[mgr] Сможет ли новый "навигатор" для незрячих покорить глобальный рынок
Сможет ли новый "навигатор" для незрячих покорить глобальный рынок
Основатели стартапа Oriense создали <навигатор> для слабовидящих и незрячих,
который позволяет ориентироваться в помещениях и на улице с помощью аудиогида.
Прибор может заменить ультразвуковые трости и другие локаторы. Однако эксперты
считают, что в России вывести инновацию на рынок стартапу будет сложно.
<На груди человека крепится устройство, которое <видит> окружающую обстановку
и голосом предупреждает о препятствиях>, - рассказывает Виталий Китаев, сооснователь
стартапа Oriense.
В начале 2012 года к нему и его коллегам - инженерам из петербургского НИИ Робототехники
и технической кибернетики, обратился друг, незрячий от рождения,
с просьбой научить его <видеть>. <Раз технологии позволяют ориентироваться в
окружающем мире машинам, значит, они могут сделать то же самое и для слепых
людей>, - решили ученые. Так возникла идея устройства Oriense.
В качестве платформы для Oriense выбрали технологию Kinect - игровой аксессуар
Microsoft, <считывающий> движения человека. Kinect в структуре прибора фиксировал
контур препятствий на пути незрячего. Команда Oriense с новой разработкой в апреле
2012 года участвовала в конкурсе Imagine Cup и дошла до всероссийского
этапа, но из Москвы вернулась без призового места, но со специальной наградой
от компании Intel. <Впрочем, мы не раскисли, так как знали, что делаем важное
дело>, - говорит Виталий Китаев, один из CEO проекта. Встречая на петербургских
улицах слепых, разработчики полностью уверились в необходимости продолжать
работу.
В мае 2012 года команда попробовала силы на конкурсе БИТ (<Бизнес инновационных
технологий>) и заняла второе место на <БИТ Северо-Запад>. Призовая 1 тыс.
долл. оказалась не главным, на мероприятии разработчики познакомились с партнерами
стартап-акселератора iDeal Machine. Доработав прибор в рамках акселерационной
программы, Катаев, Жуков и Буняков получили 20 тыс. долл. от венчурного фонда
RSV Venture Partners. На эти деньги команда создала полноценный прототип
прибора (он стал легче и меньше по размеру) и протестировала его в петербургском
Центре медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. <Прибор был
довольно громоздким - почти полностью закрывал грудь слепого, но навигация работала
хорошо. Слепые двигались по комнате по подсказкам из наушников>, -
рассказывает один из преподавателей центра Александр Садчиков.
В новой версии продукта разработчики отказались от работы с Kinect, заменив его
на меньшие по размеру сенсоры израильской компании PrimeSense. Сейчас прибор
Oriense состоит из 3D-камеры, которая фиксирует объекты впереди слепого, боковых
видеокамер и микрокомпьютера. На основе полученной информации прибор рисует
<карту глубины> (изображение, на котором интенсивностью цвета обозначается дальность
всех окружающих предметов от точки обзора). Система анализирует, как
лучше всего обойти препятствие, формулирует словесное описание пути и озвучивает
подсказку через беспроводные наушники. Такого функционала достаточно,
чтобы человек чувствовал себя свободно, перемещаясь в помещении, утверждает г-н
Китаев. В июне этого года стартап получил предзаказ от образовательного
центра <Эдукор>. <В 2014 году мы планируем оснастить системами Oriense класс
для слепых, заказали около десяти таких приборов>, - говорит глава <Эдукор>
Александр Нечаев.
В августе этого года Oriense получил наивысший индекс инвестиционной привлекательности
(ААА) в рамках Russian Startup Raiting. Еще раньше, в июне, для создания
второй версии прибора основатели компании привлекли грант Фонда содействия развитию
малых форм предприятий (1 млн руб.). Сейчас команда завершает переговоры
с частным инвестором и венчурным фондом, которые готовы совместно предоставить
стартапу 4 млн руб. Этих денег хватит для разработки устройства, способного
определять свет светофора и различать надписи на ценниках в супермаркете.
Предполагаемая цена прибора в рознице - 800 долл. Продавать сенсоры Oriense планирует
через уже существующие сети дистрибьюторов, специализирующихся на
продаже медицинского оборудования для реабилитации, и через интернет-магазины
товаров для слепых. Катаев, Жуков и Буняков планируют установить фиксированные
цены для партнеров и разделить с ними итоговую прибыль с каждой партии. Впрочем,
опрошенные РБК daily представители магазинов считают, что 800 долл. -
слишком высокая для России цена, электронная трость для незрячих и слабовидящих,
например, стоит почти вдвое дешевле.
Зарубежные аналоги проекта - системы Voice Sense и I-21, а также прибор AUX DECO,
работающий на основе эхолокации, требуют от слепых долгого обучения. Среди
конкурентов Oriense также израильский стартап OrCam, создавший устройство, которое
крепится на очки и помогает слабовидящим читать тексты и распознавать
цветовые сигналы светофоров. Гаджет стоит дороже Oriense (2,5 тыс. долл.) и не
подходит для полностью незрячих людей.
Российский проект <Тактильное зрение>, разработавший пояс с тактильной матрицей,
работает не с визуальной картинкой, а с тепловой картой (показывает расстояние
до предмета с помощью тактильных ощущений). <Oriense полностью распознает препятствие
и через наушник просто рассказывает о нем; используя нашу разработку,
вы не будете знать, что конкретно перед вами, но зато сможете почувствовать его
образ>, - говорит Денис Петрыкин, руководитель проекта <Тактильное зрение>.
В перспективе Oriense планирует продавать прибор в сегменте b2g, например через
госкомпании, предоставляющие работу незрячим, и благотворительные и общественные
организации, которые могут обеспечить оптовые закупки.
В планах компании - выход на европейский и американский рынки. Летом 2014 года
выйдет первая пилотная партия, экспансия на европейский рынок начнется не
раньше начала 2015 года.
Впрочем, инвесторы российского биотеха не до конца уверены в успехе стартапа
на глобальном уровне.
Елена Касимова, директор по стратегии и инвестициям <Биопроцесс Кэпитал Партнерс>
В России большинство венчурных инвесторов крайне осторожно инвестируют в медицинские
приборы - в этой сфере велики риски не только технологические, но
провала запуска продаж. Скорее всего, стартапу придется распространять девайсы
через госзакупки, а это сложный и менее понятный сценарий, чем вывод на
рынок лекарства.
Гелена Лифшиц, директор биомедицинского кластера <Сколково>
Будущее помощи слепым и слабовидящим - за нейрохирургией. Уже созданы прототипы
имплантируемых устройств, состоящих из миниатюрной видеокамеры и видеоматрицы,
которые встраиваются непосредственно в тело пациента, а микропроцессор посылает
визуальные сигналы с камеры к коре головного мозга. Что касается Oriense,
я сомневаюсь, что в нашей стране слепые (они чаще всего не работают и живут на
пенсию по инвалидности) массово смогут купить прибор почти за 1 тыс. долл.
Полагаю, если устройство докажет свою эффективность, можно будет говорить о возможности
государственной поддержки.
Егор Бекетов, глава <Биофонда> ОАО <Российская венчурная компания>
Успех стартапа определит то, смогут ли авторы сделать интерфейс для использования
устройством максимально понятным и удобным. Следует отметить, что команда
проекта включает инженеров и программистов, но не ясно, кто является медицинским
консультантом, помогающим адекватно транслировать реальные потребности
как слепых и слабовидящих, так и запрос медицинского сообщества. Если у стартапа
не будет тесного контакта с такими экспертами - разработка рискует оказаться
вне поля запросов потребителей.
Елена Краузова
Источник:
rbcdaily.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/26748/