Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 90


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  90

2 июля 2001 г.

 

Содержание:
1. Упельсинкины новости

2. Классики религиоведения. Люсьен Леви-Брюль

3. Религии. Финно-угорское язычество

4. Тексты. Хун-Чжи. Проповеди

5. Словарь религиоведения. Символы религиозные

6. Литература

7. Новости религиоведения

8. Обзоры сайтов о религии

9. Диалог с Листа. Справедливость

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение.  Немного новостей.

Новости Упельсинкиной страницы. Дополнения по разделам:
 

Раздел Гости:
Интервью с Юрием Ореховым

Раздел Упельсинкино Со-Дружество:
Диалог с Листа: Религии

Раздел Архивы:
В Архив рассылки Введение в религиоведение добавлены Выпуски 83-89 в zip-файлах

Также внесены изменения в раздел Литература


В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. В разделе Классики религиоведения мы вернемся к биографии Л. Леви-Брюля, известного французского философа и антрополога. В разделе Религии - рассказ о финно-угорском язычестве по работе Найнджела Пенника и Пруденса Джонса "История языческой Европы".
Раздел Тексты - проповеди Хун-Чжи, одного из самых талантливых  писателей дзэн-буддизма. Раздел Словарь религиоведения - понятие религиозных символов. Раздел Литература - список  литературы. В конце Выпуска - Новости религиоведения, Обзоры сайтов о религии, Диалог с Листа (понятие справедливости) и Почта Упельсинке.

Следующий Выпуск рассылки Введение в религиоведение (91) читайте в среду, 4 июля 2001 г.  Вашему вниманию будет представлено Интервью с координатором благотворительного проекта "Харе Кришна - пища жизни" в Киеве Гуру-бхактой дасом.


2. Классики религиоведения

Леви-Брюль Люсьен
(1857-1939)

Родился и умер в Париже; получил философское образование и первое время, будучи профессором Сорбонны, занимался историей европейской философии и проблемами морали: "История современной философии во Франции" (1899), "Философия Огюста Конта" (1903), "Этика и наука о нравах" (1905). Леви-Брюль знакомится и во многом разделяет идеи позитивистской философии О. Канта о социологии Э. Дюркгейма. У него пробуждается интерес к изучению социальных процессов, методологии интерпретации социальных фактов. Он принимает идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях. Заинтересовавшись этнографией, Леви-Брюль обращается целиком к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития, и сосредоточивается на том, чтобы раскрыть природу первобытного мышления. Он принимал участие в создании в Париже в 1925 г. Института этнологии. В 1910 г. вышла работа "Мыслительные функции в низших обществах", в 1927 г. - "Примитивная душа", "Сверхъестественное и природа первобытного мышления", в 1930 г. - "Первобытное мышление". Изучая первобытные мифы, верования, обычаи, Леви-Брюль пришел к выводу о существенном различии между первобытным мышлением и сознанием цивилизованного человека. Первобытное мышление по своему содержанию - мистическое и пралогическое (в нем нет различения естественного и сверхъестественного), оно мало считается с опытом и нечувствительно к противоречиям, руководствуется не законами логики, а законом сопричастности, т.е. признает передачу различных свойств от одного предмета к другому посредством соприкосновения, овладения и т.д. Это "пралогическое мышление", в котором решающую роль играют ассоциации. Объем знаний первобытного человека ограничен, индивидуальные представления, которые он черпает из своего опыта, не являются плодом размышления и рассуждения, но преимущественно - чутья, интуиции, слепого навыка. В целом же первобытное сознание - общественное, коллективное, является плодом коллективных обычаев и привычек. Логическое и пралогическое мышление - это не стадии, а типы мышления, сосуществующие в одном и том же обществе. С развитием общества сектор логического мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но всегда будут сохраняться коллективные представления, которые выражают интенсивно переживаемую сопричастность". Леви-Брюль поставил, таким образом, проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и его общественной жизни.

Исследование первобытного мышления имеет значение не только для специалиста-антрополога, но и для социолога, в том числе и для социолога, занимающегося религией, поскольку помогает раскрыть особенности религиозных форм поведения и мышления. В конце жизни Леви-Брюль отказался от своей первоначальной теории "пралогического мышления", но продолжал разрабатывать проблему "партиципации" - сопричастности, считая ее фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей - современному. Он стремился при этом разрабатывать методологию изучения мышления, основывающуюся на описании, а не на оценочных суждениях. Социальная партиципация рассматривается Леви-Брюлем как одно из проявлений, частный случай этого фундаментального качества. Он анализирует реальность, выраженную мифологическим языком, утверждая, что если восприятие существ и природных объектов носит "мистический характер", то представление о них получает мифологический характер, т.е. содержит в себе "мистический элемент", который заключает в себе нечто большее, чем реальное, "позитивное" содержание события. Таким образом, то, что воспринимается в таком представлении, есть чувство родства с "мистической" реальностью. Таков ключ к адекватному пониманию мифологии.

Уже Дюркгейм и Мосс говорили о "коллективных представлениях", но Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенным сознанием, которое существует преимущественно в первобытных обществах, которым свойственна корреляция между присущим им типом мышления по принципу "партиципации" и строгой социализацией, составляющей другую их отличительную особенность. Сопричастие, "партиципация" становится, таким образом, ключевым понятием при рассмотрении социальных отношений и коллективных представлений. Основанные на этих последних формы мышления характеризуются эмоциональной вовлеченностью ("партиципацией") и противостоят абстрактному мышлению, которое базируется на логике и содержит минимум эмоциональности.

Говоря о первобытном сознании, Леви-Брюль почти всегда ограничивается религиозными представлениями и действиями. Его теория мало связана с повседневной жизнью первобытных обществ, ее нерелигиозными аспектами. В то же время коллективный характер религиозных представлений и религиозных действий присущ не только обществам, не обладающим письменностью, но и тем, которые вступили в стадию цивилизации и сознание которых имеет уже иные (логические) свойства. Это обстоятельство заставляет признать, что теория Леви-Брюля важна как постановка проблемы, но предложенное решение далеко не окончательно и во многом дискуссионно.


3. Религии

Финно-угорское язычество.

Большинство европейских языков, включая славянские, составляют одну обширную семью - индо-европейскую - и имеют общие базовый словарь и грамматическую структуру. Однако языки самой северной части Европы принадлежат к совершенно иной лингвистической группе - финно-угорской. Среди них - финский, лопарский (саами), эстонский, ливонский и карельский. Кроме того, в России, к западу от Урала, обитают немногочисленные народы, такие, как эрза, коми, марийцы, мокша и удмурты, некоторые из которых остаются язычниками и по сей день. Марийцы и отдельные группы удмуртов сопротивлялись как христианизации, так и исламизации. Еще в 1870-х движение "Кугу сорта" ("Великая свеча") успешно противостояло попыткам церкви обратить марийцев в христианскую веру. Что касается Лапландии, то многократные попытки церкви, с 1389 по 1603 годы, покончить с язычеством вылились в конечном счете в "двойные" практики. После насильственного крещения саами "очищались" от последствий обращения жеванной корой ольхи, посвященной Лейб-Ольмаю, божеству, воплощением которого считался северный олень. Иоханн Шеффер, описывавший языческие практики Лапландии семнадцатого столетия, отмечал, что местная религия представляла собой "сплав язычества и христианства, очевидный для всех и, по-видимому, никем не осуждаемый". <...> Но и среди язычников были свои мученики, такие, как, например, noid (шаман), заживо сожженный вместе со своим барабаном в Арьеплоге в 1693 г. В Эстонии, во время восстания против датских захватчиков, язычники разрушили все церкви и усадьбы и убили множество священников и мирян. Для отмщения были призваны тевтонские рыцари, и многие тысячи мятежников погибли.

Согласно римскому историку пятого века Кассиодору (Varia 546), именно эстонцев Тацит называл эстиями. Территория их расселения в период раннего средневековья остается, как мы видим, спорной, однако характер их религии сомнений не вызывает. Она была религией, основанной на культе индивидуальных духов, и включала в себя магические практики. Скандинавам эстонцы были известны как знатоки "магии ветра" (как и лапландцы, которых в те времена называли финнами), жившие на севере полуострова. В "Саге об Олафе Сыне Трюггве" есть рассказ о Рауде, "человеке, знавшем толк в жертвоприношениях и великом колдуне, за которым множество финнов следовало всякий раз, когда он требовал этого". Рауд, чье имя на финском означает "железо", "красный" и "сильный", не позволил войти во фьорд, в котором он жил, королю-крестителю Олафу, подняв ветер и шторм. Тогда король попросил епископа явить в ответ христианское чудо, дабы успокоить море, после чего вошел в бухту и убил Рауда и его последователей (Saga of Olaf Trygvason, 78, 79). Одна из северных областей Эстонии называлась Аскала - "земля колдунов". В 1070 г. Адам Бременский сообщает, что в Куронии (к югу от бассейна Двины) обитает дикий народ, которого боятся все, ибо он истово поклоняется идолам. "В каждом доме полно гадателей, прорицателей и колдунов. Люди со всего света, а особенно испанцы и греки, приходят к ним, чтобы задать им вопросы" (Gesta Hammaburgensis IV.16).  Между Балтийским и Средиземным морями простирались так называемые "янтарные пути", по которым с севера на юг доставлялась эта ценная окаменелая смола. Некоторые источники утверждают даже, что янтарь и в святилище Аполлона в Дельфах привозили девушки. Первоначально им давали свободный проход, но после того, как на них нападали, они оставляли янтарь на границе, и так по "эстафете" он прибывал в Дельфы. Янтарь, камень золотистого цвета, предположительно предлагался в дар Аполлону, богу солнца (Pliny I.90). Диодор Сицилийский сообщал, что около 500 г. до н.э. за землями кельтов находился остров, на котором стоял круглый храм Аполлона. Жители острова говорили на незнакомом языке, но поддерживали добрые отношения с греками "с глубокой древности" (Diodorus Sicilus II. 47). Это мог быть остров Рюген или же Самланд на восточном побережье, в те времена еще отделенный морем от материка. В описании Плиния говорится об уважении, которое народы проявляли к "святым девушкам", что перекликается с замечанием Тацита о поклонении эстиев матери богов и о том, что племенами, жившими еще за ними, даже правили женщины. Как мы увидим в дальнейшем, культ богини солнца был распространен и к северу от Двины.

О положении дел в восточной Балтике двору короля Альфреда Великого (871-901 гг.) докладывал путешественник по имени Вульфстан. Он сообщал, что на землях до реки Вислы живут венды, а за ними - "эстумы", или эстонцы, у которых большое государство и король в каждом городе. Бедняки там пьют не эль, а мед, а знать - молоко кобылиц, смешанное с кровью. В соответствии с погребальными обычаями, говорил Вульфстан, перед кремацией покойника оставляют в его доме с родственниками и друзьями, где те перед сожжением тела справляли поминки, пили вино и участвовали в игрищах. Чем богаче был умерший, тем дольше длились поминки. Уберечь труп от разложения должны были куски льда, которыми эстонцы обкладывали тело. В день похорон все имущество покойного делили на пять-шесть частей, после чего укладывали кучами. Чем больше была куча, тем дальше она находилась от жилища покойного - самая дальняя примерно в миле. После чего местные жители, владевшие самыми быстрыми лошадьми, собирались вместе и мчались к дому умершего. Самый быстрый всадник первым добирался до самой большой кучи, на которую он мог тогда предъявить свои права, - и так далее в порядке убывания. После состязания умершего выносили из дома и сжигали вместе с одеждой и оружием. <...>

Наверное, ритуал сожжения был призван ускорить встречу покойника с мертвыми по ту сторону "небесного холма", как о том говорил ибн-Фадлану русский торговец. Ведь в таком случае покойник не превращался в земных духов, которых обычно считали опасными для живых людей. Возможно, что именно боязнь земных духов и явилась причиной того, что кремировали даже тела чужеземцев. Генрих Ливонский сообщает, что еще в 1222 г. эстонцы выкапывали тела христиан и предавали их огню. Христиане, в отличие от язычников тех времен, верили в воскрешение мертвых в день Страшного Суда, и поэтому полагали возможным сохранять их тела (Heney of Livonia 24.8). Так что поведение эстонцев мы склонны рассматривать как намеренное нападение на священные для их врагов места. Впрочем, в свете того, что известно нам сейчас, это первоначально вполне мог быть акт своеобразной "психической гигиены" - освобождения земли от вурдалаков. Интересно что после завоевания эстонцы с ликованием приняли христианский праздник Дня Всех Святых (1 ноября). Они рассматривали его, в духе синкретизации, как продолжение их собственной традиции почитания усопших и небесных божеств.

Финно-угорские племена, как и большинство языческих народов Северной и Восточной Европы, не имели священного писания - вся религиозная традиция передавалась устно. Уже в наши дни ее запечатлел финский эпос "Калевала" и эстонский "Калевипоег". Руны использовались в календарях значительно дольше, чем в Швеции. В Эстонии их продолжали использовать еще в конце восемнадцатого столетия (календарь из Хинумаа датируется 1796 г.). Четверг почитался священным днем - на стол выставляли самую лучшею еду за всю неделю: в этот день ели масло и мясо. Языческий календарь делил год на четыре части следующими главными праздниками Куннипаев (День Плуга, 14 апреля, эквивалентный скандинавскому Дню лета), Каруспаев (День медведя, 13 июля), Коллетамисепаев (День увядания, 14 октября, эквивалентного скандинавскому Дню зимы), и Корьюсеп (День собраний, 14 января, позже скандинавский Праздник середины зимы).

Среди финно-угорских божеств - небесный бог, известный под многими местными именами (Юмала на финском; Таеватаат, "небесный дед", на эстонском; Юмо на марийском; Инмар на удмурдском и Ибмел на саами). Лапландские божества Пейве (солнце, женск.) и Мано  (или Асве, луна, муж.) никогда не подвергались антропоморфизации, Пейве предстает в виде ромба или круга с четырьмя лучами, а Мано  в виде месяца. У финнов главным божеством был Акко. Его супруга Акка покровительствовала жатве и плодородию. Акку эстонцы называли "Маан-эмо", "мать-земля", а удмурты - "Музем-муми". Бог-громовник у саами носил имя Хорагаллес (старик Тор), у эстонцев - Тоору/Таара, а у остяков - Торим. Национального бога саами Роту отождествляют с Одином. Торговые контакты между Скандинавией и этими северными финно-угорскими землями, а также совместные поселения, способствовали частичной ассимиляции как имен, так и атрибутов божеств. Скандинавы эпохи викингов также считали саами и финнов "кудесниками", мастерами "магического искусства". У саами, живших небольшими группами, обычными для сообществ охотников и собирателей, и, правда, в меньшей степени, у более оседлых финнов сохранялась роль шамана - мага, который в состоянии транса совершает путешествие из мира повседневности в мир запредельный и возвращается со сведениями, приносящими пользу всему племени. Норвежский викинг Ингимунд Старый послал в шаманское астральное путешествие, "волшебный путь в Исландию", двух саами. Он потерял серебряную статую бога Фрея, и саами, вернувшись из "волшебного путешествия", рассказали ему, где ее надлежит искать в Исландии. Если верить "Книге заселения земли", их описание оказалось абсолютно точным: Ингимунд, отправившись в Исландию, нашел статую бога именно там, где предсказали саами.

В финно-угорской религии, как и в верованиях других частей Европы, присутствует культ предков, духов земли и специфические элементы шаманской практики. Саами почитали Радиэ-атче, бога-первопредка в сопровождении супруги Радьэ-акка, сына Радиэ-киэдде и дочери Рана-нейды (покровительницы весны). В святилищах в честь Рана-нейды ставили освященные веретена. В Эстонии большой популярностью пользовались культы духов-покровителей Метсика и Тонна. Среди мириада прочих существ: эстонский Уку (дух дома), саамские Пьегг-ольмай ("хозяин ветров") и Веральден-ольмай ("человек вселенной, бог охоты и северного оленя), удмуртские духи воды Обин-мурт ("человек дождя"), "Ву-мурт ("человек воды") и Ву-нуна ("дядя воды"). Кроме того, немаловажное место в религии многих племен занимал культ медведя. Кроме того, в чудских (эстонских) могилах около Ладожского озера были найдены амулеты, изображающие человека с головой лося; с рогами изображался и саамский бог Радиэ-киэдде.

Для финно-угорских племен священные рощи играли такую же большую роль, как и для кельтов и других балтийских народов. У марийцев церемонии в честь добрых божеств проходили в Юмон-тот, а божеств, опасных для человека, умилостивляли в роще, называемой керемен, огороженной забором (керемен, экв. скандинавскому Vebond). Еще в конце девятнадцатого столетий у марийцев было не менее шестидесяти четырех священных рощ. Такие же рощи, называемые луд, были и у удмуртов. Также удмурты возводили священные строения (квала) и низкие деревянные сооружения без окон, являвшиеся святилищами семьи и богов рода. Внутри находился деревянный сосуд с образами предка семьи или племени. В соответствии с общей традицией европейского язычества, священные деревья украшали изображениями божеств и символическим орнаментом. <...>


4. Тексты

Хун-Чжи

Проповеди


 
Школа Цао-Дун умерла после ухода из жизни последнего из наставников шестого поколения, но ее возродил учитель седьмого поколения дома Линь-цзи, которому последний наставник дома Цао-Дун передал секреты обучения. Последующее же возрождение дома Цао-Дун достигло апогея в учении Хун-чжи (1091-1157), одного из самых талантливых писателей и поэтов за всю историю дзэн-буддизма.


***

Пустой, но всепроникающий, изначальный свет сияет спонтанно и естественно; спокойное, но чуткое, великое действие непостижимо проявлено. Деревянный конь, ржание которого во все стороны разносит ветер, не ступает по следам настоящего; глиняный вол, возникающий из моря, вспахивает весну эона пустоты.

Вы поняли?

Туда, куда вас манит рукой яшмовый человечек, возвращается еще более великое чудо.

***

Одна беспредельная ясная пустоты, ночь ровно на половине пути; холодная луна источает мороз. Когда свет и тьма неразделимо смешиваются, кто различит абсолютное и относительное в них?

Вот почему сказано: "Хотя абсолютное абсолютно, при этом оно относительное; хотя относительное относительно, при этом оно завершено". В этот самый момент как вы распознаете?

Как ясно - пара источающих сияние глаз прежде любого побуждения!

Как величаво - вечное тело за пределами форм!

***

Каждая мельчайшая частица в любой земле есть "я"; просто негде укрыться. Куда бы ты ни пошел, непременно встретишься с Этим; у такого человека есть глаза. В зарослях сотен трав, у врат суматошного города невозможно перепутать - ты не движешься вместе с потоком. В словах это невыразимо, поэтому ты не изрекаешь ничего.

***

Когда нет никакого места, где можно было бы "оставить" сознание, когда не на что опереться, когда некуда идти, когда нечего сказать - все это невозможно ни увидеть, ни описать, невозможно ни ухватить, ни применить. Тотальность всех форм равнозначна его действию; все пространство космоса равнозначно его телу. Неограниченно свободное в поступках, это бессмертное создание пребывает среди множества видов; искусное и чуткое, оно в средоточии материального мира, но при этом отлично от него.

Вот почему один из наставников говорил: "Подлинная природа - это Земная Сокровищница сознания, не имеющая ни головы, ни хвоста, она взращивает все существа сообразно условиям; условно именуют ее знанием". Так что же такое условное знание, которое взращивает все существа сообразно условиям? Вы поняли? "Не считайте странным, что я вновь и вновь предлагал вам вино после того, как мы сели, ведь когда мы расстанемся, мы едва ли встретимся снова".

***

Будучи одинокими и неизменными, действуя обдуманно и неистощимо, не взирайте свысока на феномены, застилающие вам глаза. В мире, в котором есть только сознание, вы должны полагаться на это. Тысяча горных вершин указывает вверх, сотни рек впадают в море.

Если вы постигнете это, то вы свернете занавески и скатаете шторы. Если не постигнете - закроете двери на засов и воздвигните барьер. Невежды не блещут быстротой ума, говори с ними хоть о понимании, хоть о непонимании.


5. Словарь религиоведения

Символы религиозные (от греч. "знак, опознавательная приметы) - предметы, действия, тексты, изображения, речевые формулы, образы сознания и т.д., репрезентирующие религиозные значения и смыслы, отличные от собственных свойств и содержания. С.р. непосредственно связаны с религиозной верой, предполагают совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на положенные в качестве объективных существа, свойства, связи и обозначения их. Носители религиозных значений и смыслов представляют собой эквиваленты-заместители символизируемого, образуют религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания, включаются в культ и отношения верующих. Всякая религиозная система имеет собственную совокупность символов, которые за пределом этой системы таковыми не являются. С.р. множество, наиболее общими и являются те, которые представляют соответствующую религию: крест - символ христианства, чакра (колесо с восьмью спицами) - символ буддизма, полумесяц - ислама и т.д. Кроме главного символа данной религии, имеются символы определенной конфессии, религиональные, этноконфессиональные символы, символы определенной общности, "этого" храма, а также отдельных персонажей, событий, превращений и др.



6. Литература

Классики: Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996. С. 728-730.
Религии: Найнджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы/ Пер. с англ. Р.В. Котенко √ СПб.: Издательская группа ╚Евразия╩, 2000. С. 315-324.
Тексты: Пять домов Дзэн. Пер. с англ. Котенко Р.В. - СПб.: Евразия, 2001. С. 148-151.
Словарь религиоведения: Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. С. 479.


7. Новости религиоведения

В 2001 г. философский факультет СПбГУ проводит прием студентов
по специальности "культурология" (специализация "Культуры Востока"):

1. Культуры Индии и Тибета

Санксрит, Тибетский язык, учебные курсы по индийской философии, религиям Индии, буддологии, художественной культуре Индии и Тибета:

1. Ведийская культура и упанишады
2. Индийская логика.
3. Индуизм: история, направления, литература, обрядность.
4. Индийский буддизм.
5. Основные категории индийской культуры.
6. Индуистский тантризм.
7. Монистическая веданта и кашмирский шиваизм.
8. Философия и практика ваджраяны.
9. Классические школы санкхья и йога.
10. Индийская поэтика и эстетика.
11. История школ тибетского буддизма.
12. Индийская мифология.
13. Тибетские канонические своды Кангьюр и Тенгьюр.
14. Малые религиозные традиции Индии (джайнизм, сикхизм)
15. Философские школы махаяны.
16. Добуддийская культура Тибета и бон.

и многое другое

2. Культуры Ближнего Востока

Арабский язык, древневосточные языки, философия и теология Ислама, художественная культура Древнего Востока и арабо-мусульманского мира.

1. Категории культуры Древнего Востока.
2. Этические воззрения шумеров и вавилонян.
3. Культура народов клинописной традиции (хетты, хурриты, Элам, Эбла, Урарту, Персия).
4. Шумеро-вавилонская магия и медицина.
5. Греко-египетская культура эпохи эллинизма.
6. Вавилоно-ассирийская культура и литература.
7. Культура древней Южной Аравии (Саба, Хадрамаут).
8. Теология и философия ислама.
9. Коран как историко-культурный памятник.
10. Эстетические представления в арабо-мусульманском мире.
11. Ислам и современный мир.
12. Современные мусульманские социально-политические учения.
13. Ислам и политика на Ближнем Востоке. Современные мусульманские социально-политические учения.
14. Ислам и политика на Ближнем Востоке.
15. Государство и власть в исламе.
16. Этнические и конфессиональные меньшинства на современном Ближнем Востоке.
17. Политические идеологии современного Востока.
18. Семья и брак в исламе.

3. Гебраистика  (культура евреев в средние века)

Древнееврейский язык, арамейский, арабский и древнегреческий языки, философия, теология и мистические учения иудаизма, художественная культура и литература средневековых евреев:

1. История, культура и литература Древнего Израиля и Иудеи в эпоху Первого Храма
2. История, культура и литература Иудеи в эпоху Второго Храма
3. История евреев в средние века
4. История евреев нового и новейшего времени
5. История еврейского искусства
6. Введение в библеистику
7. Формирование библейского канона
8. Типы библейского дискурса
9. Переводы Библии и их культурно-историческое значение
10. История библейской экзегезы
11. Введение в литературу и мировоззрение Мишны и Талмуда
12. Введение в изучение еврейско-арабской культуры и литературы
13. Введение в литературу гаонов
14. Средневековая еврейская мистика
15. Средневековая раввинистическая литература
16. Средневековая еврейская поэзия и художественная проза
17. История и литература караимов в средние века
18. Еврейская филологическая мысль в средние века

и другие интересные курсы!
.
Возможно обучение на бюджетной и коммерческой основе

Контактная информация:
Адрес: Россия. 199034. Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия д. 5. Философский факультет СПбГУ.

Бондарев, Виктор Геннадьевич, помощник декана.
Телефон: (812) 328-94-21. Факс: (812) 328-44-08.
E-Mail: dean@philosophy.pu.ru

Кулакова, Татьяна Александровна, доцент, заместитель декана по внебюджетным формам обучения.
Телефон: (812) 328-94-22.


Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент по связям с общественностью,
конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству

Пресс-релиз
27 июня 2001 г.

Открытие новой мечети в областном центре

24 июня 2001 года в Нижнем Новгороде открылась новая мечеть "Тауба" ("Покаяние"). Мечеть расположена в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода, где ранее никогда не было мусульманских храмов. Однако в настоящее время в данном районе (Северный поселок Автозаводского района города Нижнего Новгорода) уже действует православный храм святой Татианы, Православный культурный центр и храм  евангельских-христиан-баптистов. Таким образом, речь идет о территории, где на ограниченной площади будут рядом действовать несколько храмов разных вероисповеданий.

На торжественном открытии мечети присутствовали глава города Юрий Лебедев, губернатор области Иван Скляров, Полномочный Представитель Президента РФ в Приволжском Федеральном округе Сергей Кириенко. Среди выступающих на торжественном открытии мечети были отец Вячеслав, настоятель православной церкви Собора Пресвятой Богородицы; глава иудейской общины Н.Новгорода и Нижегородской области Эдуард Михайлович Чапрак. Все выступающие в своих выступлениях отдавали дань памяти митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю, ушедшему из жизни 21 июня. Отмечались добрые отношения между митрополитом Николаем и мусульманами, взаимное уважение и сотрудничество между администрацией города Н.Новгорода и Духовным управлением мусульман Н.Новгорода и Нижегородской области.

В тот же день открылся благотворительный и культурно-образовательный пансионат "Волга", оборудованный за счет благотворительных пожертвований татарской диаспоры, проживающей в Турции. Пансионат предназначается специально для детей из малообеспеченных семей. Ребята смогут приходить сюда после занятий в общеобразовательных школах для получения дополнительного образования. Можно надеяться. Что этот пансионат станет одним из путей решения проблемы "неблагополучных детей", столь остро вставшей в последнее время.

В середине дня состоялся "круглый стол" мусульманских лидеров, посвященный теме "Исламский фактор в российской политике". По итогам "круглого стола" было принято заявление, в котором его участники высказали свою глубокую обеспокоенность проявлениями экстремизма и терроризма, которые нередко пытаются оправдать религиозными мотивами. Духовные мусульманские лидеры единодушно признали, что "альтернативой религиозному экстремизму может стать поддержка созидательных усилий верующих и просвещение". Мусульманские духовные лидеры выразили готовность "работать по унифицированным образовательным стандартам для всех мусульманских религиозных учебных заведений Округа, что даст возможность создания единого образовательного пространства".
______________________________________________________
Тел. в департаменте по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству администрации города Н.Новгорода 36 95 73 (Симонов Игорь Валентинович). При помещении данной информации в СМИ просьба ссылаться на департамент как ее источник.

Архив пресс-релизов и другие материалы об общественной жизни города Вы можете найти на сайте
администрации г. Нижнего Новгорода: http://www.admcity.nnov.ru



8. Обзоры сайтов о религии

Буддизм:
Русский буддийский центр в Нью-Йорке. Сайт посвящен учению Дзогчен, Тантре и Сутре.
http://www.norbu.da.ru

Вайшнавизм:
Сhantandbehappy.com - самая крупная аудиобиблиотека ИСККОН в Интернете. Лекции, бхаджаны, музыка.
http://www.chantandbehappy.com/

Христианство:
Завет. Ру. Православное чтение. Сборник душеполезных текстов.
http://www.zavet.ru/

Христианская Евангельская Независимая Церковь
http://www.vlink.kharkov.ua/~welcom/index_r.html

Сайт Петрозаводской церкви Христиан Веры Евангельской Пятидесятников "Новая Жизнь"
http://home.onego.ru/~andrew283/

Апокалипсис. Толкование Откровения св. Иоанна Богослова в приложении к современной России
http://www.aha.ru/~sapfir/
 


9. Диалог с Листа

(Упельсинкино Со-Дружество)

Справедливость

(Перед Вами фрагменты уже достаточно давней беседы Листа о справедливости)


 
Предлагаю поразмышлять на тему: что такое справедливость. Что Вы вкладываете в это понятие? Какие качества присущи справедливому человеку? Известно ли Вам что-либо о понятии справедливости у разных народов?

Упельсинка


Я думаю, что понятие "справедливость" может возникнуть только среди сообщества людей у которых существует законодательство (или свод правил обязательных для них к исполнению). 
Понятие "справедливость" связано с понятиями "власть", "суд", "управление". Т.е. говорить о "справедливости" или "несправедливости" можно в отношениях "подчиненный-управляющий", "подсудимый-судящий" и т.п. Т.е. "справедливый" или "несправедливый" - он тот, кто более сильный (психологически или физически), тот, кто имеет "власть или право".
Чем более "прозрачен" (=понятен) закон (или заповедь), тем с большей уверенностью можно рассуждать о его (ее) "справедливости". К примеру: очень сложно определить "справедливость" книги Левит 11, а книга Второзаконие 14:28-29 более однозначна.
О столкновении разных "справедливостей" есть такая агада: жили два брата, один женился и обзавелся большой семьей, а второй оставался один. Владели они полем, разделенным пополам, урожаем которого кормились.
Однажды, после очередного сбора урожая, пришла к женатому брату мысль, и сказал он своей семье: "Вот живем мы большой семьей, всегда нам весело друг с другом, а брат мой - одинок и не с кем ему поговорить в его доме. Пойду отделю часть от своего урожая и незаметно добавлю к его части - пусть порадуется". А в это же время второй брат сидел в доме и думал: "Живу я один, много мне не нужно, а у брата моего большая семья - пойду, отделю часть от своего урожая и добавлю к части брата". Сделали оба так. 
А на утро смотрят - опять у каждого поровну.
Решили оба повторить то, что задумали вновь.
И в третий раз встретились, увидели что делал каждый и порадовались друг другу.
Через какое-то время на этом поле был построен Храм (Иерусалимский).
Смысл такой: люди могу восстанавливать справедливость так, как им кажется правильно, но в Храме (Иерусалимском) справедливость восстанавливалась так, как считает правильным Вс-вышний.
 
Феликс


 
По существу с процитированным фрагментом согласен. Однако не могу сказать, что "чувство справедливости" (или то, что таковым называют) ВСЕГДА связано с явным или интуитивным следованием Заповедям. Мне-то, "оккамисту", всегда казалось, что справедливость - понятие эстетическое. Поясню. Справедливость в этике, как правило, определяется либо через равноправие субъекта и объекта ("не поступай с другим (Obj) так, как не желаешь, чтобы поступали с тобой (Subj)"), либо через понятие "адекватного воздаяния" (т.е. "с тобой (Obj) поступят так, как поступил ты (Subj)"). В обоих случаях первично сознание СИММЕТРИИ, т.е. эстетическое чувство. Это МОЖЕТ БЫТЬ связано с религиозным чувством (а может и не быть); как - покажем ниже.  Симметрия ПРАКТИЧЕСКИ применяется для гарантии равенства "выходов" при гарантированном равенстве "входов" (например, "из соображений симметрии полагаем, что точечный источник света излучает вправо и влево одинаковую мощность"). Применение принципа симметрии означает НЕПРИЗНАНИЕ (игнорирование)особости "чего-то-что-чему-то-симметрично". Это МОЖЕТ БЫТЬ следствием из Второй заповеди (тогда "этическая" сумма Торы, с которой, бесспорно, знаком автор процитированного письма, оказывается следствием "монотеистической" ее суммы ("не твори себе кумира и никакого изображения", т.е. "не плоди _особость_ без достаточных оснований")). Но, подчеркиваю, может и не быть. Может существовать этика, утверждающая равенство всех разумных (или живых) существ, но не пользующаяся для этого Второй  заповедью. Может существовать этика, утверждающая примат красивого над некрасивым (понимая под "красивым" симметричное), но полагающая критерий  красоты врожденным качеством воплощенного существа. И то, и другое - скользкие тропки к детеизации.

LXE


 
Думается, что смысл несколько иной. Справедливость - понятие изначальное и реальное (ведь ощущали "нехватку справедливости" герои одинаково), которое ощущает любой человек, тесно связанный с Б-гом. Так что мотивы разные, а вот справедливость-то одна.

Георгий


Я думаю, что понятие "справедливость" возникает в сообществах, где  что-то ограничено, и это приходится делить. Что это "что-то" - земля, деньги, власть, авторитет и прочее.

Михаил


Данные о понятии справедливости у цыган, которые приводят М.И. Воловикова и Л.М. Соснина в работе "Этнокультурное исследование представлений о справедливости" (опубликовано в журнале "Вопросы психологии", ╧ 2, март-апрель 2001 г.)

В ходе проведенного исследования (исследование проходило среди 28 молдаван и 15 цыган из рода Черари) было замечено, что у цыган (в отличие от молдаван и русских) не возникало затруднений в описании каких-либо ситуаций из жизни со справедливым исходом. Напротив, они затруднялись выбрать одну из множества ситуаций, встречающихся каждодневно. Справедливым человеком называли барона, братьев барона, либо заявляли о том, что справедлив только Бог.

Понятие "клятвы" играет большое значение для цыган. Эта тема также имеет непосредственное отношение к понятию "справедливости". Клятве доверяют, причина этому - вера в имманентную справедливость - уверенность в неизбежности наказания за плохое деяние.
 

Имманентная справедливость (immanent justice) - понятие, введенное Ж. Пиаже. Это понятие было отнесено Пиаже к когнитивной незрелости детей, но, как показывают этнокультурные исследования, оно присуще разным народам (в бОльшей или меньшей степени, верующему сознанию и т.д.). Примеры "имманентной справедливости" - ребенок поранил палец, потому что не слушался; под маленьким воришкой проламываются доски и он падает - потому, что он воровал  и  т.п.
 
У цыган нет ассоциации справедливости с понятиями равенства, строгости, принципиальности. Тема справедливости не вызывает у цыган тяжелых ассоциаций, у них есть веками наработанные способы разрешения несправедливых ситуаций на уровне табора, включая цыганский суд и клятву. Клятва имеет самостоятельную мистическую силу. Налаженная система цыганских судов позволяет цыганам вырабатывать аргументированную концепцию критериев справедливости.

Упельсинка.



Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

10. Почта Упельсинке
Привет, Упельсинка.
Я не знаю, могу ли я тебя так называть. Ну уже случилось. Один глупый вопрос: "Духовность и религия, это одно и тоже и что нужнее?"
Игорь
 
Вопрос в действительности не так уж глуп... :-) Я предлагаю всем читателям поразмышлять на тему духовности. Вашими размышлениями Вы можете поделиться, отправив свой ответ на мой e-mail. Результаты Ваших размышлений обещаю раскрыть на страницах рассылки.  :-))


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.da.ru (http://upelsinka.narod.ru)


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru

Зеркала сайта Упельсинкина страница:
http://upelsinka.boom.ru
http://www.geocities.com/upelsinka



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное