Астрономия для всех!

Астрономия сегодня

Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Астрономия сегодня от 2001-01-08

Новые изображения на русском зеркале APOD

07.01.2001: Тихо Браге измеряет небо
06.01.2001: Лунный модуль "Аполлона-17"
05.01.2001: Второе тысячелетие: последнее затмение
04.01.2001: Третье тысячелетие: первое затмение
03.01.2001: Туманность Лагуна
02.01.2001: Юпитер, Европа и Каллисто
01.01.2001: Тысячелетие изучения Вселенной

Солнце становится ближе

Утром 4 января Земля прошла перигелий своей орбиты вокруг Солнца. Как известно, орбита Земли несколько отличается от круговой, – она является эллипсом, с эксцентриситетом 0,017. Это значит, что в перигелии Земля находится на 3,4% ближе к Солнцу, чем в афелии. А с учетом квадратичного ослабления излучения с расстоянием, Земля сейчас получает на 6,7% меньше солнечного тепла, чем летом. Тут, правда, следует учитывать, что зима и лето понятия до некоторой степени относительные. В Южном полушарии сейчас как раз лето.

Надо отметить, что колебания в количестве поступающей от Солнца энергии, вызванные эллиптичностью земной орбиты, оказывают на климат значительно меньшее воздействие, чем смена сезонов, связанная с наклоном земной оси. Однако и этих 6-7 процентов достаточно, чтобы усилить контраст между сезонами в Южном полушарии по сравнению с Северным. Тем не менее разница в климате полушарий не является резко выраженной. Объясняют это влиянием океанов, которые доминируют в Южном полушарии Земли и, будучи огромными тепловыми резервуарами, смягчают его климат.

Однако так было и будет не всегда. Дело в том, что направлением земной оси в пространстве не остается постоянным. Вследствие прецессии она описывает конус вокруг прямой, перпендикулярной к плоскости эклиптике с периодом около 26000 лет. Это значит, что всего через 13000 лет (как и 13000 лет назад) лето в Северном полушарии будет усилено благодаря прохождению перигелия, а зима будет наступать вдали от Солнца. И все это без смягчающего действия южных океанов. Тем, кто желает в шестнадцатом тысячелетии жить в умеренном климате, надо подумать о приобретении жилья в Австралии. Поспешите, через 10000 лет цены на недвижимость в Южном полушарии могут заметно возрасти.

Фонендоскоп доктора Кассини

На днях НАСА опубликовала аудио-клип, созданный на основе записей радиоизлучения Юпитера, зарегистрированных космическим аппаратом «Кассини». Еженедельник "Лос-Анжелес Таймс" охарактеризовал их так: "Похоже на стадо обезьян-ревунов, дерущихся под водой". Пожалуй, такая характеристика должна любого заставить скачать этот двухмегабайтный wav-файл: http://www.jpl.nasa.gov/cassini/acoustic/. (Лично мне, правда, показалось, что звуки больше похожи на мышиную возню -- А.С.)

Кстати, неполадки в системе ориентации научной аппаратуры на станции "Кассини", о которых сообщалось в конце прошлого года, полностью устранены. Они были связаны с нарушениями в распределении смазки в системе компенсации поворотов научной аппаратуры. Это было вызвано длительной работой системы с относительно низкой скоростью вращения. Выполнение ряда операций на повышенной скорости позволило восстановить распределение смазки. Сейчас принимаются меры, чтобы исключить в дальнейшем продолжительные периоды работы на низкой скорости.

Посадка на астероид

Программа работ аппарата NEAR-Shoemaker, находящегося на орбите астероида Эрос, полностью завершена. Бюджет проекта тоже подходит к концу, да и запас топлива на борту практически исчерпан. В то же время сам аппарат полностью исправен, и было бы очень обидно просто прекратить с ним связь.

Специалисты НАСА предложили экстравагантный способ с пользой для дела похоронить отработавший свое зонд. 12 февраля будет предпринята попытка посадить аппарат на поверхность астероида вблизи его южного полюса. В конструкцию NEAR такая возможность, конечно, не закладывалась. Так что, фактически, речь идет о столкновении с поверхностью астероида. Вероятность того, что аппарат сохранит после этого работоспособность, не превышает одного процента. Однако это не имеет большого значения - целью операции является получение снимков поверхности Эроса с предельно малой высоты. Предполагается, что на последних снимках можно будет различить детали размером до 10 см.

Подобная операция в истории космонавтики не уникальна. Еще в начале 60-х годов аппараты «Рейнджер» получили таким способом первые детальные изображения поверхности Луны. Правда скорость падения «Рейнджеров» на Луну была на два-три порядка выше посадочной скорости NEAR, и поэтому разрешение лучших из полученных ими снимков составляло несколько метров.

Аппарат NEAR находится на орбите Эроса уже 11 месяцев. За это время им было передано на Землю более 150 тысяч изображений.

Открыта первая протогалактика

В первом за этот год выпуске журнала Nature (от 4 января) опубликована статья международной группы исследователей (http://www.aao.gov.au/local/www/gfl/APM08/), которые, используя массив радиотелескопов VLA, обнаружили огромное облако холодного молекулярного водорода с красным смещением z=3,911. Согласно теории Большого Взрыва это соответствует расстоянию 12,1 млрд св. лет и возрасту Вселенной около 11% от современного. По оценкам авторов, массы вещества, сконцентрированного в облаке, достаточно для формирования 100 миллиардов таких звезд, как Солнце. Очень скоро в этом облаке должен начаться интенсивный процесс звездообразования, и оно станет галактикой, сравнимой по размерам Млечным Путем.

Поясняя особую значимость своего открытия, авторы пишут, что оно не согласуется с существующими представлениями об эволюции галактик и формировании крупномасштабной структуры Вселенной, согласно которым в столь отдаленном прошлом не должно было существовать таких крупных образований. По современным представлениям, галактики формируются путем слияния более мелких «строительных блоков», которые возникают вследствие гравитационной неустойчивости из первоначально почти однородного распределенного вещества, когда оно остывает в ходе космологического расширения.

Это первым случай явного обнаружения массивного скопления протогалактического вещества. Как это часто бывает, открытие оказалось побочным результатом другого исследования. Авторы изучали энергетику квазара APM08279+5255 -- одного из самых мощных источников излучения в Метагалактике. Принято считать, что в центре квазаров находятся массивные черные дыры, на которые падает окружающее вещество, выделяя при этом огромную энергию.

Чтобы оценить запасы этого вещества при помощи массива радиотелескопов VLA, была построена радиокарта окрестностей квазара в спектральных линиях окиси углерода (CO). Хотя по массе окись углерода составляет в межзвездном газе лишь очень малую долю, ее используют в качестве индикатора скоплений холодного молекулярного водорода. Неожиданно совсем недалеко от квазара на карте было обнаружено огромное скопление холодного газа, которого должно хватить на формирование целой галактики.

Почему такие холодные облака не обнаруживались на окраинах Метагалактики раньше? Дело в том, что значительное красное смещение сильно затрудняет наблюдение линий, порождаемых переходами между низшими энергетическими уровнями молекулы CO. Поэтому во время прежних наблюдений для обнаружения CO всегда использовались спектральные линии, соответствующие переходам между высокими энергетическими уровнями этой молекулы, которые возбуждаются только в горячем и плотном газе. Холодный и относительно разреженный газ таким образом обнаружить невозможно.

По мнению авторов открытия, вполне возможно, что масса холодного газа, заключенного в протогалактических облаках может на порядок, а то и на два превосходить наблюдаемое количество горячего газа. Так что теперь, как всегда бывает, после обнаружения первого объекта нового типа, предстоит работа по поиску других аналогичных объектов, в данном случае -- протогалактик.

Жду ваших откликов, Александр Сергеев (algen@mail.ru)
Юношеская Астрономическая Школа (ЮАШ, Санкт-Петербург)
Астрономическая картинка дня

Посоветуйте и помогите своим друзьям подписаться на наши новости.