Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости СИРПАТИП

  Все выпуски  

Новости СИРПАТИП. АНТИ №27, Цифровые наркотики


СИРПАТИП - Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем.

Организации и специалистов, работающих в области профилактики злоупотребления веществами и связанных с этим проблем, приглашаем информировать о себе и своей деятельности.

http://www.adic.org.ua
E-mail: sirpatip@adic.org.ua

Бюллетень Алкогольной, Наркотической, Табачной Информации (АНТИ) No27

30 января 2010 года

Цифровые наркотики - разводка для жаждущих кайфа на халяву

Интернет заполонили так называемые «цифровые наркотики», которые также называют айдозерами, звуковыми наркотиками, аудионаркотикам и т.п. Есть множество сайтов, откуда можно бесплатно или за деньги скачать аудио-файлы с названиями известных наркотических веществ. Распространители файлов уверяют, что прослушивание этих файлов вызывают ощущения, подобные тем, которые вызывает физический прием указанных наркотических веществ.

Однако возникает внешне наивный вопрос о том, какие именно ощущения вызывают наркотики? Для простоты возьмем такой популярный наркотик, как никотин, и спросим: он расслабляет или возбуждает? Значительная часть курильщиков говорит, что они курят для того, чтобы снять стресс и расслабиться. Между тем по своему объективному действию никотин является стимулянтом, что проявляется, например, в учащении пульса. То есть получается, что субъективные ощущения противоречат объективным. Все дело в том, что действие любого наркотика, помимо его объективных свойств, определяется еще двумя факторами, которые можно назвать Установкой и Обстановкой. Если человеку внушили, что вдыхание табачного дыма расслабляет, и он в это поверил, в соответствующих условиях манипуляции с сигаретой его действительно расслабляют. Но попробуйте поставить этого человека на беговой тренажер и пускать ему при этом каждые 10 секунд табачный дым в лицо. Очевидно, что никакого расслабления не получится.

В отношении цифровых наркотиков расчет делается на то, что потребитель, имевший приятный (причем приятный субъективно для него) опыт потребления каких-либо наркотических веществ, сможет внушить себе, что прослушивание якобы наркотических аудиофайлов вызовет аналогичные ощущения. Расчет состоит в том, что множество потребителей не осмелится признаться в том, что никаких особых ощущений у них не возникает, в отличие от рекламирующих такие наркотики пользователей, которые позиционируют себя как «более продвинутые». Нежелание казаться отсталыми вынуждает потребителей цифровых наркотиков притворяться, что они тоже переживают какой-то кайф.

В случае со звуками симулировать и даже действительно переживать какие-то эмоции даже проще, поскольку любая музыка по своей сути призвана вызывать у человека эмоции. Однако эти эмоции опять-таки зависят не только от самой музыки (мажор и минор существуют объективно), но и от установки и обстановки. Например, музыка хэви-метал вызывает явную эйфорию у ее поклонников, особенно во время концерта, но у соседей за стеной она обычно вызывает желание ликвидировать источник этого звука. Люди, выросшие в разных культурах, по-разному реагируют на одно и то же музыкальное произведение. Музыкальное произведение может нам очень нравиться, но если заставить нас слушать его сто раз подряд, мы его возненавидим. Так почему люди должны одинаково реагировать на аудиофайл с какими-то звуками?

Для распространения «цифровых наркотиков» используются малопонятные термины, чтобы создать им ореол чего-то таинственного, но при этом якобы научно обоснованного. Например, утверждается, что прослушивание этих звуковых файлов оказывает на мозг воздействие за счёт так называемых бинауральных ритмов, вроде бы соответствующих частотам «мозговых волн», которые образуются при прослушивании с помощью стереонаушников специально подобранных разных звуковых сигналов для левого и правого уха слушателя. Предположительно цифровые наркотики синхронизируют волны мозга со звуком. Вследствие этого они якобы оказывают влияние на психическое состояние.

Между тем никаких свидетельств того, что вызываемое действие является объективным воздействием звуков, а не субъективным переживанием человека. Например, известный нейрохирург, доктор Николас Теодор считает, что нет реальных свидетельств тому, что это влияние обусловлено именно айдозерами. Однако, по его мнению, употребление айдозеров является индикатором готовности человека к более опасным экспериментам с веществами (http://www.rg.ru/2009/03/24/detektor.html) .

В интервью корреспонденту РИА Новости (http://www.rian.ru/society/20090714/177353066.html) доктор медицинских наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Тольяттинского госуниверситета Валерий Якунин сказал, что подобные комбинации звуков должны воздействовать на лимбическую систему, гипоталамическую область. В этом случае, возможно, что в ответ на звуки они могут начать вырабатывать высокоактивные химические вещества – гормоны, нейропептиды либо медиаторы нервной системы. Однако, по словам профессора, получить постоянно действующий эффект и точно описать, каким именно он будет, невозможно, это очень сильно зависит от индивидуальных особенностей человека. Якунин считает, что при массовом тираже получить такой эффект нереально, и что какое-то реальное воздействие «цифровые наркотики» могут оказать лишь в единичных случаях, а в остальных случаях имеет место эффект плацебо (особенно у людей истероидного типа).

Большинство людей слышит в айдозерах лишь шум и пульсирующие звуки. Некоторые после определённого времени прослушивания отмечают различные ощущения в голове (боль, шум, помутнение), либо в теле. Характерно, что если люди склонны объективно оценивать свои чувства, либо если им не сказать, что данные звуковые файлы являются «наркотиками», то вызываемые ощущения рассматриваются как неприятные, и желания повторно испытать их не возникает. Это характерно и для собственно наркотических веществ. В своей книге «Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества?» (http://www.tvereza.info/downloads/literature/fekjaer_ru.html) норвежский исследователь Ханс Олаф Фекьяер описал множество экспериментов с разными наркотическими веществами, которые показали, что если у людей нет каких-либо ожиданий о позитивном действии наркотика, они воспринимают его действие как неприятное. Американский исследователь Э.Вейл писал: «Ни одно вещество не заставляет людей автоматически «ловить кайф». Человек должен научиться истолковывать физические эффекты наркотиков как повод для «кайфа». Ожидания людей и общества заставляют людей связывать внутренние переживания с физическими ощущениями, вызываемыми наркотиками. Если же эта связь отсутствует или прерывается, люди могут принимать высочайшие дозы наркотика без «кайфа». Они ощущают только притупление чувств». Например, подростки из бедных кварталов, называемые «токсикоманами», используют для получения кайфа органические растворители, вдыхая их в полиэтиленовых пакетах. Но самыми большими токсикоманами в нашем обществе должны быть профессиональные маляры. У них обнаруживаются симптомы как хронического, так и острого отравления теми же самыми растворителями, которые молодёжь использует для «балдежа». Маляры из-за растворителей чувствуют себя больными и переживают весьма неприятные ощущения без каких-либо признаков эйфории.

Аналогичным образом, любой непредубежденный человек, прослушав любой файл с «цифровыми наркотиками», попросит выключить эту какофонию, так как никаких приятных чувств не испытает, о чем, например, свидетельствуют комментарии ряда блоггеров (http://www.gazeta.spb.ru/173431-0/). Другое дело, когда человека психологически вынуждают прослушать такие файлы. Например, для подростка, которому его группа внушает, что они все испытывают кайф от прослушивания каких-то файлов, честное признание своих ощущений может означать изгнание из группы. Человеку, который заплатил деньги за скачивание файлов, тоже тяжело признаться в том, что выбросил эти деньги на ветер. В таком случае человек склонен убедить себя, что файлы вызывают у него приятные ощущения. Известен эксперимент, когда всем детям в детском саду дали сладкую кашу, а одному ребенку – такую же на вид, но соленую. Все дети искренне говорят, что каша сладкая, и когда очередь доходит до ребенка, получившего соленую кашу, он тоже говорит что каша сладкая. Если повторять такой эксперимент изо дня в день, несчастный ребенок может начать искренне верить в то, что сладкое имеет именно такой вкус. Аналогичным самообманом занимаются и любители «цифровых наркотиков».

Теоретически можно заставить людей прослушивать «наркотические» аудиофайлы насильственным или обманным путем. Именно на такой возможности основана теория заговора о том, что звуковые наркотики якобы представляют собой «нейрозвуковое оружие». Сторонники этой теории говорят, что такое оружие в Германии пытались создать еще со времен Первой мировой войны. Однако никаких реальных фактов его применения они не приводят, хотя у Гитлера вряд ли были моральные ограничения против этого. В распространяемом ими видеоролике (http://www.youtube.com/watch?gl=RU&hl=ru&v=Df6Aw0t__a4) под названием «Цифровые наркотики убивают» приведена анекдотическая история о попытках Третьего рейха применить грампластинки с особым звуковым содержимым как психоакустическую атаку против Великобритании. Однако они вынуждены признать, что эта попытка не оказала ни малейшего воздействия. К сожалению, борьба с «цифровыми наркотиками» скорее является их рекламой, так как создает им ореол чего-то таинственного, а указания на мнимую опасность могут лишь спровоцировать некоторых подростков, желающих пощекотать нервы и испытать очередной риск. К сожалению, иные борцы с наркотическими веществами также нередко приносят больше вреда, чем пользы (подробнее см. Краткий очерк мифологии борьбы с наркоманией http://www.adic.org.ua/sirpatip/periodicals/sobidea/tm22/tm22-06.htm ).

В отношении же цифровых наркотиков нужно четко сказать, что их распространители являются обманщиками. При этом неважно, верят ли они сами в свой обман или просто пытаются заработать на человеческой глупости и доверчивости. Никаких гарантий какого-либо кайфа своим потребителям они представить не могут. Запугивания же угрозой «цифровых наркотиков» также не имеют под собой никаких реальных оснований.

Приписываемые как наркотическим веществам, так и якобы «наркотическим» звукам свойства вызывать приятные ощущения являются ничем не подтвержденной гипотезой. Ханс Олаф Фекьяер убедительно показал, что «кайф» — это не фармакологический эффект определённых химических веществ, а социально внушённое истолкование фармакологического эффекта». Тем, кто хочет понять, ради чего люди продолжают обманывать себя и других мнимыми свойствами наркотиков, рекомендую ознакомиться с книгой «Алкоголь и иные наркотики. магические или химические вещества?» (http://www.tvereza.info/downloads/literature/fekjaer_ru.html)

Константин Красовский

 

Другие выпуски АНТИ

Рассылки Subscribe.Ru
Ноусмокинг - бюллетень для тех, кто не носит смокинги 
      и не выносит табачного дыма
SOBER-COOL - Журнал тех, кто не боится быть трезвым - 
      антинаркотический ресурс для тинэйджеров 
Новости СИРПАТИП - Системы Информации 
      на Русском языке по Профилактике Алкогольных, 
      Табачных и прочих Интоксикантных Проблем 

В избранное