[свободная трибуна] В Манеже открылась выставка советской живописи 20-40-х годов
В Манеже открылась выставка советской живописи 20-40-х годов
Выставка охватывает главные вехи 20-40-х годов. Картины, ставшие классикой
отечественного искусства, привезли из коллекций крупнейших музеев.
Организаторы
выставки говорят: будет много аллюзий и пищи для размышлений. Архитектурные
утопии, трансформация образа Ленина и многое другое, как отмечают
учредители,
выводы об увиденном - за зрителем.
Картины, ставшие классикой отечественного искусства, привезли из коллекций
крупнейших музеев. Организаторы выставки говорят: будет много аллюзий и пищи
для размышлений. Архитектурные утопии, трансформация образа Ленина и многое
другое, как отмечают учредители, выводы об увиденном - за зрителем.
Большое путешествие по короткому отрезку яркой и противоречивой эпохи. С
1925 года до конца Великой Отечественной. Как части исторического пазла - 80
картин,
без которых представить советскую живопись невозможно.
Тут разные темы, но одна задача - рассказать не столько о стране в
конкретный период, сколько о надеждах людей, которым и жить, и строить так
часто помогала
мечта. На полотнах Александра Лабаса эти грезы о светлом будущем буквально
материализуются. В каждом взмахе кисти - любование свежестью юного мира, где
люди и не люди вовсе, а неземные создания, воздушные и легкие. На картине
детдомовцы, задрав головы, разглядывают техническое чудо - дирижабль, больше
напоминающий летающую тарелку. А тут уже сам художник смотрит на город мечты
с высоты птичьего полета, будто не веря: будущее наступило. Для Лабаса в
ощущении
запредельной скорости и есть "дыхание времени".
"Это, наверное, важнейшая часть идеологии того времени, когда человеку
внедряют в сознание, что возможно все, что все существующие земные законы
можно преодолеть,
что реки можно повернуть вспять и что человек может и должен летать, и он
летает", - отмечает директор Третьяковской галереи, куратор выставки
Зельфира
Трегулова.
Штрих за штрихом - и моделируется этот великий советский миф. Руками
художников поэтизируются рабочие будни, демонстрации, даже утренняя зарядка.
У Александра
Дейнеки если спортсменки, то обязательно комсомолки и красавицы не бегут, а
будто отрываются от земли. Культ здоровья - это про них, молодых, крепких и
выносливых. Впрочем, кому девиз "быстрее, выше, сильнее", а кому тихое
семейное счастье. У Кузьмы Петрова-Водкина товарищи - просто влюбленные,
мечтают
о будущем, кротко сложив руки на коленях. Но что может передать состояние
спокойствия, умиротворения лучше, чем спящий ребенок. И снова образ-символ -
жизнь в стране цветет пышным цветом, как этот яркий букет.
"Это такое белое, космическое пространство, в котором лежит, свернувшись
калачиком, этот ребенок, зародыш такой и эмбрион будущего, осененного
надеждой,
верой в счастье", - поясняет Зельфира Трегулова
Надежда, вера, счастье - чувства и эмоции тут, конечно, на заказ. Но тем
интереснее следить, как художники лавировали между собственным стилем и
генеральной
линией партии. Картина Петрова-Водкина, по словам экспертов, хоть и
рассказывает о трех бойцах, вспоминающих убитого товарища, но восходит к
иконографии.
А полотно Дейнеки Оборона Петрограда" и вовсе предвосхищает появление так
называемого "сурового стиля", возникшего только в конце 50-х.
"Конечно, был госзаказ, конечно, существовало сильное давление на художников
и, конечно, самое главное, - великие художники оставались художниками,
прежде
всего, они находили возможность. И речь идет даже не столько о компромиссе,
сколько о позиции художника над схваткой", - отмечает режиссер, продюсер,
куратор
выставки Эдуард Бояков.
Вся выставка как возможность проследить: художественный язык менялся год от
года. Чем ближе конец 30-х, тем меньше романтической дымки. Наивность
сменяется
строгостью. Мечтатели уже просто товарищи.
"Если мы посмотрим работы еще больше подходящие к рубежу войны, то там уже
от легкости не осталось и следа. Уже человек крепко стоит на ногах, руки
налиты
силой, он готов этими руками крушить врага или ковать железо. Он уже такой
хтонический герой, который борется с мировым злом", - отмечает куратор
выставки
Дмитрий Ликин.
Портрет эпохи - в каждом из 12 залов. Но самым важным организаторы выставки
считают этот - под названием "Великая война". Пять картин, как пять опорных
точек в создании образа народа-победителя. И каждая военную тематику
раскрывает через библейские сюжет. У Сергея Герасимова "Мать партизана"
смело стоит
перед немецким захватчиком, будто перед Голиафом. У Александра Лактионова
"Письмо с фронта" - благая весть, оно буквально светится. А пол под ногами
героев
почти проваливается. Эта и есть логическая точка всей экспозиции. Картина, в
которой главный нерв эпохи - вера в будущее, которое строится на таком
непрочном
настоящем.
Екатерина Березовская
Источник:
http://www.1tv.ru/news/culture/295538
С уважением, Эдуард Фурников