Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Сеанс вопросов на ответы

[свободная трибуна] Сеанс вопросов на ответы
приветствует Вас!
Сеанс вопросов на ответы

Два совещания у Владимира Путина, посвященные
его посланию Федеральному собранию
, показали, что быстро реализовать его вряд ли возможно - значительная часть
предложений президента 4 декабря, от налоговой амнистии до реформы
корпоративных
финансов госкомпаний, понимается в Белом доме несколько в другом ключе.
Впрочем, и послание, и меры по реализации послания готовились в постоянно
меняющейся
конъюнктуре - не исключено, что в 2015 году, когда будет реализовываться
большая часть поручений Владимира Путина, послание приобретет множество
новых
смыслов.

Реализация положений послания президента 4 декабря 2014 года с аппаратной
точки зрения стартовала мгновенно: уже на следующий день администрация
президента
опубликовала список поручений по этому документу, а 8 декабря
премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал свои поручения правительственным
ведомствам. Правда,
правительственный документ никакой попытки трактовать поручения из Кремля не
содержал, а вчера президент созвал два правительственных совещания: по
вопросам
реализации послания Белым домом и по одной из ключевых тем послания,
повышению эффективности госкомпаний. На двух совещаниях президент попросил
руководителей
ведомств и госкомпаний дать пояснения по отдельным темам послания.

Наиболее простой вопрос достался главе Минэкономики Алексею Улюкаеву,
которому президент задал вопрос о причинах роста розничных цен на бензин на
АЗС при одновременном
падении цен на него в оптовом звене. Ответ министра экономики был посвящен в
основном прогнозу
снижения <динамики цен> на продовольствие
со второго квартала 2015 года, о бензине правительству в итоге
рекомендовано поговорить с участием Федеральной антимонопольной службы и
скорее не в макроэкономическом,
а в правоохранительном ключе. Следующий вопрос, о системе сертификатов на
переподготовку врачей, обращенный к министру здравоохранения Веронике
Скворцовой,
позволил выяснить, что к текущим сокращениям врачей, в частности в Москве,
нововведение, анонсированное президентом, отношения, видимо, не имеет.
Сертификаты,
пояснила глава Минздрава, будут в пилотном режиме оплачиваться из фондов ОМС
в регионах с сентября 2015 года и призваны поддержать процесс переподготовки
врачей при кампании их аккредитации с 2016 года. И лишь ответ на вопрос
министру образования Дмитрию Ливанову о том, как прошло упомянутое в
послании обязательное
написание выпускниками сочинений (состоялось 3 декабря), не вызвал никакого
удивления: из проверенных сочинений (82% написанных) незачет получили лишь
5% авторов (потом можно будет пересдать). 50% из них писали, разумеется, о
войне.

После этих вопросов совещание шло в закрытом режиме. По данным <Ъ>, темы для
обсуждения уже накануне были заявлены даже по ключевым вопросам послания.
Так,
как следует из имеющегося у <Ъ> письма заместителя главы Минфина Сергея
Шаталова в аппарат правительства от 8 декабря, Минфин сейчас не может
приступить
к подготовке
законопроекта об офшорной амнистии
до тех пор, пока не получит от руководства страны ответа на четыре вопроса
<о конструкции амнистии>. Ведомство спрашивает: амнистия должна охватить
любые
зарубежные активы физических лиц или только деньги на счетах; надо ли будет
физически переводить средства в российские банки и перерегистрировать активы
на российских собственников или будет достаточно просто <раскрыться>; должен
ли уплачиваться налог со стоимости декларируемых активов - если да, то по
стандартной
ставке в 13% или по какой-то другой, пониженной; должно ли обещанное
<отсутствие вопросов> у правоохранителей к участникам амнистии
распространяться на доходы
от нелегальной торговли наркотиками и оружием, финансирование терроризма и
прочие подобные операции? Есть у Минфина сомнения по другим широко
освещенным
пунктам послания -
фиксации нынешней налоговой нагрузки
до 2018 года включительно и докапитализации Фонда развития Дальнего
Востока: в ней, по мнению Сергея Шаталова, пока не видится необходимости.

Совещание по эффективности работы госкомпаний началось через полтора часа
после предыдущего в схожем составе, но с главами госАО и госкорпораций.
Особенных
неожиданностей в темах, предложенных Владимиром Путиным, ждать не
приходилось: работа по внедрению системы оценки ключевых показателей
эффективности (KPI),
как и созданию единых казначейств в госхолдингах, велась довольно давно.

Впрочем, президент напомнил и о другой составляющей проекта, которая в
текущих условиях больше интересует ЦБ и банковский сектор: он <хотел бы
услышать>,
как идет работа по переводу счетов госкомпаний в <системообразующие банки
России>. Кроме того, у Владимира Путина, как выяснилось, есть вопросы и по
дисциплине
выплаты дивидендов госкомпаниями - причем как к <отдельным госкомпаниям>,
добившимся от правительства с 2012 года в инвестиционных целях
индивидуального
снижения нормативов выплаты не менее 25% чистой прибыли (формально таких
госкомпаний нет вообще, но правительство, как заявил господин Улюкаев 8
ноября,
готово рассматривать предложения <Газпрома> на этот счет), так и к
правительству, которое такое разрешение давало, не пересматривая общие
правила игры.

В целом в словах президента на совещании по госкомпаниям можно было услышать
новые нотки - вплоть до мягкого осуждения глав госАО, которые, по словам
президента,
просто <добежали до высоких кабинетов> в интересах своих компаний, а то и
будущего включения их в общие правила игры. Впрочем, по данным <Ъ>, сама по
себе
интеграция системы управления госАО, которая с 2012 года сместилась от
Белого дома сильно в сторону Кремля, с правительственной не так проста. Так,
на совещании
президент потребовал от правительства разработки <перечня взаимоувязанных
стратегических документов, которые будут обязательны для организаций с
госучастием>.
Отметим, по данным <Ъ>, как раз накануне послания, в начале декабря,
правительство как раз обсуждало коррекцию системы документов стратегического
планирования
(ответственный - Минэкономики). Впрочем, большая часть ведомств Белого дома,
как следует из правительственной переписки по этому поводу, никаких идей по
планированию
не имеют, 16 из них, равно как и Совет безопасности РФ, на запросы ведомства
Алексея Улюкаева не отвечают, а имеющие идеи (ФМС, Минэнерго,
Минвостокразвития)
в основном предлагают то, что Минэкономики не поддерживает. Кроме этого, у
правительства есть сомнения в том, что и без интеграции в систему
госкомпаний
удастся в стратегическом планировании соблюдать требования соответствующего
закона N172-ФЗ.

Вопросы, связанные с президентским посланием при явном отсутствии в нем
ультрарадикальных идей, объясняются прежде всего резкими изменениями
экономической
конъюнктуры, пришедшейся на период его подготовки, октябрь-ноябрь 2014 года.
Очевидно, ни Кремль, ни Белый дом особо торопиться с толкованием послания
не намерены: дальнейшее развитие ситуации в экономике позволит при наличии
необходимости обнаружить в документе, от которого еще в начале ноября 2014
года
ждали масштабной экономической либерализации, а уже в конце этого же месяца
- <закручивания гаек>, совсем другие неожиданные смыслы.

Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов
Источник:
http://news.mail.ru/politics/20415762/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Wed, 10 Dec 2014 10:32:20 +0400 (#3178985)