Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

доступный мир

Новости ВОС

Стартовые позиции трудные. Все, что строилось ранее, никогда не учитывало
потребности инвалидов. Разумеется, перестроить все это в короткие сроки
невозможно. И дело не только в деньгах

Фото с сайта healthvesti.com

Часто ответственные люди не понимают, что отмахнуться и отписаться уже не
получится. Закон требует создать необходимые условия для инвалидов, и
поэтому нужно менять отношение к этой проблеме не только у чиновников,
отвечающих за свой участок социальной инфраструктуры, но и у всего общества.

Немного статистики.
По данным министерства труда России в начале 2015 года в стране
насчитывалось 12,8 млн людей, имеющих инвалидность, из них более 2,5 млн
человек в трудоспособном возрасте, причем больше половины из них не
работают. Причины очевидны: недостаточная доступность транспортных, бытовых
услуг и объектов инфраструктуры. Сегодня инвалиду без сопровождающего
трудно, а иногда невозможно пройти по городу, проехать в общественном
транспорте, получить социальную, медицинскую, информационную услугу, купить
что-то необходимое.
Но теперь за инвалидами закреплено законодательством право требовать от
властей доступной социальной инфраструктуры.

Что нужно требовать и как работает закон?

О законах и конвенциях

Фото с сайта obrazov.org

В 2012 году Россия ратифицировала международную Конвенцию о правах
инвалидов. А в 2014 году был принят ФЗ ? 419 <О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов>.

Ранее были приняты федеральные законы о социальной защите инвалидов. На
специальном сайте размещена вся законодательная база - российская и
международная - по социальной защите и обслуживанию инвалидов.

Каждый желающий может узнать, чего он вправе требовать от органов власти,
будь то доступность объектов социальной инфраструктуры, строительные нормы и
стандарты для жилищного строительства, оборудование автостоянок и так далее.

Важно, что новый закон четко зафиксировал недопустимость дискриминации по
признаку инвалидности.

Неприятности с инвалидами случаются, к сожалению, часто. СМИ сообщают:
администрация попросила инвалида покинуть кафе; отказали в посадке в
самолет; требуют оставить на улице собаку-поводыря. Теперь есть возможность
пожаловаться - вплоть до суда - на тех, кто устанавливает свой порядок,
нарушает законные права инвалидов.

Программа <Доступная среда> утверждена на 2011 - 2020 годы. С содержанием
программы и ее выполнением можно ознакомиться на сайте правительства России.

Так, закон обязывает собственников зданий и руководителей организаций
создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им
услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие
или бездействие.

Некоторые нововведения будут внедряться по категориям инвалидности. К
примеру, все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению,
должны обеспечить инвалидов по зрению сопровождением на территории объекта
сотрудником, прошедшим специальный инструктаж. В объектах социальной
инфраструктуры появится информация, напечатанная шрифтом Брайля. Самые
важные текстовые сообщения должны дублироваться голосом.

Как работают законы?

Фото с сайта змвулкан.рф

Дело, похоже, сдвинулось с мертвой точки.

Мы беседуем с Матвеем Александровичем Лукиным, директором <Центра
технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической
культуры инвалидов и хранения архивных документов>, Санкт-Петербург.

- Чем занимается центр? Мы координируем работу всех органов власти и
общественных организаций, вовлеченных в организацию доступной среды для
инвалидов и маломобильных групп населения. На каждое совещание, обсуждение
приглашаются представители организаций инвалидов.

Если по каким-то причинам на совещании нет представителей от организаций
инвалидов, то совещание переносится или повестка его меняется. Считается
неправильным обсуждать проблемы доступной среды без тех, для кого она
создается.

- Какие новые требования предъявляются к руководителям объектов социальной
инфраструктуры?

- Новый обязательный порядок обеспечения условий доступности введен с 1 июля
2016 года только в отношении вновь построенных зданий или прошедших
капитальный ремонт. Для инвалидов и малоподвижных групп граждан доступными
должны быть: территория, прилегающая к зданию, включая автостоянку для
инвалидов, входы в здание, пути движения внутри здания, зона целевого
посещения объекта, санитарно-гигиенические помещения, система информации и
связи. В комиссию, принимающую объект социальной инфраструктуры, обязательно
входят представители организации инвалидов.

- Все ли строители строго исполняют требования закона?

- Подчас организации избирают легкий путь для выполнения законов. Формально
условия соблюдены: пандусы и аппарели имеются, но пользоваться ими решится
не каждый. Причина - в проектной документации ненадлежащего качества.

К сожалению, служба государственного строительного надзора и экспертизы
недостаточно последовательно устраняет все неточности проектной
документации.

- А что делать со старыми зданиями, которые не планируется ремонтировать
капитально?

- В таких зданиях, особенно в исторической части города, не всегда возможно
обеспечить равный доступ к социальным услугам для людей с ограниченными
возможностями. Руководители таких объектов должны разработать регламенты
предоставления необходимых услуг в трех форматах, предусмотренных законом:
либо по месту предоставления услуги, либо по месту жительства инвалида (на
дому), либо в дистанционном режиме.

По месту предоставления услуги. Например, услуги связаны с подачей и
получением документов, а инвалидам не добраться до окошечка или кабинета
из-за особенностей старого здания. Из этого положения можно выйти, установив
кнопку вызова сотрудника при входе и обустроив место ожидания. Порядок
предоставления услуг в данном формате должен быть согласован с общественным
объединением инвалидов.

Сотрудники, обслуживающие людей с ограниченными возможностями, должны
проходить обучение и инструктаж по утвержденным методикам.

По месту жительства инвалида. Многие услуги медицины стали сейчас
мобильными: аппараты УЗИ, установки для проведения рентгенограмм, осмотров и
обследований можно перевозить по мере необходимости.

Дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными
интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организации,
интернет-магазинами.

Руководители объектов социальной инфраструктуры обязаны периодически
отчитываться, как продвигается улучшение доступности услуг для инвалидов,
причем для каждой категории отдельно.

Время для приведения объектов в порядок есть, программа <Доступная среда>
работает до 2020 года. А уж потом инвалиды будут судить, не получится ли как
в пословице <гладко было на бумаге, да забыли про овраги>.

Есть много интересных предложений, и часть из них уже работает, на сайте о
доступной среде для инвалидов Санкт-Петербурга обновляется информация о
доступности объектов социальной инфраструктуры для маломобильных групп
населения.

Разрабатываются приложения для смартфонов с такой же информацией. Создается
контактный центр для глухих, с которым можно связаться с помощью смартфона.
В центре будет круглосуточно работать сурдопереводчик, и в случае
происшествий с инвалидами по слуху им будет оказана помощь в переводе.
Объясниться на месте станет гораздо проще.

Что говорят сами инвалиды о проблемах доступности

Фото с сайта gov39.ru

Всероссийская общественная организация <Союз добровольцев России> при
поддержке центра информационных коммуникаций <Рейтинг> провели исследование
доступности в 85 регионах России объектов социальной инфраструктуры для лиц
с ограниченными возможностями.

А что говорят сами инвалиды, проживающие в регионах с высокими, средними и
низкими показателями рейтинга доступности? Насколько разнятся их собственных
оценки и претензии?

Василий Бондарев, лидер проекта <НЕдоступная среда>, Санкт-Петербург (8-е
место в рейтинге). <Наземный общественный транспорт стал работать
значительно лучше. Количество низкопольных троллейбусов и автобусов
увеличилось, но только пользоваться откидной аппарелью водителей научили год
назад после неприятного случая, когда инвалид-колясочник выпрыгнул из
автобуса, получил травму и сломал кресло-коляску.

Мы с другом любим пользоваться общественным транспортом. Но бывает и так,
что если на маршруте, например, 12 троллейбусов, а половина из них
низкопольные, то они могут не чередоваться с обычными. Один раз нам пришлось
пропустить 4 троллейбуса, 19 минут на это ушло. В часы пик делать в
общественном транспорте нечего из-за давки. Также у инвалидов
Санкт-Петербурга есть острая проблема с выходом на улицу из дома. ТСЖ или
управляющая компания зачастую отказываются под разными предлогами
обеспечивать доступный выход из жилого помещения>.

Елена Леонтьева, председатель правления общественной организации
инвалидов-колясочников <Свободное движение>, (Свердловская область, 7 место
в рейтинге). <В Екатеринбурге была создана комиссия инвалидов-экспертов по
согласованию проектов. У нас есть право подписи. Но это очень тяжелая
работа, потому что нет формального определения нашей роли в проектировании.
Мы отличаемся от других регионов тем, что доступная среда создается не за
счет больших вливаний, а за счет работы на стадии проектирования. Тогда
создать доступность проще, чем после постройки. У нас ребята покупают
квартиры на любом этаже, в любом доме, не боясь, что они будут ограничены в
передвижении. И это не специализированные дома для инвалидов. Это
универсальный дизайн, который удобен для всех без исключения. В соответствии
с этой концепцией построено уже несколько микрорайонов, и мы делимся опытом
с другими городами>.

Рафик Рогонян, председатель РОО <Инватур>, (Нижний Новгород, 15-е место в
рейтинге). <Главная идея, которой должны руководствоваться государство и
общество при создании безбарьерной среды, это <ничего для нас без нашего
участия>.

Александр Воронков, председатель Сыктывкарского городского отделения
организации <Всероссийского общества инвалидов>, (республика Коми, 22-е
место в рейтинге). <На протяжении 10 лет мы направляли обращения в органы
власти о неисполнении законодательства РФ по созданию условий для
комфортного проживания инвалидов. Ежегодно приходили отписки.

Не дождавшись результатов, мы разработали проект "За жизнь без преград" и
открыто заявили о том, что "идем на таран". Мы провели фото-мониторинг 457
объектов, и выставили фотографии в социальной сети "Вконтакте". Мы направили
178 уведомлений в адрес руководителей объектов о нарушении наших прав,
подготовили 28 исковых заявлений. Надеемся на результаты>.

Анна Ковалева, председатель правления общественной организации <Вольница>,
Ставрополь (29-место рейтинга). <Если Ставрополь еще можно назвать
относительно доступным, по крайней мере, на первый взгляд, то остальные
города в Ставропольском крае таковыми не являются. В Ставрополе
действительно есть много пандусов, но 60% не соответствуют ГОСТу.

То же и с транспортом: низкопольные автобусы ходят, но площадки для
колясочников практически никогда не опускаются. То есть номинально есть, но
по факту - ничего не работает>.

Подвел итог Сергей Саутин, руководитель РОО инвалидов <Независимая жизнь>,
республика Северная Осетия (79-е место рейтинга). <Ознакомившись с
результатами рейтинга, мы были огорчены, но не удивлены. Для успеха нужна
принципиальная позиция власти в спорных вопросах законодательства,
активность сообществ инвалидов, готовность властей к разработке региональных
актов, опережающих федеральные нормы. Трудно переоценить роль "сильной
личности", руководителя, готового к принятию независимых решений, способного
своим авторитетом сглаживать нестыковки законодательных актов для создания
комфортной среды для инвалидов>.

И все же перемены видны

Фото с сайта tumix.ru

Особенно на транспорте. В Москве уже сегодня в метро звуковые объявления об
остановках повторяются визуально на интерактивной карте, а инвалидов
сопровождают специально обученные сотрудники. Постепенно меняются вокзалы,
аэропорты, не говоря уже о зданиях социальных служб.

В Петербурге, как сообщает исполняющая обязанности главы комитета по
транспорту Елена Осинцева, весь приобретаемый подвижной состав имеет
пониженный уровень пола и выдвижные аппарели. Петербургские ГУП
<Пассажиравтотранс> и <Горэлектротранс> на 100% оснастили транспорт
автоинформаторами. Кроме того, в городском пассажирском транспорте начинает
работать система <Говорящий город> для радиоинформирования и звукового
ориентирования слепых и слабовидящих людей.

Абонентское устройство информирует инвалида о прибытии транспорта на
остановку, звуковой сигнал подсказывает, где находится дверь. Многие
пешеходные переходы оснащены звуковыми сигналами, разрешающими и
запрещающими переход.

Закончим собственными наблюдениями. По-прежнему, колясочники, опорники,
инвалиды по зрению крайне редко встречаются на улицах, в транспорте, в
общественных местах. Но пандусы появились в магазинах, в почтовых
отделениях, в поликлиниках. Где-то они выглядят добротно и надежно, где-то
не очень, но исправить всегда можно.

В торговом центре <Юлмарт> в окошке кассы увидела объявление <Вас
обслуживает слабослышащий сотрудник>. За окошком девушка. Протягиваю ей
деньги, получаю чек, улыбаемся друг другу. Вот, думаю, как приятно. Человек
работает на вполне конкурентном месте, и всем вокруг становится от этого
как-то теплее.

И еще одно наблюдение. На остановке транспорта стоит слепой с белой тростью.
Подъезжает троллейбус. Смотрю на инвалида, готова предложить помощь. А он
достает пластиковую коробочку с антенной, из коробочки слышится довольно
громко: <Остановка <Станция метро "Политехническая", троллейбус маршрута
номер 4>. Вот, оказывается, какой у него помощник!

Ответить   Наталья Фролкова Fri, 22 Jul 2016 16:16:54 +0600 (#3420193)