Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 54 'О газировке'


Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 54
7-13 июля 2003 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Что-то мы все о воде да о воде... Вот сегодня -- о газировке. Что, казалось бы, можно написать о таком заурядном продукте? Но ведь именно она культовая жидкость XX века. Повальная страсть всех дошкольников. Символ иного мира, вспомните свой первый глоток кока-колы (в фильме "Абба", с ума сойти, просто так стояли автоматы по ее продаже). Обязательное "блюдо" праздничного стола. Составляющая лозунга "Мир, дружба, газировка", наконец.



Да здравствует буря в стакане воды!
Лимонадные реки под жареным солнцем

Наша любовь к газировке проста и естественна. Ведь вода гораздо лучше утоляет жажду, если в ней прыгают газовые пузырьки. Люди заметили это давным-давно, купаясь в источниках минералки. Но только в XVII веке кто-то предприимчивый догадался разливать воду в бутылки и продавать их в городах. В это же время появились и первые сладкие напитки, еще не газированные: в Париже некая "Компания лимонадиеров" продавала подслащенную медом лимонную воду. Ее в больших емкостях разносили на спине торговцы.

В XVIII веке ученые поняли, что вызывает появление пузырей. И вот в 1772-м английский химик Джозеф Пристли придумал, как сотворить из обычной воды газированную. На коллегии физиков в Лондоне он представил первый в мире сатуратор -- газировочный аппарат.

В Америке содовую воду с травяными добавками продавали в аптеках. А в России первое производство искусственных минеральных вод открылось в начале XIX века в пригороде С.-Петербурга. Знаменитый кондитер Излер выпускал сельтерскую (от названия немецкого источника Selters) и содовую. Сельтерская содержала соли натрия, кальция и магния, содовая -- только натриевые. На вкус и та, и другая были солоноваты, но в отличие от природных минералок ни тогда, ни сейчас не имели лечебных свойств.

Что происходило потом? Газировка -- из тех редких продуктов, которые принципиально не изменились со дня своего изобретения. Разве что натуральные компоненты превратились теперь в химические.
В этом волшебном напитке встречаются три состояния вещества: жидкая вода, летучий углекислый газ и твердый сахар. Главное в газировке -- вода. Чем она лучше, тем лучше вкус. Потому первый этап изготовления напитков -- очистка, на заводах установлены целые системы фильтров. Затем добавляется сваренный по особым рецептам сироп с подсластителями, экстрактами трав, ягод и фруктов. И последним -- двуокись углерода, природный газ, после чего напиток разливают в бутылки и банки.


"Тархун" приходится братом абсенту
Маленький газировочный словарь

"Айрн-Брю". Родом из Шотландии. Семья Барр занималась производством газировок с 1880-х. В 1901-м они начали выпускать напиток, названный Iron Brew -- "Железное (крепкое) варево". С 1946-го переживает второе рождение с немного измененным названием (Irn Bru).

"Байкал". Уникальный заменитель колы советских времен. Содержит экстракты трав, настои эвкалипта и лавра. Считается, что его "формулу" никто из иностранных производителей вычислить так и не смог. Однако "Кока-кола" успешно выпускает "Байкал" в серии "Фруктайм".

"Буратино", "Дюшес", "Лимонад", "Ситро" (а также "Крюшон", "Колокольчик" и пр.). Точная дата появления и авторство неизвестны. Созданы в СССР десятки лет назад путем подбора сочетаний сахара, лимонной кислоты и ароматизаторов. В "Саяны" добавляли лимонник, в "Ситро" -- сиропы разных цитрусовых (от французского слова citron -- "лимон").

"Доктор Пеппер". Изобретен в 1885-м в Техасе Чарльзом Адертоном, который работал в аптеке, принадлежавшей доктору Чарльзу Пепперу. Символом "Доктора Пеппера" одно время был лев, а слоганом -- "Король напитков".

"Кока-кола". День рождения -- 8 мая 1886 года. Придумана фармацевтом Джоном Пембертоном из Атланты. Мечтая сделать тонизирующий напиток, он соединил экстракт листьев коки с экстрактом ореха колы, знание о котором получил от рабов южных штатов. Название для новой газировки сочинил бухгалтер Пембертона Франк Робинсон, соединив два основных компонента и записав все это каллиграфическим почерком.

"Маунтин дью". "Вытек" в 40-е годы из лимонной содовой, которой разбавляли выпивку в американских барах. Название газировки означает "Горная роса" или на сленге Вирджинии не менее романтичное "Лунный свет". Состав "Дью" полностью сложился в 1961-м, когда в него добавили концентрированный апельсиновый сок и кофеин.

"Пепси-кола". Фармацевт Калеб Брэдхем из Северной Каролины, как и другие аптекари, имел автомат, из которого покупатели цедили себе содовую с различными добавками. Соединив газировку, ваниль, сахар, масла, пепсин и экстракт орехов колы в 1898-м, Брэдхем назвал это "Напитком Брэда", а чуть позже "Пепси-колой" (1903). Создатель был убежден, что пепсин способствует пищеварению.

"7 Ап". Изобретен в октябре 1929-го Чарльзом Григгом, который работал над созданием газировки с лимонным вкусом.

"Спрайт". Название означает "фея", "эльф". Появился на рынке 1 февраля 1961 г.

"Тархун". Напиток с добавлением экстракта азиатского эстрагона Artemisia dracunculus, пряного растения, одного из видов полыни. Интересно, что другой вид полыни, европейской Artemisia absinthium, -- основной компонент великого абсента.

"Фанта". Впервые появилась в Германии в 1940-м и в США в 1958-м. Самый популярный вкус -- апельсиновый, но в мире существует не меньше 75 разновидностей "Фанты". Среди них банановая, персиковая, ананасовая, киви, личи, дынная, грейпфрутовая, лакричная, гранатовая, арбузная.


Укуси головастика
Факты о любимом пойве

* Слово "лимонад" впервые встречается у Петра I. Оно происходит от итальянского limonata, "лимонная вода". В России лимонадом называли все сладкие газировки.
* Когда в 20-х годах кока-кола появилась в Китае, ее названию долго не могли подобрать иероглифы. В китайском около 200 знаков, которые произносятся вроде "ко-ка-ко-ла". Поэтому вначале на магазинчиках появлялись надписи, означавшие "Укуси воскового головастика" или "Кобыла, скрепленная воском". В конце концов компания остановилась на иероглифе "лер", означающем веселье. И слово "кока-кола" уже много лет звучит для китайца как "повеселись".
* Несколько лет назад на Украине попытались возродить производство автоматов по продаже газировки. В новом автомате можно выбрать из нескольких видов напитков, стаканчики, понятно, одноразовые. Но пока агрегаты делают только на заказ предприятий. Может, потому, что из автоматов бессовестно крадут. В США, например, эти кражи стоят газировочным компаниям 100 миллионов долларов в год.
* Автомобиль Незнайки работал на газированной воде с сиропом.
* Кроме традиционного коричневого, кола была прозрачной (Tab Clear от Coke); пепси -- тоже прозрачной (Crystal Pepsi) и голубой.
* На Мальте продается уникальный газированный напиток Kinnie, который настоян на горьких апельсинах и мальтийских травах (грубо по вкусу можно сравнить с газированным мартини россо). В России можно встретить слабое подобие -- газировку "Кинотто", которую делают в Подмосковье из итальянского концентрата.
* Демократическая администрация США на приемах обычно подает кока-коку, а республиканская -- пепси.
* Как пишет Вильям Похлебкин, слово "напиток" 100 лет назад в русском языке раньше имело другое значение: то, чем "напитываются", наедаются. Потому и какао, и кофе раньше откушивали. Для того, что утоляет жажду, долго не могли найти подходящего слова -- пытались употреблять "пиво", "пойво" и "пойло".
* В Японии существуют 7000 видов газировок, и каждый год выпускаются сотни новых.
* На рекламу кока-колы в разные годы работали Рой Орбисон, Дайана Росс, Рей Чарльз, "Бич бойз", "Муди блюз", "Гесс ху".
* В экономике есть тезис "китайская газировка", другими словами -- "Все, что нам требуется, -- это захватить 1% рынка". То есть, если некая компания сможет достичь того, что всего лишь 1% жителей Китая будет пить произведенный ею лимонад, она начнет продавать лимонад тоннами.
* В марте 1986-го Майкл Джексон получил от пепси-колы самый большой куш в истории: 15 млн за две телерекламы плюс спонсирование соло-тура. Сотрудничество с Джексоном обходилось компании PepsiCo в $5 млн ежегодно.
* Оригинальную бутылку кока-колы называют "лучшей упаковкой в мире". Она появилась в 1915-м, когда возникла необходимость в особой таре (в начале века всю газировку охлаждали в холодной воде, и этикетки просто смывались). По легенде, бутылку решили уподобить ореху колы или листу коки, но отправленный в библиотеку сотрудник принес вместо них картинку плода какао. Полоски на бутылке действительно напоминают полоски на этой "груше".
* В мексиканской коке вместо кукурузного сиропа -- сахар, и многие американцы считают, что она вкуснее и больше похожа на ту, что они пили в детстве. Хотя представители компании и утверждают, что во всем мире кола одинакова на вкус.
* В Лос-Анджелесе продажа газировки в школах запрещена: так власти борются с детским ожирением.
* Собственно газировка приносит компании "ПепсиКо" не более четверти оборота.
Ей принадлежат десятки тысяч ресторанов и чипсы Lays.
* С 1 января 2003 г. газировки России не имеют права называться как фрукты, овощи и травы, если в их состав входят и другие компоненты. Исключение сделано для привычных названий вроде "Ситро".
* В логотипе колы в разное время видели человека, нюхающего кокаин, и скрытое антиисламское послание (если отразить надпись в зеркале, якобы можно прочитать "Нет Мохаммеду, нет Мекке"). И то, и другое -- ложь, поскольку во времена, когда был придуман логотип, кокаин не нюхали, а пили, и он был доступен всем. А соответствие отражения буквам арабской вязи не подтвердили даже в крупных арабских институтах.
* В студенческих кампусах Америки ходил слух, что "Маунтин дью" укорачивает пенис и уменьшает размер яичек.
* Газировка утоляет жажду и голод так же, как молоко и апельсиновый сок.
* В 2002 году в мире продали газировки больше чем на 61 миллиард долларов.
* Зимой прошлого года в обезьяннике токийского зоопарка установили автомат по продаже газировки. Шимпанзе дали монетки в 10 йен, и они скоро выстроились в очередь, чтобы сбросить монетку в автомат и получить банку газировки. Совсем как люди: даже устраивали небольшие драки за банку и отталкивали друг друга.


Первые глотки

1 век до н.э., Древний Египет. При Героне Александрийском в городе устанавливались агрегаты, торгующие водой, -- тяжелая бронзовая монетка падала на рычаг, под его давлением открывалась пробка-клапан, и в посуду наливалась вода.

1798. Первое название "Содовая".
1920. Первые газировочные автоматы.
1934. Первые цветные этикетки.
1952. Первый диетический напиток.
1957. Первая алюминиевая банка.
1962. Первый язычок на банке.
1970. Первые пластиковые бутылки.


Ностальгия по трем копейкам

Сейчас на дни рождения мы покупаем газировку огромными бутылками, если не упаковками. На улице пьем ее из маленьких банок.
А тридцать лет назад, помните?

Газировку покупали по великим праздникам. На бумажный рубль с копейками в гастрономе можно было купить почти четыре пол-литровых "Экстра-ситро" или "Дюшеса", 27 копеек каждая. У нас дома газировку пили за столом только дети, наливая в маленькие металлические стаканчики. Взрослые покупку "буратин" почему-то не очень приветствовали. По-моему, потому, что оставались пустые бутылки, которые никто не хотел сдавать (ведь тогда каждая семья постоянно сдавала молочную тару).

Просто на улице газировку пили из автоматов. За копейку вода без сиропа, за три -- с сиропом. Автоматы были капризные и иногда, приняв монету, отказывались наливать. Но даже самые мелкие дети прекрасно знали, что в этом случае нужно как следует долбануть по автомату кулаком. (Иногда без троячка так выбивали себе стакан халявной газировки). Всегда была проблема, где найти стакан, потому что чаще всего их воровали алкоголики, а одноразовая посуда была редкостью. У некоторых несчастных детей была проблема -- пить газировку на улице даже в самую страшную жару им не разрешали родители. Стаканы-то общественные, хоть и ополоснутые тут же, в автомате.

Еще мы делали себе газировку с двойным сиропом. Автомат был устроен так, что сначала вытекала вода с сиропом, а затем просто газированная. И если убрать стакан из-под струи, а потом сбросить еще 3 копейки и долить, получалось вкуснее. Вокруг железных автоматов всегда растекались липкие лужи...

Еще раньше в парках газировку продавали с тележек, в которых устанавливали баллон с газом, а наверху были сироп в резервуарах и мойка. Дети, которых приводили еще до войны в парк Горького, ели в кафе пирожные и запивали его лимонадом.

В Москве на Арбате можно было выпить ужасно вкусной воды в павильончике "Воды Лагидзе". Большие стеклянные колбы на прилавке заполняла густая жидкость всевозможных цветов. Это были сиропы -- лимонный, вишневый, сливочный (!), грушевый, клубничный, шоколадный. Несколько продавцов в фартуках наливали воду покупателям (с двойным сиропом, или с тройным, или с разными, разбавляя водой из сифона) -- стоило это несколько копеек.

Эти фруктовые и ягодные натуральные газировки изобрел в 1887-м Митрофан Лагидзе. В 1913-1914-м он получал за них золотые медали на выставках в Вене и Петербурге. Говорят, что рецепт изготовления своих сиропов Лагидзе держал в тайне и никому не продавал, хотя американцы и предлагали ему огромные деньги.
Сталин каждый день пил воды Лагидзе, которые доставляли ему самолетом из Грузии.

А что сегодня? Пишут, что Темур Чкония, генеральный менеджер грузинского отделения компании "Кока-Кола", фактически уничтожил производство вод Лагидзе, а внука основателя производства взял к себе в заместители...

Первая пепси-кола и фанта появились в Москве перед олимпиадой 1980-го. За 15 копеек (дорого!) в "Детском мире" можно было купить стакан необыкновенного апельсинового напитка. Ничего похожего раньше мы не пили...


Компостная куча по-американски

С чем еще экспериментировать жителям США, как не с народным американческим напитком? Вот какие примеры использования кока-колы собрал на своем сайте один любитель.

Кока-кола
...Служит вместо крема для загара.
...Растворяет жвачку в волосах. Опустите залепленную прядь в стакан с колой на несколько минут.
...Отлично отмывает кафельный пол.
...Оттирает следы маркера на ковре.
...Делает необыкновенно зеленой лужайку. 1 стакан колы, 1 стакан аммиака и четверть стакана средства для мытья посуды нужно разбрызгивать по травке раз в месяц.
...Помогает при тошноте. Нужно дать выйти газу и пить по чайной ложке каждый час.
...Помогает получить компост. Накидайте солому, мусор, старые листья. В середину вылейте банку колы. Переворачивайте раз в месяц, добавляя воду, но чтобы не было слишком влажно. Через месяц у вас будет куча компоста.
...Убивает крыс. Рассказывают, что один старый фермер из Оклахомы вдоволь поил колой крыс, разоряющих его кукурузные амбары. Не способных на отрыжку зверьков кола разрывала изнутри.
...В тропических странах вроде Папуа Новой Гвинеи избавляет от поноса. Нужно выпустить газ из бутылки и пить по стакану (газировка должна быть комнатной температуры) каждые два часа.
...Хорошо оттирает следы жучков на ветровом стекле. Возьмите банку теплой колы, потрясите и распылите на стекло. Сотрите, ополосните водой.
...Размягчает засохшее мясо. Залейте кусок колой и нагрейте в печи.
...Подкармливает аквариумную траву.
...Служит контрацептивом, правда, средним по эффективности.

Но неправда, что
...у американского дорожного патруля с собой всегда литров 9 колы, чтобы смывать кровь с дороги после аварии.
...кола растворяет гвоздь за 4 дня, а кость за 2.
...кола удаляет коррозию с аккумулятора. Концентрация кислот, которые есть в коле, ничтожна.
Лимонной кислоты в ней меньше, чем в апельсиновом соке.


Война "колов"
Как пепси сражается с кокой

Они и правда воюют друг с другом, и битвы не утихают уже 70 лет. На каждую новую марку, приобретение или конкурс колы появляется марка, приобретение или конкурс пепси и наоборот.
В 1930-м "Пепси-кола", брэнд, переживший к тому времени два банкротства, вдруг бросил вызов королеве газировочного рынка. Успешная стратегия пепси была основана на цене: компания продавала свой напиток дешевле и к тому же имела отличную сеть распределения через кондитерские магазины. Доходило до того, что родители покупали пепси-колу на детские дни рождения и тайком на кухне переливали ее в кока-кольные бутылки... (Ну и кто тогда одерживал верх?)

Но вот началась послевоенная инфляция, и цена на пепси-колу поднялась. Покупатели сразу потеряли к газировке интерес. Тогда компания придумала новый ход -- ориентацию на конкретного потребителя. "Пепсико" заявила, что выпускает продукт для молодежи, а когда представила на рынке диетическую пепси-колу (которая опять же была дешевле классической), сразу стала привлекательна для женщин. В то время как кока-кола всегда выставляла себя как "универсальная" и "вечная" газировка, которая находится вне моды.
В принципе, такое разделение осталось и сейчас. Кока-кола -- "патриотическая" газировка Америки, ее флаг, ее неизменная ценность. И известно, кто выбирает пепси...


Не пей, кабанчиком станешь

На вопрос, вредна или полезна газировка, любой скажет, что вредна. Хотя не все так просто. К примеру, недавно английские ученые Ферранти Вонг и Линда Шоу открыли, что грейпфрутовый, апельсиновый и яблочный соки опаснее, чем кола, для эмали детских зубов, потому что содержат больше кислоты.

Ясно, что никто до конца не знает, как химические вещества в коктейлях газировок взаимодействуют друг с другом и как все это в конце концов сказывается на нашем здоровье. А мы еще раз перечислим главных врагов из бутылки.

Углеводы. Потому что в газировке их слишком много. Так, простой подсчет определяет, что в 0,33 банке пепси содержится 8 кусочков сахара, в коке -- 6,5, в "Саянах" -- 5,5. Кто из нас пьет настолько сладкий чай или кофе?
Эти лишние углеводы укладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета.

Подсластители. Не способствуют ожирению, но вредны, с другой стороны. В принципе, все обвинения тут -- в адрес аспартама. Этот белок в 200 раз слаще сахара, может вызвать аллергию, а также болезни желудка, нарушение работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки.
Самое дурацкое, что напитки с аспартамом да и другими подсластителями не утоляют жажду и увеличивают аппетит.

Кислота. Разъедает эмаль зубов, что способствует кариесу. Хотя, в общем-то, ее содержание в газировке очень мало. Хуже, если в напитке есть ортофосфорная кислота: она помогает вымывать кальций из костей, и они легче ломаются. Гарвардские ученые подсчитали, что у детей, пьющих такую газировку в слоновьих дозах, шансы сломать ногу в три раза выше.

Углекислый газ. В принципе, безвреден, но возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму.

Кофеин. Может вызвать кофеиновую зависимость. Выпив 5 баночек "Маунтин Дью" по 0,33 л за час, можно словить кофеиновую интоксикацию. Ее признаки -- беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.
На банку 0,33 л кофеина в мг:
"Маунтин Дью" -- 55,
Кока-кола -- 45,6,
"Доктор Пеппер" -- 39,6,
Пепси-кола -- 37,2.
Искусственные ароматизаторы и красители. Действуют на обменные процессы.

Тара. Алюминиевые банки помогают разносить опасные заразные болезни. В момент вскрытия банки в контакт с ее содержимым вступают различные виды стафилококков, а также бактерии-возбудители сальмонеллеза и энтероколита, жидкость разливается по крышке и вместе со всеми бактериями оказывается внутри нас.

Чтобы уменьшить вред от газировки, следуйте простым правилам.
1. Пейте ее холодной. Разрушение эмали зубов зависит и от температуры напитка. В Америке газировки пьют больше, чем в Европе, но ее всегда подают со льдом, и повреждений зубов у американских детей меньше.
2. Пейте через трубочку.
3. Ограничьтесь 1 стаканом 1-2 раза в неделю.
4. Откажитесь от газировки, если страдаете ожирением, диабетом, гастритом, язвой.
5. Не давайте газировку детям до 3 лет.


Бурая и бурлит!
Тест

Чтобы проверить, насколько натуральна газировка, прокипятите ее с ложкой соды (метод работает для коричневых, зеленых или желтых по цвету). Если газировка останется прежнего цвета -- перед вами достижение химической промышленности. Если станет бурой -- натуральный продукт.

Чтобы проверить, есть ли в газировке консерванты (ну куда бы они делись), добавьте в бутылку дрожжи и, оставив открытой, наденьте на нее шарик. Если он через какое-то время не надуется, консерванты есть.

Материалы подготовила
Софья АЛЕКСАНДРОВА

В этой рассылке использованы материалы из еженедельной газеты "kоMоk", электронную версию которой можно найти по адресу
www.komok.ru

Другие наши рассылки

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ВОЗВРАЩЕНИЕ "БЛОНДИНКИ В ЗАКОНЕ"
Она побила "Ангелов Чарли"

НОВАЯ ПРОВОКАЦИЯ ЛАРСА ФОН ТРИЕРА
Николь Кидман в роли ангела смерти

КУДА И ЗАЧЕМ ИДУТ ДЖЕРРИ?
Новая провокация Гаса Ван Санта

АВСТРАЛИЙСКИЙ ВЕСТЕРН
Маленькая девочка вместо крутых ковбоев

ПОДПИСАТЬСЯ ::.
АРХИВ ::.


CD-ОТИЗМ ::.
В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

НЕПАРА
"Другая семья"

В духе Ирины Аллегровой

ВЕРКА СЕРДЮЧКА
"Ха-ра-шо!"

Китч-шоу

ЮТА
"Рожь и клевер"

Эстрадный рок

5`NIZZA
"Пятница"

Русские, корчащие из себя негров

ДДТ
"Единочество I"

Поэт-пропагандист, корчащий из себя рокера

ЛЕГЕНДЫ РУССКОГО РОКА / ИННА ЖЕЛАННАЯ
World music по-русски

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС
"The Best"

Фирменный русский поп-рок

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
"Пыль на ботинках"

Отзвук золотого века русского рок-авангарда

ПОДПИСАТЬСЯ ::.
АРХИВ ::.



ПОДПИСКА ON-LINE ::.
Рассылки Subscribe.Ru

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"


(после нажатия этой кнопки Вы попадёте на страницу Subscribe.ru)


ПОДПИСКА OFF-LINE ::.

Если Вы уже являетесь подписчиком CityCat'а, Вы можете подписаться через электронную почту.

Для этого:
1) Откройте [ПОЧТОВУЮ ФОРМУ]
2)
Поле "Тема" можете оставить незаполненым.
3) Укажите свой e-mail и пароль в первой строке письма
4) Во второй строке укажите код рассылки на которую Вы хотите подписаться.
Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot
Если вы хотите подписаться на несколько рассылок, то в одном письме можете указать несколько кодов - каждый в новой строке.
5) Теперь нажмите кнопку "Отправить письмо" в окне почтовой формы. Ваше письмо попадёт в папку "Исходящие" и будет отправлено при первом же Вашем подключении к Интернету.

Отзывы, комментарии направляйте Татьяне Алёшиной

Copyright © 2003 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное