертей было бы предотвращено в течение последующего года, и при этом, согласно оценкам, было бы получено приблизительно 13 миллиардов евро дополнительных доходов от акцизов».

5. Предоставление краткого совета врача пациенту с целью снижения потребления алкоголя

Имеются обширные доказательства эффективности краткого совета врача в сокращении вредного потребления алкоголя, особенно в учреждениях первичной медицинской помощи. И хотя, в среднем, лишь каждый восьмой пациент прислушивается к такому совету, учитывая огромное количество посещений, в масштабах населения эффект получается весьма существенным. Но для того, чтобы эти советы работали, нужно провести обучение врачей методике кратких советов и поощрять их за предоставление таких советов. Это требует большой и системной работы, а не коротких пропагандистских кампаний.

 

Обратите внимание, что в число пяти эффективных мер вошло три запретительных меры, повышение цен и лишь одна мера является информационной.

Что же касается информационных кампаний пропаганды здорового образа жизни, то в отчете «Алкоголь в Европе» сказано: «Эффективность мер, направленных на поддержку просвещения, информации, обучения и общественного осознания является низкой. Хотя охват просветительных школьных программ может быть высоким из-за того, что их участники поневоле находятся в школах, воздействие этих программ на население очень невелико из-за их ограниченной длительности или недостаточной эффективности». Несмотря на то, что существует множество примеров благотворного воздействия школьных программ на отдельных людей, систематические обзоры эффективности таких программ показали, что они не оказали даже кратковременного воздействия на учащихся в целом. Это не означает, что школьные программы не следует проводить вообще, так как все люди должны быть информированы об алкоголе и наносимом им ущербе, к тому же существуют рекомендации о том, как можно повысить эффективность школьных программ. Однако просвещение не должно рассматриваться как единственная и простая мера для снижения уровня алкогольных проблем.

Что касается передаваемых через СМИ антиалкогольных сообщений, подготовленных органами власти или общественными организациями, то в Отчете сказано: «Несмотря на добрые намерения, антиалкогольные сообщения не являются эффективным противоядием против высококачественных проалкогольных сообщений, которые появляются в СМИ более часто в виде платной рекламы». Проводившиеся в ряде стран кампании, направленные на «разумное потребление», практически никак не повлияли на поведение пьющих людей. Более эффективными оказываются не те кампании в СМИ, которые пытаются изменить поведение отдельного человека, а те, которые направлены на поддержку введения вышеуказанных эффективных мер алкогольной политики.

Курение

Наиболее свежим обобщающим мировой опыт документом об эффективности политики борьбы с табакокурением является «Отчет о глобальной табачной эпидемии», выпущенный в 2008 году Всемирной организацией здравоохранения (см. пресс-релиз http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2008/pr04/ru/index.html и полный текст отчета на английском языке http://www.who.int/tobacco/mpower/en/index.html ).

Для снижения уровня курения ВОЗ рекомендует реализацию комплекса из шести стратегий под названием "MPOWER":

  1. Monitor — мониторинг потребления табака и стратегий профилактики.
  2. Protect — защита людей от табачного дыма, другими словами ЗАПРЕТ курения в общественных и рабочих местах.
  3. Offer — предложение помощи в целях прекращения употребления табака
  4. Warn — предупреждение об опасностях, связанных с табаком.
  5. Enforce — введение ЗАПРЕТОВ на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий.
  6. Raise — повышение налогов на табачные изделия.

В отчете ВОЗ утверждается, что самой эффективной из взятых по отдельности стратегий является повышение налогов на табачные изделия, которые можно существенно увеличить практически во всех странах, что, к тому же, обеспечит источник устойчивого финансирования, которое позволит реализовать и обеспечить соблюдение рекомендуемого комплекса из шести стратегий.

 

Обратите внимание, что такие стратегии как запрет рекламы и повышение налогов работают и для алкоголя, и для табака. Стратегия предупреждения об опасностях, связанных с табаком, в качестве обязательного компонента содержит ЗАПРЕТ таких обманчивых терминов как «легкие» сигареты и ЗАПРЕТ продажи табачных изделий в упаковках без утвержденных властями предупреждений.

Информационные кампании и просвещение в школах, особенно если они проводятся при содействии табачной индустрии (подробнее см. http://adic.org.ua/nosmoking/books/unicef/prev-prog/index.html), часто являются неэффективными. Характерной особенностью ряда эффективных информационных кампаний против курения является то, что они не только пугают последствиями продолжения курения, но и показывают выход в виде телефонной линии помощи для желающих прекратить курить. Так что для эффективных информационных кампаний одной пропаганды здорового образа жизни мало, нужно создать систему помощи тем, кто хочет вести более здоровый образ жизни.

Что касается спорта в качестве меры борьбы с курением и пьянством, то в серьезных публикациях эта мера упоминается лишь в контексте ЗАПРЕТА спонсорства алкогольными и табачными компаниями спортивных мероприятий. Сейчас в это уже трудно поверить, но лишь 20 лет назад Международный Олимпийский комитет и ФИФА отказались от спонсорства табачных компаний, а до того зрители матчей чемпионата мира по футболу принудительно лицезрели рекламу сигарет. Лишь недавно отказались от табачного спонсорства большинство команд Формулы Один (подробнее см. http://adic.org.ua/nosmoking/p/sub.php?theme=pol_sport). Алкогольные, особенно пивные компании, продолжают активно спонсировать спортивные мероприятия. В результате, как показывают исследования, у многих молодых людей крепнет убеждение о том, что нельзя получить удовольствие от просмотра спортивных программ по телевидению без выпивки. Исследования показали, что чем чаще непьющие подростки 12-13 лет видят рекламу пива на спортивных состязаниях, тем выше вероятность того, что они начнут пить в 14-15 лет.

Исследований о том, как влияет финансирование спорта в стране на уровень пьянства и курения, нам обнаружить не удалось. Реальность же заключается в том, что за 11 футболистами, бегающими 90 минут по полю, могут наблюдать 11 миллионов  развалившихся у телевизора, пьющих пиво, жующих чипсы и курящих от волнения сигарету за сигаретой, то есть ведущих явно нездоровый образ жизни, людей. Их, кстати, называют «болельщиками», потому что эти 11 миллионов болеют за этих 11 здоровых (пока их не травмировали) футболистов.

Безусловно, для улучшения состояния здоровья населения повышение уровня физической активности так же важно, как и снижение уровней потребления табака и алкоголя. Однако эти процессы не имеют жесткой связи между собой. Проведенное в США исследование показало, что занимающиеся спортом американские школьники курят только немногим меньше, чем их пассивные одноклассники, но чаще употребляют нюхательный или жевательный табак http://adic.org.ua/nosmoking/p/news.php?id=87&theme=pol_sport .

Выводы

Международный опыт и данные научных исследований показывают, что:

  1. Повышение цен является эффективной стратегией снижения пагубных последствий потребления как алкоголя, так и табака.
  2. Большинство остальных эффективных стратегий являются по своей сути ЗАПРЕТАМИ: запрет табачной и алкогольной рекламы, запрет курения в общественных и рабочих местах, запрет вождения в нетрезвом состоянии, запрет вводящих в заблуждение терминов, запрет торговать алкоголем и табаком без лицензии, запрет продавать алкоголь и табак несовершеннолетним и т.д.
  3. Школьные просветительные программы и пропагандистские кампании здорового образа жизни сами по себе редко бывают эффективными для снижения уровней пьянства и курения.
  4. Среди информационных мер наиболее эффективным является создание в учреждениях здравоохранения системы консультирования и помощи с целью прекращения или снижения потребления табака и алкоголя пациентами.

 

Будет ли правительство Российской Федерации учитывать вышеизложенные факты и рекомендации или попытается снова бороться с пьянством и курением без использования наиболее эффективного пути запретов и повышения цен, покажет время.

Другие выпуски АНТИ

Рассылки Subscribe.Ru
Ноусмокинг - бюллетень для тех, кто не носит смокинги 
      и не выносит табачного дыма
SOBER-COOL - Журнал тех, кто не боится быть трезвым - 
      антинаркотический ресурс для тинэйджеров 
Новости СИРПАТИП - Системы Информации 
      на Русском языке по Профилактике Алкогольных, 
      Табачных и прочих Интоксикантных Проблем 

В избранное