Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Строители сметного будущего

Строители сметного будущего

Министерство строительства обнародовало законопроект, предполагающий
введение формального потолка для роста стоимости государственных строек - ее
можно
будет менять только внесением правки в федеральный бюджет. Кроме этого
ведомство Михаила Меня предлагает возложить ответственность за эффективность
использования
государственных капвложений непосредственно на госзаказчика строек - до сих
пор законодательство чьей-либо ответственности за превышение сметы вообще не
предусматривало.

Как пояснили <Ъ> в Минстрое, подготовленный законопроект направлен на
усиление контроля расходования денег федерального бюджета, выделяемых на
капитальные
вложения. Эти средства распределяются с помощью Федеральной адресной
инвестиционной программы. В 2015 году она предусматривает финансирование
строек в размере
822,1 млрд руб., в 2016-м - 711,6 млрд руб., в 2017-м - 716,4 млрд руб.

Вводимое проектом ограничение смет госстроек описано Минстроем лаконично:
<Сметная стоимость инвестпроектов: не может превышать предполагаемой
(предельной)
стоимости>, установленной правительством при формировании федерального
бюджета. Отметим, хотя дискуссии в правительстве об установлении потолков
для роста
стоимости капитального строительства в госцелях ведутся с 2011 года,
вероятность того, что это все же произойдет в 2015-2016 годах, высока. Ведь
предполагаемое
со второй половины текущего года снижение инфляции лишит госзаказчиков
аргумента о том, что ограничить финансирование госстроек жесткими рамками
невозможно.

Исходя из формулировок законопроекта потолок стоимости не будет зафиксирован
окончательно, но все изменения в предельную стоимость крупных объектов можно
будет вносить только вместе с изменением самого бюджета, то есть под прямым
контролем Минфина и Минстроя и при ответственности госзаказчика. Это по
крайней
мере ограничит аппетиты застройщиков от увеличения расходов постфактум, хотя
история удорожания проекта моста в Крым показывает, что раздувание смет
возможно
и до его фиксации в бюджете. Первоначальная оценка моста в 45 млрд руб.
(март 2014 года) была увеличена до 150 млрд руб. к лету 2014-го и оказалась
зафиксирована
в бюджете как 228,3 млрд руб. с учетом индекса-дефлятора, или 212,5 млрд
руб. в ценах 2015 года.

Вторая проблема, решаемая Минстроем, - ответственность за надлежащее
использование денег бюджета. Нынешние формулировки закона <Об инвестиционной
деятельности
в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений> не предусматривают
ответственности какого-либо лица за эффективность инвестпроекта.

При этом, как отмечают в министерстве, критерии эффективности содержатся в
постановлении правительства N590 от 12 августа 2008 года: инвестпроекты
проверяются
на соответствие качественным и количественным критериям, а также предельному
значению оценки эффективности использования бюджетных средств. Характер
ответственности
госзаказчиков в проекте Минстроя не закреплен, и в самом ведомстве пояснить

предусматривает
ответственности и за превышение смет - все громкие коррупционные дела
последних лет расследуют прямые хищения или мошенничества, но не манипуляции
со сметными
нормативами, их превышение и т. д.

Понятие ответственности вводится проектом только для федеральных заказчиков.
Можно предположить, что после отработки механизма он будет продублирован и
для регионального
строительного госзаказа, пока стройки субъектов подпадают лишь под контроль
региональных счетных палат, а ответственность заказчиков остается
нерегламентированной.
Объем региональных бюджетных строек между тем превышает объем федеральных. В
2014 году, по данным Минфина, на капвложения регионы потратили 1 трлн руб.,
что составило 11% всех расходов. Так, Москва за год инвестировала в стройки
167,5 млрд руб. (10% всех трат). Впрочем, часть региональных проектов
софинансируется
из федерального бюджета. Так что, несмотря на то что Минстрой по неизвестным
причинам не требует от регионов ввести аналогичные ограничения к стоимости
областных и муниципальных строек (в основном школы, больницы, объекты ЖКХ),
софинансируемые из центра расходы регионов на многие десятки миллиардов
рублей
в год также будут ограничены бюджетным потолком.

Еще одним инструментом ограничения стоимости строек должна стать передача
Минстрою контроля разработки, утверждения и применения сметных нормативов
(соответствующий
проект приказа в ведомстве уже подготовлен). <Разработка сметных нормативов
будет осуществляться исключительно ФЦЦС по заданию Минстроя, так как данные
сметные нормативы, применяемые при строительстве объектов с привлечением
бюджетных средств, являются государственными>, - подчеркнули в ведомстве.

Напомним, ФЦЦС - это Федеральный центр ценообразования в строительстве,
разрабатывающий сметы для крупнейших госстроек, который оказался замешан в
коррупционном
скандале в феврале нынешнего года. Изменение расценок космодрома Восточный
привело к тому, что стройка подорожала на 13,2 млрд руб., утверждала тогда
Счетная
палата. Законопроект Минстроя позволит избежать применения так называемых
индивидуальных сметных нормативов, утверждавшихся ФЦЦС на коммерческой
основе
и являвшихся одним из инструментов увеличения оценки стоимости
строительства, или по крайней мере возложить ответственность за их
необоснованное применение
на само министерство.

В аппарате курирующего Минстрой вице-премьера Дмитрия Козака <Ъ> сообщили,
что знают о подготовке ведомством законопроекта, но не готовы комментировать
его в существующей версии, намереваясь дождаться результатов обсуждения и
доработки документа.

Олег Сапожков, Евгения Крючкова
Источник:
https://news.mail.ru/economics/21764356/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sat, 18 Apr 2015 17:04:35 +0300 (#3256098)