[mgr] Студенты, как все
Студенты, как все
У инвалидов появились новые возможности обучения
Каждый молодой человек после окончания школы стоит на перепутье: куда пойти учиться,
где работать. И порой этот выбор сделать не так просто. Но, пожалуй,
сложнее всех приходится ребятам с ограниченными возможностями здоровья. Окончив
обучение в общеобразовательной либо в коррекционной школе, они не знают,
что же делать дальше. Для многих продолжение учёбы лишь мечта. И нередко они
остаются наедине со своими проблемами в четырёх стенах, полностью отгороженные
от общества.
Но так было до недавнего времени. Теперь у таких ребят появились новые возможности.
В Пермском крае в системе профессионального образования заработал проект
<Доступная среда>. О его содержании и перспективах, открывающихся перед инвалидами,корреспондент
беседует с Ильёй Бочаровым, начальником управления профобразования
Минобразования Пермского края.
Выиграют все
- Что нового принесёт проект?
- Во-первых, у инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья будет
более широкий доступ к профессиональному обучению. Станет больше учреждений
среднего и высшего профессионального образования, здания которых оборудуют для
обучения таких людей. Выпускникам школ, имеющим статус инвалида, предоставят
возможность профессиональной ориентации в получении образования с учётом физических
и умственных способностей. Специалисты дадут рекомендации по индивидуальным
программам их реабилитации.
Во-вторых, у лиц с ограниченными возможностями здоровья появится больше возможностей
для трудоустройства. Мы надеемся, что наладится сотрудничество между
образовательными учреждениями и предприятиями, заинтересованными получить нового
молодого специалиста. Работодателей будут стимулировать к созданию дополнительных
рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства незанятых инвалидов,
а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
В ожидании первокурсников
- Что сейчас делается для этого в Прикамье?
- В краевом учреждении дополнительного профессионального образования <Пермский
центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения>
оказывают услуги по индивидуальным психологическим консультациям лиц с ограниченными
возможностями здоровья, чтобы помочь им определиться с профессией.
Эта работа стартовала в январе 2013 г. К концу года эту услугу смогут получить
не менее 50 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На основании
данных о потребностях в получении профессионального образования инвалидов краевое
Министерство образования и науки расширяет перечень профессий и специальностей
для такой категории абитуриентов. Так, сейчас идёт приём абитуриентов на базе
11 классов в Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева
на дистанционную форму обучения для тех, кому рекомендовано обучение на дому.
Специальности: <Экономика и бухгалтерский учёт>, <Документационное обеспечение>,
<Право и организация социального обеспечения>.
На 2013/2014 учебный год Министерство образования и науки Пермского края увеличило
число мест с 893 до 1069 для профессионального обучения на бюджетной
основе лиц с ограниченными возможностями здоровья и выпускников специальных коррекционных
образовательных учреждений. Техникумы и профессиональные училища
Пермского края обучают выпускников коррекционных школ различным профессиям. Это
<Изготовитель художественных изделий из дерева>, <Мастер отделочных строительных
работ>, <Мастер растениеводства>, <Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства>,
<Мастер столярно-плотничных и паркетных работ>, <Оператор вязально-швейного
оборудования>, <Официант, бармен>, <Переплётчик>, <Повар-кондитер>, <Продавец,
контролёр-кассир>, <Слесарь>, <Парикмахер>, <Мастер сухого строительства>,
<Обувщик> и другие> .
В пермском филиале Западно-Уральского технологического техникума готовят рабочих
и служащих, имеющих статус инвалида, по профессиям: <Архивариус>, <Электромонтёр
по ремонту и обслуживанию электрооборудования>, <Мастер по цифровой обработке
информации>, <Переплётчик>, <Портной>. Причём техникум содействует трудоустройству
своих выпускников. Здесь учатся дети с заболеваниями центральной нервной системы,
опорно-двигательного аппарата, с нарушениями органов слуха.
Переоснащение требует затрат
- Создание доступной среды для учащихся-инвалидов - дело небыстрое, ведь переоборудование
учебных заведений требует огромных затрат. Какие средства вложат
в реализацию этого проекта?
- В Программе развития системы образования в Пермском крае на 2013-2017 гг. министерство
запланировало 30 млн руб. на 5 лет. На эти деньги планируют поставить
комплекты компьютерного оборудования, обучающих программных продуктов по учебным
дисциплинам, расширить дверные проёмы для передвижения на инвалидной коляске
и лестничные пролёты, чтобы можно было смонтировать пандусы.
- В каких учебных заведениях края в этом году уже создадут доступную среду для
особенных людей?
- Это будут три учреждения профессионального образования: КГАОУ СПО <Пермский
базовый медицинский колледж>, ГБОУ СПО <Березниковский техникум профессиональных
технологий>, ГБОУ СПО <Кунгурский сельскохозяйственный колледж>.
Есть контакт
- А найдут ли работу подготовленные специалисты с ограниченными возможностями
здоровья на производстве? Ведь не секрет, что работодатели не хотят брать
инвалидов.
- Да, работодатель повсеместно не заинтересован в приёме инвалида на работу.
Поэтому постановлением правительства Пермского края утверждена Программа дополнительных
мер по снижению напряжённости на рынке труда в 2013 г.
Сейчас проводится оценка потребности региона в трудоустройстве незанятых инвалидов,
многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на
оборудованные или оснащённые для них рабочие места. Работодателям будут возмещать
затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения
дополнительных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Надеемся, что это будет способствовать созданию новых рабочих мест
для таких граждан и, как следствие, приведёт к уменьшению доли незанятых инвалидов.
Ежегодно планируем создавать по 195 дополнительных рабочих мест (165
- для инвалидов и 30 - для родителей, воспитывающих детей инвалидов).
Кроме этого, краевое Министерство образования ежегодно организует выставки <Образование
и карьера>. Они помогают наладить контакт с работодателями. Так,
например, в феврале этого года в выставочном центре <Пермская ярмарка> провели
круглый стол по проблемам обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. По направлению <Доступная среда. Ярмарка возможностей>
прошла научно-практическая конференция <Программы профессиональной подготовки
учащихся коррекционных школ>, а также родительская студия <Родитель родителю>.
Всего в этом году выставку посетили 37 тыс. человек.
Всё это, по нашему мнению, уменьшит негативные последствия незанятости инвалидов.
Источник:
perm.aif.ru
Источник:
http://www.dislife.ru/flow/theme/26704/