Астрономия для всех!

Астрономия сегодня

Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Астрономия сегодня от 2001-01-21

Добрый день, господа подписчики!

Третий пилотный выпуск рассылки несколько задержался, но, зато я дольше над ним работал, и, надеюсь, он окажется интереснее предыдущих. Как всегда, начну со списка новых изображений, опубликованных на страницах проекта APOD. Комментировать их не буду -- заходите и смотрите.

Новые изображения на русском зеркале APOD

21.01.2001: Разрешение Миры
11.01.2001: Рентгеновское излучение туманности Кошачий Глаз
10.01.2001: Наблюдаем вращение неба
09.01.2001: Космическая телеграмма ближайшим звездам
08.01.2001: Помогите НАСА классифицировать марсианские кратеры

До сих пор я не принял окончательного решения по способу оформления и внутренней структуре рассылки. Пишите, предлагайте -- мне интересно ваше мнение. А пока, прежде чем переходить к большим и относительно сложным темам, предлагаю познакомиться с несколькими короткими сообщениями.

Первое и последнее затмение

В ночь с 9 на 10 января на всей территории России можно было наблюдать полное лунное затмение -- первое затмение третьего тысячелетия. Обстоятельства видимости затмения в России были идеальными. Длительность полной фазы составила 62 минуты. Так что главное было, -- чтобы погода не подвела. Те же, кому с погодой не повезло, могут расслабиться и постараться на время забыть о затмениях. На ближайшие три с лишним года это был последний шанс увидеть это явление в России. Следующее полное лунное затмение на Земле произойдет только 16 мая 2003 года. Да и то, чтобы посмотреть его надо ехать в Америку, желательно в Южную. В России же придется ждать до 9 ноября 2003 года. Кстати, и ближайшее солнечное затмение, видимое в европейской части России, будет тоже только в 2003 году.

Спутники Юпитера теперь открывают десятками

Группа исследователей из Гавайского университета сообщила об открытии десяти новых спутников Юпитера. Они получили условные обозначения S/2000 J2-J11. Расчет орбит показал, что первые девять из них, обнаруженные в период 23-26 ноября 2000 года, имеют обратное направление орбитального движения. Орбиты этих спутников имеют большие полуоси в диапазоне 0,14-0,16 а.е. (21-24 млн км) и эксцентриситет от 0,15 до 0,53. Эти характеристики похожи на характеристики давно известных спутников Jupiter VIII (1908, Пасифе), IX (1914, Синопе), XI (1938, Карме) и XII (1951, Ананке), а также недавно открытого спутника S/1999 J1. Десятый спутник, открытый 5 декабря, вдвое ближе к планете (12 млн км), имеет прямое направление орбитального движения и похож на известные спутники Jupiter VI (Гималия, 1904), VII (Элара, 1905), X (Лизистея, 1938), XIII (Леда, 1974). Видимая звездная величина вновь обнаруженных спутников лежит в диапазоне 14,8-16,1, что говорит о размерах порядка 100 км. Спутники были обнаружены при помощи телескопа с диаметром зеркала 2,2 м, и, конечно, для любительской оптики недоступны.
[IAUC]

"Стардаст" навещает Землю и Луну

Космический аппарат "Стардаст" в понедельник 15 января сблизился с Землей на расстояние около 6000 км и успешно выполнил гравитационный маневр, направивший его к комете Вилда-2. Встреча с кометой произойдет 2 января 2004 года на расстоянии около 390 млн км от Земли.

Спустя 17 часов после сближения с Землей аппарат пошел на расстоянии 108 тыс. км от Луны и получил 23 изображения ее поверхности с целью проверки и калибровки камеры. Полученные изображения нельзя назвать идеальными: на них отчетливо видно гало у лунного лимба, связанное с загрязнением (запотеванием?) оптики аппарата. Надо сказать, что на момент съемки от значительной части загрязнения уже удалось избавиться путем прогревания камеры. Специалисты НАСА надеются полностью очистить оптику дополнительными прогревами.
[JPL]

На Венере молний нет

JPL опубликовала сообщение о том, что по результатам обработки данных, полученных аппаратом "Кассини" при сближениях с Венерой 26 апреля 1998 года и 24 июня 1999 года, не удалось обнаружить признаков существования в атмосфере Венеры грозовых разрядов. Во время сближения с Землей 18 августа 1999 года в секунду регистрировалось до 70 импульсов радиоизлучения от грозовых разрядов. Ранее предположение о возможном существовании грозовой активности в атмосфере Венеры строилось на данных, полученных спускаемыми аппаратами "Венера" в 1978 году и миссии "Пионер-Венера" в 1979 году.
[JPL]

Шаттл и МКС

Запуск шаттла "Атлантис" (STS-98) отложен с 19 января на 6 февраля. "Атлантис" должен доставить к Международной космической станции американский модуль Destiny. Стыковка со станцией планируется на 8 января, возврат на Землю 17 февраля.
[NASA]

Вот такие новости набежали за последние две недели. Было бы интересно узнать, какие из них уже не были для вас новостями. А мы, тем временем, переходим к основном разделу: у нас в программе два весьма серьезных астрофизических результата, опубликованные в самом начале года.

Космическая томография

Группа европейских и американских астрономов выполнила уникальную "томографию" глобулы, определив, как распределено вещество внутри темной туманности, которая скоро должна стать протозвездой.

Астрономам уже давно известно, что звезды образуются из межзвездных газопылевых облаков, которые постепенно сжимаются под действием самогравитации. В ходе сжатия температура облака растет, и когда она становится достаточно высокой, в центре протозвезды начинают протекать ядерные реакции. Некоторое время спустя звезда достигает равновесия -- силы гравитационного сжатия уравновешиваются давлением горячего и плотного газа. С этого момента можно говорить о рождении звезды.

Дальнейшая эволюция звезд исследована довольно хорошо. Однако стадия, на которой из газопылевого облака формируется протозвезда, почти не изучена. Глобулы -- плотные холодные газопылевые комплексы, предшественники протозвезд -- открыты уже давно, но высокая непрозрачность до сих пор не позволяла исследовать их внутреннее строение и проверить теоретические представления.

Именно поэтому так интересны результаты, о которых сообщает Европейская Южная обсерватория (ESO). Группе астрономов из Европы и США удалось заглянуть внутрь глобулы, известной как Barnard 68 (B68), выяснить распределение вещества внутри нее и определить, как соотносятся в нем газовая и пылевая составляющие.

B68 -- это одна из ближайших к нам глобул. Она находится на расстоянии всего 410 световых лет и имеет размер около 12500 а.е. (0,06 пк), что примерно соответствует размерам так называемого облака Оорта, из которого, как считается в Солнечную систему попадают долгопериодические кометы. Масса облака оценивается примерно в две солнечных. Его температура составляет 16 К (-257°C), а давление вблизи его границы -- около 0,0025 нПа (нанопаскалей), что примерно на порядок выше, чем в среднем в межзвездной среде (но на 16,5 порядков ниже атмосферного давления).

Хотя использованная методика довольно прямолинейна, ее очень непросто применить к компактным темным туманностям из-за их высокой плотности. Суть методики состоит в исследовании света звезд, находящихся позади туманности. При прохождении через туманность свет рассеивается и поглощается пылью. Величина поглощения зависит от длины волны (цвета) излучения. В результате свет звезд, прошедший через пылевое облако, становится более красными, причем степень покраснения напрямую связана с количеством встреченной на пути пыли.

Максимальной величины эффект достигает вблизи центра облака. Вот здесь-то и возникают основные трудности. Центральные области глобул настолько плотны, что до сих пор не удавалось увидеть сквозь них звезды фона. Только самые современные инструменты позволили, наконец, решить эту задачу.

Для наблюдений использовались 8,2-метровый телескоп Antu системы VLT (Very Large Telescope) и 3,58-m телескоп NTT (New Technology Telescope). На первом из них были получены снимки глобулы в видимом (440 нм) и ближнем инфракрасном диапазонах (850 нм), а на втором -- в инфракрасном (2160 нм).

На этих снимках удалось обнаружить около 3700 звезд, видимых сквозь глобулу. Из них около тысячи видны только на инфракрасном снимке. На основе этих снимков было построено изображение в искусственных цветах (432 Кбайт, 4,9'x4,9'). Его интересно посмотреть как в целом, так и по отдельным каналам (для этого надо загрузить его в Photoshop и воспользоваться палитрой Channels). Между прочим, в инфракрасном диапазоне глобулу вообще не очень-то просто заметить.

Исследование распределения плотности показало, что внутри облака вещество распределено практически точно так, как должно распределяться в случае равновесия гравитации и сил давления. Тем не менее, поскольку в облаке нет источников энергии, оно должно будет скоро начать сжиматься.

В планах исследовательской группы провести наблюдения других глобул, в первую очередь B69, B70, B72. Полученные результаты опубликованы в журнале Nature 11 января 2001 года.
[ESO]

PS На сайте VTL в пятницу (18.01.2001) опубликованы 25 новых фотографий обсерватории и инструментов.

Самый большой объект во Вселенной

По сообщению GSFC (NASA Goddard Space Flight Center) и NOAO (National Optical Astronomy Observatories in Arizona) астрономам удалось обнаружить сверхскопление галактик, которое претендует занять место самого крупного из известных образований во всей наблюдаемой Вселенной. Его размер составляет почти 600 световых лет (180 Мпк). Так что несмотря на огромное расстояние -- 6,5 млрд св. лет (2 Гпк) -- сверхскопление занимает на небе область размером 2х5°, что в 40 раз превышает по площади лунный диск.

Подобные громадные структуры очень редко встречаются во Вселенной. Тем более на таком расстоянии, которое соответствует примерно одной трети возраста Вселенной. Если повышенная концентрация в данной области галактик и квазаров обусловлена большей плотностью вещества, то традиционные космологические теории столкнутся со значительными трудностями, при объяснении, как подобная неоднородность смогла образоваться на таком расстоянии, т.е. за столь короткое время. Кстати, помните сообщение об обнаружении протогалактики в прошлом выпуске рассылке? Там тоже не все в порядке со сроками образования неоднородностей. Однако, тенденция...

Кстати, на поиски сверхскопления, как и в случае протогалактики исследователей навели квазары, точнее их высокая концентрация в небольшой области неба (ftp://www.gsfc.nasa.gov/spacepix/misc/clusterphotomed.jpg, 352 Кбайт). В районе сверхскопления -- в южной части созвездия Льва -- их наблюдается 18, тогда как по статистике должно быть только два-три. Надо сказать, что это не единственное на небе скопление квазаров, среди астрономов такие образования называют "large quasar group" (большая группа квазаров).

Наблюдения, проведенные на 4-метровом телескопе в Tololo Inter-American Observatory (Чили), выявили в этом районе большое количество газовых облаков, которые, по всей видимости, входят в состав гало многочисленных галактик, увидеть которые на таком расстоянии невозможно -- слишком мала их светимость. Газовых облака непосредственно тоже, конечно, не видны, но их удается выявить по линиям поглощения, появляющимся в спектрах еще более далеких квазаров.

Как видите, использованный прием аналогичен тому, что был применен для картирования глобулы, о котором шла речь в предыдущем сообщении. Есть аналогия и с методикой, примененной для обнаружения уже упомянутой протогалактики. Тогда огромное скопление газа (преимущественно водорода) было обнаружено по излучению в линиях молекулы CO, хотя такие молекулы составляют ничтожную долю массы облака. На этот раз для обнаружения газовых облаков наблюдались линии магния -- тоже весьма редкого в космосе элемента. Разница заключается в том, что эти линии находятся не в радио, а в оптическом диапазоне и являются линиями поглощения.

Газовые облака как бы отбрасывают тень, заслоняя часть света, идущего от далекого квазара. Облака двигаются друг относительно друга, и в результате каждое из них дает в спектре свою линию поглощения, немного смещенную благодаря эффекту Допплера. Всего в районе данной группы квазаров обнаружено пока 11 невидимых галактик, что примерно в три раза больше среднего ожидаемого числа.

Эти наблюдения дают возможность приступить к изучению связей между галактиками и квазарами, входящими в большие группы. Квазары могут образовываться в результате слияния галактик, что не редкость для центральных областей скоплений. По другой теории они могут возникать в областях уплотненного газа на границах между скоплениями галактик. Есть и такая модель, по которой квазары образуются и там, и там. Исследование галактик, находящихся внутри больших групп квазаров, возможно, позволит определить, какая из точек зрения ближе к истине.

Результаты исследований были представлены 8 января на заседании Американского астрономического общества в Сан-Диего, они будут представлены для публикации в Astrophysical Journal. Авторы подчеркивают, что их выводы не являются окончательными и нуждаются в проверке другими исследовательскими группами, в том числе и на примере других больших групп квазаров.
[GSFC & NOAO]

Было бы очень интересно узнать, сколько человек дочитало до этого места? Я, к сожалению, пока не наладил систему голосования, так что судить могу только по вашим откликам. Хотелось бы так же знать, устраивает ли выбранный уровень сложности/подробности изложения. На закуску, для самых выносливых, я приберег очень, на мой взгляд, приятную ссылку. Главное, только, чтобы у вас стоял необходимый для просмотра VRML софт -- у меня в MS Explorer 5.0 никаких проблем не возникло.

Штурманам межгалактического флота

Хотите посмотреть объемную карту окрестностей нашей Галактики? Тогда загляните на http://sycamore.inr.net/galaxies.html. Представленная здесь VRML-карта позволит вам представить себя капитаном межгалактического лайнера. Особенно впечатляюще выглядит вариант карты, в котором размеры галактик несколько увеличены по сравнению с расстояниями между ними. Однако можно посмотреть на наши окрестности и в более натуральном виде. Правда, на особую реалистичность все равно не надейтесь, -- галактики изображаются цветными шариками (я, кстати, так и не понял, по какому принципу они раскрашены), а по мере приближения к галактикам возле них появляются подписи с названиями. Приятно, что все очень быстро грузится и довольно резво работает. Автор приглашает к дискуссии, и спрашивает, стоит ли пополнять карту большим числом галактик.

На сегодня все. Надеюсь, что следующий выпуск рассылки выйдет уже в штатном, а не в пилотном варианте, а это значит, что число подписчиков должно будет возрасти. Кстати, на момент этого выпуска вас -- 65 человек.

Жду ваших откликов,
Александр Сергеев (algen@mail.ru)
Юношеская Астрономическая Школа (ЮАШ, Санкт-Петербург)
Астрономическая картинка дня

Посоветуйте и помогите своим друзьям подписаться на наши новости.