Астрономия для всех!

Зонд Deep Impact приближается к комете Тутля-1, а NASA ищет способы восстановить разрешающую главного телескопа зонда. Обнаружена экзопланета, вероятно, имеющая твердую поверхнотсь.

Астрономия сегодня, #20 от 2005-06-16
Архив рассылки

1. Deep Impact приближается к цели

Стремительно приближается день, когда земной космический аппарат войдет в соприкосновение с ядром кометы. Произойдет это 4 июля в 08:52 по московскому времени, когда космический аппарат Deep Impact достигнет кометы Темпеля-1. Кометный зонд состоит из двух частей – основного аппарата, движущегося по пролетной траектории и импактора, которому предстоит столкнуться с ядром кометы.

Масса импактора – 370 кг, скорость его столкновения с кометой составит 10,2 км/с. По формуле для кинетической энергии (E=mv2/2) это дает энергию удара 19,2 ГДж (примерно 4,8 тонны в тротиловом эквиваленте. Конечно, скорость столкновения 10,2 км/с не производит особого впечатления по космическим масштабам. Например, скорость движения Земли по орбите составляет 30 км/с, а метеоры, сгорающие в земной атмосфере движутся, со скоростями от 25 до 70 км/с.

Причина относительно небольшой скорость столкновения – относительная близость орбит кометы и зонда. Зонд стартовал с Земли в январе и движется по эллиптической орбите, перигелий которой находится на орбите Земли, а афелий немного за орбитой Марса. Комета Темпеля-1 в перигелии подходит к Солнцу чуть ближе орбиты Марса, а в афелии немного недотягивает до орбиты Юпитера. В момент встречи, которая произойдет на на марсианской орбите (хотя и довольно далеко от самого Марса) скорость кометы (относительно Солнца) будет почти вдвое больше скорости аппарата. Можно сказать, что это комета нагонит аппарат и столкнется с ним. Вот на этой странице можно подробно рассмотреть траектории движения космического аппарата, кометы и планет (для просмотра требуется поддержка Java в браузере.)

Надо сказать, что подстроить ДТП в пустынном космическом пространстве – дело непростое. Ядро кометы имеет вытянутую форму длиной всего около 6 км. Импактор отделяется от основного космического аппарата на расстоянии 864 тысячи километров от кометы за сутки до столкновения. Если за эти сутки он отклонится от цели на 6 км, то столкновения не произойдет. Шесть километров в сутки – это 250 метров в час или 7 см/с. Но на самом деле точность навигации должна быть еще намного выше. Место удара намечено с погрешностью +/-300 метров. Поэтому допустимая ошибка поперечной скорости движения составляет все 2 миллиметра в секунду (!) и это при сближении со скоростью 10 км/с. Представьте себе охотника, который с 10 километров попадает утке точно в глаз – примерно такова точность наведения импактора на ядро кометы.

Конечно, не может быть и речи о том, чтобы, отделившись от основного аппарата, импактор приобрел бы точно необходимую скорость. Поэтому на нем размещены небольшие гидразиновые двигатели для коррекции траектории. Запас топлива в них очень небольшой – если его полностью израсходовать, то можно изменить скорость импактора на 15 м/с. Однако этого более чем достаточно для маневров – двигатели позволяет менять скорость аппарата очень точно с погрешностью всего 1 мм/с. Чтобы в полной мере оценить, насколько это непростая навигационная задача, загрузите небольшую программку, демонстрирующую, как происходит сближение с кометой и как при этом работают двигатели.

Понятно, что для навигации на борту импактора должно быть также устройство для слежения за целью. Это небольшой телескоп системы Кассегрена диаметром 12 см и с фокусным расстоянием 2,1 м. Цифровая камера, установленная на этом телескопе будет по мере сближения ретранслировать изображения на основной аппарат. На подлете кометная пыль может повредить оптику, тем не менее, есть надежда получить снимки ядра кометы с разрешением до 50 см на пиксел или даже лучше. Это будут лучшие снимки поверхности кометы, пока в 2014 году межпланетная станция Rosetta не совершит посадку на ядро кометы Чурюмова-Герасименко.

И все же, главная часть импактора вовсе не приборы и двигатели, а медная чушка, которая, столкнувшись с поверхностью кометы, произведет взрыв и образует кратер. Размеры этого кратера трудно предсказать, они сильно зависят от строения вещества кометы. По одним оценкам кратера будет иметь размер всего 10 м, по другим – его поперечник составит около 200 м, а глубина 30-50 метров. Но, скорее всего, получится что-то среднее.

Вот как раз за моментом образования кратера будет вестись самое тщательное наблюдение с борта основного космического аппарата. Для этого на нем установлено два телескопа. Один – такой же кассегрен, как на импакторе, другой значительно крупнее – диаметром 30 см. Это один из самых крупных инструментов, запущенных в межпланетное пространство. В момент столкновения основной аппарат будет находиться на расстоянии 700 км от ядра кометы, при этом разрешение основного телескопа должно составить около 2 метров на пиксел...

...Должно, но не составит. Увы, в конструкции основного телескопа был допущен дефект и качество его изображений лишь ненамного выше, чем у меньшего телескопа. Точные причины сбоя еще выясняются, но, по всей видимости, они связаны с ошибками в оптике, которая использовалась на Земле во время юстировки телескопа. Правда, на днях агентство NASA завило, что сможет путем математической обработки восстановить качество снимков. Хочется в это верит, хотя верится с трудом.

Тем не менее, основные результаты миссии – это не снимки высокого разрешения, а спектральные измерения, которые позволят определить состав кометного вещества, причем не только на поверхности, но и на некоторой глубине. Также важные выводы можно будет сделать, наблюдая ширину конуса разлета вещества после столкновения. Но ней можно определить механическую структуру пород, из которых сложено ядро кометы.

Основной аппарат сможет наблюдать за местом столкновения в течение примерно 15 минут, после чего оно скроется из виду (уйдет за горизонт кометы). Одновременно наблюдения за ударом будет вести космический телескоп Хаббл. Другие крупные земные телескопы тоже попробуют поймать вспышку на комете. А вот будет ли взрыв доступен любительским телескопам, сказать трудно. Но российским любителям в любом случае не светит его увидеть – в момент столкновения в России будет день.

2. Твердая экзопланета

На днях многие СМИ опубликовали "громкую сенсацию": все Солнечной системы впервые обнаружена экзопланета, которая, скорее всего, имеет твердую поверхность. До сих пор практически все экзопланеты были не меньше 15 земных масс. А это значит, что они должны больше напоминать наши планеты-гиганты, а не твердые планеты земной группы.

Вновь обнаруженная планета всего в 7-8 раз массивнее Земли, и у нее еще должна быть твердая поверхность. Планета обращается вокруг звезды красного карлика, массой втрое меньше Солнца. Эта звезда (Gliese 876) находится на расстоянии 15 световых лет от Земли и фигурирует под номером 876 в "Каталоге ближайших звезд", составленном немецким астрономом Вильгельм Глизе.

Температура поверхности Gliese 876 примерно вдвое меньше, чем на поверхности Солнца, а светимость звезды в тысячу раз меньше солнечной. Тем не менее, найденная планета является довольно жарким местом. Дело в том, что радиус ее орбиты составляет всего 3 миллиона километров от звезды – в 50 раз ближе расстояния от Земли до Солнца. Поэтому тусклый красный карлик греет там 2-3 раза сильнее, чем Солнце на Земле. Температура на поверхности планеты предположительно составляет свыше 200 градусов Цельсия и жизнь на ней вряд ли возможна. Впрочем, одна возможность все же есть. Дело в том, что столь близкая к звезде планета, скорее всего повернута к ней все время одной стороной. В таком случае на дневной стороне планеты будет очень жарко, на ночной очень холодно, а в районе терминатора – в самый раз. На эту возможность обратил внимание д.ф.-м.н. Александр Зайцев из Института радиотехники и электроники РАН.

Кстати, ранее вокруг звезды Gliese 876 уже были открыты две массивные планеты. Одна из них вдвое больше Юпитера и обращается по орбите радиусом 30 млн км (0,2 а.е.) с периодом 61 день. У другой период вдвое меньше. Существование этих планет, как обычно было выявлено из наблюдений за изменениями лучевой скорости звезды. Однако полностью объяснить колебания лучевой скорости воздействием двух планет все-таки не получалось. Тогда, проанализировав трехлетний ряд наблюдений, астрономы выявили существование третьей, самой близкой к звезде и самой маленькой планеты.

Подробнее об этом открытии можно почитать у Максима Борисова, а также на сайтах журналов New Scientist и Nature.

3. А теперь небольшой прикол

Вот как изложили последнюю новость в ленте "Российского приключенческого портала". Можно было бы, конечно, махнуть рукой, но на этом дело не кончилось. Творчески переработав и дополнив авторскими фантазиями, этот текст перепечатала газета "Труд", причем почему-то в двух разных вариантах.

У меня возникла мысль. А что если каждый напишет жалобу на безграмотного автора редакторам газеты "Труд" и "Российского приключенческого портала". Много писать не надо, достаточно просто дать ссылку на безграмотную статью и отметить одну-две самых вопиющих на ваш взгляд ошибки. Если главный редактор получит полсотни писем, кто знает, может быть, он задумается о квалификации автора заметки.

Правда Максим Борисов высказал предположение, что эффект может оказаться и обратным. Допустим, редактор желтой газеты, вполне отдает себе отчет, что он делает, то есть, действует "с особым цинизмом". Тогда масса полученных жалоб лишь утвердит его во мнении, что статьи такого рода привлекают внимание аудитории. Мне все же кажется, что так быть не должно. А как думаете вы?

Напишете ли вы письмо редактору?

Да, и в портал, и в газету
Да, только в портал
Да, только в газету
Нет, мне безразлично
Нет, это бесполезно
Нет, это вредно
Результаты

Я надеюсь, те, кто ответили "Да", в самом деле напишут письма. Обратите внимание, что на странице "Редакция" главный редактор газеты "Труд" Александр Потапов пишет, что газета "ставит сегодня перед собой цель удовлетворять потребность читателя в честной, полной, оперативной информации".

Мне было бы очень интересно знать, каким окажется результат массовых жалоб. Получит ли кто-нибудь ответы по почте, удастся ли дозвониться до ответственных сотрудников по телефону. Если будет что-то вразумительное, не стесняетесь, присылайте мне. Давайте считать это исследованием метода обратной связи с прессой. Ведь нас беззастенчиво обманывают, причем даже не корысти для, а просто от полного неуважения и некомпетентности. У нас есть право потребовать прекратить безобразие.

В газету "Труд" имеет смысл писать по следующим адресам:
karpov@trud.ru – Вадим Карпов, редактор отдела информации;
bersenev@trud.ru – Берсенев Дмитрий Валерьевич, исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Издательство газеты «Труд», ему также можно позвонить по телефону в Москве: (095)200-0364.

Почтовый адрес службы поддержки "Российского приключенческого портала": info@rusadventures.ru, телефоны: (095)776-7508, (926)227-5057.

Да, и последнее. В обращениях будьте предельно корректны. Не надо ни на кого "наезжать". Смысл не в том, чтобы одним письмом/звонком чего-то добиться, а в том, чтобы недовольство было замечено ответственными сотрудниками.

Жду ваших откликов,
Александр Сергеев
algen@yandex.ru

© Александр Сергеев, 2001-2005.
Все права на материалы, опубликованные в рассылке "Астрономия сегодня" принадлежат автору, если иное не указано явным образом. Воспроизведение материалов в печати и в Интернете вполне возможно по согласованию с автором. А для некоммерческое использование в клубной работе и образовательных целях допускается и без всякого согласования. Только не забываейте ссылаться: "Астрономия сегодня", http://astronomytoday.da.ru.

Код этой рассылки: science.news.astronomy