Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 772


"Эконометрика", 772 выпуск, 9 ноября 2015 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Предлагаем программную статью А.И. Орлова "О высоких статистических технологиях".

Интересны рассуждения Олега Матвейчева "Разговор с Ротшильдом или почему глобализация неэффективна".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

О высоких статистических технологиях

Орлов Александр Иванович, д.э.н., д.т.н., к.ф.-м.н., профессор

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., 5, prof-orlov@mail.ru

Обсуждаются статистические технологии и проблема "стыковки" алгоритмов. Введено понятие "высокие статистические технологии", доказана обоснована необходимость их разработки и применения. В качестве примера приведены исследования Института высоких статистических технологий и эконометрики. Рассмотрен ряд вопросов подготовки специалистов по высоким статистическим технологиям.

Ключевые слова: статистические методы, математическая статистика, прикладная статистика, статистика в России, высокие статистические технологии, Институт высоких статистических технологий и эконометрики, подготовка специалистов по статистическим технологиям.

1. Введение

При практическом использовании методов прикладной статистики применяются не отдельные методы описания данных, оценивания, проверки гипотез, а развернутые цельные процедуры - так называемые "статистические технологии". Понятие "статистическая технология" аналогично понятию "технологический процесс" в теории и практике организации производства.

Вполне естественно, что одни статистические технологии лучше соответствуют потребностям исследователя (пользователя, статистика), другие хуже, одни - современные, а другие - устаревшие, свойства одних изучены, а других - нет.

В различных областях деятельности применяют высокие технологии, под которыми понимают технологии, наиболее новые и прогрессивные на текущий момент времени. В начале XXI в. нами был введен термин "высокие статистические технологии". Первоначально он появился в печати в 2002 г. в первом издании учебнике "Эконометрика" [1], а в следующем году вышла программная статья [2] (поступила в редакцию 16 марта 2001 г.). Наш основной сайт http://orlovs.pp.ru/ с книгами и статьями в открытом доступе получил название "Высокие статистические технологии". Сайт был введен в эксплуатацию в октябре 2004 г., к настоящему времени его посетили около 1 млн. раз. Многие учебники и справочники, размещенные (2008) на сайте Лаборатории экономико-математических методов Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана http://ibm.bmstu.ru/nil/biblio.html , имеют названия из двух частей. Первая часть - серийное название "Высокие статистические технологии", вторая - название конкретной монографии. (В выпущенных позже печатных изданиях серийное название - "Организационно-экономическое моделирование"; оно было изменено в соответствии с названием учебной дисциплины по специальности "Менеджмент высоких технологий".)

Таким образом, термин "высокие статистические технологии" стал широко использоваться. Представляется целесообразным обсудить его содержание, подвести первые итоги применения понятия, обозначенного этим термином, в научных исследованиях и преподавании.

2. Статистические технологии

Статистический анализ конкретных данных, как правило, включает в себя целый ряд процедур и алгоритмов, выполняемых последовательно, параллельно или по более сложной схеме. В частности, с точки зрения организатора прикладного статистического исследования можно выделить следующие этапы:

- планирование статистического исследования (включая разработку анкет, бланков наблюдения и учета и других форм сбора данных; их апробацию; подготовку сценариев интервью и анализа данных и т.п.);

- организация сбора необходимых статистических данных по оптимальной или рациональной программе (планирование выборки, создание организационной структуры и подбор команды статистиков, подготовка кадров, которые будут заниматься сбором данных, а также контролеров данных и т.п.);

- непосредственный сбор данных и их фиксация на тех или иных носителях (с контролем качества сбора и отбраковкой ошибочных данных по соображениям предметной области);

- первичное описание данных (расчет различных выборочных характеристик, функций распределения, непараметрических оценок плотности, построение гистограмм, корреляционных полей, различных таблиц и диаграмм и т.д.),

- оценивание тех или иных числовых или нечисловых характеристик и параметров распределений (например, непараметрическое интервальное оценивание коэффициента вариации или восстановление зависимости между откликом и факторами, т.е. оценивание функции),

- проверка статистических гипотез (иногда их цепочек - после проверки предыдущей гипотезы принимается решение о проверке той или иной последующей гипотезы; например, после проверки адекватности линейной регрессионной модели и отклонения этой гипотезы может проверяться адекватность квадратичной модели),

- более углубленное изучение, т.е. одновременное применение различных алгоритмов многомерного статистического анализа, алгоритмов диагностики и построения классификации, статистики нечисловых и интервальных данных, анализа временных рядов и др.;

- проверка устойчивости полученных оценок и выводов относительно допустимых отклонений исходных данных и предпосылок используемых вероятностно-статистических моделей, в частности, изучение свойств оценок методом размножения выборок и другими численными методами;

- применение полученных статистических результатов в прикладных целях, т.е. для формулировки выводов в терминах содержательной области (например, для диагностики конкретных материалов, построения прогнозов, выбора инвестиционного проекта из предложенных вариантов, нахождения оптимальных режима осуществления технологического процесса, подведения итогов испытаний образцов технических устройств и др.),

- составление итоговых отчетов, в частности, предназначенных для тех, кто не является специалистами в статистических методах анализа данных, в том числе для руководства - "лиц, принимающих решения".

Возможны и иные структуризации различных статистических технологий, предназначенных для решения конкретных прикладных задач. Важно подчеркнуть, что квалифицированное и результативное применение статистических методов - это отнюдь не проверка одной отдельно взятой статистической гипотезы или оценка характеристик или параметров одного заданного распределения из фиксированного семейства. Подобного рода операции - только отдельные кирпичики, из которых складывается статистическая технология.

Итак, процедура статистического анализа данных - это информационный технологический процесс, другими словами, та или иная информационная технология. Статистическая информация подвергается разнообразным операциям (последовательно, параллельно или по более сложным схемам). В настоящее время об автоматизации всего процесса статистического анализа данных говорить было бы несерьезно, поскольку имеется слишком много нерешенных проблем, вызывающих дискуссии среди статистиков. Наличие разногласий - причина того, что так называемые "экспертные системы в области статистического анализа данных" пока не стали рабочим инструментом статистиков.

3. Проблема "стыковки" алгоритмов

В литературе статистические технологии рассматриваются явно недостаточно. В частности, обычно все внимание сосредотачивается на том или ином элементе технологической цепочки, а переход от одного элемента к другому остается в тени. Между тем проблема "стыковки" статистических алгоритмов, как известно, требует специального рассмотрения (см., например, [3, 4]), поскольку в результате использования предыдущего алгоритма зачастую нарушаются условия применимости последующего. В частности, результаты наблюдений могут перестать быть независимыми, может измениться их распределение и т.п.

Так, вполне резонной выглядит рекомендация: сначала разбейте данные на однородные группы, а потом в каждой из групп проводите статистическую обработку, например, регрессионный анализ. Однако эта рекомендация под кажущейся прозрачностью содержит подводные камни. Действительно, как поставить задачу в вероятностно-статистических терминах? Если, как обычно, примем, что исходные данные - это выборка, т.е. совокупность независимых одинаково распределенных случайных элементов, то классификация приведет к разбиению этих элементов на группы. В каждой группе элементы будут зависимы между собой, а их распределение будет зависеть от группы, куда они попали. Отметим, что в типовых ситуациях границы классов стабилизируются, а это значит, что асимптотически элементы кластеров становятся независимыми. Однако их распределение не может быть нормальным. Например, если исходное распределение было нормальным, то распределения в классах будет усеченным нормальным. Это означает, что необходимо пользоваться непараметрическими методами.

Разберем другой пример. При проверке статистических гипотез большое значение имеют такие хорошо известные характеристики статистических критериев, как уровень значимости и мощность. Методы их расчета и использования при проверке одной гипотезы обычно хорошо известны. Если же сначала проверяется одна гипотеза, а потом с учетом результатов ее проверки (конкретнее, если первая гипотеза принята) - вторая, то итоговую процедуру также можно рассматривать как проверку некоторой (более сложной) статистической гипотезы. Она имеет характеристики (уровень значимости и мощность), которые, как правило, нельзя простыми формулами выразить через характеристики двух составляющих гипотез, а потому они обычно неизвестны. Лишь в некоторых простых случаях характеристики итоговой процедуры можно рассчитать. В результате итоговую процедуру нельзя рассматривать как научно обоснованную, она относится к эвристическим алгоритмам. Конечно, после соответствующего изучения, например, методом Монте-Карло, она может войти в число научно обоснованных процедур прикладной статистики.

4. Термин "высокие статистические технологии"

Термин "высокие технологии" популярен в современной научно-технической литературе. Он используется для обозначения наиболее передовых технологий, опирающихся на последние достижения научно-технического прогресса. Есть такие технологии и среди технологий статистического анализа данных - как в любой интенсивно развивающейся научно-практической области.

Примеры высоких статистических технологий и входящих в них алгоритмов анализа данных, подробный анализ современного состояния и перспектив развития даны при обсуждении "точек роста" прикладной статистики и других статистических методов [5]. В качестве "высоких статистических технологий" были выделены технологии непараметрического анализа данных; устойчивые (робастные) технологии; технологии, основанные на размножении выборок, на использовании достижений статистики нечисловых данных и статистики интервальных данных.

Обсудим пока не вполне привычный термин "высокие статистические технологии". Каждое из трех слов несет свою смысловую нагрузку.

"Высокие", как и в других областях, означает, что статистическая технология опирается на современные достижения статистической теории и практики, в частности, на достижения теории вероятностей и прикладной математической статистики. При этом "опирается на современные научные достижения" означает, во-первых, что математическая основа технологии получена сравнительно недавно в рамках соответствующей научной дисциплины, во-вторых, что алгоритмы расчетов разработаны и обоснованы в соответствии в нею (а не являются т.н. "эвристическими"). Со временем новые подходы и результаты могут заставить пересмотреть оценку применимости и возможностей технологии, привести к замене ее более современной. В противном случае "высокие статистические технологии" переходят в "классические статистические технологии", такие, как метод наименьших квадратов. Итак, высокие статистические технологии - плоды недавних серьезных научных исследований. Здесь два ключевых понятия - "молодость" технологии (во всяком случае, не старше 50 лет, а лучше - не старше 10 или 30 лет) и опора на "высокую науку".

Термин "статистические" привычен, но коротко разъяснить его нелегко. Проще сослаться на введение и все содержание учебника [6], на энциклопедию [7], справочник [8] и др. В частности, статистические данные - это результаты измерений, наблюдений, испытаний, анализов, опытов. А "статистические технологии" - это технологии анализа статистических данных.

Наконец, редко используемый применительно к статистике термин "технологии". Статистический анализ данных, как правило, включает в себя целый ряд процедур и алгоритмов, выполняемых последовательно, параллельно или по более сложной схеме. Структура типовой статистической технологии описана выше. Обработка статистических данных - это информационный технологический процесс.

5. Всегда ли нужны "высокие статистические технологии"?

"Высоким статистическим технологиям" противостоят, естественно, "низкие статистические технологии" (а между ними расположены "классические статистические технологии"). "Низкие статистические технологии" - это те технологии, которые не соответствуют современному уровню науки и практики. Обычно они одновременно и устарели, и не вполне адекватны сути решаемых статистических задач.

Примеры таких технологий неоднократно критически рассматривались нами. Достаточно вспомнить критику использования критерия Стьюдента для проверки однородности при отсутствии нормальности и равенства дисперсий [9, 10]. Или применение критерия Вилкоксона для проверки совпадения теоретических медиан или функций распределения двух выборок [11]. Или использование классических процентных точек критериев Колмогорова и омега-квадрат в ситуациях, когда параметры оцениваются по выборке и эти оценки подставляются в "теоретическую" функцию распределения [12, 13]. На первый взгляд вызывает удивление устойчивость "низких статистических технологий", их постоянное возрождение во все новых статьях, монографиях, учебниках. Поэтому, как ни странно, наиболее "долгоживущими" оказываются не работы, посвященные новым научным результатам, а публикации, разоблачающие ошибки, типа статьи [12]. Прошло около 30 лет с момента ее публикации, но она по-прежнему актуальна, поскольку ошибочное применение критериев Колмогорова и омега-квадрат по-прежнему распространено.

Целесообразно отметить по крайней мере четыре обстоятельства, которые определяют эту устойчивость ошибок.

Во-первых, прочно закрепившаяся традиция. Так, многие учебники по курсам типа "Общая теория статистики", если беспристрастно проанализировать их содержание, состоят в основном из введения в прикладную статистику (в понимании [14]). Иногда изложение идет в стиле "низких статистических технологий", т.е. на уровне 1950-х годов, а во многом и на уровне начала ХХ в., причем обычно с ошибками. К "низкой" прикладной статистике добавлена некоторая информация о деятельности органов Госкомстата РФ. Новое поколение специалистов, обучившись "низким" подходам, идеям, алгоритмам, их использует, а с течением времени и достижением должностей, ученых званий и степеней - пишет новые учебники со старыми ошибками.

Второе обстоятельство связано с большими трудностями при оценке экономической эффективности применения статистических методов вообще и при оценке вреда от применения ошибочных методов в частности. (А без такой оценки как докажешь, что "высокие статистические технологии" лучше "низких"?) При оценке вреда от применения ошибочных методов приходится учитывать, что общий успех в конкретной инженерной или научной работе вполне мог быть достигнут вопреки применению ошибочных методов, за счет "запаса прочности" других составляющих общей работы. Например, преимущество одного технологического приема (станка, оснастки, организации работы) над другим можно продемонстрировать как с помощью критерия Крамера-Уэлча [9, 10] проверки равенства математических ожиданий (что правильно), так и с помощью двухвыборочного критерия Стьюдента (что, вообще говоря, неверно, т.к. обычно не выполняются условия применимости этого критерия - нет ни нормальности распределения, ни равенства дисперсий).

Третье существенное обстоятельство - трудности со знакомством с высокими статистическими технологиями. В нашей стране в силу ряда исторических обстоятельств развития статистических методов в течение последних десятилетий только журнал "Заводская лаборатория. Диагностика материалов" предоставлял такие возможности (в последние годы активно присоединился "Научный журнал КубГАУ"; надо добавить также периодический (раз в год - два) межвузовский сборник научных трудов "Статистические методы оценивания и проверки гипотез"). К сожалению, поток современных отечественных и переводных статистических книг, выпускавшихся ранее, в частности, издательствами "Наука", "Мир", "Финансы и статистика", практически превратился в узкий ручеек...

Возможно, более существенным является влияние естественной задержки во времени между созданием "новых статистических технологий" и написанием полноценной и объемной учебной и методической литературы. Она должна позволять знакомиться с новой методологией, новыми методами, теоремами, алгоритмами, методами расчетов и интерпретации их результатов, статистическими технологиями в целом не по кратким оригинальным статьям, а при обычном вузовском и последипломном обучении.

И, наконец, четвертое - наиболее важное. Всегда ли нужны высокие статистические технологии? Приведем аналогию - нужна ли современная сельскохозяйственная техника для обработки приусадебного участка? Нужны ли трактора и комбайны? Может быть, достаточно технологий, основанных на использовании лопаты? Вернемся к данным государственной статистики. Применяются статистические технологии первичной обработки (описания) данных, основанные на построении разнообразных таблиц, диаграмм, графиков. Эти технологии соответствуют научному уровню XIX в. Подобное представление и первичный анализ данных удовлетворяет большинство потребителей статистической информации.

Итак, чтобы высокие статистические технологии успешно использовались, необходимы два условия:

- чтобы они были объективно нужны для решения практической задачи;

- чтобы потенциальный пользователь технологий субъективно понимал это.

Таким образом, весь арсенал реально используемых в настоящее время эконометрических и статистических технологий можно распределить по трем потокам:

- высокие статистические технологии;

- классические статистические технологии,

- низкие статистические технологии.

Под классическими статистическими технологиями, как уже отмечалось, понимаем технологии почтенного возраста, сохранившие свое значение для современной статистической практики. Таковы технологии на основе метода наименьших квадратов (включая методы точечного оценивания параметров прогностической функции, непараметрические методы доверительного оценивания параметров и прогностической функции в целом, проверок различных гипотез о них), статистик типа Колмогорова, Смирнова, омега-квадрат, непараметрических коэффициентов корреляции Спирмена и Кендалла (относить их только к методам анализа ранжировок - значит делать уступку "низким статистическим технологиям") и многих других статистических процедур.

6. Основная проблема в области статистических технологий

В настоящее время она состоит в том, чтобы в конкретных эконометрических исследованиях использовались только технологии первых двух типов.

Каковы возможные пути решения этой проблемы? Бороться с конкретными невеждами - дело почти безнадежное. Конечно, необходима демонстрация квалифицированного применения высоких статистических технологий. В 1960-70-х годах этим занималась Лаборатория статистических методов акад. А.Н. Колмогорова в МГУ им. М.В. Ломоносова. В разделе "Математические методы исследования" журнала "Заводская лаборатория" за последние 50 лет опубликовано более 1000 статей, выполненных на уровне "высоких статистических технологий". В настоящее время действует Институт высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э. Баумана и целый ряд других научных коллективов, работающих на уровне "высоких статистических технологий".

Очевидно, самое основное - это обучение. Какие бы новые научные результаты ни были получены, если они остаются неизвестными студентам, то новое поколение исследователей и инженеров, экономистов и менеджеров, других специалистов вынуждено осваивать их поодиночке, в порядке самообразования, а то и переоткрывать заново. Т.е. зачастую новые научные результаты практически исчезают из оборота научной и практической информации, едва появившись. Как ни странно это может показаться, избыток научных публикаций превратился в тормоз развития науки. По нашим оценкам (опубликованы в [15 - 17]), к настоящему времени по статистическим технологиям опубликовано не менее миллиона статей и книг, в основном во второй половине ХХ в. Из них не менее 100 тысяч являются актуальными для современного специалиста. При этом реальное число публикаций, которые способен освоить исследователь за свою профессиональную жизнь, по нашей оценке, не превышает 2 - 3 тысяч (именно таково число литературных ссылок в наиболее полном издании на русском языке по статистических методам - трехтомнике [18 -20]). Итак, каждый специалист в области прикладной статистики знаком не более чем с 2 - 3% актуальных для него литературных источников. Поскольку существенная часть публикаций заражена "низкими статистическими технологиями", то исследователь-самоучка, увы, имеет мало шансов выйти на уровень "высоких статистических технологий". С подтверждениями этого печального вывода постоянно приходится сталкиваться. Одновременно приходится констатировать, что масса полезных результатов погребена в изданиях прошлых десятилетий и имеет мало шансов пробиться в ряды используемых в настоящее время "высоких статистических технологий" без специально организованных усилий современных специалистов.

Итак, основное - обучение. Несколько огрубляя, можно сказать так: что попало в учебные курсы и соответствующие учебные издания - то сохраняется, что не попало - то пропадает.

7. Необходимость высоких статистических технологий

Может возникнуть естественный вопрос: зачем нужны высокие статистические технологии, разве недостаточно обычных статистических методов? Специалисты по прикладной статистике справедливо считают и доказывают своими теоретическими и прикладными работами, что совершенно недостаточно. Так, совершенно очевидно, что многие данные в информационных системах имеют нечисловой характер, например, являются словами или принимают значения из конечных множеств. Нечисловой характер имеют и упорядочения, которые дают эксперты или менеджеры, например, выбирая главную цель, следующую по важности и т.д. Значит, нужна статистика нечисловых данных. Мы ее построили [21, 22]. Далее, многие величины известны не абсолютно точно, а с некоторой погрешностью - от и до. Другими словами, исходные данные - не числа, а интервалы. Нужна статистика интервальных данных. Мы ее развиваем [23, 24]. В широко известной монографии по контроллингу [25] на с.138 хорошо сказано: "Нечеткая логика - мощный элегантный инструмент современной науки, который на Западе (и на Востоке - в Японии, Китае - А.О.) можно встретить в десятках изделий - от бытовых видеокамер до систем управления вооружениями, - у нас до самого последнего времени был практически неизвестен". Напомним, первая монография российского автора по теории нечеткости [26] содержит основы высоких статистических технологий, связанные с анализом выборок нечетких множеств (см. также [24]). Ни статистики нечисловых данных, ни статистики интервальных данных, ни статистики нечетких данных не было и не могло быть в классической статистике. Все это - высокие статистические технологии. Они разработаны за последние десятилетия. К сожалению, обычные вузовские курсы по общей теории статистики и по математической статистике разбирают научные результаты, полученные в первой половине ХХ века.

Важная и весьма перспективная часть прикладной статистики - применение высоких статистических технологий к анализу конкретных данных, что зачастую требует дополнительных теоретических исследований по доработке статистических технологий применительно к конкретной ситуации. Большое значение имеют конкретные статистические модели, например, модели экспертных оценок или эконометрики качества. И конечно, такие конкретные применения, как расчет и прогнозирование индекса инфляции. Сейчас уже многим экономистам и менеджерам ясно, что годовой бухгалтерский баланс предприятия может быть использован для оценки его финансово-хозяйственной деятельности только с привлечением данных об инфляции.

8. Институт высоких статистических технологий и эконометрики

Опишем опыт внедрения "высоких статистических технологий". Организованный нами в 1989 г. Институт высоких статистических технологий и эконометрики (ИВСТЭ) в настоящее время действует на базе кафедры ИБМ-2 "Экономика и организация производства" Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана. Институт на хоздоговорных и госбюджетных началах занимается развитием, изучением и внедрением эконометрики и "высоких статистических технологий", т.е. наиболее современных технологий анализа экономических, технических, социологических, медицинских данных, ориентированных на использование в условиях современного производства и экономики. Основной интерес представляют применения "высоких статистических технологий" для анализа конкретных экономических данных, т.е. в эконометрике. Наиболее перспективным представляется применение "высоких статистических технологий" для поддержки принятия управленческих решений, прежде всего в таком новом (для России) современном направлении экономической науки и практики, как контроллинг (см., например, [25, 27]).

Вначале Институт действовал как Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального правления Всесоюзного экономического общества. В 1990 - 1992 гг. было выполнено более 100 хоздоговорных работ, в том числе для НИЦентра по безопасности атомной энергетики, ВНИИ нефтепереработки, ПО "Пластик", ЦНИИ черной металлургии им. Бардина, НИИ стали, ВНИИ эластомерных материалов и изделий, НИИ прикладной химии, ЦНИИ химии и механики, НПО "Орион", ВНИИ экономических проблем развития науки и техники, ПО "Уралмаш", "АвтоВАЗ", МИИТ, Казахского политехнического института, Донецкого государственного университета, Института питания (Алма-Ата) и многих других.

Затем Институт разрабатывал эконометрические методы анализа нечисловых данных, а также процедуры расчета и прогнозирования индекса инфляции и валового внутреннего продукта. ИВСТЭ развивал методологию построения и использования математических моделей процессов налогообложения (для Министерства налогов и сборов РФ), методологию оценки рисков реализации инновационных проектов высшей школы (для Министерства промышленности, науки и технологий РФ). Институт оценивал влияние различных факторов на формирование налогооблагаемой базы ряда налогов (для Минфина РФ), прорабатывал перспективы применения современных статистических и экспертных методов для анализа данных о научном потенциале (для Министерства промышленности, науки и технологий РФ). Важное направление связано с эколого-экономической тематикой - разработка методологического, программного и информационного обеспечения анализа рисков химико-технологических объектов (для Международного научно-технического центра), методов использования экспертных оценок в задачах экологического страхования (совместно с Институтом проблем рынка РАН). Институт проводил маркетинговые исследования (в частности, для Institute for Market Research GfK MR, Промрадтехбанка, фирм, торгующих растворимым кофе, программным обеспечением, оказывающих образовательные услуги). Интерес вызывали работы Института по прогнозированию социально-экономического развития России методом сценариев, по экономико-математическому моделированию развития малых предприятий и созданию современных систем информационной поддержки принятия решений для таких организаций.

С 2010 г. Институт занимался проблемами прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий, обеспечения безопасности полетов (см., например, [28 - 33]), с 2013 г. - организационно-экономическим обеспечением управления проектами создания изделий ракетно-космической техники [34 - 38].

Институт ведет фундаментальные исследования в области высоких статистических технологий и эконометрики, в частности, в рамках МГТУ им. Н.Э. Баумана и Российского фонда фундаментальных исследований. Информация об Институте представлена на сайтах в Интернете (http://orlovs.pp.ru, прежний вариант - http://antorlov.nm.ru, зеркала http://antorlov.euro.ru, http://www.newtech.ru/~orlov ), который в 2000 - 2003 гг. ежегодно посещали более 10000 пользователей, а в 2006 г. - уже более 100000. Институтом издается компьютерный еженедельник "Эконометрика" (более 1,5 тыс. подписчиков, более 700 выпусков). Архив выпусков еженедельника "Эконометрика" можно рассматривать как хрестоматию по различным разделам эконометрики, а также по высоким статистическим технологиям.

Область научных и практических работ по развитию и применению статистических методов в экономике и управлении организациями и территориями называется эконометрикой [1]. Термин "эконометрика" пока еще не всем известен в России. А между тем в мировой науке эконометрика занимает достойное место. Напомним, что Нобелевские премии по экономике получили эконометрики Ян Тильберген, Рагнар Фриш, Лоуренс Клейн, Трюгве Хаавельмо, Джеймс Хекман и Дэниель Мак-Фадден. В 2003 г. к ним добавились Энгл Грейнджер и Кеннет Риглз. Выпускается ряд научных журналов, полностью посвященных эконометрике, в том числе: Journal of Econometrics (Швеция), Econometric Reviews (США), Econometrica (США), Sankhya (Indian Journal of Statistics. Ser.D. Quantitative Economics. Индия), Publications Econometriques (Франция). Применение эконометрики дает заметный экономический эффект. Например, в США - не менее 20 миллиардов долларов ежегодно только в области статистического контроля качества [1].

Однако в нашей стране по ряду причин прикладная статистика и эконометрика не были сформированы как самостоятельные направления научной и практической деятельности, в отличие, например, от Польши, не говоря уже об англосаксонских странах. В результате специалистов в области прикладной статистики и эконометрики у нас на порядок меньше, чем в США и Великобритании.

9. О подготовке специалистов по высоким статистическим технологиям

Приходится с сожалением констатировать, что в России плохо налажена подготовка специалистов по высоким статистическим технологиям. В курсах по теории вероятностей и математической статистике обычно даются лишь классические основы этих дисциплин, разработанные в первой половине ХХ в., а преподаватели-математики свою научную деятельность предпочитают посвящать доказательству теорем, имеющих лишь внутриматематическое значение, а не развитию высоких статистических технологий. В настоящее время появилась надежда на эконометрику. В России развертываются эконометрические исследования и преподавание эконометрики. Экономисты, менеджеры и инженеры, прежде всего специалисты по контроллингу, должны быть вооружены современными средствами информационной поддержки, в том числе высокими статистическими технологиями и эконометрикой. Очевидно, преподавание должно идти впереди практического применения. Ведь как применять то, чего не знаешь?

Приведем два примера - отрицательный и положительный, - показывающие связь преподавания с внедрением передовых технологий.

Один раз - в 1990 - 1992 гг. мы уже обожглись на недооценке необходимости предварительной подготовки тех, для кого предназначены современные программные продукты. Наш коллектив (Всесоюзный центр статистических методов и информатики Центрального Правления Всесоюзного экономического общества, в настоящее время - Институт высоких статистических технологий и эконометрики) разработал систему диалоговых программных систем обеспечения качества продукции. Их созданием руководили ведущие специалисты страны. Но распространение программных продуктов шло на 1 - 2 порядка медленнее, чем мы ожидали. Причина стала ясна не сразу. Как оказалось, работники предприятий просто не понимали возможностей разработанных систем, не знали, какие задачи можно решать с их помощью, какой экономический эффект они дадут. А не понимали и не знали потому, что в вузах никто их не учил статистическим методам управления качеством. Без такого систематического обучения нельзя обойтись - сложные концепции "на пальцах" за пять минут не объяснишь.

Есть и противоположный пример - положительный. В середине 1980-х годов в советской средней школе ввели новый предмет "Информатика". И сейчас молодое поколение превосходно владеет компьютерами, мгновенно осваивая быстро появляющиеся новинки, и этим заметно отличается от тех, кому за 50 - 60 лет.

Если бы удалось ввести в средней школе курс теории вероятностей и статистики, то ситуация с внедрением высоких статистических технологий могла бы быть резко улучшена. Такой курс есть в Японии и США, Швейцарии, Кении и Ботсване, почти во всех странах (и ЮНЕСКО проводит всемирные конференции по преподаванию статистики в средней школе - см. сборник докладов [30]). Надо, конечно, добиться того, чтобы этот курс был построен на высоких статистических технологиях, а не на низких. Другими словами, он должен отражать современные достижения, а не концепции пятидесятилетней или столетней давности.

Литература

1. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: Экзамен, 2004. - 576 с.

2. Орлов А.И. Высокие статистические технологии // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2003. Т.69. No. 11. С. 55 - 60.

3. Орлов А.И. Некоторые вероятностные вопросы теории классификации // Прикладная статистика. Ученые записки по статистике, т.45. - М.: Наука, 1983. С. 166 -179.

4. Орлов А.И. Проблема множественных проверок статистических гипотез // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1996. Т.62. No. 5. С. 51 - 54.

5. Орлов А.И. Точки роста статистических методов / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - No.09(103). С. 136 - 162. - IDA [article ID]: 1031409011. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/09/pdf/11.pdf, 1,688 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346

6. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч.3. Статистические методы анализа данных. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. - 624 с.

7. Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 910 с.

8. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1965 (1-е изд.), 1968 (2-е изд.), 1983 (3-е изд.). - 474 с.

9. Орлов А.И. О применении статистических методов в медико-биологических исследованиях // Вестник Академии медицинских наук СССР. 1987. No. 2. С. 88 - 94.

10. Орлов А.И. О проверке однородности двух независимых выборок // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2003. Т.69. No. 1. С. 55 - 60.

11. Орлов А.И. Какие гипотезы можно проверять с помощью двухвыборочного критерия Вилкоксона? // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1999. Т.65. No.1. С. 51 - 55.

12. Орлов А.И. Распространенная ошибка при использовании критериев Колмогорова и омега-квадрат // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1985. Т.51. No. 1. С. 60 - 62.

13. Орлов А.И. Непараметрические критерии согласия Колмогорова, Смирнова, Омега-квадрат и ошибки при их применении / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - No.03(097). С. 647 - 675. - IDA [article ID]: 0971403047. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/47.pdf

14. Орлов А.И. Прикладная статистика. - М.: Экзамен, 2006. - 576 с.

15. Орлов А.И. Первый Всемирный конгресс Общества математической статистики и теории вероятностей им. Бернулли // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1987. Т.53. No. 3. С .90 - 91.

16. Орлов А.И. Всемирный Конгресс Общества им. Бернулли // Стандарты и качество. 1987. No. 5. С. 105 - 106.

17. Орлов А.И. Первый Всемирный конгресс Общества математической статистики и теории вероятностей им. Бернулли // Надежность и контроль качества. 1987. No. 6. С. 54 - 59.

18. Кендалл М.Дж., Стьюарт А. Теория распределений. - М.: Наука, 1966. -588 с.

19. Кендалл М.Дж., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. - М.: Наука, 1973. - 896 с.

20. Кендалл М.Дж., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. - М.: Наука, 1976. - 736 с

21. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование: учебник : в 3 ч. Часть 1: Нечисловая статистика. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2009. - 541 с.

22. Орлов А.И. О развитии статистики объектов нечисловой природы / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - No.09(093). С. 273 - 309. - IDA [article ID]: 0931309019. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/19.pdf

23. Орлов А.И. Основные идеи статистики интервальных данных / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - No.10(094). С. 867 - 892. - IDA [article ID]: 0941310060. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/10/pdf/60.pdf

24. Орлов А.И., Луценко Е.В. Системная нечеткая интервальная математика. Монография (научное издание). - Краснодар, КубГАУ. 2014. - 600 с.

25. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.

26. Орлов А. И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

27. Ермоленко В.В., Луценко Е.В., Коржаков В.Е. Интеллектуальные системы в контроллинге и менеджменте средних и малых фирм Монография (научное издание). Под науч. ред. д.э.н., проф. Е.В. Луценко.- Майкоп: АГУ. 2011. - 392 с.

28. Бутов А.А., Волков М.А., Макаров В.П., Орлов А.И., Шаров В.Д. Автоматизированная система прогнозирования и предотвращения авиационных происшествий при организации и производстве воздушных перевозок // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Том 14. No. 4(2). С. 380 - 385.

29. Орлов А.И. Выявление отклонений в контроллинге (на примере мониторинга уровня безопасности полетов) /  А.И. Орлов, В.Д. Шаров // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - No.01(095). С. 184 - 203. - IDA [article ID]: 0951401008. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/08.pdf

30. Хрусталев С.А., Орлов А.И., Шаров В.Д. Математические методы оценки эффективности управленческих решений // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2013. Т.79. No.11. С. 67 - 72.

31. Орлов А.И., Савинов Ю.Г., Богданов А.Ю. Экспертные технологии и их применение при оценивании вероятностей редких событий // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2014. Т.80. No. 3. С. 63 - 69.

32. Орлов А.И., Савинов Ю.Г., Богданов А.Ю. Методика дуальных шкал при экспертном оценивании параметров дерева промежуточных событий развития авиационного происшествия с учетом барьеров предотвращения и парирования // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. No. 204 (6). С.32 - 38.

33. Орлов А.И., Шаров В.Д. Метод выявления отклонений в системе контроллинга (на примере мониторинга уровня безопасности полетов) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. No. 26 (263). С.54 - 64.

34. Орлов А.И., Цисарский А.Д. Особенности оценки рисков при создании ракетно-космической техники // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. No. 43 (232). С.37 - 46.

35. Волков В.А. Организационно-экономические подходы к оценке реализуемости инновационно-инвестиционных проектов /  В.А. Волков, А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - No.03(097). С. 181 - 202. - IDA [article ID]: 0971403013. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/13.pdf

36. Волков В.А., Орлов А.И. Организационно-экономические подходы к оценке реализуемости проектов по созданию ракетно-космической техники // Экономический анализ: теория и практика. 2014. No. 11 (362). С. 41 - 47.

37. Орлов А.И. О подходах к разработке организационно-экономического обеспечения решения задач управления в аэрокосмической отрасли / А.И. Орлов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - No.05(099). С. 73 - 100. - IDA [article ID]: 0991405005. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/05.pdf

38. Требования и оценка реализуемости проектов создания изделий ракетно-космической техники / В.А. Волков, Г.О. Баев, А.И. Орлов, С.Г. Фалько // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - No.05(099). С. 124 - 136. - IDA [article ID]: 0991405008. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/05/pdf/08.pdf

39. The teaching of statistics / Studies in mathematics education. Vol.7. - Paris, UNESCO, 1989. - 258 pp.

Публикация:

Орлов А.И. О высоких статистических технологиях // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. No. 105. С. 14 - 38.

*   *   *   *   *   *   *

Разговор с Ротшильдом или почему глобализация неэффективна

Олег Матвейчев

Наше время характеризуется активным наступлением нового мирового порядка, который получил название глобализации. Либералы выступают за нее, патриоты различных стран выступают против. Каждая из спорящих сторон использует аргументы. Либералы говорят о свободе выбора, патриоты - о корнях и традициях и необходимости сохранить уникальность народов.

Но организуют и продвигают глобализацию люди, которые оперируют совсем другими понятиями. Они не верят СМИ, потому что те принадлежат им. Они не верят в права человека, потому что организуют войны и революции. Они не верят в богатство, потому что в буквальном смысле создают его из воздуха, подчинив себе ФРС и Центральные банки всех государств.

И эти люди, которые направляют политические процессы на мировой карте, решают сегодня судьбы человечества. Чтобы они услышали, с ними надо говорить на языке тех понятий, которыми они оперируют. И ключевое слово тут - эффективность. Глобализация, Новый мировой порядок, просто напросто неэффективны.

Есть в интернете любопытный ролик. На улице некие "гражданские активисты" поймали мистера Ротшильда и задали ему несколько вопросов. Ротшильд ничего толком не ответил. Но проявил явную заинтересованность, когда ему сказали, что "Новый Мировой Порядок не имеет легитимности". Остановился. Спросил, почему. Но как только "активист" далее начал говорить "лозунгами", Ротшильд улыбнулся и потерял интерес к продолжению беседы https://www.youtube.com/watch?v=ARIK1DJX2eQ.

С Ротшильдом надо говорить на его языке. На языке экономиста-финансиста. Их излюбленное слово и главное мерило - "эффективность". Итак, мистер Ротшильд, почему продвигаемая вами глобализация или Новый мировой порядок, неэффективны. 

Сегодняшняя глобализация в своей основе имеет всего лишь одну идею. Одну, но ключевую. Ресурсы планеты ограничены, поэтому необходимо ограничить рост народонаселения. Для этого необходимо контролировать все население и всячески ограничивать его численность. Всеми доступными способами - от пропаганды гомосексуализма до распространения наркотиков.

Важным элементом тотального контроля является система всеобщего оглупления населения планеты. Ведь очевидно, что глупым человеком значительно проще манипулировать. В итоге Новый мировой порядок должен выглядеть, как две совершенно неравнозначные группы населения. Небольшой "золотой" пояс элиты и все остальные. Для первых лучшее образование, отменное питание, генная инженерия. Знания. Для всех остальных - генномодифицированная еда, "передовая" система образования, чтобы научились считать, и оглупляющее воздействие СМИ в нужном элите направлении.

Строительство этой системы разворачивается прямо на наших глазах. Главный ее тезис, главный термин - эффективность. Неэффективные предприятия надо закрыть. Неэффективные народы сократить. Неэффективное население ... оно не "впишется в рынок", то есть в Новый мировой порядок.

Но дело в том, что система, которую строят глобализаторы ... сама неэффективна.

Почему?

Оглупление населения земли, снижение интеллектуального уровня миллиардов людей, которое сегодня осуществляется, приведет к тому, что они перестанут мыслить. Конечно, не полностью. Но колоссально огромное число людей перестанет рождать мыслеобразы. А это именно то, что всегда двигало человеческую цивилизацию вперед. Все, что у нас есть - начиная от колеса и кончая телевидением и сотовой связью, сначала было замыслено и рождено в виде мыслеобраза, и только потом этот образ воплотился в реальности.

Не будет мысли, не будет движения цивилизации вперед. Сначала человек захотел полететь. В мыслях. Родился образ и через некоторое время появился сначала воздушный шар, потом дирижабль. А далее самолет и ракета. Именно мысль вывела человечество в космос.

В чем причина взрывного роста экономики и промышленности СССР? В том, что были отменены все ограничения на получение образования. Любой, кто хотел, мог учиться. Узнавать, умнеть, творить. Рождать мыслеобразы. И за два десятилетия Советский Союз шагнул от сохи к ракете. Еще одно десятилетие - и Гагарин полетел в космос.

Свобода мысли, основанная на свободе образования, в добавление к свободе воплощения. Вот секрет успеха человечества.

А Новый мировой порядок предлагает оглупление, сегрегацию, жесткие сословные ограничения между элитой и "остальными". Количество мыслеобразов в такой системе резко сократится. Потому, что сократится "кормовая база" для их появления. Сто миллионов высокообразованных людей - это куда как более узкая база, чем несколько миллиардов нестандартно мыслящих интеллектуалов. Кстати, весьма показательно, что в 1991 году, когда наша страна вошла в политическом плане в Новый мировой порядок, то сразу попыталась перенять Западные "ценности". В том числе западную систему обучения. Как только это случилось, то тут же был нанесен удар по всеобщему равному и прекрасному советскому образованию. Деградация общества в деле рождения мыслеобразов и их воплощения, по сравнению с советским периодом, к сожалению, сегодня налицо.

Основной ресурс сегодняшней экономики - углеводороды и атомная энергетика. Вчера был уголь, позавчера - дрова. Что будет завтра главным ресурсом - пока непонятно. Но это в экономике меняются ресурсы, в цивилизации основной ресурс не меняется. Это и есть способность создавать мыслеобразы. Это главная особенность и главное отличие человека от всех других форм материи, живой и неживой - его способность продуцировать мыслеобразы и воплощать их в реальность. Возможно, на далекой планете, под толщей льда, тоже есть белковая форма жизни. Возможно, она даже мыслеобразы может продуцировать. Но воплощать их в материю не может, это может только человек.

Если вы хотите новые мыслеобразы и воплощенные прорывные идеи, то увеличивайте "кормовую базу", которая состоит из максимально возможного количества мыслящих и образованных людей. Это же так просто - уберите все сословные и иные ограничения на получение образования, на мысль и ее воплощение, и придут новые технологии и новые воплощенные в материи мыслеобразы. Это позволит открыть новые источники энергии, освоить новые планеты и выйти за пределы солнечной системы. Можно решить любые задачи, достигнуть любых вершин прогресса и науки.

А Новый мировой порядок в его сегодняшней форме - это есть непризнание мыслеобразов главным достоянием планеты. Те, кто строит Новый мировой порядок, считают главным достоянием пресную воду, углеводороды и другие природные ресурсы. А далее в желании "сэкономить" ресурсы Земли глобализаторы готовы сократить тех, кто может создавать мыслеобразы и воплощать их в реальности, чтобы сократить потребление питьевой воды, еды и углеводородов.

Остановить продуцирование мыслеобразов и их воплощений в материи, для сокращения потребления ресурсов, ведущее к сокращению "кормовой базы" образованных людей (и идей), это все равно, что остановиться в ХIХ веке на паровом двигателе. Решить, что именно он и есть верх прогресса. Произойди победа Нового мирового порядка 150 лет назад, и мы бы не узнали, что такое двигатель внутреннего сгорания, не было бы ядерной энергетики. Создатели этих мыслеобразов просто не появились бы на свет или не получили бы возможность учиться и творить. Потенциальный создатель ядерной энергетики мог остаться разносчиком пиццы, чтобы вечером развлекаться кулачными боями. А тот, кто мог создать бензиновый двигатель, просто не появился бы на свет, потому что его отец, всю жизнь проплававший бы на "новейшем" пароходе, впитал бы идеи "чайлд фри" и толерантной любви к другим мужчинам.

Итогом сокращения мыслебазы человеческого прогресса стало бы не решение проблемы нехватки ресурсов природы, а просто отсрочка катастрофы на полтора столетия. Сегодня бы на планете не было бы леса и угля - все бы уже спалили и сожгли в "новейших" паровых котлах, и оставшиеся без топлива паровозы не справлялись бы с перевозкой людей.

Решение проблем человечества не в экономии ресурсов путем сокращения народонаселения, как нас учит Новый мировой порядок, а в увеличении числа создателей мыслеобразов, готовых их затем воплощать в материи. А в глобализированном мире с их воплощением идей тоже будут огромные проблемы. Если их автор не из узкой прослойки элиты.

Это путь в тупик. Это неэффективно. Путь человечества из пещер в космос шел только через мысль. Сначала была идея, и так было всегда. Если построить систему, которая будет душить мысль и не давать создавать образ, эта система начнет неизбежно стагнировать.

Зачем вам неэффективная система, мистер Ротшильд?

http://kprf.ru/party-live/opinion/132596.html 2014-07-01 08:47

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное