Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 79 Новости и 'О шизофрении'

Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 79
7-13 октября 2002 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Очень современное лицо у Тутанхамона, у меня за стенкой похожий сидит. За три с половиной тысячи лет люди нисколько не изменились! Зато всего через двести лет блондинки совсем исчезнут. Ну и о ком тогда американцы будут анекдоты рассказывать?
И вполне возможно, что гениальный сумасшедший сэр открыл законы притяжения без всякого яблока. Вот интересно, кусали ли от одного яблока те двое, от которых произошли все гении и злодеи, жирные снаружи и внутри?

Венера не безнадежна!
Самая непостоянная из постоянных
Ньютон выдумал свое яблоко?
Вымирают светлые головы
Тутанхамону заглянули в лицо
Слетай из себя и вернись
В саду камней спрятано дерево
Адам и Ева сошли с ума! Голоса в голове сделали нас людьми
Открытые письма

Венера не безнадежна!

Толстый слой диоксида углерода и серной кислоты укрывает планету, похожую на Землю, и под парником облаков расплавленный металл переливается по ее поверхности. Ни одна космическая проба не обнаружила ни малейших признаков жизни на ядовитой Венере.
Однако американские ученые считают: не все так безнадежно. И высоко на облаках, опоясывающих вторую планету, вполне могут проживать бактерии.

Эти утверждения основаны на химическом анализе водяных капелек венерианских облаков. Так, сульфид водорода и диоксид серы, газы, которые взаимодействуют друг с другом, не могут находиться в одном и том же месте -- если только кто-то не производит их. Также, при мощной солнечной радиации, в атмосфере не так много одноокиси углерода -- кто же поглощает ее? И почему бы неким микроорганизмам, которые задействуют все эти вещества в своем обмене, не обитать над Венерой?
По одной из теорий, раньше "планета любви" была более холодной и даже имела океаны. В них и зародились бактерии, которых суровые условия жизни отправили на облака...

Самая непостоянная из постоянных

Из постоянных природы постоянная Ньютона, которая определяет силу гравитационного притяжения тел, рассчитана хуже всех. Результаты двух самых тщательных ее измерений отличались друг от друга аж в 10 раз. Потому и неизвестно до сих пор ее абсолютное значение.

Да есть ли оно? Французские физики Мбелек и Лашез-Рей заявляют, что на силу притяжения и значение постоянной влияет магнитное поле Земли. И вообще придерживаются теории, которая объединяет в единое целое все известные нам силы природы, в том числе электромагнетизм, гравитацию -- и неизвестные нам иные пространственные измерения.

Значение постоянной Ньютона, считают ученые, различно в разных частях света. И самое высокое -- на магнитных полюсах. Пока измеренные ими G вписываются в теорию. Но вот экспериментально доказать ни существование иных миров, ни взаимодействие гравитации и электромагнетизма пока некому. "Экзотическая физика", -- говорят про это традиционалисты.

Ньютон выдумал свое яблоко?

Несмотря ни на что, G никто не отменит. А вот великое яблоко, упавшее на голову Ньютона, хотят отменить!
Впервые Ньютон рассказал свою легенду о яблоке историку Стакли в 1726-м -- через 60 лет после того, как плод упал и вдохновил математика на объединение закона движения тел небесных и земных.

Тот год, 1666-й, был для Ньютона annus mirabilis ("год чудес"). Кембридж был закрыт из-за чумы, Ньютон уехал домой и там изобрел дифференциальное исчисление, сосчитал цвета в радуге и решил многие научные проблемы, не говоря уже о яблоке и гравитации.

Доктор Коллестром из Лондона считает: не все здесь правда. Ньютон не задумывался о гравитации вплоть до 1682-го, когда появление кометы Галлея вновь пробудило его интерес к небесным телам (до этого он думал, что все планеты и кометы вращаются вокруг Солнца в гигантском водовороте). А потом и написал свою великую книгу "Математические начала натуральной философии".

Почему же тогда сэр Исаак изобрел историю с яблоком? Просто его "конкурент", ученый Роберт Хук, написал о гравитации еще в 1674 году, хоть и не решил всех проблем. И Ньютон сочинил себе яблоко, чтобы доказать, что думал об этом явлении еще до Хука. Тогда, как и сейчас, в науке нужно было во что бы то ни стало быть первым.

Вымирают светлые головы

Амурский тигр, выхухоль, манул, камышовая жаба, широкоухий складчатогуб, натуральная блондинка... Что общего? Все они -- редкие и вымирающие виды. Немецкие ученые предсказывают, что к 2202 году на Земле не останется блондинок. И последние родятся в Финляндии, там, где их сейчас больше всего.
Почему же так немилостива природа к секс-символам всех времен и народов? Дело в рецессивном гене. Чтобы ребенок родился белобрысым, нужно, чтобы ген присутствовал у его бабушек и дедушек.

И еще ученые обвиняют искусственных блондинок. Которые переманивают на себя мужчин, предпочитающих светловолосых женщин, своими яркими волосами. Ведь у натуральных блондинок цвет волос не такой привлекательный.

Шотландский профессор Джонатан Риз имеет насчет блондинок другое мнение: не вымрут. Это могло бы случиться, только если бы ген светлых волос был "невыгодным" с точки зрения эволюции. А так как никаких "плохих" особенностей у него нет (а как же опять же анекдоты?), то женщины со светлыми волосами никогда не исчезнут. Хоть и будут встречаться реже.

Тутанхамону заглянули в лицо

Личность юного фараона Тутанхамона давно окутана облаком тайн. Почему его гробница, в отличие от всех прочих, простояла неразграбленной тысячи лет? Отчего неожиданно умерли многие из тех, кто ее наконец обнаружил? Как скончался сам Тутанхамон, не доживший и до 20 лет?
По последнему вопросу британский ученые добыли кое-какие сведения.

Во-первых, один из ученых, доктор Ричардс, воспроизвел лицо фараона, знаменитого своей посмертной золотой маской. Использовав данные рентген-исследования мумии, сделанного в 1968-м, и сопоставив антропологические параметры людей той же этнической группы, возраста, пола и конституции, Ричардс вместе с художниками создал трехмерный портрет фараона (выставлен в Лондонском музее). Во-вторых, другой ученый, доктор Бойер, сделал вывод, что фараон страдал редким наследственным заболеванием, при котором его шея была почти неподвижна. Потому одного удара в шею было достаточно, чтобы убить правителя. Отсюда и в-третьих: принимая во внимание беспокойное время, в которое жил правитель Египта, можно заключить, что он с большой долей вероятности погиб от руки убийцы.
Гробница Тутанхамона, фараона эпохи Нового царства, была обнаружена в 1922-м британским археологом Говардом Картером. Это вызвало первый в истории всемирный ажиотаж вокруг раскопок.

Слетай из себя и вернись

Сотрудники женевского университета занимались самым обычным обследованием женщины, страдающей эпилепсией, когда сделали свое открытие. Выяснилось, что нарушение нервных сигналов в одной из извилин правого полушария приводит к тому, что человек начинает видеть себя "вне тела", со стороны. Как случается во время приступов эпилепсии, сильной мигрени или операции под общим наркозом.
В будущем, вероятно, стимуляция этого участка коры сможет вызывать "полеты души" по желанию любого. И появятся "путевки" на путешествия из себя и обратно.

В саду камней спрятано дерево

Этот сад был создан неизвестным художником в самом конце XV века -- визуальные искусства в Японии только-только входили в моду. Каждый год сотни тысяч туристов приходят посидеть перед таинственным творением японца в замок Риоанджи (Киото), занесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Весь сад представляет собой пять камней, покрытых мхом, которые лежат на пустой прямоугольной песчаной площадке. Утверждают, что созерцание этого шедевра оказывает необыкновенный успокаивающий эффект на человека.

Почему сад лечит душевные раны? Много лет пытались найти ответ на эту загадку. Одни видели в камнях символическое воплощение тигрицы и ее детенышей, другие -- очертания китайского иероглифа со значением "сердце"... Недавно ученые из университета Киото, используя компьютерный анализ, пришли к выводу: знаменитый дзен-сад, если смотреть на него с правильной позиции, создает образ дерева с ветвями. Который бессознательно "впечатывается" в мозг того, кто любуется садом. При этом перестановки камней, выполненные на компьютерной модели, разрушали структуру "дерева".
Вероятно, полагают ученые, в самых спорных произведениях абстракционизма работает та же ловушка -- какой-нибудь скрытый, на первый взгляд, рисунок цепляет наше подсознание.

В рассылке использованы материалы сайтов:

Архивы рассылки вы можете найти здесь:

Адам и Ева сошли с ума!
Голоса в голове сделали нас людьми

Одна-единственная мутировавшая семья принесла в мир всех его гениев и безумцев.
Мы думаем самым жирным органом.
Наука и насилие -- следствие одних и тех же причин.
Человек научился говорить и расстался с шерстью потому, что начал плавать за устрицами.
Став крестьянами, люди стали больше сходить с ума.
Почти в каждом из нас есть ген шизофреника.
Человек = обезьяна + жир.

Эти нестандартные мысли принадлежат одному из самых крупных в мире экспертов по шизофрении (он же редактор журнала "Медицинская гипотеза", он же основатель нескольких лабораторий, которые производят принципиально новые лекарства для нервно-психических болезней, он же ведущий специалист по биохимии жира), шотландскому ученому Дэвиду Хорробину. "Сумасшествие Адама и Евы" -- его книга, которая вышла в 2001-м и стала научным бестселлером. Теория Хорробина небесспорна, но красива и стройна. Убедитесь в этом сами, на время позабыв классическое "труд сделал из обезьяны человека". Нас, чудовищ, породили сны разума...

Почему в обезьянниках процветает порнуха?
Известно, что одни из самых посещаемых мест в зоопарке -- обезьянники. Смотреть на ужимки "ближайших родственников" можно бесконечно. А если там еще и самые родные нам шимпанзе!
Часто можно увидеть, как родители стараются увести от клетки детей, когда обезьяны начинают демонстрировать публике свои неприличные места (даже у Херлуфа Бидструпа есть такая карикатура, так и называется "В обезьяннике"). Почему же обезьянья "обнаженка" выглядит так вызывающе?

Жир. Все дело в жире! Не замаскированные отложениями органы слишком бросаются в глаза. Зато из-за отсутствия опять же жира никакой груди, вместо нее две мохнатые тряпочки...
Вот и первые два из главных отличий человека от обезьян.
Первое: мы все, даже самые тощие, имеем жировые отложения под кожей. Только у очень перекормленных шимпанзе откладывается нечто подобное, совершенно иное по структуре.
И второе: наш жир аккумулируется в основном на ягодицах и груди, придавая человеческому телу его прекрасную форму.
Третье отличие. Размер мозга у человека гораздо больше, чем у обезьяны.
Четвертое: мы способны к творчеству и обладаем развитым интеллектом.
Наконец, пятое: прямохождение.
И ВСЕ эти признаки, кроме последнего, имеют прямое отношение к биохимии жира.

Ода нашему жиру
Мы думаем о жире как о наваждении развитого общества. Сотни тысяч организаций по всему миру, серьезных и шарлатанских, борются с этим кошмаром цивилизации, миллионы людей сжигают его на пыточных тренажерах и изгоняют из себя капсулами. Какая несчастная судьба у субстанции, которая превратила нас в людей!

Самый удивительный жирный орган нашего тела -- это мозг. Спросите у любого, из чего состоит содержимое черепной коробки, и любой придет в замешательство. Да, в основном из воды. Но на 60% -- из жира. Развитие мозга в процессе эволюции -- это развитие жирового органа. Связь между нейронами -- это связь между жировыми клетками. Мозг жирен, и потому наша душа гораздо больше связана с телом, чем мы думаем своей жирной головой.

Мы перестали быть обезьянами, когда научились накапливать жир под кожей, запасая пищу на черный день. Для справки: в день в среднем каждому из нас нужно около 1500-2500 калорий. Килограмм жира -- это 9000 калорий, на них можно выжить 4-6 дней. 10 кг жира -- это 40-60 дней без еды. Достаточный срок, чтобы прошел голодный и холодный сезон. Знаменитые фигурки каменного века -- венеры -- не памятник ли подкожному жиру, который помогал нашим предкам выживать?
Итак, накопление жира сделало нас людьми. Как же это удалось обезьяньему дедушке?

Часть жира производится внутри нашего тела. Часть -- так называемые незаменимые жирные кислоты -- попадает в организм с едой (они строят потом 20% нашего мозга). Но ведь известно, что масло не растворяется в воде. Как же жир, который мы съедаем, попадает куда следует? Существуют особые белки, которые занимаются транспортом жира по нашим кровеносным сосудам. Жир внутри нашего тела -- это довольно сложные молекулы, которые образуют субстанции, иногда твердые, как свеча, иногда мягкие, как масло, или липкие жидкости. Под кожей в основном накапливаются триглицериды, которые трудно повредить. А клетки мозга состоят из хрупких фосфолипидов -- их сложная и точная структура превратила наш мозг в супермашину. Хотя с компьютером его сравнить, конечно, нельзя. Мозг в миллионы раз сложнее: около 100 миллиардов нейронов контактируют каждый с от 1000 до 10 миллионов других нейронов... Есть ли во Вселенной структура грандиозней?
Не углубляясь в химию жиров и мозговые дебри, подойдем к проблеме различия человека и обезьяны с генетической стороны.

Похвала нашим мутациям
Британский ученый, сэр Роберт Мэй, как-то пошутил: у человека 50% общих генов с бананом. Действительно. А 40% мы делим с дрожжами, 60% -- с червями, 80-90% -- с мышами и кроликами. И 98-99% -- с обезьянами. В эти 2% разницы как раз и входят, помимо других, гены, которые обеспечивают отложение жира и его перемещения по назначению.
Чтобы они появились, нужна была мутация.

К генетическим мутациям приводят разные причины, в основном случайные. Сбои при делении клетки, воздействие тепла или радиации. Критические мутации приводят к болезни, редкие мутации улучшают функции организма. Большинство же мутаций вообще нейтрально. Случайные мутации постоянны, это своего рода генетические часы -- по их количеству можно проследить историю человека до адамова колена.

Представим себе среду обитания, в которой ничего не меняется. Всем хватает места под солнцем, воды и еды. При этом вдруг рождается (просто так, потому что изменения в генах постоянны) некто с вариантом гена, который позволяет "некту" накапливать жир. Это недостаток: бегает толстяк медленнее, чем тощие. Но еды ведь все равно хватает на всех... И вот внезапно наступают голодные времена. И выживают только толстяки.

Традиционная теория эволюции говорит о том, что человека сделала среда. Но ни одно из воздействий извне не уникально для человека. У лемура и долгопята -- те же самые проблемы. Наша уникальность кроется не в небывалых изменениях природных условий, а в уникальности мутаций. Чтобы человека переделала среда, должны были существовать генетические предпосылки -- мутации, которые ждали до поры до времени.

Как мы теряли и находили
Итак, мы встали на две ноги. Мы куда-то дели огромный вегетарианский кишечник. Мы облысели почти по всему телу. Мы приобрели грудь, большой мозг и большую задницу.
А ведь все начиналось с... последнего общего предка. Рассмотрим период от этого предка до 3 млн лет назад.

Мы не знаем, как выглядел наш общий с шимпанзе папаша, но, скорее всего, он был обезьяной с опушки леса, весь покрытый шерстью, умеющий иногда встать на две ноги, вегетарианец, не гнушавшийся насекомыми и мелкими зверьками.

Где-то около 5-6 млн лет назад группа таких поселилась у озера или реки. Там было много беспозвоночных и рыбы, и много птичьих гнезд со вкусными яйцами. Тут и случилась первая мутация, которая позволила накопить поедаемый в больших количествах жир: появились белки, связывающие жирные кислоты. Пара миллионов лет, и предки встали на ноги, чтобы удобнее было заходить в воду за любимой морской едой. И сбросили волосатую шкуру, чтобы она не мешала плавать. И научились задерживать дыхание под водой, подготавливая речевой аппарат к первым членораздельным звукам.

Да, вероятнее всего, предки жили у воды (так называемая "гипотеза саванн", по которой человек встал на ноги, чтобы подставлять солнцу меньшую площадь своего тела, и облысел, чтобы развилась система охлаждения с помощью потоотделения, менее правдоподобна: нам для жизни нужно слишком много воды. Если бежать по этой саванне, требуется расходовать по 2 л пота в час). Тем более что их останки находят почти всегда у водоемов.

От 3 до 1,8 млн лет назад. В этот период случились три вещи: увеличился мозг, появились орудия труда, и предок начал охотиться. Генетические изменения проявляются в обмене фосфолипидов. Рост нервных клеток делает существо более умным. Оно начинает видеть форму в бесформенном, управлять своим дыханием, вытачивая первые орудия из камня, добывать ценный для развития костный мозг из костей убитых им животных.

От 1,8 до 0,6 млн лет назад. Изменения в орудиях труда, которые становятся все более сложными, сигнализируют об изменениях в анатомии.

От 0,6 до 0,15 млн лет назад. Мозг еще увеличился и усложнился. Люди делятся на группы, которые отличаются разнообразием, начинают использовать огонь и создавать простые символические объекты. Возникает речь. Но в целом предки по-прежнему довольно примитивны и скучны.

От 0,15 млн лет назад до настоящего времени. Мозг больше не увеличивается в размерах. Но происходит последняя главная мутация в его жировых тканях -- примерно между 150 000 и 130 000 лет назад. Что дает небывалый всплеск творчества... Об этом подробнее.

Измученные внутренним миром
"Злой сумасшедший, с которым лучше не быть знакомым", -- написала в дневнике леди Каролина Лэм о своем возлюбленном, безумце Байроне.
В наших газетах постоянно появляются новости о жестоких убийствах и необъяснимых поступках: сын убивает мать, случайный прохожий толкает другого на рельсы, старик душит соседей по палате, обезумевший человек нападает на детей с ножом... Вокруг нас -- десятки бездомных городских сумасшедших, которые разговаривают сами с собой.

Многие из убийц и бомжей -- шизофреники. В общей массе больных, впрочем, таких единицы. Большинство сумасшедших влачат несчастливую жизнь, доставляя неприятности себе и близким, и их мучает не только окружающий мир, но и драмы, которые разыгрываются в собственной голове.

Шизофрения проявляется по-разному, чаще всего в возрасте от 15 до 35 лет. Ее симптомы:
-- уход от общественной жизни, стремление к одиночеству, неадекватные эмоциональные реакции;
-- дезорганизация мышления -- его характеризуют термином "мышление шахматного коня". Больной устанавливает связи между не имеющими отношения друг к другу фактами.
-- мания преследования: шизофренику часто кажется, что его жизнь контролируют секретные организации, пришельцы, террористы и пр.
-- галлюцинации. Голоса в голове, с которыми больные вступают в контакт.
-- особый интерес к религиям и глобальным философиям (замечено, что среди родственников шизофреников верующих больше, чем среди родственников нормальных людей).
-- враждебность, причем агрессия чаще всего направлена на близких. Практически все случаи, когда дети убивают родителей (и наоборот) -- преступления шизофреников.

Все эти ужасы сегодня почти не лечатся. Существующие лекарства приносят облегчение процентов на 15-20 при этом с очень тяжелыми побочными эффектами: тремором, лишним весом, диабетом, сердечными заболеваниями.

Грубо говоря, из каждых 5 заболевших молодых людей один будет вести жалкое подобие нормальной жизни, постоянно принимая лекарства в малых дозах. Второй будет всю жизнь находиться в клинике на дозах больших. Третий будет страдать, иногда обращаясь за помощью. И оставшиеся двое навсегда выпадут из этого мира, став бомжами или затворниками или покончив жизнь самоубийством.
Но, поняв, какие процессы происходят в жировом обмене, ученые могут дать им всем надежду. И новые лекарства.

Шизофрения -- болезнь всего тела
Любой современный человек скажет, что шизофрения -- это болезнь головы. Однако 50 лет назад врачи умели замечать и другое: у шизофреников часто бывают удлиненные тела, странная походка и осанка. Они страдают желудочными заболеваниями, у них высокое небо и особое выражение лица. И еще: они очень редко болеют артритом. Шизофрения и артрит почти исключают друг друга. Есть и еще одна странность.

В некой больнице пациент, оставшийся без присмотра, выпрыгнул из окна с довольно большой высоты. И полдня бродил по городу. Когда же его наконец доставили в клинику, оказалось: у него сломаны обе лодыжки. При этом шизофреник ни разу не пожаловался на боль. Другой пациент на все вопросы о самочувствии отвечал "нормально", но, как выяснилось, имел сильно воспаленный аппендикс -- одно из самых болезненных для человека состояний. Родственники шизофреников часто отмечают, что больные почти не чувствуют боли. В чем тут дело?

За всю историю Нобелевской премии ее получил всего один психиатр -- Юлиус Вагнер-Яурегг. Он догадался, как можно вылечить нейросифилис.
В конце XIX века дома умалишенных были переполнены двумя категориями больных -- с шизофренией и нейросифилисом, во время которого мозг необратимо поражает бледная трепонема. Смерть уносила почти всех больных нейросифилисом, но были и случаи излечения: у тех, кто по какой-либо причине перенес сильную лихорадку. Чтобы вызвать лихорадку искусственно, Вагнер попробовал прививать больным легкую форму малярии. Так он спас от нейросифилиса тысячи больных по всему миру, и его метод оставался главным в лечении этого заболевания вплоть до открытия пенициллина. Суть метода была проста: трепонема погибала при высокой температуре тела.

Вагнер-Яурегг пробовал лечить лихорадкой и шизофрению. Находясь в жару, пациенты демонстрировали значительное улучшение душевного состояния. Но когда воспаление проходило, они снова возвращались в свой искаженный мир.

Хорробин, припоминая эти случаи, опросил медсестер и родственников шизофреников и обнаружил, что, действительно, лихорадочные состояния приводили их в почти нормальное состояние ума. Один больной, Джон, всю жизнь скитался в обществе собак. Но однажды, сгорая в горячке, трезво оценил свою жизнь, попросил прощения у родственников, которые радостно собрались забрать его домой. Но вот болезнь спала -- и Джон свихнулся пуще прежнего и больше никогда не разговаривал со своими близкими.

Сопоставив несколько фактов -- шизофреники редко болеют артритом, плохо чувствуют боль, восстанавливаются во время лихорадки, -- Дэвид Хорробин сделал открытие. Шизофрения -- болезнь не головы, а тела, и ее причина -- в том, что у больного нарушен один из биохимических процессов, цепочка высвобождения одной из жирных кислот, арахидониковой кислоты, которое происходит во время любого воспаления. Нормальный человек чувствует себя плохо во время жара. У шизофреника же уровень арахноидониковой кислоты при воспалении просто приходит в норму, и он адекватно смотрит на мир. Отсюда следует то, что, если в меню больного добавить некоторые жирные кислоты, его состояние значительно улучшится.

Тот, кто живет в одной семье с шизофреником, наблюдает, как близкий человек находится в состоянии "долгой живой смерти". Но с биохимической точки зрения, утверждает Хорробин, проблема не так серьезна!

Лекарства от шизофрении, изобретенные 50 лет назад, помогают очень плохо. Но одна из кислот, содержащаяся в рыбьем жир, эйкозапентаеновая, в экспериментах лабораторий, основанных Хорробином, дала блестящий результат. Лекарство на основе этой кислоты, кирунал, вызвало улучшение в 40% случаев, и без побочных эффектов. Некоторые больные вылечились полностью: положительные изменения в тканях их мозга подтвердили компьютерные исследования. Но пока еще этот метод будет принят психиатрией мира...

Вернемся к истории человечества. Вспомним: последняя главная мутация в жировых тканях дает небывалое ускорение развития. Это была мутация, которая подарила человеку шизофрению.

Ешьте не бифштекс, а устриц!
Многие человеческие болезни имеют свой ареал распространения. С шизофренией картина одинакова по всему миру, независимо от национальности. Она поражает от 0,5 до 1,5% всего населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, проверившей на шизофрению 8 стран -- США, Колумбию, Англию, СССР, Чехословакию, Нигерию, Индию и Японию, -- ни раса, ни политическая система, ни культура не оказывают влияние на риск заболеть шизофренией.
Но одно различие между шизофрениками разных стран все-таки есть. Течение болезни оказалось особенно тяжелым в самых развитых странах. Там, где едят намного больше насыщенных жиров.

Во времена первобытные шизофрения протекала в гораздо более легкой форме. Люди ели очень много ненасыщенных жиров: рыбу, насекомых, беспозвоночных. Слабая психопатия первых мутантов служила на пользу прогрессу. Но вот от 5000 до 15 000 лет назад все поменялось: люди научились сами выращивать растения и одомашнили животных, и появился избыток еды. Освободилось время для интеллектуальных занятий, зато настала нехватка нужных кислот. Морская пища ушла из рациона, а жир домашних животных оказался менее полезным, чем жир диких. Аграрная революция испортила диету и ухудшила течение шизофрении. Всплески гениальности стали более высокими, формы безумия -- более тяжелыми.

Наступление индустриальной революции сопровождалось появлением большого числа сумасшедших домов. С переселением в города все менее полезной становилась пища человека. Насыщенные жиры стали составлять основу диеты, и тихая когда-то шизофрения стала ужасной болезнью.

Он любил побыть один и слышал голоса...
Когда же именно "внутренние голоса" проникли в историю человеческих болячек? Тот факт, что шизофрения поровну распределилась между расами, указывает на то, что появилась она еще до их разделения. И до отбытия будущих австралийских аборигенов (среди которых тот же процент шизофреников) на свою будущую родину (примерно от 50 до 80 тыс. лет назад).

Несколько миллионов лет человеческая история двигалась очень медленно. За сотни тысяч лет поменялся разве что дизайн топора. 150 тыс. лет назад не было ни религии, ни искусства, люди пользовались примитивными инструментами и не хоронили своих мертвых. Но уже 35 тысяч лет назад произошел "творческий взрыв": пещерные рисунки, оружие, религия, музыка, символические предметы.

Библейские источники говорят о двух пращурах человечества, женщине и мужчине. Генетические исследования (анализ Y-хромосомы и ДНК митохондрий) подтвердили, что эти общие предки действительно существовали в период от 60 000 до 160 000 лет назад.

Итак, между этими датами где-то на берегу водоема жило племя из 30-100 человек. Двое его членов, мужчина и женщина, были носителями случайных мутаций, которые, соединившись, дали первого человека с геномом шизофреника. Он был не очень странным, так как ел много полезной морской пищи с ненасыщенными жирными кислотами (об этом чуть позже), но все же отличался от своих сородичей. Через 3-4 поколения у него было уже 10-20 потомков.

Один из них любил побыть один и слышал голоса. И стал первым шаманом.
Второй был необычайно умен и догадался, как плести веревку.
Третья решила украсить сосуд, в котором переносила воду, и вместе со своим первым братом придумала первую символическую религию.
Четвертый понял, что оружие нужно закалять в огне. Благодаря этому еды в племени стало больше, и оно стремительно увеличилось в размерах.

Чуть позже родился потомок, который решил увеличить территорию. На рассвете он и его братья вероломно захватили соседнее поселение, а потом взяли в жены местных женщин. История повторилась снова и снова...

Вся слава и весь ужас человечества стали следствием маленького изменения в метаболизме фосфолипидов, которое повлияло на связи между нейронами, и на Земле появились художники, священники, изобретатели, короли и полководцы.

Планета великих одержимцев
Есть такая цифра: дети в семьях, где есть больные шизофренией, проявляют музыкальные способности в 15% случаев чаще по сравнению с детьми из обычных семей. Другие способности у братьев и сестер сумасшедших также выше. Еще во времена Дарвина заметили, что шизофрения часто поражает влиятельные семьи. Вспомните, сколько безумцев среди королей.

Когда Дэвид Хорробин читал свою лекцию о шизофрении 30 ученым на одном из семинаров по биохимии, после семеро подошли к нему и сообщили, что у них есть шизофренические родственники. Дети как минимум у трех нобелевских лауреатов страдают безумием. Сын Эйнштейна, дочь Джеймса Джойса были больны шизофренией. В любой академии, так же как и в доме молитвы, найдется не один слегка безумный человек.

Шизотипическими личностями (слышали голоса или испытывали легкую манию преследования, или были мнительны, склонны скандалить по пустякам, проявляли повышенный интерес к религии, увлекались магией и пр.) были многие великие мира сего:

музыка -- Доницетти, Шуман, Бетховен, Берлиоз, Шуберт, Вагнер;
литература -- Бодлер, Стриндберг, Свифт, Шелли, Гельдерлин, По, Джойс, Гоголь, Гейне, Теннисон, Кафка, Пруст, Хаксли;
философия -- Кант, Витгенштейн, Паскаль;
естественные науки -- Эйнштейн, Ньютон, Фарадей, Коперник, Линней, Ампер, Эдисон, Мендель, Дарвин.

Циклотимией, то есть маниакально-депрессивным психозом, страдали Байрон, Браунинг, Хемингуэй, Конрад, Кольридж, Шиллер, Крейн, Бальзак, Диккенс, Рафаэль, Микеланджело, Ван Гог, Гендель, Россини, Чайковский, Шопен.
Дислексия замечена за Леонардо да Винчи, Эйнштейном, Эдисоном, Беллом, Диснеем, Андерсеном, Черчиллем.

У всех этих людей, видимо, был хотя бы один шизофренический ген. Так шизофрения двигает человечество вперед. И она же отвечает за худшие качества -- склонность к насилию, например.
В целом многие черты, различающие семьи, где есть шизофреники, и семьи без больных, -- те же, что отличают современных людей от их предков. Развитый интеллект, изобретательство, интерес к искусствам и религии (и агрессивность, увы, тоже). Генетические изменения породили шизофрению. Шизофрения поспособствовала развитию человечества: без нее не было бы ни прогресса, ни искусства. Без скромных мутаций в жировом обмене на Земле жил бы сейчас скучный неандерталец с большим мозгом, но примитивными желаниями, и нудный гомо эректус, которых поумневший и злой человек когда-то уничтожил без остатка.

Сколько нас, сумасшедших?
Пытаясь определить корни шизофрении, специалисты изучают семьи, в которых есть сумасшедшие, и особенно семьи, где встречаются и шизофреники, и близнецы.
Доказано, что болезнь передается по наследству, и в первом поколении вероятность рождения шизофреника выше, чем во втором и третьем. Тем не менее в семьях с однояйцевыми близнецами оба бывают больны в 40-50% случаев, а один -- в 50-60%. Получается, что с ТЕМ ЖЕ набором шизофренических генов человек заболевает не всегда. Вмешивается влияние среды, которое бывает разным и у близнецов. У двойняшек, имеющих разные наборы генов, если болен один брат (сестра), то второй заболеет с вероятностью в 10%.

Исследования в целом показали (не будем в подробностях), что за шизофрению отвечает не один ген. Хорробин и другие ученые полагают, что шизофренические гены могут складываться из гена дислексии, гена биполярного психоза, гена шизотипии и пр.

А теперь немного математики (сразу снимаю с себя ответственность в расчетах: данные автора книги. -- Т.А.).
Сколько же "пораженных" шизофреническими генами в мире?
1% всего населения -- шизофреники. Из изучения однояйцевых близнецов видно, что если один болен, то второй при том же наборе генов заболеет примерно в 50% случаев. Отсюда цифра -- около 2% населения имеют полный геном шизофреника.

Если у 2% населения геном шизофреника, а генов шизофрении хотя бы два, то какой процент населения имеет один из них? Ответ -- сумма двух чисел, которые, если их перемножить, дадут 2.

Например, 20% населения с одним геном и 10% -- с другим. Значит, хотя бы один ген шизофрении есть у 28% населения (плюс 2% с двумя генами). Другой пример: 40% населения с одним геном и 5% -- с другим. Тогда с одним геном живут 43% населения (и 2% -- с двумя генами).

Если же генов шизофрении не два, а три, то носителем хотя бы одного является ПОЛОВИНА всего человечества. Если таких генов четыре, ген шизофреника есть В КАЖДОМ ИЗ НАС. Ура, мы гениальны...

Все, что вы прочитали, -- фантазии ученого. Но готовьтесь: в ближайшие 20 лет действительно станет ясно, какие именно гены отличают нас от обезьян. Почти наверняка в этом списке окажутся гены шизофрении. Откройте старинную рассылку и убедитесь, что доктор Хорробин был прав.

Книгу Дэвида ХОРРОБИНА "Сумасшествие Адама и Евы"
читала Татьяна АЛЕШИНА

Открытые письма

Почему-то больше всего писем пришло о букве "ё". Видимо, и правда, как считает автор, это "наше всё". Но... Как и автор одного из писем, тоже не думаю, что букву "ё" можно насильственно вернуть. Язык развивается по своим законам, и ничто уже не заставит расставлять точки в "желтом", и в "шелке", и в тысяче других слов. Это уже почти норма письменной речи, как бы мы ни относились к бедняжке "ё".
Ё-цензуру устанавливать не буду. Видели бы вы, с какими курьЁзными ошибками приходят письма.

Выпуск № 75 Открытые письма
Правильная ссылка о наркотиках: http://www.high.ru/library/amazon/tihkal.html

Выпуск № 76 "О букве "ё"
Благодарю за интересную информацию и высказываю некоторые замечания.
Вы пишете:
"Но при этом не повезло букве "ё" -- неведомый писарь Наркомпроса, непонятно почему, вычеркнул из "буржуйского" текста всего один пункт: "Признать желательным употребление буквы "ё". А так как декреты советской власти были строгими к их нарушителям, то многострадальная буква исчезла из русской письменности совсем".
На самом деле в первое время большинство типографий проигнорировали декрет Наркомпроса. Но большевики решили вопрос по-революционному. Они изъяли из типографий фиты, яти, ижицы, обязав тем самым перейти на новую орфографию. Этим объясняется появление апострофа вместо твердого знака.
Типографиям пришлось набирать раз'езд вместо разъезд.
"Умные компьютерщики разъяснят вам, что при загрузке страниц "ё" не всегда корректно отображается в распечатке (там возникает какая-то бессмысленная закорючка)".
Проблема не только в этом. Кодировка русских букв имеет алфавитный порядок.
Т.е. "А" -- 192; "Б" -- 193; "В" -- 194 и т.д. Но "Ё" выпадает из этого списка. Вместо ожидаемого для "Ё" кода 198 имеем код 168. Многие программы это не учитывают.
И при сортировке по алфавиту буква "Ё" вылезает впереди буквы "A". Microsoft Word и Excel вообще приравнивают "е" и "ё". Например, можно написать "пёрёмёна", и орфографическая проверка не найдёт ошибки.
С уважением, А.В. Белецкий

Я -- Леонид, но обеими руками за "ё"!
Л.

"...А во-вторых, люди должны убедиться в том, что эта проблема может коснуться их лично. Здесь можно сослаться на курьЕзный, но выразительный пример".
Ольга

Обратите внимание на написание слова "курьЕзный" в первом случае. Ладно, это можно простить... Видно, недавно перешли на написание (напечатание) буквы "ё". А вот я всегда по ней стучу. И тех, кто не использует, ругаю. Сам давно заметил, что текст читается с "ё" гораздо легче. Да и вообще как-то приятней...
Есть предложение. Давайте бороться с безграмотностью (а это именно она и есть). Все письма, которые написаны без "ё", вы будете беспощадно отправлять в корзину. Ну или хотя бы не отвечать на них...
P.S. Спасибо за замечательную рассылку. Она мне искренне нравится.

Небольшая неточность.
Цитирую: "...на громоздкость написания одного звука двумя буквами..."
Дело в том, что "ё" -- не 1 звук, а 2 -- "й"+"о". Поэтому такие буквы русского алфавита, как "е", "ё", "ю", "я", по сути, являются лишними, то есть вполне можно было бы обойтись и без них, включив туда же и "ъ" по причине редкого употребления и вполне возможной замены на "ь" или апостроф. А вообще, я не очень разделяю вашего оптимизма по поводу буквы "ё", вряд ли она уже возродится, так же как и твердый знак в конце слова.

И напоследок самый весЁлый отзыв:

Букву "ё" отменили для того, чтобы ловить шпионов: скажет кто-нибудь: "Ежик под Елкой" -- его хвать -- и в КГБ!
Андрей

А также рекомендую: читайте прикольные истории из жизни "НАШИХ" за бугром -- рассылка http://subscribe.ru/catalog/funny.zabugrom

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.

БЛОНДИНКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ!
Новый триумф Риз Уизерспун

СПОРТЛОТО-2002
Мачо и разиня снова на арене

ВЕСТЕРНЫ БАЛКАНСКИЕ И КИТАЙСКИЕ
Настоящему ковбою завсегда везде ништяк

НОВАЯ РУБРИКА - ТЕЛЕОБОЗРЕНИЕ
"Горные фильмы" и азиатская живодерня

АРХИВ ::.

CD-ОТИЗМ ::.

КРАСКИ
"Старший брат (желтый альбом)"

Белорусский "Вирус"

Антисоляночка

АРХИВ ::.

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"

Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot

Copyright © 2002 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.