[свободная трибуна] В рамках Чеховского фестиваля в Москве показали "Красный табак" Джеймса Тьерре
В рамках Чеховского фестиваля в Москве показали "Красный табак" Джеймса
Тьерре
Невероятная сценическая феерия в театре Мосссовета, куда в рамках
Международного Чеховского фестиваля приехал выдающийся Джеймс Тьерре со
спектаклем "Красный
табак". Постановка, по мнению критиков, уже вошла в список шедевров мирового
театрального искусства. Цирк, балет, драма с акробатическими элементами,
неописуемая
пластика актёров и аншлаг в зале. Кроме Москвы, "Красный табак" увидят
зрители в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Говорят, спектакли внука Чарли Чаплина Джеймса Тьерре не поддаются описанию,
как нельзя объяснить словами, что такое любовь, смех, одиночество или боль.
Но мы все-таки попробуем передать вам ту невероятную атмосферу, которая в
эти дни царит на сцене театра Моссовета.
Здесь есть всё: танец, драматическая игра и пантомима. Кажется, любые рамки
для Джеймса Тьерре существуют лишь чтобы выходить за их пределы.
"Я почти не говорю на сцене, а если и говорю, то на языке, который сам
придумал. Мне кажется, он понятен без перевода. Но вообще зачем нужны слова,
когда
есть эмоции, есть музыка?! Всё, что тут будет, надо просто прочувствовать",
- говорит актер, режиссер, хореограф Джеймс Тьерре.
Люди искусства всегда одиноки. Так и главный герой пьесы "Красный табак",
дирижер на склоне лет, застрял в мире своих фантазии, а законы суровой
реальности
ему чужды. В этой истории есть что-то от короля Лира, от мифологического
Нарцисса и даже от Алисы в Стране чудес, но только он, Джеймс Тьерре, может
рассказать
ее так тонко и трогательно, в общем по-чаплиновски.
Движения, отточенные до кончиков пальцев. Никто так не владеет своим телом,
как артисты этой труппы. Зрителям остается лишь затаив дыхание следить за их
перемещениями, то словно в замедленной съемке, то в ускоренном режиме.
"Я беру в свою команду людей, умеющих импровизировать. Во время гастролей
бывает что-то идет не так с декорациями или со звуком, но мы не теряемся -
это
такой упорядоченный хаос", - говорит Джеймс Тьерре.
В зеркальном отражении - придуманный им мир. Абсолютный любимец публики, как
всегда, привез в Москву груды сложнейших декораций. Чтобы спрятать все эти
причудливые вещицы не нужны даже кулисы.
Гигантские зеркала, ожившие картины, старинная мебель - главный герой будто
прячется за всем этим, как потускневший светильник за абажуром. Кстати,
именно
от слова "абажур" и произошло название спектакля, ведь если прочитать его
наоборот получится "Табак Руж" - "Красный табак".
"Я хочу, чтобы мои зрители включили воображение и нашли объяснение тому, что
происходит на сцене, внутри себя. Человек, которого я играю, закрылся в
тюрьме
собственного подсознания. Кому-то он покажется тираном, потерявшим власть,
кому-то - художником в творческих муках. Но главное - видите эту огромную
штуку
за моей спиной - это та самая клетка. Из нее надо выбраться, чтобы стать
свободным и счастливым", - рассказывает Джеймс Тьерре.
В плену дыма главным оппонентом становится собственное отражение. Сжигая
очередную незаконченную рукопись и зачеркивая ноты, которые подбирались
годами,
он шагнет в таинственное зазеркалье. И, возможно, именно там великому
мастеру суждено найти то, к чему шел всю жизнь.
Кристина Левиева
Источник:
http://www.1tv.ru/news/culture/285289
С уважением, Эдуард Фурников