Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Программа Кудрина

Программа Кудрина

Глава Комитета гражданских инициатив, бывший вице-премьер и министр финансов
Алексей Кудрин изложил Совету Федерации план реформ, необходимых для
экономического
роста.

За 2012-22018 гг. рост составит в среднем 1,4% в год -- примерно вдвое ниже
среднемирового. Доля России в мировой экономике снижается, а вместе с ней --
инвестиционная
привлекательность и технологические возможности, констатировал Кудрин.

Правительство признает проблему, отметил Кудрин: в его <<Основных
направлениях деятельности>> (ОНДП) указывается, что без реформ долгосрочный
рост не превысит
2-23%. Но до сих пор нет стратегического плана действий, посетовал он: ОНДП
-- только декларация.

Зря не послушали

В числе причин торможения экономики -- снижение цен на нефть и санкции, но
они лишь наложились на внутренние системные проблемы -- экономика
замедлилась еще
в 2013 г., указал Кудрин. Главной причиной он назвал непроведение
структурных реформ. Теперь за это приходится расплачиваться.

Например, цена неповышения пенсионного возраста -- необходимость увеличить
трансферт ПФР на 1,4 трлн руб. к 2018 г. Расходы бюджета не должны расти,
значит,
средства будут изъяты у других направлений. Время упущено: даже если сейчас
начать повышать пенсионный возраст, то с учетом скорости такого повышения --
по три месяца или полгода за год -- потребуется несколько лет, чтобы
улучшить сбалансированность пенсионной системы. Но в ситуации, когда
трудоспособное
население сокращается на 900 000 в год, а число пенсионеров растет на 700
000-2800 000, другого выхода нет.

Еще одно отвергнутое предложение Кудрина, ставшее причиной его конфликта с
премьером Дмитрием Медведевым и стоившее ему должности, -- рост расходов на
оборону.
С 2010 г. они возросли в 2,4 раза, или на 2 трлн руб. в год, и даже в 2015
г., несмотря на секвестр бюджета, -- на 629 млрд руб., что сопоставимо с
финансированием
всего высшего образования.

<<Из того сокращения [бюджетных расходов], которое сегодня страну задело,
большая часть связана не с уменьшением доходов бюджета -- они пока что не
уменьшились, --
а с тем, что мы обеспечиваем повышение оборонных расходов и берутся эти
деньги из других отраслей>>, -- объяснил Кудрин. Он предлагал выполнить
программу
вооружений не за 10 лет, а за 15: это позволило бы избежать перекоса
бюджета, напомнил он свою позицию. Кроме того, он <<досконально знал>>, что
промышленность
не готова к многократному повышению выпуска, рассказал Кудрин: <<Тем не
менее деньги были выделены, создан аврал>>. В итоге часть запланированных
расходов
все равно переносится на более поздние годы, при этом растет объем
оплаченной, но не поставленной в срок продукции, указывает он в своем
докладе: <<Когда
говорят: нужно кормить свою армию, чтобы не кормить чужие, хорошо бы уметь
это делать>>.

Самое сложное

Старая модель экономики, ориентированная на спрос и позволявшая расти без
изменения качества продукции, больше не работает, объяснил Кудрин. Нужна
новая,
ориентированная на создание более конкурентоспособной продукции, с высокой
производительностью, инвестициями в технологии, большей кооперацией
производственных
и непроизводственных отраслей, перечислил он. Бесполезно пытаться улучшить
что-то одно в этой цепочке: вся она должна стать на порядок эффективнее. А
для этого
должна стать эффективнее система управления, в том числе государственного,
заключил он.

Однако огосударствление экономики эту эффективность, наоборот, снижает.
Государство само с собой не может конкурировать, а нет конкуренции -- нет и
стимулов
для технологического развития, констатировал Кудрин. Госпредприятия не
заинтересованы и в коммерческом успехе -- государство, если что, поможет.
<<Мы никак
не можем раскрепостить возможности частной конкуренции, смелее пойти в рынок
-- это требует новых институтов, знаний и соответствующего
госрегулирования>>, --
призвал Кудрин. Назначением ответственных за решение того или иного вопроса
поднять экономику уже нельзя, уверен Кудрин: <<Должно работать каждое
хозяйственное

А этому мешают слабые институты: незащищенность собственности,
несовершенство судебной системы, коррупция, высокое давление на бизнес,
перечислил он. В этом
году из-за кризиса давление на бизнес только возросло, полномочия
правоохранительных органов были расширены, напомнил он.

Важнейший регулятор и контролер -- парламенты, политические партии,
избиратели, перечисляет Кудрин. Именно через систему законодательной власти
принимаются
законы. Без качественной политической системы вся цепочка эффективных
решений не работает, резюмирует Кудрин: <<Не может начальник все
распределить и всегда
быть мотивированным>>. Реформы должны коснуться и регионов: нужно снимать
избыточные фильтры для кандидатов в губернаторы, усиливать их отчетность
перед избирателями.
<<Рост пойдет из регионов>>, -- уверен Кудрин. Институциональные реформы --
самая сложная часть, признал он. Но без них дальше будет еще сложнее,
призвал он сенаторов
поддержать проведение реформ.

<<Сегодня вы не обременены государственными полномочиями и можете выступать
как свободный художник, без ограничений высказывать свою точку зрения. Она
была
очень интересна для нас, есть над чем подумать>>, -- поблагодарила Кудрина
глава Совета Федерации Валентина Матвиенко и вручила ему медаль в честь
юбилея
Совета Федерации.

Сам Кудрин не исключает для себя возвращения во власть, но только если она
будет настроена на реформы, как в начале 2000-х, сказал он в интервью
<<Интерфаксу>>.
В текущей политической системе такой вероятности нет, считает он: <<Поэтому
я и не там>>.

Совет Федерации не совсем привычная трибуна для человека не во власти и
критикующего власть, говорит политолог Алексей Макаркин. Речь программная,
но политические
реформы, на которых настаивает Кудрин, сейчас власти не нужны, разве что
того потребует исчерпание резервов за пределами 2015-22016 гг. Сейчас же
скорее
это набор сигналов, считает Макаркин. Это сигнал правительству Медведева,
которое благодаря поддержке Кремля не встретило критики в Госдуме, а теперь
получает
ее с трибуны Совета Федерации. Это сигнал модернистским элитам, которые
сейчас приуныли, что даже с трибуны власти можно власть критиковать и она
слушает
разные мнения, полагает Макаркин.
Источник:
https://news.mail.ru/economics/22240723/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Thu, 4 Jun 2015 15:09:52 +0300 (#3274484)