Астрономия для всех!

У объекта пояса Койпера 2003 EL61 обнаружен второй спутник. Европейское космическое агентство опубликовало новые результаты исследований Титана и Марса.

Астрономия сегодня Спутники 2003 EL61, Марс и Титан
#23 от 2005-12-04
Архив рассылки

У первой «десятой планеты» обнаружен второй спутник

Самая горячая астрономическая новость поступила в четверг от Майкла Брауна из Калтеха. Его команда систематически занимается изучением пояса Койпера, используя для этого крупнейший в мире оптический телескоп Кека на Гавайях. Открытия у них буквально поставлены на поток. В августе даже случился конфуз – информация о нескольких астрономических сенсациях, назначенных на осень, из-за утечки попала в прессу раньше срока. Тогда Майклу Брауну пришлось срочно готовить материалы к публикации.

На этот раз группа Брауна порадовала нас обнаружением второго спутника у транснептунового объекта 2003 EL61. Это один из крупнейших объектов в поясе Койпера, который в числе двух других претендует на звание "десятой планеты" (хотя, при такой конкуренции гораздо вероятнее, что в результате Плутон лишится статуса планеты.) Причем плоскость орбиты этого спутника пересекается с плоскостью орбиты первого под углом около 40 градусов. Теоретикам предстоит, как следует поломать голову, чтобы объяснить, как образовалась такая странная система. Так что 2003 EL61 вновь подтвердил свою репутацию самого странного объекта пояса Койпера. Впрочем, само наличие у него двух спутников – это уже не сенсация: всего месяц назад второй и третий спутники были обнаружены у Плутона.

Подробнее об этом здесь: http://elementy.ru/news/165020.

В эпоху Ноя на Марсе была вода

Команда Брауна, придерживая свои открытия, старается регулярно раскрывать информировать научное сообщество и публику о своих результатах. А вот Европейское космическое агентство (ESA) придерживалось в этом году прямо противоположной тактики. 30 ноября ESA опубликовало целую серию материалов о результатах исследования Марса и Титана. Так что за один уикенд мы получили примерно полугодовую норму научной информации по этим темам. Только по миссии "Гюйгенсу" выпущено сразу пять (!) пресс-релизов (все ссылки на англоязычные материалы):

Еще два пресс-релиза, опубликованных в тот же день, касались исследований Марса с борта межпланетной станции "Марс Экспресс":

Не знаю, зачем они столько времени копили информацию. Видимо, для того, чтобы сделать внушительную подборку статей в журнале Nature, который принимает к публикации только нигде "незасвеченную" информацию. Кстати, обе эти темы – Титан и Марс – довольно подробно обсуждаются в последнем выпуске (8,7 Мбайт) Nature Podcast. Кто свободно воспринимает на слух английский – рекомендую послушать.

Как бы то ни было, столь концентрация пресс-релизов привела к избирательному и путанному освещению результатов в новостях обычных СМИ. Возможно, кое-что из упущенного удастся наверстать в будущем, но поручиться за это трудно. На сегодня могу предложить вашему вниманию разбор только одной из марсианских тем.

Речь здесь идет о новых доказательствах того, что в эпоху Ноя на Марсе было значительное количество воды. Правда, с уверенностью утверждать, что на поверхности Марса тогда существовали открытые водоемы пока нельзя, но уже ясно, что вода пропитывала поверхностные слои марсианской коры, и так продолжалось достаточно долго, чтобы вызвать определенные изменения в составе минералов.

Да, кстати, эпохой Ноя ("ноахием", Noachian ehoch) называют самую раннюю геологическую эру в истории Марса, которая закончилась 3,5-3,8 млрд лет назад. Она получила свое название в честь района Марса, называемого Землей Ноя (Noachis Terra). Так что связь воды на Марсе с библейским потопом усматривать не приходится, но само это совпадение выглядит символичным.

Подробнее об этом здесь: http://elementy.ru/news/165016.

Жду ваших откликов,
Александр Сергеев
algen@yandex.ru

© Александр Сергеев, 2001-2005.
Все права на материалы, опубликованные в рассылке "Астрономия сегодня" принадлежат автору, если иное не указано явным образом. Воспроизведение материалов в печати и в Интернете вполне возможно по согласованию с автором. А для некоммерческое использование в клубной работе и образовательных целях допускается и без всякого согласования. Только не забываейте ссылаться: "Астрономия сегодня", http://astronomytoday.da.ru.

Код этой рассылки: science.news.astronomy