Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Бомбу сложили в багаж

Бомбу сложили в багаж

Как стало известно <Ъ>, международная техническая комиссия по расследованию
катастрофы А321 компании <Когалымавиа> осенью прошлого года в Египте
установила
точное место закладки бомбы, погубившей сам самолет и 224 находившихся на
его борту человека. По мнению экспертов, террористы заминировали отсек
негабаритного
багажа в хвостовой части самолета, спрятав СВУ с таймером между детских
колясок и плетеной мебелью, традиционно привозимой туристами из
Шарм-эш-Шейха.
Срабатывание небольшой по мощности бомбы привело к мгновенному отрыву хвоста
машины и, как следствие, к ее переходу в неуправляемое пикирование.

Установить эпицентр взрыва авиаэкспертам из Египта, Межгосударственного
авиакомитета (представляет Россию), Франции и США помогла организованная ими
выкладка
собранных фрагментов А321 в ангаре в аэропорту Каира. Сохранившиеся элементы
обшивки разложили на полу, воссоздав из них некое подобие проекции самолета
на плоскость.

Планировалось, что следующим этапом станет 3D-моделирование подозрительных
фрагментов фюзеляжа на специальном деревянном каркасе, однако второй этап,
по данным
близкого к расследованию источника <Ъ>, не понадобился. Уже при исследовании
плоской выкладки эксперты однозначно определили, что взрыв произошел в
хвостовой
части самолета - чуть позади последнего ряда кресел.

Однако его эпицентр находился не за спинками кресел, как предполагалось
ранее, а примерно двумя метрами ниже - на полу так называемого отделения
рассыпного
груза или в соответствии с авиационной терминологией bulk-камеры. В А321 это
помещение объемом около 5 куб. м обычно используется для перевозки
негабаритных
пассажирских грузов: детских и инвалидных колясок, лыж, велосипедов, клеток
с животными и пр. В рейсах из Египта в Россию, по данным собеседников <Ъ>,
в bulk-камерах оказывается, например, плетеная мебель, которую туристы везут
домой в качестве сувениров.

Благодаря выкладке удалось установить и примерную схему совершенного
преступления, в котором наверняка был задействован привлеченный террористами
сотрудник
сервисной службы египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх, обслуживавший вылет
пассажирского рейса <Когалымавиа> в Санкт-Петербург 31 октября 2015 года.
Чемоданы
и сумки пассажиров еще в здании аэропорта уложили в стандартные авиационные
металлические контейнеры, которые опечатали, привезли к самолету и затем
распределили
в двух расположенных под фюзеляжем А321 основных багажных отделениях.

Негабарит же доставили к стоявшему на летном поле лайнеру отдельным рейсом
погрузчика, в котором и были задействованы пособники террористов. Этим людям
нужно было затаскивать груз через люк bulk-камеры, расположенный в хвостовой
части лайнера справа, поэтому первым делом они, очевидно, занесли в самолет
именно пакет с небольшой бомбой - взрыв, как было установлено, произошел на
полу камеры слева. Затем <адская машина> была заложена детскими колясками и
мебелью
и надежно скрыта таким образом от посторонних глаз.

Примерно через 22 минуты после старта, во время полета А321 над Синайским
полуостровом, на скорости около 750 км/ч и высоте около 10,2 тыс. м бомба,
снабженная
часовым либо барометрическим - реагирующим на падение давления - таймером
сработала. В результате в левой нижней части bulk-камеры образовалась дыра с
рваными и выгнутыми наружу краями, контуры которой и были обнаружены на
выкладке.

Затем, уже благодаря взрывной разгерметизации салона и воздействию
воздушного потока на летящий лайнер, по всему контуру последнего
скрепляющего фюзеляж
шпангоута произошел разрыв обшивки - у машины буквально оторвался хвост. Он,
кстати, упал отдельно и остался относительно целым. Потеря хвостовой части
вместе с рулями высоты и направления, в свою очередь, привела к
стремительному и уже не контролируемому экипажем пикированию машины. По
мнению экспертов,
большинство пассажиров А321, получивших тяжелейшие баротравмы и испытавших
чудовищные перегрузки, погибли еще в воздухе.

Ответственность за гибель самолета взяла на себя запрещенная в России
террористическая организация <Исламское государство> (ИГ). Как следовало из
ее распространенного
в интернете заявления, подрыв лайнера осуществил боевик из так называемого
синайского вилайята ИГ. При этом детали совершенного преступления боевики не
сообщили,
давая понять, что планируют использовать эту схему в будущем. Однако
благодаря работе сначала специалистов ФСБ, исследовавших обломки лайнера и
багаж и нашедших
следы взрывчатки на них, а затем авиаэкспертов, установивших обстоятельства
совершенного теракта, преступление удалось фактически раскрыть.

Отметим, что пассажирское сообщение с Египтом, прекращенное 6 ноября 2015
года по распоряжению президента России Владимира Путина, до сих пор не
восстановлено.
Как следует из сообщений египетских властей, за прошедшие с этого момента 11
месяцев они приняли беспрецедентные меры для обеспечения безопасности
туристов.

Так, например, аэропорты Хургады и Шарм-эш-Шейха были полностью
переоборудованы - в них установили новейшие интроскопы, камеры
видеонаблюдения, рамки металлоискателей
и даже газоанализаторы. В аэропорту Каира за это время успели построить даже
отдельный терминал для российских туристов, потратив на модернизацию в общей
сложности почти $50 млн. Со стороны египтян и представителей российской
туриндустрии постоянно звучат заявления о скором открытии авиасообщения -
уже назывались
сентябрь и октябрь 2016 года.

Между тем, как пояснил <Ъ> источник, близкий к российской комиссии,
проверявшей по распоряжению правительства страны безопасность аэропортов
Египта (комиссия
вернулась на прошлой неделе), оптимизма партнеров ее участники пока не
разделяют.

По данным собеседника <Ъ>, рекомендованные Россией меры в основном выполнены
(как он выразился, на 85%), однако камнем преткновения остается работа
местного
персонала. Во всяком случае, египтяне не убедили россиян в том, что смогут
обеспечить не только <стерильность> зон вылета в аэропортах (то есть защиту
от проникновения террористов и их пособников), но и безопасность нахождения
туристов в этой стране в целом.

Сергей Машкин
Источник:
https://news.mail.ru/incident/27091010/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Tue, 13 Sep 2016 09:35:51 +0300 (#3433530)