Электронный журнал S&T

Электронный журнал S&T

Информационный Канал Subscribe.Ru

"S&T" - ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОФФЛАЙН-ЖУРНАЛ О НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

Если вы интересуетесь современной естественной наукой, но у вас постоянно не хватает времени следить за её новостями, то это предложение специально для вас!

Колонка редактора

Из переписки редактора: ответы на вопросы

Письмо.

Здравствуйте, Сергей!

Случайно наткнулся на Ваш журнал, заинтересовался и скачал пару номеров за 2004 год. По их прочтении у меня возникли некоторые вопросы, котрые я бы и хотел Вам задать.

1. Как Вам пришла идея создать электронный журнал о науке? Почему именно такое название - "Science&Technology"?

2. Оформление журнала очень напоминает таковое у самого старого в Рунете е-журнала "Internet Zone" - те же фреймы, разделы и пр. Почему не что-нибудь экклюзивное, неповторимое?

3. Судя по содержанию, статьи и новости Вы берете с чужих сайтов, перерабатываете их и публикуете эту информацию под "своим" именем. А сами Вы статьи не пишите?

4. Очень уж неравномерно выход журнал и рассылка. С чем это связано?

Надеюсь, Вы ответите на мои вопросы. Юрий.

Здравствуйте, Юрий!

Прежде всего позвольте Вас поблагодарить за Ваш интерес к моему журналу и проекту. Отвечу на Ваши вопросы по порядку.

1. Идея создать журнал пришла неожиданно в августе 2003 года, после того как я не нашел в Сети ни одного журнала, популяно рассказывающего о достижениях в науке и технике ("Химию и жизнь", "Новое в науке и технике" в расчет не брал). Хоти узнать эту историю подробнее - посетите страницу журнала - http://chemworld.narod.ru/st

2. Просто я считаю такой дизайн классическим для электронного журнала. Хотя, возможно, внешний вид "S&T" скоро изменится...

3. Для написания статей у меня нет времени и сил - все уходит на обработку "чужой" информации. Кстати, если у Вас будет материал, написанный Вами, который Вы хотели бы разместить у меня в журнале - пожалуйста, присылайте!

4. Опять же с нехваткой свободного времени. Постараюсь исправить этот недостаток, тем более что на рассылку подписаны уже более 500 читателей...

Надеюсь, я искренне ответил на вопросы. Если появились новые, пишите по нижеуказанному адресу.

C уважением, Сергей Камшилин

НОВОСТИ НАУКИ

Новости авиации и космоса

РОССИЯ: ПОСЛЕ ПОСАДКИ КОСМОНАВТАМ БУДУТ ВЫДАВАТЬ ПАМЯТНЫЕ ТРУСЫ

В "именное" нижнее белье начнут переодевать космонавтов по возвращении на Землю. Члены нынешней, 10-й экспедиции Салижан Шарипов и Лерой Чиао станут первыми, на ком предполагается испытать новшество.

При осуществлении посадки космонавтам приходится изрядно попотеть в спускаемом аппарате, отчего их нижнее белье становится в буквальном смысле мокрым, хоть отжимай. Чтобы люди не переохлаждались, сразу после приземления их переодевают в свежие трусы и майку.

Как сообщили в фирме, где шьют всю одежду для космонавтов, теперь обычному переодеванию решено придать торжественную окраску. Каждый новый комплект исподнего будет подарочным, с вышитыми эмблемами экипажа и фамилиями. В зависимости от времени года и места посадки космонавтам прямо к месту приземления станут подвозить либо легкий комплект из футболки и трусов, либо утепленный вариант, дополненный фуфайкой и носками.

Для первых получателей подарочного белья специалисты вышили яркую римскую цифру "Х" в виде пересекающихся американского и российского флагов и фамилии: "Чиао-Шарипов".

РОССИЯ: ЦУП ЗАРАБОТАЕТ НА ПРОГНОЗЕ ПОГОДЫ

Российский центр управления полетами (ЦУП) планирует организовать передачу прогноза погоды из космоса на мобильные телефоны.

"Мы планируем много различных экспериментов в космосе. К примеру, мы собираемся организовать передачу данных из космоса с тем, чтобы человек, который собирался покататься на лыжах в Альпах или на Урале, смог узнать, какая погода будет в этих регионах", - сообщил в понедельник вечером руководитель российского сегмента Международной космической станции Владимир Соловьев.

По его словам, связь владельцев мобильных телефонов с космическим аппаратом будет осуществляться посредством SMS-сообщений. Он не исключил, что "со временем обычные жители Земли смогут заказать снимки нашей планеты из космоса на свой мобильный телефон". При этом Соловьев отметил, что такие услуги будут предоставляться на коммерческой основе.

Дата: 1 марта 2005

НЬЮ-ЙОРК: НАСА ПЕРЕВЕДЕТ НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДНЕВНИКИ ИЗВЕСТНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

Перевести на английский язык дневники двух известных деятелей отечественной космонавтики советского периода - Василия Мишина и Константина Феоктистова - намерено Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства /НАСА/. Как сообщило во вторник специализированное Интернет-издание "Спейс.ком", космическое ведомство США собирается перевести материалы Мишина и Феоктистова на английский с целью "получить новые оценки, касающиеся советской космической программы".

Константин Феоктистов - герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР. Свой космический полет он совершил 12-13 октября 1964 года на первом трехместном корабле "Восход" вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым. Полет продолжался 24 часа 17 минут 3 секунды. Василий Мишин был одним из создателей отечественной космонавтики, бывшим генеральным конструктором РКК "Энергия", академиком РАН, профессором Московского авиационного института. С его именем связаны яркие страницы отечественной истории освоения космоса: первые баллистические ракеты, запуск первого искусственного спутника Земли, космические корабли "Союз", орбитальные станции "Салют" и "Мир", программа исследования Луны. В.Мишин умер в октябре 2001 года.

ШАРИПОВ ВО ВРЕМЯ ВЫХОДА В КОСМОС МЕТНЕТ СПУТНИК

Командир экипажа Международной космической станции (МКС) американец Лерой Чиао и бортинженер россиянин Салижан Шарипов в 10:25 мск открыли люк стыковочного отсека "Пирс" и вышли в открытый космос. На внешней поверхности станции Шарипову и Чиао предстоит проработать около пяти с половиной часов, в течение которых МКС будет необитаема.

Наиболее "приятной" работой в открытом космосе станет "ручной запуск" миниспутника "Наносат". Этот шарообразный космический аппарат весом около 5 кг Салижан Шарипов должен будет сначала "вытащить" на внешнюю поверхность станции, закрепить на стыковочном отсеке "Пирс", подключить к питанию, после чего на время оставить в покое и идти выполнять другие поставленные задачи.

Однако после завершения всех работ в космосе, и перед тем, как войти обратно на станцию, Шарипову предстоит вручную запустить "Наносат". "Космонавт просто "метнет" его, как баскетбольный мяч в открытый космос, "целясь" против направления движения МКС и чуть-чуть вниз", - отметил источник в ЦУПе.

Основная же задача экипажа - установить и подключить на рабочем отсеке малого диаметра российского модуля "Звезда" три антенны межбортовой радиолинии для будущей стыковки с МКС нового европейского грузового корабля "Жюль Верн". "Особенно кропотливой будет работа по прокладке и подключению электрических кабелей для питания этих антенн", - уточнил представитель ЦУП.

Затем космонавты, держась за поручни, перейдут на агрегатный отсек "Звезды", где смонтируют антенный блок спутниковой навигации. "Далее Салижан Шарипов и Лерой Чиао должны будут сфотографировать видеометр, установленный во время работы в открытом космосе предыдущим экипажем - Геннадием Падалкой и Майклом Финком", - рассказал представитель ЦУП.

Завершив фотографические процедуры, экипаж двинется обратно к стыковочному отсеку "Пирс", запустит спутник, зайдет внутрь и в 16.12 мск закроет входной люк, добавил он. Об этом сообщает РИА "Новости".

Дата: 2 апреля марта 2005

США: В NASA ПЕРЕПУТАЛИ МАРСОХОДЫ

Исследователи обнаружили, что произошла путаница в инсталляции инструментария марсоходов NASA Opportunity и Spirit, которые работают в разных частях Красной планеты.

Приборы и инструменты, предназначенные для Opportunity, были установлены на Spirit и наоборот. Путаница произошла из-за того, что марсоходы совершенно идентичны, а их сборы сопровождались спешкой.

Cпециалисты NASA один раз потеряли космический аппарат из-за одновременного использования в расчетах британских и международных единиц измерения.

Пока путаница не привела к каким-либо существенным ошибкам при сборе информации.

Марсоходы начали работать на поверхности Марса в январе 2004 г. и до сих пор хорошо справлялись со своими задачами. Планировалось, что срок их работы должен составить только 90 дней, но марсоходам удалось профункционировать гораздо дольше - до настоящего времени. Данные, полученные с Opportunity и Spirit, позволили сделать вывод о наличии не только в настоящем, но и в прошлом воды на поверхности Красной планеты, а значит, о возможности развития жизни.

Путаница все же имеет неприятные последствия. Каждый марсоход изначально предназначался для сбора проб в разных частях Марса, где почва, горные породы и воздух имеют различный химический состав. Поэтому оборудование для Opportunity и Spirit было калибровано соответствующим образом.

Дата: 6 марта 2005

США: ТЕРРОРИСТЫ НАЦЕЛИЛИСЬ НА КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ

Неожиданная новость пришла из американского космического агентства NASA. Агентство объявило, что срочно закрывает свободный доступ к точной информации о движении космических аппаратов.

До сих пор на специальном сайте в Интернете можно было получить данные по орбитам любых спутников, кроме военных. Отмечается, что было зафиксировано несколько попыток получить доступ к информации о спутниках, предпринятых с территории Афганистана и Китая. Запрет на такую информацию связан с тем, что она может быть использована террористами для уничтожения космических кораблей.

Эксперты на компьютерных моделях уже прокручивали различные варианты ударов по спутникам, но до сих пор это считалось фантастикой. Однако, судя по внезапному решению NASA, в США, возможно, получили какие-то тревожные сигналы.

Дата: 9 марта 2005

АРЕСТОВАЛИ АМЕРИКАНЦА, КОТОРЫЙ ФИНАНСИРОВАЛ СТАНЦИЮ "МИР"

Роман КИРИЛЛОВ

Правоохранительные органы США арестовали за налоговые махинации миллионера Уолтера Андерсона. В России его помнят как человека, пытавшегося в 2000 году превратить орбитальную станцию "Мир" в отель для космических туристов. При его участии была создана международная компания MirCorp. со штаб-квартирой в Голландии, через которую осуществлялось финансирование этого проекта. По данным налогового ведомства США, "на российский космос" Андерсон успел потратить около 20 миллионов долларов. В российских космических кругах Андерсона-благотворителя, которому теперь грозит до 24 лет тюрьмы, вспоминают с особой благодарностью.

Арестованному мультимиллионеру Уолтеру Андерсону грозит до 24 лет лишения свободы. Налоговая служба США насчитала целых 200 миллионов долларов, которые в течение ряда лет Андерсон должен был отдавать в американскую казну в виде налогов. Еще столько же набежало в виде штрафов и пеней. Власти США подозревают его в том, что для ухода от налогообложения он придумывал хитроумные схемы с использованием фиктивных компаний. Стала ли MirCorp. частью этих махинаций, пока не уточняется.

В ракетно-космической корпорации "Энергия", которая занималась поддержанием жизнеспособности станции "Мир" до ее затопления в марте 2001 года, "Известиям" сказали, что память об американском миллионере Уолтере Андерсоне еще витает в коридорах объединения.

- Андерсон был своего рода благотворителем, - заявили "Известиям" в РКК "Энергия". - Когда станция "Мир" уже перестала быть обитаемой, он предложил свою помощь в ее поддержании. При его непосредственном участии была создана компания MirCorp., которая занималась поиском кандидатов на коммерческий полет, через нее также шло финансирование проекта. Фактически весь "необитаемый" период до момента затопления станция существовала при его поддержке.

Поиск космических туристов осложнялся не только дороговизной вояжей на орбиту и обратно, но и интересами США в космической области. Нередко потенциальные клиенты в последний момент отказывались от осуществления мечты детства. Они говорили Андерсону о давлении, которое на них оказывалось со стороны США из-за их желания проспонсировать таким образом российскую космонавтику. В РКК "Энергия" подтвердили, что такое же давление чувствовал на себе и сам Уолтер Андерсон. Однако это не мешало ему вложить в проект по превращению орбитальной станции "Мир" в космический отель в общей сложности около 20 миллионов долларов. С его помощью в апреле 2000 года состоялся первый в истории космонавтики полет, проспонсированный частной компанией. Космонавты Сергей Залетин и Александр Калери осуществили ремонт станции и подкорректировали ее орбиту.

Источник "Известий" в РКК "Энергия" предположил, что арест Уолтера Андерсона мог стать своего рода местью миллионеру за то, что он в течение ряда лет помогал российской космонавтике. И за то, что он часто выражал недовольство политикой США.

Дата: 10 марта 2005

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ SPIRIT ЗАГАДОЧНЫМ ОБРАЗОМ УДВОИЛОСЬ, А НА OPPORTUNITY ВОЗНИКЛИ НЕПОЛАДКИ

На американском марсоходе Opportunity, исследующем поверхность "красной планеты", возникли неполадки с одним из приборов. Речь идет о спектрометре, с помощью которого определяется входящие в состав удаленных объектов минералы, заявил Джим Эриксон, сотрудник расположенной в Пасадине (штат Калифорния).

Лаборатории реактивного движения, откуда осуществляется управление марсоходами, приостановка использования этого прибора защитит его от каких-либо повреждений, пока разрабатываются методы диагностирования неполадки. По словам ученого, остальные приборы марсохода функционируют нормально и будут использоваться при изучении кратера, получившего название "Восток".

Что же касается двойника Opportunity - работающего на противоположной стороне планеты марсохода Spirit, - то 9 марта его энергоснабжение загадочным образом удвоилось. Как предполагают ученые, это связано с сильными ветрами в районе нахождения аппарата. Камеры обзора этого марсохода смогли зафиксировать 10 марта появление небольших смерчей или "пылевых дьяволов" в непосредственной близости от него.

Предполагается, что именно такое атмосферное образование могло промчаться над марсоходом, сдуть пыль с панелей его солнечных батарей и одновременно "запылить" камеры, снизив четкость передаваемых ими изображений. Из отдельных снимков марсианского смерча, сотрудники ЛРД смогли даже смонтировать компьютерный фильм, показывающий это атмосферное явление в динамике.

Сопоставляя время появления смерча в поле зрения двух камер, ученые пришли к выводу, что он преодолел примерно 500 м за 155 секунд, то есть его скорость составляла около 3-х метров в секунду или 11.2 км/ч. Заснятый "пылевой дьявол" находился на расстоянии примерно 1.1 тыс. м от марсохода. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

Дата: 16 марта 2005

США: ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ОБЫЧНЫЙ ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ ВЫИГРАЛ БЕСПЛАТНЫЙ ПОЛЕТ В КОСМОС

Бесплатный полет в космос выиграл 40-летний житель штата Колорадо Дуг Рамсбург. В конкурсе участвовали более 130-ти тысяч человек из разных стран.

Дата полета пока не установлена, но уже точно известно, что вслед за Рамсбургом на орбиту сможет отправиться каждый, кто заплатит за билет на специальный ракетоплан 200 тысяч долларов.

Есть уже и совсем фантастические, но осуществимые планы: открыть в космосе гостиничный комплекс.

Дата: 25 марта 2005

РОСКОСМОС НАЧИНАЕТ БОРЬБУ С ДЕМПИНГОМ НА РЫНКЕ ПУСКОВЫХ УСЛУГ

Роскосмос начинает борьбу с демпингом на рынке пусковых услуг. Об этом заявил сегодня официальный представитель Федерального космического агентства Вячеслав Давиденко.

"В течение последних 10 лет предприятия космической промышленности России успешно реализуют коммерческие проекты иностранных заказчиков", - напомнил он, подчеркнув при этом, что "стоимость пусковых услуг российских средств выведения на международном рынке соответствует среднемировым значениям".

Однако, по словам Давиденко, "в последнее время среди российских предприятий наметилась тенденция предлагать иностранным заказчикам услуги по запуску космических аппаратов по ценам значительно ниже, чем на мировом рынке". "В частности, - уточнил он, - речь идет о предложениях по совмещенным запускам иностранных космических аппаратов ракетой "Днепр", а также с помощью еще не реализованных модификаций этого носителя, что является преждевременным и требует серьезной предварительной оценки со стороны Роскосмоса".

"В сложившейся ситуации, до обсуждения и согласования основных контрактных условий оказания пусковых услуг иностранным заказчикам и формирования соответствующих цен, предприятиям предложено осуществлять необходимые консультации с Федеральным космическим агентством", - сказал Давиденко.

"Использование российских ракет-носителей на мировом рынке пусковых услуг позволяет привлекать дополнительные средства на разработку и модернизацию отечественных ракетно-космических комплексов, развитие производственной базы, а также способствует реализации задач в интересах Федеральной космической программы", - отметил представитель Роскосмоса. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС.

Новости биологии и медицины

ЛИОН: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ МОЖНО СОТВОРИТЬ НА КУХНЕ

Создать биологическое оружие в домашних условиях - сегодня уже реальность. Такое мнение в преддверии открывающейся во вторник в Лионе Всемирной антитеррористической конференции, посвященной борьбе с биотерроризмом, выразил директор государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор" Лев Степанович Сандахчиев. "Вполне реально. Это - обычная лабораторная работа", - сказал он, отвечая на вопрос о возможности организации лаборатории для производства биологических веществ на площадях размером с обыкновенную кухню.

США: ЗА "НЕПРАВИЛЬНЫХ" ЛАБОРАТОРНЫХ МЫШЕЙ ЗАПЛАТЯТ 7 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

Одна из американских компаний, занимающихся поставкой лабораторного оснащения и оборудования, выплатит правительству 7,2 миллиона долларов за то, что поставила исследователям "некондиционных" лабораторных мышей, пишет Washington Post.

Эти мыши не соответствовали федеральным стандартам и фактически сорвали работу исследовательского центра, находящегося под эгидой Национальных институтов здравоохранения США (National Institutes of Health, NIH). Как пояснили правительственные чиновники, теперь результаты экспериментов, уже проведенных на "нестандартных" мышах могут быть поставлены под сомнение. Суд постановил взыскать с компании стоимость мышей, расходы на их содержание, а также стоимость правительственной исследовательской программы, которая была скомпрометирована. Как показало расследование, еще в 1999 году компания обнаружила "брак" в одной из линий мышей, известной как С57, однако дважды в год продолжала исправно сообщать о том, что все генетические анализы подтверждают чистоту данной линии.

Пока неизвестно точно, сколько именно мышей имели генетический дефект, однако представители NIH настояли на том, чтобы забраковать всю партию целиком.

ООН: СПИД УБЬЕТ К 2025 ГОДУ 80 МИЛЛИОНОВ АФРИКАНЦЕВ

агентство Mednovosti.ru

Более 80 миллионов жителей Африки могут стать жертвами СПИДа к 2025 году, сообщается на сайте Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS). Такое мнение высказали эксперты в докладе о проблемах распространения этой инфекции на "черном континенте".

Предполагается три варианта развития событий, но если не предпринять срочных мер, то даже по самым оптимистичным подсчетам через 20 лет количество ВИЧ-инфицированных африканцев достигнет 90 миллионов - то есть 10 процентов всего населения этой части света. Уже сейчас средняя продолжительность жизни здесь упала ниже 40 лет, и смертность от СПИДа сыграла в этом не последнюю роль.

По мнению специалистов, для предотвращения катастрофы потребуется минимум 200 миллиардов долларов. Эксперты считают, что эти средства необходимы не только для закупки препаратов для антиретровирусной терапии, но и для развития медицинской инфраструктуры, обучения медицинских кадров и проведения широкой профилактической кампании.

Между тем, на 12-ой ежегодной международной конференции по ретровирусным инфекциям, которая проходила в Бостоне, было заявлено, что темпы распространения ВИЧ-инфекции в Африке удалось замедлить. Наиболее впечатляющие успехи достигнуты в Уганде, где за 10 лет удалось снизить на треть темпы роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией.

Дата: 4 марта 2005

ШВЕЦИЯ: МУЗЫКАНТКА ЧУВСТВУЕТ ВКУС ЗВУКА

27-летняя швейцарская музыкантка заинтриговала нейропсихологов университета Цюриха своими уникальными способностями: когда она слышит музыку, то ощущает разные вкусы. Эти способности развились у девушки благодаря феномену восприятия, называемому синестезией - это возникновение нескольких ощущений при раздражении одного органа чувств.

Дата: 5 марта 2005

В РОССИИ ВЫЯСНИЛИ, СКОЛЬКО ДОЛЖЕН СПАТЬ ЧЕЛОВЕК

Руководители отечественной медицины, чиновники Минздрава, пришли к выводу, что для восстановления сил человеческому организму требуется всего 5-6 часов сна.

Источник: МедНовости

Дата: 11 марта 2005

БРИТАНЕЦ ПОДАСТ В СУД НА ВРАЧЕЙ ЗА 25-КИЛОГРАММОВУЮ ОПУХОЛЬ

агентство Mednovosti.ru

Британец намерен подать в суд на врачей после того, как узнал, что настоящей причиной ранее диагностированного у него "ожирения" явилась гигантская 25-килограммовая злокачественная опухоль, в течение девяти лет растущая в его животе, сообщает BBC News.

53-летний Тревор Смитсон (Trevor Smithson) обратился в Королевский госпиталь в Беркшире (Royal Berkshire Hospital) впервые обратился в 1994 году с сосудистыми проблемами. Затем он трижды был прооперирован в этом учреждении, но ни разу врачи даже не заподозрили наличие в брюшной полости растущей опухоли.

Только после того, как в 2003 году пациент был направлен в лондонский Королевский госпиталь Марсдена (Royal Marsden Hospital), где гигантская липосаркома была обнаружена и удалена. Смитсон не обвиняет никого в том, что у него развилась опухоль, но он возмущен тем, что за девять лет его ни разу не обследовали полностью и не нашли новообразование, не заметить которое просто невозможно. "Мне еще повезло, что этот вид опухолей растет очень медленно", - сказал Смитсон.

В ходе операции по извлечению опухолевого разрастания жировой ткани пациенту также были удалены почка, часть толстой кишки, проведена пластика кишечника. Смитсон подчеркнул, что в течение долгого периода из-за "избыточного веса" он не мог найти нормальную работу, да и после операции не способен жить полноценной жизнью. Пациент считает, что в сложившейся "абсурдной" ситуации виноваты врачи Беркширского госпиталя.

Дата: 14 марта 2005

УЧЕНЫЕ РЕШИЛИ ДОПОЛНИТЬ ДНК ПЯТЫМ НУКЛЕОТИДОМ

агентство Mednovosti.ru

Американские ученые из Исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute) в Ла-Йолле, Калифорния, разработали дополнительный - пятый - нуклеотид дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), пишет журнал Nature.

Флойд Ромесберг и его коллеги создали 3-фторбензол (3-fluorobenzene, 3-FB), гидрофобный нуклеотид, который способен образовывать пару сам с собой. Напомним, что существующие четыре нуклеотида ДНК - аденин, гуанин, цитозин и тимин являются парными и соединяются друг с другом только в строго определенном порядке. Таким образом, ученые могут создавать определенным образом модифицированные ДНК, включая 3-FB в те или иные участки.

Самое главное, что ДНК со встроенным "маркером" может быть свободна воспроизведена в живой клетке - специфический фермент ДНК-полимераза с трудом, но все таки распознает новое соединение и не всегда стопорится на 3-FB, как на чужеродном, сбойном участке. Ошибка возникает примерно один раз на 1000 нуклеотидов. Ромерсберг считает это очень хорошим показателем.

В настоящее время ученые разрабатывают модифицированную ДНК-полимеразу, которая сможет безошибочно распознавать новый нуклеотид. Ромерсберг уверен, что уже в ближайшем десятилетии мы сможем увидеть живые микроорганизмы с "ненастоящей" ДНК, что открывает новые, практически безграничные возможности перед исследователями.

Дата: 17 марта 2005

БИОТЕХ АКБАР!

Президент ИРИ сказал, что Иран добился значительных успехов в области биотехнологии, нанатехнологии и информационных технологий.

Сейед Мухаммад Хатами после открытия сельскохозяйственного биотехнологического исследовательского центра в Исфагане сказал, что Иран добился прогресса в области биотехнологий, в том числе технологий растительного мира. Он также сказал, что для поощрения научной деятельности в Тегеране был введен в эксплуатацию центр исследования биотехнологий и два других аналогичных центра в Тебризе и Исфагане. "Еще один центр в скором времени откроется в Ширазе", - подчеркнул президент.

Поздравив иранских специалистов и ученых с открытием исфаганского биотехнологического центра, президент Хатами сказал, что эти центры могут удоволетворить нужды молодого поколения ученых.

В другой части своего выступления президент Ирана сказал, что ИРИ принимая во внимание его потенциалы и возможности может сделать скачок в прогрессивных областях, в частности в области новых технологий.

Источник: Коммерческая биотехнология

Дата: 22 марта 2005

ДЕВУШКЕ УДАЛИЛИ 19-КИЛОГРАММОВУЮ КИСТУ ЯИЧНИКА

агентство Mednovosti.ru

В Британии у 19-летней девушки удалена более чем 19 килограммовая киста яичника, сообщает BBC News. Медицинская сестра Аманда Бол (Amanda Ball) не подозревала, что причиной постоянного увеличения ее веса был патологический процесс в области придатков матки. И только настойчивость родителей и друзей заставила девушку обратиться к врачу.

Аманда была успешно прооперирована в госпитале университета Северного Стаффордшира (University Hospital of North Staffordshire) и в настоящее время уже находится дома. Врачи отмечают, что в случае разрыва этой кисты девушка могла бы погибнуть от массивного кровотечения. Доктора также подчеркивают, что никаких проблем в дальнейшем с репродуктивной системой у девушки возникать не должно.

Аналогичные случаи происходят не так уж редко.

Дата: 23 марта 2005

СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ВО ФРАНЦИИ ПЕРЕВАЛИЛА ЗА 80 ЛЕТ

агентство Mednovosti.ru

Продолжительность жизни во Франции в 2004 году установила абсолютный рекорд, достигнув показателей 83,8 года у женщин и 76,7 года у мужчин, сообщает Agence France Presse. Национальный институт демографии, проводивший исследование, связывает это с достижениями медицины в лечении онкологических и сердечных заболеваний, а также с низким уровнем курения и алкоголизма в стране.

По данным института, население Франции в настоящее время составляет 60,6 миллиона человек. Прирост населения за 2004 год составил 361 тысячу человек, причем две трети - за счет рождаемости и только одна треть - за счет иммиграции. Рождаемость во Франции - одна из самых высоких в мире - 1,9 ребенка на одну женщину, в то время как для естественного воспроизводства населения требуется 2,1 (для сравнения - в России этот показатель 1,32).

Напомним, что уровень потребления алкоголя среди молодежи во Франции - один из самых низких. По данным Европейского проекта исследования употребления школьниками алкоголя и наркотических веществ (European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs, ESPAD), доля пьющих девочек-подростков во Франции не превышает 7 процентов, мальчиков - 13 процентов.

По данным международного опроса, в котором приняли участие более 350 тысяч человек, французы по-прежнему заметно опережают все остальные нации по сексуальности. Если средняя частота секса у всех народов мира составляет 103 раза в год, то французы, оправдывая свою репутацию неустанных любовников, занимаются сексом не менее 137 раз в год.

Дата: 23 марта 2005

АВСТРАЛИЙСКОМУ МАЛЬЧИКУ ПРИШИЛИ ОТРЕЗАННЫЕ КИСТИ ОБЕИХ РУК И СТОПУ

агентство Mednovosti.ru

Австралийские хирурги провели успешную операцию по восстановлению целостности рук и ног мальчика, пострадавшего в результате несчастного случая, пишет Independent. Медики пришили на место кисти обеих рук и левую стопу.

10-летний мальчик раскачивался на обруче баскетбольного кольца во дворе дома, и на него внезапно упал сорвавшийся с креплений щит. Действуя как гильотина, он отсек ребенку обе кисти и стопу. Восстановительная операция проводилась в течение семи часов, в ней было задействовано 25 хирургов различных специальностей.

Как сообщил представитель больницы принцессы Маргарет (Princess Margaret Hospital) в Перте (Perth) Дин Кинг (Deanne King), в настоящее время мальчик находится в отделении интенсивной терапии, его состояние стабильное. Медики не исключают, что пострадавшему потребуется еще не одно хирургическое вмешательство.

Дата: 28 марта 2005

64-ЛЕТНЯЯ БРИТАНКА ПЛОСКОГУБЦАМИ УДАЛИЛА СЕБЕ 7 ЗУБОВ

агентство Mednovosti.ru

64-летняя британка Валери Хэлсуорт (Valerie Halsworth) самостоятельно удалила себе семь зубов, отчаявшись дождаться приема у стоматолога из государственной системы здравоохранения, пишет газета The Sun. Женщина сказала, что единственным вариантом избавиться от мучавшей ее зубной боли было удаление инфицированных зубов.

По рассказу Хэлсуорт, она выпила несколько кружек пива, затем по одному захватывала зубы плоскогубцами и выдергивала их. Оставшиеся 10 зубов женщину пока не беспокоят, но она считает, что через месяц ей снова потребуется дантист.

Этот случай проиллюстрировал резкую нехватку дантистов в Национальной системе здравоохранения Великобритании (National Health Service - NHS). Как раз после этого случая премьер-министру страны Тони Блэру (Tony Blair) пришлось отвечать на вопросы в прямом эфире телеканала Sky News.

Среди прочих обратилась к премьеру и пострадавшая от дефицита стоматологов Хэлсуорт. Блэр посочувствовал женщине, но сказал, что не может "прямо сейчас создать новых стоматологов", отметив, что специалистов нужно сначала выучить, а заставить врачей перейти из частной практики в государственную систему здравоохранения он не в силах.

Хэлсуорт в свою очередь заметила, что частный специалист ей не по карману, а три врача из числа иностранцев оказались неквалифицированными. Всего же в очередь к государственному стоматологу в ее родном городе записаны 3 тысячи человек.

Нехватка врачей ощущается в Британии и в других областях медицины, например, в психиатрии. Каждое шестое место врача-психиатра вакантно или замещается временными работниками, врачи просто боятся стать объектом преследования или нападения своих пациентов.

Новости экологии

ТАЯНИЕ ГИМАЛАЙСКИХ ЛЕДНИКОВ ОСТАВИТ БЕЗ ВОДЫ СОТНИ МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК

Таяние гималайских ледников может привести к дефициту воды для сотен миллионов человек, живущих в Китае, Индии и Непале. Об этом говорится в информационном сообщении Всемирного фонда дикой природы (WWF).

"В результате глобального потепления гималайские ледники тают самыми быстрыми темпами в мире", - подчеркивает источник. Как говорится в исследовании WWF, посвященном таянию ледников и влиянию этого процесса на жизнь людей, темпы "отступления" гималайских ледников становятся все более быстрыми. По данным ученых, ледники в регионе уменьшаются со скоростью 10-15 м в год.

"Быстрое таяние ледников в Гималаях сначала увеличит объемы воды в реках, что приведет к массовым наводнениям", - отмечает директор программы глобальных климатических изменений WWF Дженнифер Морган. "Но через несколько десятилетий, уровень воды в реках упадет, что принесет крупномасштабные экономические и экологические последствия для людей в Западном Китае, Непале и Северной Индии".

Свое начало в Гималаях берут семь крупнейших рек Азии - Ганг, Инд, Брахмаптура, Салуин, Меконг, Янцзы и Хуанхэ. Падение уровня воды в этих реках, предсказывают ученые, окажет негативное влияние на гидроэнергетику, а также сельское хозяйство. Об этом сообщает РИА "Новости".

Дата: 14 марта 2005

ЗНАМЕНИТЫЕ СНЕГА КИЛИМАНДЖАРО ПЕРЕСТАЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ

Снежно-ледяная шапка африканской горной вершины Килиманджаро растаяла впервые за 11 тыс. лет, передает британский телеканал Sky News. Ледники и снега, покрывавшие вершину высочайшей горы на "черном континенте", практически полностью растаяли. Ученые предсказывали такой исход, однако по их прогнозам, это должно было случиться лишь в 2020 году.

Гора Килиманджаро высотой около 5.9 тыс. м представляет собой неповторимую часть ландшафта Танзании, на территории которой она расположена. Вершина лежит всего в 200 милях к югу от экватора, и поэтому ее снежно-ледяная шапка еще больше привлекала туристов. Однако теперь это в прошлом.

Ученые также отмечают, что в настоящее время ускорился процесс таяния гималайских ледников. Это может вызвать недостаток воды в тех регионах Китая, Индии и Непала, которые пользуются ресурсами горных рек, питаемых ледниками.

Вопросы глобального потепления и таяния ледников, как ожидается, станут центром внимания проходящих в эти дни в Великобритании заседаний министров окружающей среды и энергетики стран "большой восьмерки". Об этом сообщает РИА "Новости".

Дата: 15 марта 2005

Новости техники и технологий

США: 10-МЕГАБИТНАЯ СЕТЬ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ

Компания Nippon Telegraph and Telephone Corporation (NTT) продолжает разработку технологии Human Area Networking под названием RedTacton, которая использует человеческое тело в роли проводника для передачи данных на скорости до 10 Mbps между двумя точками тела.

Новейший электрооптический сенсор в виде PCMCIA-карты является прототипом такого трансивера RedTacton. Он впервые позволяет осуществить взаимодействие устройств находящихся в "сети человеческого тела" (Human Area Network) с компьютером или другими "сетевыми" устройствами, связь с которыми происходит в результате прикосновения, удерживания, сидения, ходьбы или наступания на определенную точку.

В системе RedTacton применяются слабые электрические поля, создаваемые на поверхности тела в роли проводника. Достигая приемника, поля влияют на состояние электрооптического кристалла и тем самым передают данные от одного места к другому.

ГЕРМАНИЯ: БЕСПРОВОДНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ НЕ ПОТРЕБУЕТ БАТАРЕЕК

Новое устройство, разработанное компанией Siemens, - дистанционный выключатель света.

Главным достоинством, отличающим это устройство от десятков подобных изобретений, является то, что выключателю совершенно не требуется никакого аккумулятора или батареек. Необходимая для его работы энергия вырабатывается пьезоэлементом. Выработанной при нажатии кнопки энергии вполне достаточно для передачи сигнала на расстояние до 300 метров!

РОССИЯ: ПРИ СМЕНЕ ОПЕРАТОРА СОТОВОЙ СВЯЗИ МОЖНО БУДЕТ СОХРАНИТЬ НОМЕР

В России предлагается законодательно закрепить гарантии сохранения телефонного номера при смене абонентом оператора сотовой связи, сообщил министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман.

"В качестве дополнительного средства по защите прав абонентов предлагаются законодательные гарантии сохранения прав абонента на пользование телефонным номером при смене оператора", - сказал министр в ходе парламентских слушаний в Госдуме. Над введением такой нормы Мининформсвязи будет работать уже в текущем году. По словам Реймана, "в мире эта тема широко известна и в различных странах достаточно активно развивается, она стимулирует конкуренцию между операторами".

ЯПОНИЯ: СОЗДАНА КАПЛЯ, КОТОРАЯ "ГУЛЯЕТ" САМА ПО СЕБЕ

Японские ученые Киотского университета заставили каплю масла совершать периодическое движение за счет происходящих в ней химических превращений. Авторы посвященной этому статьи в Physics Review Letters убеждены, что их результат заметно приближает создание "умных" молекулярных моторов.

Ученым пришлось "обмануть" классическую термодинамику, запрещающую - при обычных условиях - непосредственное превращение химической энергии в энергию "направленного" поступательного движения.

Каплю поместили в продольный сосуд с раствором поверхностно-активного вещества, неравномерная сорбция которого служила "движущей силой" процесса.

Ключевым оказался выбор граничных условий, определяемых формой и размером сосуда. В нескольких параллельных экспериментах было продемонстрировано, что - за исключением особых случаев - движение капли хаотично.

Размеры системы намного больше молекулярных и даже клеточных. По мнению профессора Ричарда Садуса, заведующего мельнбурнским Центром молекулярных расчетов, саму "каплю в растворе" молекулярным мотором считать трудно. Тем не менее, считает он, исследование японских ученых проясняет физическую природу подобных механизмов в живой клетке.

РОССИЯ: СТРАНА СОЗДАЕТ РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ОТ КОТОРЫХ НЕТ ЗАЩИТЫ

Министр обороны России Сергей Иванов во вторник, 1 марта, заявил, что Россия в перспективе будет обладать стратегическими ракетными комплексами, от которых нет защиты.

"Мы четко знаем, что у нас уже получается по разработке таких ракет. Обороны, защиты от таких ракет нет и не будет", заявил глава российского министерства обороны.

В то же время Иванов не стал подробно рассказывать об этих ракетных комплексах.

"Часть из них уже известна - это ракетные мобильные комплексы "Тополь-М", а также ракеты "Булава" морского базирования, которые в перспективе планируется модернизировать для наземных частей", - сказал министр.

Вместе с тем глава российского военного ведомства подчеркнул, что "эти ракеты не направлены против какой-либо страны".

Министр обороны России заявил, что "Россия все равно останется крупной ядерной державой и будет совершенствовать свою ядерную триаду".

"Но мы не будем, как в Советском Союзе, печь ракеты, как пирожки. Их количество должно быть таким, которое позволит обеспечить собственную безопасность при любом развитии международной ситуации", - сказал он.

Иванов отметил, что "Россия расположена в десяти часовых поясах, у нас много соседей, и не все из них предсказуемы как европейские государства".

Российский министр обороны подчеркнул, что Россия не стремится к количественному увеличению своего ракетного потенциала. "Нам не надо 10, 20, 30 ракет в год, как это было во времена СССР, мы уходим от этого", - сказал он.

Иванов напомнил, что Россия не раз заявляла о том, что будет совершенствовать свою ядерную триаду.

Президент России Владимир Путин год назад уже говорил о возможности разработки стратегических вооружений, которым невозможно будет противостоять, а в ноябре 2004 года заявил, что в России разрабатываются ядерные ракеты, аналогов которых в мире в ближайшем будущем не предвидится.

Кроме того, министр обороны России добавил, что Москва выступает против размещения на территории Грузии военных баз США.

"Мы не видим там смысла пребывания этих баз", - сказал министр.

ИЗРАИЛЬ: ПОЯВИЛИСЬ МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ИУДЕЕВ

В Израиле появились мобильные телефоны для ортодоксальных иудеев. У этих аппаратов нет выхода в Интернет, фотокамеры и возможности отправлять и получать текстовые сообщения.

По имеющимся сведениям, эти телефоны были одобрены советом раввинов, по мнению которых такие аппараты не будут оказывать развращающего воздействия на молодых людей.

Ортодоксальным иудеям, которых в Израиле около миллиона, запрещено смотреть телевизор из-за того, что там может появиться изображение женщины. В газетах, которые издаются для них, как правило, нет фотографий.

Дата: 3 марта 2005

США: RFID-ТЕХНОЛОГИЯ ВЫТЕСНИТ НАЛИЧНЫЕ?

Наличные деньги скоро могут стать пережитком прошлого - все больше и больше безналичных платежных систем возникает в разных уголках мира. Одна из потенциально опасных для наличных денег технологий - RFID-чипы.

Достаточно махнуть над сенсором электронным бумажником, как автоматика сама снимет нужную сумму. Не потребуется ни считать купюры, ни принимать сдачу. Аналитики, исследующие многочисленные системы микроплатежей, новости о которых появляются как минимум раз в месяц, считают, что 2005 год станет годом перелома, когда, наконец, родится система электронных платежей достаточно эффективная, чтобы конкурировать с удобством и простотой использования наличных денег.

И есть все основания полагать, что в основу такой технологии лягут RFID-чипы. К примеру, рестораны быстрого питания McDonalds уже в этом году намерены обеспечить клиентам возможность использования карточек бесконтактных расчетов Mastercard PayPass по всем отделениям на территории Северной Америки.

Дата: 5 марта 2005

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: ГРЯДЕТ "МОБИЛЬНЫЙ" ВИРУС: ОТ ТЕЛЕФОНОВ ОСТАНУТСЯ ЧЕРЕПА И КОСТИ

Британские специалисты предупреждают о наступающей эпидемии вирусов для мобильных телефонов. Эпидемия новых вирусов позволит хакерам получить доступ к конфиденциальной информации, поскольку технологические усовершенствования трубок обычно не включают в себя защиту от несанкционированного доступа к содержанию SIM-карты и памяти телефона.

В Великобритании уже зарегистрированы первые случаи проникновения вирусов в мобильные телефоны. Один из них - Cabir - искусственно разряжает батарею телефона. Другой - Skulls - заменяет символы на экране мобильника изображением черепа с костями.

"В мире мобильных телефонов уже больше, чем персональных компьютеров. Поэтому широкомасштабная атака на устройства мобильной связи может иметь более тяжелые последствия", - считает IT-специалист одной из британских компаний Тони Купер.

Дата: 8 марта 2005

США: ПРОТИВОУГОННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ НОУТБУКА

Прибор Halcyonics Caveo представляет из себя PCMCI-карту расширения, содержащую в себе целый противоугонный комплекс. Встроенный датчик движения способен определить приближение к ноутбуку постороннего в определенной пользователем зоне и подать сигнал тревоги громкостью до 110 дБ.

Идея, в общем-то, не нова, но вместо традиционных пультов дистанционного управления, разработчики этой системы предлагают пользователям задать "ключевые движения", которые можно использовать в качестве своего рода пароля.

Кроме того, если похищение все же состоялось, программное обеспечение, поставляемое вместе с устройством, обеспечит надежное блокирование доступа к хранимой на жестком диске информации.

Дата: 10 марта 2005

ПЕРВЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН С ЖЕСТКИМ ДИСКОМ ЕМКОСТЬЮ 3 ГБ

Компания Samsung (http://www.samsung.com/) представила на CeBIT первый мобильный телефон с жестким диском емкостью 3 ГБ - SGH-i300. Телефон ориентирован на работу в GSM/GPRS-сетях на частотах 900/1800/1900 мГц.

Габариты аппарата - 113x48x20 мм. До этого компания уже демонстрировала подобные разработки, но модель i300, к примеру, представленная в сентябре 2004 года, обладала жестким диском емкостью всего лишь 1,5 ГБ.

Новинка также располагает встроенной 1,3-мегапиксельной камерой и экраном, обеспечивающим разрешение в 240х320 точек и до 262 тыс. цветовых оттенков. Присутствуют Bluetooth и IRDA.

Источник: InfoRiver

Дата: 17 марта 2005

ШВЕЦИЯ: ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ КОРАБЛЬ

В скандинавской компании Wallenius Wilhelmsen разработали прототип морского судна, не загрязняющего ни атмосферу, ни океан, сообщает Platinum Today. Для этого в корабле, названном E/S Orcelle, используется электрическая силовая установка. Она черпает энергию из нескольких источников. Примерно половину потребности корабля в электричестве должна обеспечивать батарея топливных элементов. Остальной электрической энергией корабль снабжают солнечные батареи, выполненные в виде парусов, а также энергия волн, которая вращают специальные винты. Всего таких винтов на E/S Orcelle двенадцать, и часть из них используется для движения по морю, а остальные - как приводы генераторов. Пока, впрочем, чудо-корабль существует только в виде макета, и выйдет он когда-нибудь в море или нет - неизвестно.

Дата: 22 марта 2005

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: БЕСПРОВОДНАЯ IP-ТЕЛЕФОНИЯ УГРОЖАЕТ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Английская исследовательская компания Analysys выпустила отчет, в котором утверждается, что беспроводная IP-телефония несет прямую угрозу доходам, а в перспективе и самому существованию, операторов сотовой связи. В большинстве случаев, люди будут готовы использовать беспроводное VoIP-обслуживание ради экономии средств на звонках, пишет Networking Pipeline.

Прежде всего, речь идет о 3G-сетях, в которых многие опреаторы начинают вводить тарифы безлимитной передачи данных. Высокие скорости позволяют легко организовать передачу голосового трафика и отказаться от голосовой мобильной связи в ее стандартном виде.

Кроме того, IP-телефония вскоре будет общедоступна и широко распространена через Wi-Fi и WiMax сети, тем более, что ее развитие в этом направлении автоматически тянет за собой разработку соответствующих средств мобильной связи.

Дата: 25 марта 2005

ГЕРМАНИЯ: ADIDAS ВСТАВИЛ ПРОЦЕССОР В КРОССОВКИ

Компания Adidas продемонстривала кроссовки с встроенным процессором. Он служит для управления изменением характеристик обуви в зависимости от условий окружающей среды (твердость грунта и проч).

По данным Daily Journal, кроссовки, которые будут стоить $250, питаются Li-Ion батареями (обеспечивают до 100 часов работы до следующей подзарядки).

Не сообщается, какой именно микропроцессор будет установлен в новой обуви.

Дата: 27 марта 2005

ПЕНТАГОН РАЗРАБАТЫВАЕТ ВОЕННО-ПОЛЕВОГО РОБОТА-ХИРУРГА

Пентагон выделил грант в 12 миллионов долларов на разработку специализированного робота, предназначенного для оказания хирургической медицинской помощи раненым солдатам непосредственно на поле боя, сообщает Associated Press. Разработчики представили красочное "концепт-видео", больше напоминающее анимацию из компьютерной игры, в котором робот оперировал солдат под огнем противника и затем самостоятельно эвакуировал их.

"В настоящее время возможности достаточно ограничены тем, что военный медик может нести с собой", - сказал представитель лаборатории SRI International Джон Бэшкин (John Bashkin). Предполагается, что робот сможет выполнять всю хирургическую операцию от разреза до наложения швов, так как им с пульта управления будут руководить квалифицированные хирурги, все манипуляции будут проводиться в режиме реального времени, с минимальной задержкой передачи сигнала.

Устройство будет беспроводным, маневренным и достаточно прочным, чтобы работать под огнем противника. Бэшкин предупредил, что ожидать появление робохирурга следует не раньше, чем через 10 лет. В настоящее же время разработчики ставят перед собой достаточно скромную цель - показать, что хирург, используя робота, может на удалении сшить вместе два кровеносных сосуда свиньи.

У Пентагона уже есть опыт создания робохирургов - в 80-х годах прошлого века разрабатывалась концепция военной "телехирургии". Результатом разработок стал робот под названием "Хирургическая система да Винчи" (Da Vinci Surgical System). Он оказался слишком громоздким для военных целей, однако для гражданских медиков он подошел, и, после одобрения FDA в 2000 году, машина стоимостью в 1,3 миллиона долларов используется более чем в 300 лечебных учреждениях для удаления рака простаты, восстановления дефектов сердечных клапанов и других операций.

Источник: МедНовости

Дата: 29 марта 2005

ЯПОНИЯ: TOSHIBA ВЫПУСТИЛА БАТАРЕЮ, ЗАРЯЖАЮЩУЮСЯ В ОДНО МГНОВЕНИЕ

Компания Toshiba представила литиево-ионную батарею, которая за минуту может зарядиться на 80%. Батареи-аналоги делают это в 60 раз медленнее. У батарейки долгий рабочий цикл, который теряет в мощности 1% после тысячи подзарядок. В данный момент идет активная тестовая стадия. Потом батарейкой оснастят мобильники и цифровые камеры.

Дата: 30 марта 2005

США: ГИБКИЕ СОЛНЕЧНЫЕ ПЛЁНКИ-ГЕНЕРАТОРЫ НАЧНУТ ВЫПУСКАТЬ СЕРИЙНО

Американская компания DayStar Technologies анонсировала выпуск солнечных панелей без кремния, которые компания будет продвигать на рынок под торговой маркой LightFoil.

Эти солнечные батареи созданы на основе тонких фотоячеек, в свою очередь, созданных с применением меди, индия, галлия и селена. Ячейки размещены на тончайшей титановой плёнке.

Достоинства - очень высокая гибкость, позволяющая покрывать фотоэлектрическим покрытием любые сложные поверхности, а также - низкий вес на единицу мощности.

В экспериментальной установке создатели LightFoil достигли уровня 1,44 киловатта на килограмм веса батареи. В массовой продукции ожидается достичь 1-1,1 киловатта на килограмм. Возможно, и больше.

При этом мощность, генерируемая одним квадратным метром новой плёнки, заметно уступает классической солнечной батарее на основе кремния, зато вес этого квадратного метра - очень мал, как мала (по сравнению с нынешними солнечными элементами) и его цена.

Компания пишет, что её плёнка, возможно, будет использована при создании беспилотного "Высотного воздушного судна" (HAA), которое американские инженеры проектируют сейчас по заказу Пентагона.

В настоящее время на базе лаборатории компании развёртывается небольшое производство, которое представит первые серийные образцы в ближайшие месяцы.

США: ТАНКИ "АБРАМС" ОКАЗАЛИСЬ БЕЗЗАЩИТНЫ ПЕРЕД СОВЕТСКИМИ ГРАНАТОМЕТАМИ

Американский основной боевой танк M1A2 Abrams оказался беззащитен перед дешевым и простым оружием партизан - гранатометами РПГ и самодельными минами, сообщается на сайте газеты USA Today.

Во время первой войны в Ираке было уничтожено всего 18 боевых машин, и ни один танкист не погиб. С марта 2003 года были уничтожены уже 80 69-тонных танков, и при этом погибли, как минимум, пять членов их экипажей.

Еще 10 танкистов умерли в результате тяжелых ранений, полученных, когда они ехали, высунувшись из люков танка.

Официально Пентагон не раскрывает статистику повреждений, полученных от каждого конкретного вида оружия. Это делается из соображений безопасности - если такие данные будут опубликованы в прессе, то это поможет партизанам отработать приемы успешного поражения танков.

Однако, судя по опубликованной общей статистике, танк все-таки является самой "безопасной" боевой машиной в Ираке - процент повреждений, полученных в результате обстрелов и взрывов мин крайне низок. Всего более 70 процентов из 1100 танков, которые дислоцированы в Ираке, подвергались нападениям партизан.

Разные новости

ИНДИЯ: ЦУНАМИ ПОМОГЛО АРХЕОЛОГАМ

В Индии обнаружены новые свидетельства существования древнего порта на юге субконтинента, развалины которого обнаружились в результате стихийного бедствия - цунами, обрушившегося на побережье а декабрь прошлого года.

На морском дне к югу от береговой линии явственно видны развалины искусственных сооружений. Они могут быть частью легендарного города Махабалипурам, который, по преданиям, был так красив, что боги наслали на него волны, которые скрыли шесть из семи его храмов. Гигантская волна обнажила также и другие археологические объекты.

Индийские археологи организовали экспедицию после того, как местные жители сообщили о виденных ими развалинах храма, которые обнажились, когда море ненадолго отступило перед тем, как нахлынуть на побережье в форме цунами.

Работы морских археологов начались в этом районе еще три года назад, и ими было сделано немало интересных находок.

Открытия были сделаны поблизости от прибрежного храма Махабалипурам, относящегося к VII веку, который, по мнению некоторых историков, был частью древнего города.

В Дели в апреле состоится международный семинар, на котором будут представлены результаты недавних открытий морских археологов.

В числе других открытий в этом районе индийского побережья можно назвать гранитную статую льва, относящуюся примерно к тому же историческому периоду, что и храм. Она также обнажилась после того, как нахлынувшие гигантские волны смыли многовековые отложения песка.

В Археологической службе Индии отмечают, что впервые миф о городе Махабалипурам был записан британским путешественником Дж. Голдингэмом в 1798 году, когда местные жители рассказали ему о "семи пагодах".

Дата: 7 марта 2005

КАРТОЧНАЯ ИГРА "ОРУЖИЕ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ" ПОЯВИЛАСЬ В США

В США запатентована карточная игра "Оружие массового уничтожения"/Weapons of Mass Distruction. В игре могут принимать участие восемь и более игроков, оптимальное количество 4-5.

Игра производится с помощью двух колод, содержащих по 55 карт в каждой: например "Ракета", "Бомбардировщик", "Террорист-самоубийца", "Лазер" и т.д. Цель игры - лишить противника "населения" (особых карт, показывающих, сколько в "стране" у игрока "жителей").

Это можно сделать путем применения "ядерного оружия", "пропаганды" (в этом случае, "население" противника "перебегает" на сторону другого игрока), "дипломатии" и пр. Однако даже лишившийся всего "населения" игрок сохраняет возможность применить оружие возмездия.

"Оружие массового уничтожения" является переработанной версией другой карточной забавы, появившейся в 1965 году под названием "Ядерная Война"/Nuclear War. В игру были добавлены карты, отображающие ряд реальностей современного мира.

В настоящий момент, по данным журнала Bulletin of Atomic Scientists, продано примерно 1.5 тыс. комплектов игры, стоимостью $19.95. Среди покупателей - американские военные, в том числе и сотрудники Пентагона. Об этом сообщает {Washington ProFile}.

Дата: 15 марта 2005

АНОНСЫ СТАТЕЙ

ПРЕМИЯ «МЫШЬ МАФУСАИЛА»: ПОДРОБНОСТИ

Успех конкурса частных космических проектов X-Prize, породивший небывалый бум в американской космонавтике и подстегнувший развитие орбитального туризма, не дает покоя медикам и биологам. И вот буквально на днях специально созданный Фонд Мафусаила объявил конкурс мышей-долгожителей. Ученый, разработавший наиболее эффективную методику продления жизни и улучшения ее качества, получит миллион долларов. Весьма вероятно, что обладателем главного приза окажется россиянин.

M-Prize подразделяется на две части. «Приз за долговечность» присуждается за максимальную продолжительность мышиной жизни. При этом способ, которым она достигается, в расчет не принимается. Главное, чтобы модифицированная мышь сохранила физическое и душевное здоровье. Как только одна из мышей побьет рекорд своей предшественницы, ее создатель получит «промежуточный» приз. Главный приз достанется тому, кто создаст мышиного супердолгожителя, чей возраст будет эквивалентен 150 человеческим годам. Соответственно, «Приз за омоложение» присуждается ученому, который сумеет продлить жизнь обычных взрослых мышей.

БЕССМЕРТНЫЕ МЫШИ БЕГУТ ЗА МИЛЛИОНОМ ДОЛЛАРОВ

Подобно знаменитому соревнованию X PRIZE, стимулировавшему исследования по пилотируемым космическим полётам, авторы M Prize намерены подстегнуть эксперименты по достижению рекордного долголетия. Пока – только у мышей.

Призовой фонд "Мыши Мафусаила" (Methuselah Mouse Prize, M Prize) от некоммерческой организации — Фонда Мафусаила (Methuselah Foundation) — перешагнул отметку в миллион долларов.

"ЗОЛОТЫЕ ПУЛИ" ПРОТЕОМИКИ ЛЕТЯТ ТОЧНО В ЦЕЛЬ

Самой динамичной областью биологических исследований в 2005 году станет, по всей видимости, протеомика. Эта новая наука изучает строение и функции белков. Ее роль в познании тайн жизни определилась буквально в последние годы. Российская протеомика делает первые шаги, пытаясь создать новые сверхточные лекарства.

Многие из нас со школьных лет помнят формулу: "жизнь есть способ существования белковых тел". Долгие годы надежда на то, что человечество сможет расшифровать тайну жизни, была связана с генетикой - наукой о "кирпичиках" наследственности. Но едва ученые, занятые в амбициозном глобальном проекте "Геном человека", завершили создание полной карты наследственного кода человека, стало ясно: это лишь часть пути.

ИСКУССТВЕННАЯ ПАУТИНА БУДЕТ ЛЕЧИТЬ РАНЫ

Уникальный материал на основе белков паутины создают российские исследователи из государственных научных центров. «НИИгенетика» и прикладной микробиологии, а также научно-исследовательского центра «Углехимволокно» в сотрудничестве с учеными из Мичиганского университета.

Паук плетет свою ловчую сеть из нескольких разных белков. Ученых больше всего интересуют белки каркасных нитей паутины, которые делают их необычайно прочными (на разрыв они в несколько раз прочнее стали) и притом эластичными. Каркасные нити состоят из двух белков-спидроинов. Они несколько различаются по свойствам: спидроин-1 более прочный, а спидроин-2 более эластичный. Вместе же они и обеспечивают уникальные свойства паутины. Такой материал пригодился бы для самых разных целей, но в первую очередь в медицине: в качестве шовного материала, искусственных связок и сухожилий, пленок для заживления ран и ожогов и т.п.

ЗЕЛЁНЫЙ МУТАНТ ПОСТАВИЛ ПОД УДАР ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ГЕНЕТИКИ

Разведение салата в одной американской лаборатории закончилось скандальным заявлением учёных. Если оно подтвердится, человечество получит новый мощный механизм исправления генетических дефектов, ответственных за длинный ряд заболеваний.

Эксперимент, проведённый недавно молекулярным генетиком Робертом Пруиттом (Robert Pruitt) и его коллегами из американского университета Пурду (Purdue University), заставил предположить, что в некоторых случаях живой организм может удивительным образом получить генетический материал, которого вообще не было ни у одного из его родителей, но который присутствовал у его бабушки с дедушкой или в ещё более ранних поколениях.

ТЮЛЕНИ-ЛЮДОЕДЫ ОХОТЯТСЯ НА УЧЕНЫХ

Что такое Антарктика? Мороз и льды, метели и айсберги. Жуткое место, где выживают только пингвины. Это мнение опроверг участник VIII Украинской Антарктической экспедиции, биолог Андрей Утевский, недавно вернувшийся с ледового материка.

Целый год ученый работал на украинской антарктической станции "Академик Вернадский" на острове Галиндез. Совершив 104 спуска в ледяные воды, сотрудник Харьковского университета обнаружил, что здесь кипит жизнь: рыбы, морские звезды, раки, губки, морские пауки, ежи, черви, асцидии, пиявки... И все в больших количествах. Аборигены Антарктики стали героями уникального фильма, который Андрей снимал во время погружений, а фотографии заняли 3-е место на Международном фестивале подводного изображения "Серебряная акула".

НАНОМАТЕРИАЛЫ ЧАСТИЧНО ПОРАЖАЮТ ЛЕГКИЕ

Наноматериалы - сегодняшние фавориты индустрии - выявлены в номенклатуре  выпускаемых изделий от косметики до электроники. Тем не менее, новое исследование на животных показало, что, попав при дыхание в легкие, эти микроскопические сферы (фуллерены) и углеродные нанотрубки могут стать причиной больших проблем, особенно для рабочих, изготавливающих их и манипулирующих ими.

Это заявление поступило со встречи Общества по токсикологии, проходившей в Нью-Орлеане. Особенно ошеломили сообщения, раскрывающие детали того, как наноматериалы взаимодействуют с организмом человека. Большинство исследований фокусировалось на эффектах воздействия на легкие, потому что размер частиц позволяет им достигать их наиболее чувствительных тканей.

ПОЧЕМУ МУЖЧИНА ИЗМЕНЯЕТ?

Кто из нас не сталкивался с изменой или не изменял сам? Наверное, только монахи-отшельники, живущие на одиноком острове. Метания в бесконечных любовных треугольниках составляют внушительную часть жизни как мужчин, так и женщин.

Пока еще найдешь свою половинку, да и найдешь ли вообще? Мы все знаем об изменах, мы знаем как их предотвратить и как вести себя, если это вдруг случилось. Мы очень хорошо умеем говорить об этом, когда утешаем любимую подругу, от которой ушел муж. И все почему-то, забываем, ослепленные горем и обидой, когда это происходит с нами…

КОМБАЙН ДЛЯ ПОЛЯ БОЯ

Боевая машина поддержки танков скоро поступит в войска

Российская армия принимает на вооружение "Терминатора". Такое неофициальное название получила боевая машина поддержки танков (БМПТ). По словам военных, боевая эффективность одной БМПТ превосходит два мотострелковых взвода - 6 БМП и около 40 человек личного состава. Новейшая разработка Уральского КБ транспортного машиностроения и Нижнетагильского машиностроительного предприятия заканчивает в этом году этап войсковых испытаний, сообщил заместитель начальника Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Минобороны Николай Ковалев.

НАНОФАБРИКИ: ИНТЕРВЬЮ С КРИСОМ ФЕНИКСОМ

Крис Феникс - сооснователь и Директор Исследований Центра Надежных Нанотехнологий (Center for Responsible Nanotechnology - CRN). Эта организация была создана для того, чтобы ускорить и облегчить развитие молекулярного производства. Крис Феникс также работает с Институтом Предвиденья, основанным Эриком Дрекслером. Крис посвятил свою исследовательскую деятельность разработке наномашин, автоматизированного механосинтетического производства и нанофабрик.

Расскажите, чем Вы сейчас занимаетесь в CRN? Довольны ли Вы достижениями этой организации?

БИОПРОГРАММА GENOPHARM ВСКРЫВАЕТ СПРЯТАННЫЕ ЗНАНИЯ

Тысячи статей по генетическим исследованиям хранят в себе некую сверх-информацию, неведомую даже самим их авторам. Чтобы её выявить, американские учёные создают интеллектуальную программу, подражающую в анализе текстов живому человеку.

Представьте, сколько лабораторий и отдельных групп занято в исследованиях, связанных с генами, медициной и биологией. Вот один учёный установил, что ген, условно назовём его А, связан с болезнью B. Другой учёный обнаружил, что болезнь B влияет на активность гена C. Третий нашёл связь активности гена С с наличием вещества D… Цепочка очевидна, когда кто-то её уже нарисовал. Но представьте теперь, что научных групп в этой области сотни, генов, которые они анализируют – десятки тысяч и научных отчётов также – сотни и тысячи.

БОЛИ В ВИРТУАЛЬНОМ ЖИВОТЕ УЧАТ МЕДИКОВ ОБЩЕНИЮ С ПАЦИЕНТАМИ

Молодой медик смотрит на стену. "Скажите мне, что вас беспокоит?", — спрашивает. И узнаёт, что причина беспокойства — боли в животе. Почему он разговаривает со стеной? Быть может, этот медик сдурел, и ему самому нужна медицинская помощь?

А вот и нет. Задавая вопросы стене, этот человек обучается, приобретает необходимые коммуникативные навыки. К тому же на стене есть, с кем разговаривать и на что посмотреть. На стену спроецирована 19-летняя девушка в натуральную величину. Этакая Лара Крофт, только с болями в животе. Она – виртуальная пациентка, с помощью которой студенты учатся терпеливо, с толком и расстановкой расспрашивать пациентов реальных об их болячках.

СТУДЕНТЫ ПО ВСЕМУ МИРУ ЛЕЧАТ ОДНОГО ВЕЧНО БОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА

Стэн всегда болен. Доктора всё время находятся рядом с ним, пытаясь разобраться в изобилии его болезней. В зависимости от дня недели у Стэна проявляется аллергия на разные лекарства. Но если Стэн умирает, медики могут попробовать ещё раз. Потому что Стэн — робот за $200 тысяч.

На самом деле имя Stan — это сокращённое "Standard Man", стандартный человек. Есть у робота и другое название — HPS (Human Patient Simulator), то есть — "Симулятор пациента".

ПЛАВАЮЩИЕ В ВОЗДУХЕ МЕДУЗЫ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ ИСЧЕЗНУТЬ

Технический прогресс оставляет всё меньше мест для подлинного уединения. Мир пронизан электроникой, спутники и сотовые сети ловят людей на мушку, Интернет выходит в эфир, в общем — кажется, что, оставаясь в городе, невозможно хоть на время исчезнуть из поля зрения этого "безумного, бурлящего" мира.

Британский художник Усман Хок (Usman Haque) создаёт проекты с многослойным содержанием. Это инсталляции в стиле хайтек, техно-искусство, это всегда – нечто яркое и динамичное, но ещё – это овеществлённое размышление автора о месте техники в обществе, об отношениях техники и людей. Работы Хока – это своего рода психологические эксперименты.

ВИДИМО, НЕВИДИМО: НА БУМАГЕ ОБЪЕКТЫ СКРЫЛИСЬ ИЗ ГЛАЗ

Почему научная работа, пестрящая расчётами и малопонятными терминами, оказалась в центре внимания научно-популярных и околонаучных СМИ? Очень просто – на горизонте опять замаячила невидимость, которой люди бредят со времён Уэллса.

Андреа Алу (Andrea Alu) и Надир Энгета (Nader Engheta) из университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) предложили оригинальную идею обеспечения невидимости объектов, которая, правда, сопровождается рядом таких условий, что реализация на практике будет едва ли возможной (или точнее скажем — полезной).

ОЛЕГ ВЕЛИН: ИНФОРМАЦИЯ УМИРАЕТ В НОСИТЕЛЯХ

Её много, она повсюду. Передаётся, обрабатывается, хранится. Хранится на жёстком диске вашего компьютера, в записной книжке мобильника, в дневнике пятиклассницы, наконец, переложенная цветочками и фантиками. При этом жёсткий диск, встроенную память и тетрадь мы называем носителями информации. Это не совсем верно.

Носителем информации является код, при помощи которого она жёстко фиксируется. Фрагмент информации как бы замерзает в теле носителя — последовательности цифр, букв или даже звуков и образов. А для жёсткого диска, тетради, берестяного свитка и так далее остаётся только название "носитель носителя" или, если угодно, "хранитель носителя".

МНОГОНОЖКА СТАРТУЕТ С 10 ГБ

11 марта 2005 года стало знаменательной датой в истории устройств хранения данных. На выставке CeBit в Ганновере компания IBM представила работоспособный чип устройства квантового хранения данных - "Millipede" ("Многоножка"). Это новое устройство хранения данных, которое, по прогнозам IBM, заменит существующие чипы Flash-памяти. До сего времени "Многоножка" существовала в виде ряда прототипов и концептуальных моделей. Теперь в свет вышел полностью работоспособный чип.

"Многоножка" представляет собой "чистую" цифровую технологию. Принцип ее работы можно сравнить с работой старых проигрывателей грампластинок, в которых считывающая вибрирующая игла скользила по борозде, несущей информацию, только у "многоножки" есть ряд кантилеверов, которые скользят по поверхности хранения данных, на которой есть углубления, кодирующие 1 и 0. Таким образом, отклонения кантилеверов от равновесного положения переводятся в набор 0 и 1.

ДИСПЛЕИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Похоже, жидкокристаллические дисплеи доживают свои последние дни. В ближайшем будущем их заменит так называемая "электронная бумага" с гораздо большей контрастностью и быстродействием. Отчасти принцип действия новой технологии базируется на жидких кристаллах, но имеет ряд нововведений и усовершенствований.

Не секрет, что последние несколько лет производители ЖК-панелей пытаются улучшить их параметры, и постепенно мониторы становятся более качественными и снижаются в цене. Но, скорее всего, при использовании традиционных ЖК-технологий на рынке не появятся дисплеи с высокой контрастностью и быстродействием. Улучшение же традиционной ЖК-технологии с помощью нанотехнологий позволит выдвинуть на рынок новое поколение дисплеев, которые могут вытеснить электронно-лучевые и даже плазменные.

НОВОСТИ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Организаторы конкурса были приятно удивлены активностью участников и количеством присланных на конкурс работ. В связи с просьбами студентов о предоставлении им дополнительного времени (сессия) было принято решение продлить прием конкурсных проектов до 1 июля 2005 года.

Авторы, уже приславшие работы, получат возможность усовершенствовать свои проекты с учетом вопросов и комментариев конкурсной комиссии. Мы желаем успеха всем участникам конкурса и ждем новых проектов!

СВЕРЧКИ-НАВОДЧИКИ РАКЕТАМИ РАССТРЕЛИВАЮТ БРАКОНЬЕРОВ В УПОР

В борьбе человека-покорителя и девственной природы перевес, обычно, оказывается на стороне человека. И если усилия "зелёных" оказываются недостаточными для защиты гибнущей окружающей среды, то, может быть, надо вооружить саму природу, например – ракетными установками?

Американская группа техно-художников "Центр тактической магии" (Center for Tactical Magic) разработала систему защиты леса, активируемую сверчками (Criket Activated Defense System). Цель проекта — спасти знаменитый калифорнийский "красный лес" (где живут великолепные гиганты-секвойи, другие редкие растения) от незаконной вырубки.

ТЕРМОЯДЕРНАЯ ЗВЕЗДА В КОЛБЕ ЖЖЁТ СИЛЬНЕЕ СОЛНЦА

Два американских физика впервые замерили температуру в центре схлопывающихся пузырьков газа в жидкости. Полученные данные возрождают робкую надежду на пресловутый "термояд" в стакане. Правда, некоторые считают, что такой ядерный синтез давно осуществлён.

Впрочем, Кен Саслик (Ken Suslick) и Дэвид Флэнниган (David Flannigan) из университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign), которые подлили масла в огонь на этот раз, на термоядерный синтез и не замахиваются.

"ВОЯДЖЕР" ПОХОРОНЯТ ЗА ОГРАДОЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Самый длительный полет в истории человечества близится к завершению

В 1977 году в США были запущены аппараты Voyager-1 и Voyager-2, которые исследовали планеты-гиганты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Результаты экспедиции превзошли все ожидания, такого богатого улова не собирал ни один космический эксперимент. Не менее важным оказался опыт создания, эксплуатации и модернизации прямо в полете автономных роботов. Так долго и надежно не работают машины даже на Земле, при постоянном уходе и контроле. Сейчас, после 27 лет беспримерного космического вояжа аппараты Voyager выходят за пределы Солнечной системы, но продолжают надежную работу. Однако из-за недостатка средств НАСА приняло решение прекратить уникальную программу.

NASA-РОК 4: МЕЖДУ ЗВЁЗД МИССИЯ ОСТАЁТСЯ БЕЗ ДЕНЕГ

Граница Солнечной системы не обозначена столбиками. Она размыта и непостоянна. Даже по анализу магнитных полей и поведения межпланетного вещества – сложно уловить её. Космический аппарат впервые вот-вот пронзит эту загадочную область. Но мы можем об этом не узнать.

Уникальный проект Voyager, скорее всего, падёт жертвой сокращения бюджета подразделения по исследованию Земли и Солнечной системы аэрокосмического агентства NASA.

РОБОТ-АМЁБА ANTS СПОСОБЕН РАСТЕЧЬСЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ МАРСА

Маленькая капсула, оказавшись в космосе, расправила большой солнечный парус и направилась в сторону Марса. Когда метеориты пробивали парус – он затягивался, как живой. Но вот и Марс. Парус стал стягиваться в кокон, который отрастил защитное покрытие, чтобы пережить вход в атмосферу.

Когда начальная скорость входа была погашена, кокон расправился в широкий параплан и мягко опустился на грунт Красной планеты. Здесь он собрался в бесформенную "амёбу", которая стала медленно переползать с места на место, поднимаясь на камни и "стекая" в ложбины…

СПУТНИК ИЗ СТЕКЛА РАЗБИВАЕТ ШАБЛОНЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Эта работа – яркий пример незашоренного мышления инженеров. Небольшой кусочек прозрачного стекла с внедрёнными внутрь микросхемами может оказаться умнее, надёжнее, дешевле и эффективнее, чем спутники традиционной конструкции.

Доктор Генри Хелваджиан (Henry Helvajian) и его команда инженеров и учёных из калифорнийской корпорации Aerospace при поддержке и в интересах научно-исследовательского агентства Пентагона (DARPA) разработали новую технологию "Стеклянные спутники" (Glass Satellites).

ЯПОНЦЫ НА ЛУНЕ

На этой неделе японская ракета H-2A вывела на орбиту спутник двойного назначения MTSAT-1R для решения задач авианавигации и метеорологии. Успех пришел после ряда неудач Японии в космосе. Окрыленная Япония заявила, что не за горами пилотируемая миссия и возведение обитаемой базы на Луне.

Ракета H-2A попыталась выбраться на орбиту уже в седьмой раз. Пять попыток - начиная с 2001 года - были удачными. Но 29 ноября 2003 года шестая, предыдущая с двумя спутниками-шпионами для наблюдения за Северной Кореей, которая пугает соседей ракетой Taepodong, вышла провальной. Через 10 минут после старта ракета была вынуждена самоликвидироваться.

АНАТОЛИЙ ПЕРМИНОВ: "У РОССИИ ЕСТЬ КОРАБЛЬ ДЛЯ ЛУННОЙ И МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИЙ"

На эти дни пришлось два замечательных космических юбилея: 40-летие первого выхода в открытый космос и 10-летие самого длительного - продолжавшегося 438 суток - полета в истории космонавтики. Оба достижения принадлежат нашим соотечественникам - Алексею Леонову и Валерию Полякову. Но ждут ли Россию, которая по многим позициям была пионером в космонавтике, новые достижения в этой области? О перспективах российской космонавтики руководитель Федерального космического агентства Анатолий ПЕРМИНОВ беседует с обозревателем Сергеем ЛЕСКОВЫМ.

ЛЕСОРУБ, АВИАТОР И КОНЕВОД

В марте начались летные испытания нового суперсамолета - Боинг-777-200LR. Эта гигантская машина, которую назвали "Уордлайнер" ("мировой самолет"), способна без посадки соединить любые два города планеты, имея на борту более 300 пассажиров. А первый "Боинг" построил в 1916 году отец-основатель компании Вильям Боинг. Помогали ему в этом военный моряк и инженер-китаец. Боинг всю жизнь любил авантюры и всегда выходил из них с прибылью. А еще он обожал гонки на катерах, самолетах и на лошадях. В авиастроение Боинг подался, когда ему надоело заниматься торговлей лесом. Всего за 18 лет он построил крупнейшую авиамонополию в США и продал ее, когда отрасль стала слишком предсказуемой. Свои последние 22 года Боинг разводил лошадей.

УНИВЕРСИТЕТЫ РАСКИНУЛИ СЕТИ В ИНТЕРНЕТ

Ситуация, когда филологи и бывшие преподаватели подавались в бизнес, давно ушла в прошлое. Сейчас выбор достойного вуза - это фундамент для строительства будущей карьеры. Для подавляющего большинства российских абитуриентов процесс поступления в будущую alma mater начинается с подготовительных курсов. "Известия" решили выяснить, какие необычные варианты обучения предлагаются в этом году будущим карьеристам.

"Более 90% российских родителей считают, что их чаду будет недостаточно школьной подготовки для поступления в вуз. Из них 79,2% респондентов считают посещение подготовительных курсов, организованных при выбранном вузе, обязательным, - отмечает руководитель отдела по работе с образовательными организациями Begin Group Анна Рубальская. - Эти данные были получены в результате исследования, которое проводилось в рамках выставки "Alma mater: высшее образование для вашего ребенка".

ТЕХНИКУМЫ И КОЛЛЕДЖИ НЕ НУЖНЫ НИ РОССИИ, НИ МОСКВЕ

Вот уже более двух месяцев преподаватели 16 московских колледжей и техникумов не получают зарплату, а студенты - стипендий. Вчера руководители этих образовательных учреждений обратились с открытым письмом к президенту России. Как выяснили "Известия", в аналогичном положении в стране оказались еще по меньшей мере 270 учреждений начального и среднего профессионального образования. Все это продолжение истории разделения полномочий между федеральным центром и региональными властями в рамках 122-го закона.

Как сообщил "Известиям" один из авторов письма, директор Московского технико-экономического колледжа Анатолий Горшунов, распоряжением правительства России № 1565-р от 03.12.2004 года Федеральным агентством по образованию в ведение субъектов Российской Федерации передаются более 2500 колледжей и техникумов. Однако столичные власти отказались принять 16 учебных заведений под свое крыло. В результате с 1 января образовательные учреждения лишились финансирования.

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НЕ БУДЕТ

Министр образования и науки Андрей Фурсенко встретился с бауманцами. Это - первая "крупномасштабная" встреча министра со студентами. В зале ДК МГТУ имени Баумана - самого крупного после МГУ вуза страны - присутствовали 1200 человек.

Студентов волновали очень конкретные вещи. Например: правда ли, что возвращается система распределения выпускников? "В планах министерства, - сказал Андрей Фурсенко, - этого нет. Есть желание улучшить систему информирования. При этом государство должно иметь право выстраивать систему образования в том или ином направлении: у нас большие проблемы с социально востребованными специальностями (с учителями). Но практика распределений показала себя минимально эффективной.

ГОСУДАРСТВО СЭКОНОМИТ 43 ТЫСЯЧИ СТУДЕНТОВ

Количество мест для студентов-бюджетников сократится в государственных вузах на 43 тысячи. В первую очередь пострадают гуманитарии - филологи, экономисты и педагоги. Учитывая, что обучение одного студента в год обходится бюджету примерно в 20 тыс. рублей, государство сэкономит на сокращении числа бесплатных студентов 860 млрд рублей.

Коллегия Министерства образования и науки решила сократить число бесплатных учебных мест в вузах с 2005 года. По словам директора департамента экономики и финансов Андрея Петрова, таким образом его ведомство приступило к выстраиванию новой системы кадрового обеспечения экономики. Бесплатно в этом году будут обучаться 567 285 человек. Если учесть, что аттестат о среднем образовании получат 1,293 млн выпускников, то получится, что платить за обучение в вузе придется более чем половине из них.

РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТАНИЕ ЯИЦ В КРАСНОЯРСКЕ

Нет, все-таки мы плохо воспитываем и учим свою молодежь. Милый интеллигентный министр образования и науки приехал в Красноярский университет разъяснять политическую линию в области образования, а вместо благодарности человеку испортили единственный костюм. Согласитесь, прежде чем организовывать такую серьезную акцию яйцеметания, необходимо было все тщательно взвесить и тогда, на трезвую голову, понять, что федеральный чиновник, пусть даже высокого ранга, абсолютно не та мишень. Инфантилы эти студенты, да и только.

В августе прошлого года депутаты Госдумы в обстановке повышенной секретности нечаянно приняли целый ряд социальных законов, в числе которых и закон "Об образовании". А когда разрушительные последствия такого законотворчества стали слишком очевидны, они простодушно и искренне заявили (на голубом глазу): это не мы, виноваты плохие исполнители хороших законов. Тем самым четко и недвусмысленно указав пострадавшим мишени для акций, подобных той, что произошла недавно в Красноярске.

ТРИ ВАРИАНТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Споры вокруг возможных изменений в системе образования не прекращаются. Но в последнее время министерские реформаторы настаивают на том, что серьезных расхождений между их позицией и позицией оппонентов, выступающих за "образование для всех", не существует. Выражая мнение министерства, заместитель главы департамента образования Игорь Реморенко сказал: "Мне думается, некоторые из министерских документов интерпретируются весьма странным образом. Содержательные же аспекты действий министерства вытекают из представлений о трех вариантах возможного развития образования". На сегодняшний день существуют три основные альтернативы в развитии отечественного образования: "ностальгический", "рыночный экстремистский" и "взвешенный" варианты.

В 2015 ГОДУ ПОЛМИРА БУДЕТ ГОВОРИТЬ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Название школы Cambridge School of Languages сразу наводит на мысль об англосаксонских аристократах, разговаривающих между собой на Queen's English, его так называют, потому что он правильный и без флексий. В действительности эта "школа Кембриджа" состоит из нескольких обветшалых комнат с расшатанными стульями и находится в пригороде Дели. Ее конкурент – не Оксфорд, а соседняя Euro Languages School, где трехмесячный курс английского языка стоит 16 долларов. Директор Киетан Кумар заявляет: "Нашим студентам для полного успеха нужно две вещи: английский и компьютер. Мы преподаем первое, за второй дисциплиной следует обращаться в соседнее заведение".

В США МАЛОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ УЧАТ РУССКИЙ

В Америке интерес к русскому языку стремительно падает. Когда-то его здесь изучали по необходимости - СССР был главным врагом, а врага было мало знать в лицо, следовало еще и понимать. Во время перестройки знать русский стало модно. А сейчас получается, что Россия и не друг, и не враг, а так. Американские студенты засели за арабский. Тем удивительнее эксперимент, который поставил в исправительном центре для несовершеннолетних в Фармингтон-бэй, в штате Юта, российский педагог Дмитрий Файнштейн. Он начал преподавать русский язык среди несовершеннолетних, совершивших преступления на сексуальной почве. И результаты превзошли все ожидания.

- Я работаю с разными категориями подростков, прежде всего с теми, кто находится за колючей проволокой, - рассказывает "Известиям" Дмитрий Файнштейн. - С ними я веду программу психологической реабилитации. А изучение русского является, как оказалось, весьма важным дополнением. Несовершеннолетние подростки, особенно те из них, кого здесь называют "сексуальными хищниками", обладают весьма изощренным умом. Для них интересно только нечто из ряда вон выходящее. Самое диковатое, странное, "прикольное". И вот таким "прикольным" стал для них русский язык.

ГДЕ ПОЧИТАТЬ ЕЩЁ О НАУКЕ?

Еще больше новостей, а также статьи из представленного анонса вы всегда сможете прочесть в журнале "Science&Technology" по адресу: http://chemworld.narod.ru/st. Номер журнала уже доступен!

Желю приятного чтения!