Чтение по Брайлю
Наиболее известной из заместительных систем коммуникации является, по всей вероятности,
чтение и печатание по Брайлю, которые изучаются и широко используются
слепыми. До какой степени система Брайля становится привычной и заменяющей письменный
язык у слепого? И как влияет на эти навыки мозговое поражение?
В первую очередь нужно вспомнить физиологию тактильного мышления у слепого без
мозгового поражения. Человек с нормальным зрением ощущает мякотью указательного
пальца на листе знаков по Брайлю только бессмысленную путаницу точек, а ведь
тактильная дискриминация у здорового никоим образом не хуже, чем у слепого.
И слепой, проводя одним из своих нечи-тающих пальцев по странице символов по
Брайлю, не может интерпретировать выпуклые знаки, которые он ощущает. Другими
словами, чтение по Брайлю является функцией, приобретенной только в результате
обучения одного ограниченного участка руки, обычно указательного пальца
одной или другой руки, реже двух рук. Обученный слепой, который может наощупь
интерпретировать знаки по Брайлю со скоростью, скажем, 60 слов в минуту,
плохо <читает>, когда использует не указательный, а большой или другие пальцы.
В то же время порог тактильной дискриминации почти одинаков во всех пальцах,
если говорить о дискриминации двух или более точек при симультанном раздражении.
Совершенно ясно, что при чтении по Брайлю обученным пальцем включаются
мозговые процессы, которые выходят за пределы простой тактильной дискриминации,
обеспечиваемой теменной корой.
Рассмотрим неврологические аспекты чтения по Брайлю.
1. Система знаков по Брайлю очень точно соответствует границам возможностей нормальной
тактильной дискриминации. Каждый символ, а их всего 63, состоит из
одной или более выпуклых точек, расположенных в пределах <ячейки> или группы
из шести возможных мест. Лишь немногие знаки состоят из одной точки, большинство
из двух или трех, некоторые из четырех и пяти. Шесть точек как раз и составляют
нормальный предел возможности дискриминации изолированных прикосновений
при единичном, одновременном, неподвижном контакте. Конечно, если исследующий
палец движется, то одновременное прикосновение становится последовательным,
и тогда, хотя и медленно, можно воспринять больше, чем шесть точек. Эмпирическое
изобретение Луи Брайля еще и в другом соответствует физиологическим возможностям
- его выпуклые точки расположены на
расстоянии 2,5 или 3 мм друг от друга. Вспомним, что минимальное расстояние,
являющееся нормальным порогом тактильной дискриминации мякотью кончиков пальцев,
составляет около 2 мм. Каждый символ поэтому находится всегда в пределах границ
человеческого восприятия. Однако, если вспомнить, что на каждой странице
текста по Брайлю слепой ощущает и интерпретирует около 2000-2500 выпуклых точек
в минуту, можно в полной мере оценить степень совершенства этой функции.
Чтобы проиллюстрировать тонкость дискриминационной способности, можно привести
символы, соответствующие согласным <RS> . * Для начинающего, который помещает
кончик пальца на этот комплекс, три вертикальные точки сливаются в ощущение прерывистой
линии, в то время как в следующем комплексе самая правая точка
и самая левая воспринимаются как различные отдельные элементы. Тактильное впечатление
- довольно неясное, промежуточные элементы сливаются; и первый символ
R может быть смешан с последующим символом S. Трудности возрастают, если ощупывающий
палец недостаточно аккуратно придерживается направления длинной оси
пунктографической ячейки. Однако, поскольку кончик пальца движется, и <читающий>
производит ощупывания вдоль и поперек ячейки и вокруг нее, попадая и в
соседние, постольку симультанное прикосновение становится сукцессивным, и пространственное
расположение точек проясняется. Так в конце концов выступает
перед <чтецом> их символическое значение.
2. Опытный <брайлист> способен своим натренированным пальцем быстро и без ошибок
читать до 100 слов в минуту. Он может читать, даже если между его пальцем
и страницей проложена ткань или если он надевает перчатки и в таком случае читает
через слой материи. У многих слепых натренирован палец только одной руки,
хотя хорошо обученные <брайлисты> должны читать любым из двух указательных пальцев.
Но даже при этом всегда имеется предпочтение руки, и одна читает быстрее,
чем другая. Приблизительно 3Д лиц, способных <читать> по Брайлю двумя руками,
предпочитают левую руку. Как правило, левый указательный палец торопится
вперед и прочитывает половину строчки, которая затем завершается правым пальцем,
в это время левый палец уже спустился к началу следующей строчки текста.
У других чтецов по Брайлю один указательный палец, ска- жем, левый, отмечает
начало каждой строчки, а другой <прочитывает> ее содержание. При еще одном
приеме правый указательный палец скользит быстро по странице, <прочитывая> легкие
символы, а левый следует за ним и помогает опознать не
обычные сочетания символов посредством быстрых поисковых движений малой амплитуды.
В этом случае один палец обеспечивает <службу узнавания>, а второй <службу
контроля>.
Слепой, пользующийся исключительно одной рукой для чтения по Брайлю, может объяснить
свои трудности при пользовании второй рукой тем, что <все признаки
кажутся перевернутыми>. И все же тот же слепой может <прочитать> строчку по Брайлю,
двигая свой работающий палец в противоположном направлении, т. е. справа
налево. Это действие совершается легко, хотя каждый очередной символ появляется
с противоположной стороны горизонтально двигающегося пальца.
Скорость чтения по Брайлю обычно нарастает благодаря пропуску деталей и догадке
на основе либо первой буквы, либо длины слова, либо контекста. Можно обойтись
без интерпретации символа за символом, без ущерба для смысла воспринимаемого.
Такой процесс мало отличается от способности зрячего человека схватывать
значение предложения в целом, не прочитывая каждую отдельную букву или слово.
3. По мере движения обеих рук слепого, читающего текст по Брайлю, часто симультанно
прикасаются к шунктографическим символам кончики многих пальцев,
но из них только один оказывается восприимчивым по отношению к значению символов.
Ощущение от других пальцев игнорируется; можно было бы сказать, <подавляются>
(repressed) или <угашаются> (extinguished). Иногда слепые, читающие по Брайлю,
используют другой прием: они убирают некоторые или все нечитающие кончики
пальцев прочь со страницы. Возможно, не найдется среди читающих по Брайлю и двух
людей, которые пользовались бы полностью однотипным способом.
4. Хотя было сказано, что мякоть одного или более, чем одного, пальца <обучается>
читать значение символов по Брайлю, этот процесс, конечно, <локализуется>
не в кончиках пальцев, а в коре мозга. Или по меньшей мере он транскортикальный.
Физиологический механизм, лежащий в основе приобретенной сенсомоторной
координации такого рода, все еще является предметом обсуждений. Читающий по Брайлю
с помощью мякоти указательного пальца мог бы легко перенять прием обучения
и читать другим пальцем или большим пальцем или даже кончиком носа или языка.
Источник:
http://stydmed.ru/problemy-raboty-mozga/chtenie-po-braylyu.html