Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 37


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  37

30 июля 2003 г.


Дорогие Друзья! Уважаемые коллеги!

Последний Выпуск рассылки "Современное религиоведение" вышел 2 июля 2003 года. По причине моего отъезда мы не виделись с Вами почти месяц. Сегодняшний Выпуск, первый после длительного перерыва, мне хотелось бы посвятить светлой памяти человека, со смертью которого российское религиоведение понесло невосполнимую утрату. 12 июля 2003 года в Санкт-Петербурге скоропостижно скончался профессор Евгений Алексеевич Торчинов.

Его величайший ум, множество научных трудов, бескорыстная помощь людям и поддержка молодых коллег, его бесконечная внимательность ко всему происходящему в научном мире - все это вмещалось в одном человеке, заставляя многих восхищаться его самоотверженностью и вдохновляться его примером. И вот его не стало... Остались его труды, его страница и форум (http://etor.h1.ru). Осталась наша память о нем. Светлая память...


Евгений Алексеевич Торчинов
(1956-2003)

Интервью с Евгением Алексеевичем Торчиновым ( 2001 г.)

Евгений Алексеевич Торчинов о себе:

Я  родился 22 августа 1956 г. в г. Орджоникидзе (Владикавказе), но почти сразу же моя мать переехала в г. Саратов, где я и прожил до лета 1973 г., когда закончил среднюю школу номер 67. Еще в возрасте тринадцати лет я увлекся культурой традиционного Китая, что и привело меня на кафедру китайской филологиии восточного факультета СПбГУ, куда я поступил в 1973 г., а окончил в 1978 г. Своими основными учителями я считаю преподавателей кафедры В.В. Петрова и Т.Н. Никитину, а также ученого из Института востоковедения Л.Н. Меньшикова.

В студенческие годы я также увлекся индийской философией и буддизмом, много читал и даже занимался йогой. В конце концов я стал не только буддологом, но и буддистом. 

В 1978-1981 гг. я учился в аспирантуре Государственного музея истории религии и атеизма. Тема моей кандидатской диссертации (я защитился в 1984 г.) была "Трактат Гэ Хуна "Баопу-цзы" как историко-этнографический источник" и писал я ее под руководством Л.Н. Меньшикова. С 1981 по 1984 г. я работал в Музее, а в 1984 перешел в Ленинградское (теперь -- Санкт-Петербургское) отделение (теперь  -- филиал) Института востоковедения РАН (тогда -- АН СССР), где проработал 10 лет. 

Когда работа вне системы высшего образования стала понемногу терять смысл, я перешел на работу  на кафедру философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ, где вскоре стал профессором, а потом (с 1999 г.) и заведующим кафедрой философии и культурологии Востока. В конце 1993 г. я защитил докторскую по своей книге "Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания". 

В 1993 г. я вместе с молодым китаистом и буддологом К.Ю. Солониным создал питерское отделение международной буддийской общественной организации -- Международной Ассоциации "Свет Будды" (International Buddha's Light Society:; по-китайски: Гоцзи ФО ГУАН хуэй), президентом которой я и был до конца 1998 г. (сейчас я почетный президент СПб отделения и член совета директоров всей Ассоциации).

Я владею английским и китайским (древним и современным), слегка читаю по-японски и по-французски и немного владею ивритом (древнееврейским языком) и еще меньше -- тибетским языком. 

Я опубликовал около 100 научных работ, в том числе несколько монографий (в основном по истории даосизма и буддизма). 

Я женат с 1977 г. и имею сына 21-го года, его зовут Феликс. 

Уп.: Вы помните, с чего именно началось Ваше увлечение культурой Китая? Что Вас больше всего привлекало тогда и что привлекает сейчас?

 
Е.Т.: Это довольно мистическая история. На зимние каникулы 1969-70 годов я поехал к отцу в Орджоникидзе (Владикавказ). Было скучно, все готовились к Новому году. Я же увлекался историей (в основном, западной), и, увидев на полке старую книгу, университетский учебник "История Востока в Новое время", начал ее читать. Вначале про Турцию, потом про Японию. И наконец, дошел до Китая. И тут что-то случилось. Я почувствовал огромный интерес к этой стране. Мне захотелось узнать, как в старину жили китайцы, что такое конфуцианство и даосизм и т.д. Вернувшись домой я сразу же стал в библиотеках искать книги о Китае и к моменту моего поступления в университет (1973 г.) был начитан на уровне студента восточного факультета курса 2-3-го, что произвело на собеседовании определенное впечатление на приемную комиссию. Меня интересовало все, но прежде всего то, что относится к области духовной культуры -- религия, философия, литература. Ну и этнография, конечно. Должен сказать, что с тех пор круг моих интересов если и изменился, то незначительно. И я счастлив, что мне посчастливилось познакомиться с этой великой культурой и расширить свой кругозор и просто обогатить само мое видение мира. Тогда (1970-73 гг.) все моему увлечению удивлялись: в Китае шла "культурная революция", СССР был на грани войны с КНР, столкновения на границе и т.д. А мне все это было "до лампочки", я как бы жил в иных эпохах -- Тан или Сун.

 
Уп.: Вами написано множество книг на тему даосской философии. Более того, я не ошибусь, если скажу, что на сегодняшний день в России Вы являетесь одним из ведущих специалистов по даосской философии. Но несмотря на Ваш интерес к этой теме даосом Вы не стали... Почему? :-)
 
Е.Т.: Ну, не множество, конечно. Несколько книг и много статей. А даосом я не стал по нескольким причинам: во-первых, это религия этническая, китайская. Чтобы по-настоящему быть даосом, нужно стать китайцем. Вероятно, это возможно, но мне этого не хочется, я хочу быть причастным разным культурам, наслаждаться ими и вместе с тем видеть их ограниченность. И величие и ограниченность. И европейской (включая русскую), и китайской. Во-вторых, практика даосизма предполагает постоянный контакт с учителем. А где я его здесь найду? Или надо в Китае прожить хоть несколько лет, общаясь с учителем, а у меня не было и нет такой возможности. Да и в мировоззренческом плане даосский натурализм -- не для меня, буддийский психологизм и феноменологизм более мне подходят. Но тем не менее, даосизм -- это очень интересно и, надеюсь, нужно для нашей культуры. Наверно, немножко я все-таки и даос: "Сань цзяо вэй и" -- "Три учения суть одно".

 
Уп.: (вопрос подписчика рассылки:) "Везде говорится, но мало где определяется. Как Вы понимаете термин Дао?"
 
Е.Т.: Как гласят сами тексты, знающий не говорит, говорящий не знает... Великий поэт IX века Бо Цзюй-и даже написал стихотворение "Читаю Лао-цзы". Оно кончается словами: "Если Лао-цзы был тем, кто знал, то зачем он написал трактат в пять тысяч знаков?". А в общем... Дао -- Путь, истина, правда. Я ищу Дао, скажет китаец, имея в виду, что ищет истину, правду, смысл жизни и т.д.
 
Уп.: Даосизм - что это? Религия или философия?
 
Е.Т.: Для меня -- безусловно религия, религиозная практика. Философия -- очень тонкий слой даосской традиции. Знать ритуал и уметь правильно (не формально правильно, а "умно") совершать его, это гораздо важнее, чем знать философские тексты. "Учитель учит не словами, учитель учит своим телом", -- говорят даосы.

 
Уп.: Насколько практическая сторона религиозной жизни важна для даосов? Является ли она доминирующей?
 
Е.Т.: Безусловно доминирующей. Я уже сказал об этом. Я недавно (в начале этого года) опубликовал небольшую книжку "Даосские практики" (СПб: Петербургское востоковедение, 2001), в которой попытался рассказать об этом. 

 
Уп.: Насколько отличаются современные даосы от их знаменитых предков, положивших начало даосизму?
 
Е.Т.: Трудно сказать. Я мало общался с живыми даосами. Думаю, что если они настоящие даосы, то не отличаются.

 
Уп.: Какую роль в настоящее время играет даосизм в Китае? И вообще, насколько популярен даосизм в мире? Часто складывается впечатление о "внешнем" облике  даосизма, который берется за основу многих организаций, выдающих себя за даосские...
 
Е.Т.: Даосизм -- важная часть современной китайской культуры. К сожалению, в КНР государственный контроль и постоянное вмешательство государства в деятельность даосских общин часто деформируют их сущность. Но много и вполне аутентичного. Рыночные реформы тоже не на пользу даосизма -- иногда монастыри превращаются просто в средство привлечения туристов и зарабатывания на этом денег. Интересно, что на "капиталистическом" Тайване эта "маркетизация" даосизма заметна гораздо меньше. Что же касается даосских "европейскоязычных" даосских общин, то это как правило просто  кружки у-шу или цигун.

 
Уп.: А что касается буддизма? Буддизм Вам открылся тоже через Китай?
 
Е.Т.: Да, конечно. Но потом я много читал по Индии (и о брахманизме тоже). И немного учил санскрит, хотя результаты этого вполне скромные, мягко говоря. Индия создала великие философские учения, я просто восхищаюсь их глубиной и разработанностью, в том числе и формально-логической.

 
Уп.: Ваше вероисповедание - это буддизм?
 
Е.Т.: Совершенно верно. Я определил бы его как "внесектарную Махаяну", то есть  махаянский буддизм в его классической форме, вне "привязки" к конкретным школам и направлениям. Хотя у меня есть формальное посвящение в тибетскую школу Бригун-кагью, а один из моих почитаемых Учителей принадлежит к традиции Чань/Дзэн (высокочтимый Син-юнь с Тайваня). 

 
Уп.: Вы называете себя "внесектарным буддистом". Для западного мышления понятие "секты" часто означает максимальное расхождение с доктриной ортодоксального учения. Так ли это в буддизме? Принадлежность к той или иной школе буддизма накладывает ли какой-либо отпечаток на смысл учения буддизма?
 
Е.Т.: Я употребил слово "внесектарный" так, как оно употребляется в англоязычных странах, где слово "секта" (sect) в значительной степени сохранило значение "учение", "доктрина". Поэтому "nonsectarian" означает скорее "неконфессиональный", а не "несектантский". Это как если бы кто-нибудь сказал: "Я просто христианин. Не православный, не католик, не протестант". Так сказать, личное христианство, принимая которое человек что-то принимает от католицизма, а что-то от протестантизма, практикует молитвенные методы и того и другого (а также еще и Иисусову молитву) и посещает храмы всех христианских конфессий. Только для христианства это очень странно и ненормативно, а для буддизма гораздо более приемлемо. То есть, я считаю себя буддистом Махаяны, но не ограничиваю себя традициями Дзэн, тибетских школ, амидаизмом и т.д., а оставляю за собой право практиковать методы этих и других традиций, слушать их учителей и т.д. В рамках буддизма это вполне возможно. В буддизме ведь вообще нет оппозиции ересь-ортодоксия. Буддизм существует в виде отдельных школ и направлений и кроме них и вне их никакого буддизма нет. Но можно одновременно принадлежать нескольким традициям (китайский буддийский философ 8-9 вв. Цзун-ми был одновременно патриархом школ Чань и Хуаянь, Пятый Далай-лама кроме методов своей школы Гелуг-па практиковал йогу школы Ньингма-па, многие дзэнские монахи практикуют повторение имени Будды Амитабхи, как амидаисты и т.д.). Иногда, конечно, учение различных школ очень сильно отстоит друг от друга, гораздо больше, чем даже католицизм и протестантизм, но это не мешает их вполне мирному сосуществованию.

 
Уп.: Не так давно Санкт-Петербург  посетил с визитом Лама Оле Нидал (школа Карма Кагью). Лама Оле считает, что буддизм идеально подходит для мышления западного человека. Вы согласны с этим? Каково Ваше мнение на этот счет?
 
Е.Т.: Я думаю, что буддизм как универсальное учение вполне подходит для мышления человека любых культур -- и западных, и восточных. Да и в целом индийское мышление (а буддизм все-таки возник и сформировался в Индии) не должно быть чуждым для нас -- мы тоже индоевропейцы, наш язык родственен санскриту и имеет сходные морфологию и синтаксис. А язык и его структуры в значительной степени и определяет тип мышления.

 
Уп.: Как Вы думаете, почему в наше время много людей, в том числе в России, обращаются к буддизму?
 
Е.Т.: Причин может быть очень много. Это и неудовлетворенность казенным  формальным и обрядоверческим православием, и вера в большее соответствие буддизма, чем других религий, современной картине мира и стремление через буддийскую практику достичь внутренней гармонии и мира и просто увлечение внешней стороной, экзотикой. Или, скажем, человек имеет религиозный и даже мистический склад ума, но не может принять христианские догматы, чудеса, теизм, креационизм. А буддизм как религия нетеистическая и даже включающая в себя элемент скептицизма, не требующая примата веры над интеллектом и оперирующая рациональными аргументами его вполне устраивает. Много разных причин. Но базовая, конечно, это стремление к работе над психикой, сознанием, для их окультуривания, если так можно выразиться, и для обретения внутренней гармонии. Своего рода, буддийская психотерапия, если хотите. Буддизм, конечно, к этому не сводится, но этот элемент в себя включает. Сейчас ведь буддизм уже отнюдь не чисто азиатская религия. Во Франции и Германии он превращается уже в третью по распространенности религию и отнюдь не только среди иммигрантов из стран Азии. И этот процесс будет продолжаться. А Россия так ведь и вообще отчасти буддийская страна (как Волга -- буддийская река)  :))) .
 
Уп.: В 1997 году в Центре "Санкт-Петербургское востоковедение"  была опубликована Ваша работа "Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные  состояния и психотехника". В свое время Вы читали курс по психологии религии. Я могу сказать, что мне крупно повезло, поскольку тогда, будучи студенткой РХГИ, я также имела возможность прослушать Ваш курс. :-) И теперь, пользуясь случаем, я хотела бы спросить Вас: как продвигаются Ваши исследования в области психологии религии? Насколько Вас занимает данная тема и можно ли ждать Ваших новых исследований по этой теме?
 
Е.Т.: Спасибо большое. В принципе, мне хотелось бы больше заняться не столько психологией религии, сколько эпистемологической ценностью мистического опыта и проблемами онтологии психического в контексте того же трансперсонального опыта. Увы! Это тема, требующая тщательности, да и просто свободного времени, которого у меня нет: лекции, руководство студентами и аспирантами, руководство кафедрой и т.п и т.д. Но эта университетская работа мне тоже нравится, не думайте, что я жалуюсь на жизнь. Поэтому больше пока в области науки я занимаюсь традиционной для меня востоковедной проблематикой, учебниками и учебными пособиями. Вот, только что издали мой курс лекций "Введение в буддологию" (СПб., 2000). Скоро выйдет коллективный труд с моим значительным участием: хрестоматия "Религии Китая".

 
Уп.: А как Вы оцениваете состояние современного религиоведения в России?
 
Е.Т.: Довольно пессимистически. Настоящих ученых-религиоведов почти нет. Для одних религиоведение -- все тот же замаскированный научный атеизм, для других, наоборот, форма проповеди православия, для третьих -- прикрытие для борьбы с сектами и разными "экзотическими" религиозными движениями. Но я все-таки надеюсь на лучше, верю в религиоведение и потому категорически против его подмены теологией.

 
Уп.: Каково Ваше отношение к Мирча Элиаде и как Вы оцениваете его вклад в мировое религиоведение?
 
Е.Т.: Это великий религиовед прошлого (XX) века. И не только религиовед. И не только ученый. Он -- культуротворец. И не надо забывать, что вместе с тем он -- профессиональный индолог и санскритолог, ученик (и не состоявшийся зять) Дас Гупты.


Уп.: Насколько, на Ваш взгляд, Элиаде открыт в России? Не находите ли Вы, что зачастую Элиаде остается непонятым в кругах российских ученых?

 
Е.Т.: Нет, я так не думаю. Сейчас это один из наиболее переводимых авторов. У нас на факультете им довольно активно занимаются студенты-религиоведы. И его методологию тоже используют. Для старшего поколения Элиаде непривычен, конечно. Этим религиоведам ближе социологический подход (если не Маркса, то его социологических оппонентов -- Вебера, Дюркгейма, Сорокина). 

 
Уп.: Вас часто сравнивают с Элиаде. Как Вы относитесь к такому сравнению и чем, на Ваш взгляд, оно прежде всего вызвано?
 
Е.Т.: Это неприкрытая лесть, я так думаю :) Ну никак я не достоин такой чести. Хотя приятно, конечно, не буду спорить. Но я маленький такой Элиаде (это я серьезно, без ложной скромности). Правда, эпигоном даже Элиаде быть не хочется. Думаю, что меня сближает с Элиаде и близость мировоззренческих позиций: для меня религии Востока и "архаика" в большей степени "эталонные" репрезентанты универсалии "религия", чем авраамические монотеистические религии -- иудаизм, христианство и ислам. Если бы не арабские завоевания и не западная колониальная экспансия, эти религии исповедовало бы абсолютное меньшинство населения нашей планеты. Когда-то Померанц написал статью "Парадоксальные религии Индии: буддизм и индуизм". А для меня (и для Элиаде) это как раз НОРМАЛЬНЫЕ, ЭТАЛОННЫЕ религии, а вот христианство и другие креационистские монотеистические религии в чем-то парадоксальны и даже странны. Далее, и для Элиаде и для меня религия -- не объект академического препарирования, а живая реальность человеческого духа, выражение его экзистенции, так сказать.

 
Уп.: Судя по материалам, представленным на Вашем сайте, Вы много путешествуете. Это действительно так?
 
Е.Т.: Да, если есть возможность. Хотя больше люблю сидеть дома за компьютером. Я не кокетничаю, это правда. Но иногда поехать куда-то просто необходимо. С наибольшим удовольствием езжу на Дальний Восток -- Китай (включая Тайвань и Гонконг), Япония. Я просто наслаждаюсь восточноазиатской жизнью. Самой атмосферой. Бытом. Поведением людей на улице. Ну и кухней тоже, конечно (китайской, японская оставила меня довольно равнодушным). Я и сам немного готовлю по-китайски. Вообще люблю кулинарию, просто отдыхаю у сковородки (особенно, если готовлю что-нибудь сложное). Но на это времени редко хватает, увы.

 
Уп.: Ваша семья разделяет Ваши интересы? На Вашем сайте представлены рисунки Вашей жены Яны Боевой, которые говорят о духовном взаимопонимании между Вами. Это впечатление соответствует истине?
 
Е.Т.: Да, полностью соответствует. Мы с женой находимся в полной гармонии. Я просто не мыслю себя без нее. Очень важно, что с ней я могу свободно говорить на любые темы, хотя она не востоковед и не философ, а художник и немного литератор (мы с ней вместе кое-что из китайской поэзии переводили и даже публиковали).

 
Уп.: Спасибо. И в конце нашей беседы - Ваши пожелания подписчикам рассылки Введение в религиоведение.
 
Е.Т.: Прежде всего, простые человеческие пожелания -- счастья, здоровья, мира, душевного спокойствия, успеха во всех мириадах дел -- вань ши жу и -- как говорят китайцы. Ну и конечно, успехов на ниве религиоведения. Постигая суть религии, мы постигаем в конечном итоге суть нашего духа, а постигая наш дух, мы постигаем и суть всего мира. Это понимали все великие мыслители -- от Мэн-цзы до Гегеля. А это постижение поможет и обретению внутренней гармонии, целостности и умиротворенности, без которых нельзя полноценно ни жить, ни мыслить, ни чувствовать. 
 

************************************************************************

P.S. Ссылки на интервью Евгения Алексеевича Торчинова в Интернете:

Интервью на сайте Русского журнала - http://www.russ.ru/netcult/20010213_goralik.html
Интервью на сайте Zen.Ru - http://klein.zen.ru/zen-spirit/biblio/torchinov-01.htm

Интервью опубликовано: Рассылка Введение в религиоведение, Выпуск 73 от 4 мая 2001 г.

 



"Пусть я буду лекарством..."

Впечатления от лекции Е.А. Торчинова

30 января 2003 г. в культурно-просветительском центре "Агора" (Санкт-Петербург) состоялась лекция Евгения Алексеевича Торчинова "Введение в буддизм". Упельсинка, с попыткой передачи атмосферы происходившего...

Выдался тихий зимний вечер, вполне располагавший к постижению чего-то нового. Три с лишним недели я с нетерпением ждала этой лекции и вот, наконец, иду по Фонтанке и, прислушиваясь к шуршанию машин, думаю о своей карме...

Евгений Алексеевич Торчинов - фигура известная и глубоко уважаемая. Заведующий кафедрой философии и культурологии Востока Санкт-Петербургского государственного университета, профессор востоковедения, китаевед, специалист по буддизму и даосизму... Его любят все, и особенно - студенты. Его лекции - необычны; на них никогда не скучно. Потому что Евгений Алексеевич - не просто преподаватель. Он - рассказчик, который делится своими самыми яркими и глубокими впечатлениями, заставляя тем самым вслушаться и понять самую суть предмета. Рассказывают, что однажды на лекции по буддизму Евгений Алексеевич запел мантру. Студенты до сих пор восторженно вспоминают об этом. И не удивительно, что после подобных "живых" лекций слушатели Евгения Алексеевича переосмысливают свое восприятие буддизма...

И вот я на месте. Достаю блокнот, мысленно укоряя себя за забывчивость - снова без диктофона. Постепенно аудитория заполняется. Всего приходит около тридцати человек. Рассаживаются, кто-то удобно устраивается на полу...

Время идет незаметно. Перед нами проносятся мгновения, в которых - жизнь Будды, буддийские школы, образ Тибета и иконография буддизма, известные буддологи и многое другое. Лекция заканчивается, но присутствующие продолжают задавать вопросы, а Евгений Алексеевич с удовольствием на них отвечает.

После лекции я обращаюсь к Евгению Алексеевичу с несколькими вопросами:

- Евгений Алексеевич, прошло около двух лет с момента Вашего интервью рассылке "Введение в религиоведение". Что нового произошло в Вашей жизни за это время?

- В жизни произошло довольно много всего, скорее хорошего, чем плохого (к плохому относятся некоторые проблемы со здоровьем, но они, хвала Небу, как говорят китайцы, не слишком серьезны). За это время я занялся сочинением романов (все вокруг пишут, почему бы не попробовать?) и написал некий текст в двух частях: "Таинственная самка. Трансперсональный роман" и "Апостолы дракона. Алхимический роман". Там много умных разговоров, трансперсонализма, каббалистической и прочей мистики, элементы фэнтези и детективы. Постмодерн такой, одним словом. Но пока не нашел издателя -- мои научные и научно-популярные работы они рвут из рук, а художественной прозы как-то побаиваются, но надеюсь все-таки опубликовать рано или поздно.

Кроме того, я приобрел опыт преподавания на Западе, семестр читал лекции по религиям Китая и буддизму в Канаде (University of Saskatchewan) и собираюсь туда в сентябре еще раз, тоже на семестр. А в апреле-мае еду заниматься научной работой в Париж, все еще центр изучения даосизма: получил грант от Maison des Etudes d'l Homme.

Я стал немного оптимистичнее относиться к будущему российскому религиоведению: появилось несколько очень талантливых молодых ребят (фамилии пока называть не буду).

- Что значит буддизм для Петербурга? Какое место учение буддизма занимало в нашем городе прежде и какое занимает теперь?

- Тут я позволю себе процитировать доклад ректора нашего университета Л.А. Вербицкой, представленный ею на Международную буддологическую конференцию в Калмыкии (2000 г.):

"По существу вся великая классическая традиция российской буддологической науки была тесно связана с Петербургом, что делает выражение <классическая петербургская буддология> синонимом словосочетания <классическая российская буддология>. Именно петербургская школа ученых востоковедов не только во многом определяла пути изучения великой восточной религии на Западе, но и оказывала влияние на сам интеллектуальный и культурный климат северной столицы, что нашло свое отражение даже в высокой российской словесности (например, на страницах романа Андрея Белого <Петербург>). Как показали недавние публикации Г.М. Бонгард-Левина, влияние отечественной буддологии на развитие русской культуры и особенно литературы <серебряного века> было гораздо более масштабным, чем это обычно полагалось. Так, теперь мы знаем, что многие деятели этой эпохи стремились познакомиться с буддийской мудростью из первоисточников, для чего изучали восточные языки, прежде всего, санскрит. Так, Иннокентий Анненский брал уроки санскрита у И.П. Минаева, А. Блок учился <языку Вед> у французского буддолога С. Леви, поддерживавшего тесные связи с петербургской Академией Наук, В. Брюсов учился у Фортунатова, Вяч. Иванов - у Ф. Де Соссюра; изучали санскрит какое-то время также А. Белый (он предпринимал попытки переводить с пали такой важный буддийский текст, как <Сутта-нипата>), К. Бальмонт, С. Городецкий, а Велимир Хлебников даже поступил на санскритское отделение Петербургского университета .

Однако влияние российских исследователей не ограничивалось узкой сферой академического востоковедения, оказывая постоянное воздействие на интеллектуальные и духовные поиски выдающихся умов Европы. Так, труды члена Петербургской Академии Наук Я.И. Шмидта (1779-1847) оказали определенное влияние на формирование философской системы А. Шопенгауэра, который закончил первый том своего основного труда <Мир как воля и представление> цитатой из статьи Я.И. Шмидта о праджня-парамите - Запредельной Премудрости, а во втором томе привел внушительный список трудов петербургского ученого в качестве авторитетных материалов по буддийской философии". Конец цитаты.

Именно в Петербурге, столице Российской империи, строится первый буддийский буддийский храм в Европе, строится он на средства главы тибетских буддистов Далай-ламы и на пожертвования, собранные в Бурятии и Калмыкии. Значительную сумму на строительство пожертвовал также и Богдо-геген, глава буддистов Монголии. Строительством и деятельностью храма руководит представитель Тибета, выдающийся бурятский лама Агван Доржиев. А жертвуют на строительство храма великие князья, Императорская Академия Художеств, многие представители интеллигенции. Храм прекрасно вписывался в формируемый Серебряным веком образ Петербурга: новой Александрии, космополитического центра пересечения и взаимодействия разных культур и традиций.

- Центр духовной жизни буддиста - это медитация. Публичного богослужения как такового нет, есть определенные ритуалы. Т.о., буддизм предстает перед нами более индивидуализированным, чем, скажем, христианство, которое ориентировано на спасение членов Церкви, участвующих в Литургии. И в то же время, Вы подчеркиваете не-личностный аспект буддизма. Так кто же такой буддист? Монах-одиночка, противостоящий всему миру? Часть этого мира, тесно с ним связанная? Или же просто пучок дхарм, выполняющих свое предназначение?

- Вы в своем вопросе затронули на самом деле две совершенно разные проблемы: вопрос о проблеме всеобщего спасения и метафизику личности. Последнего я касаться не буду и отсылаю интересующихся к моей статье на http://etor.h1.ru/torchperov.html

Что касается первого. В махаянском буддизме (а именно он исторически распространен в России), как Вы знаете, каждый человек должен породить особую установку, бодхичитту: да стану я Буддой ради блага всех существ. Тогда он становится бодхисаттвой. А бодхисаттвы высших ступеней даже от нирваны отказываются ради помощи другим существам.

Пусть я буду лекарством, кому нужно лекарство;
Пусть я буду рабом, кому нужен раб;
Пусть я буду мостом, кому нужен мост.
(Шантидева, VIII век)

Поэтому альтруизм (великое сострадание) фундаментален для буддизма, но реализуется личными усилиями каждого, а не литургическими средствами. Единственным исключением является амидаизм, культ Будды Амитабхи, в котором все сотериологические обязательства переносятся на Будду Амитабху (Амиду), а само "спасение" (освобождение) достигается благодаря вере в спасительную силу этого Будды и всемерное упование на него. Но это специфически дальневосточная (Китай, Япония) школа...

Я благодарю Евгения Алексеевича за его ответы. Спускаясь по ступенькам лестницы, вспоминаю его слова о человеческой жизни: завтрашнего дня не будет, а вчерашнего - уже нет. Каждое мгновение - важно, отсюда - особое отношение ко времени в буддизме.

На улице уже темно. Я иду по пустынным улицам и думаю о мгновениях, которые так быстротечны и которые мы, к сожалению, не всегда ценим...

Марина В. Воробьева,
г. Санкт-Петербург, январь 2003 г.

P.S. 30 января 2003 г. на сайте Харе Кришна. Ру опубликовано Интервью с Е.А.Торчиновым "Великое счастье человеческого рождения".

[Опубликовано в рассылке Современное религиоведение, Выпуск 20 (5 февраля 2003 г.)]


Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies

Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное