[mgr] Претыкание слепому
Претыкание слепому
Автор: Протоиерей Андрей Ткачев
Есть светофоры, сопровождающие перемену цвета звуковым сигналом. Это
сделано для слепых людей. Они не видят, но слышат звук и переходят
дорогу без опасности
для жизни. Этот маленький бытовой штрих есть дело большого
человеколюбия. Есть также сурдоперевод новостей на ТВ. Это для глухих.
Они не слышат, но читают
по рукам и губам, и это тоже не просто бытовая деталь, а исполненная
заповедь о человеколюбии. Пандус в транспорте, уборная для инвалидов в
аэропорту,
всенародный сбор средств для пострадавших от потопа (пожара, войны) -
это знаки того, что мы причастны к Слову Бога и знаем о законах
отношения к ближним.
Одновременно следует сказать, что, сколько бы человеколюбивых и
трогательных явлений ни окружало нас, человеколюбие предстает перед нами
настоящим морем,
которое не вычерпаешь некоторым набором добрых дел. И заповеди о любви к
ближнему не так просты, как может показаться. В них нужно вникать, их
нужно делать
предметом пристального изучения. От этого труда со временем родятся
плоды вкусные и неожиданные.
Вот книга Левит говорит нам о глухих и слепых: <<Не злословь глухого и
перед слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего.
Я Господь>>
(Лев. 19: 14). Самый поверхностный слой смысла прост. Не говори плохо о
том, кто не слышит твоих слов и не может поэтому выступить в свою
защиту. В этом
смысле глухой против злословящего абсолютно беззащитен, и беззащитных
трогать нельзя. Таким же беззащитным предстает и слепой, который упадет,
как только
зрячий этого захочет. Чтобы у нас не было охоты смеяться над
беззащитными, Писание говорит: <<Бойся Бога твоего!>> Писание часто
говорит о страхе Божием,
когда ведет речь о милосердии и запрете на притеснение слабых. Увидишь
пьяного, захочешь сказать что-то резкое и обидное - вспомни Бога твоего!
Перед тобой
- слабость человеческая, но и ты не сильней его. Разве что кажешься
лучше в этот краткий момент. Бойся. У тебя тоже будут периоды немощи. То
же самое касается
нищего, ободранного, беглеца, больного, калеки. Встретившись с немощью,
вспомни Господа и побойся задрать нос. Это наказуемо. Однако
недостаточно только
поверхностным смыслом исчерпать значение заповеди. Она глубже.
Зададимся для начала вопросом: каким нужно быть негодяем, чтобы на пути
слепца класть бревно, кирпич или вырывать яму? Что за странные
удовольствия ограничивает
Закон? Даже согласившись с тем, что человек часто бывает, по
Достоевскому, <<дрянь>>, то и тогда стоит признать, что патологическое
лукавство и сладострастная
жестокость не составляют правила, что они веселят лишь патентованных
извращенцев, а большинство нормальных людей такие поступки пугают и
отталкивают. Так
о чем говорит Писание?
Дело в том, что во многих вопросах мы являемся слепцами, тогда как некто
из ближних в этих же вопросах зряч. Например, продавец хорошо знает о
качестве
продаваемой продукции. Знает, что качество невысоко. Вы же не знаете
ничего и соблазняетесь упаковкой, рекламой, товарным видом. <<Это хорошая
вещь?>> -
спрашиваете вы в качестве слепца, как бы простукивая перед собой
мостовую. <<О, да!>> - получаете вы уверенный ответ от продавца, который
лучше всех знает,
что вещь ерундовая. На ваших глазах произошло нарушение заповеди. Слепцу
(то есть вам) поставили претыкание, и слепец преткнулся, купив заведомо
плохой
товар. Вы когда-нибудь покупали ведерко ягод, где сверху были ягоды
свежие, а внизу - гниль? Вот это оно и есть. Не трудно понять, что
множество сетевых
маркетологов, коммивояжеров и прочих ежедневно вместе с маслом мажут на
хлеб обман покупателей и нарушение заповедей. Они вам будут петь
соловьями о своих
фильтрах для воды, утюгах, подтяжках и прочем товаре, имея в виду только
личную выгоду за счет вашего обмана. Не думаю, что транснациональные
корпорации
поступают честнее, хотя и методы там несколько иные, и барыши, мягко
говоря, побольше.
Еще пример: права и обязанности сторон при подписании договоров.
Юридические документы сопровождаются часто целыми простынями мелкого
текста, разобраться
в которых трудно даже специалисту. Вам говорят: <<Прочитайте
внимательно>>, а вы ни одного слова не понимаете. Потом говорят: <<Ну,
подписывайте быстрее.
Там всё нормально>>. А там далеко не всё нормально. Там написано, что вы
то и то заплатите, и еще больше заплатите, если какую-то мелочь в срок
не принесете
или чего-то с опозданием сделаете. Там может быть написано, что вы всю
недвижимость в залог оставляете, а еще и почку собственную в придачу
вместе с детьми
и родственниками. Что, думаете, не может быть такого? Думайте, что
хотите, но я говорю - может. И потом те, кто торопил вас, говоря
<<Подписывайте. Там
всё в порядке>>, придут с требованиями и угрозами, и вы прозреете, но с
опозданием. Примеров - пруд пруди. И всё это - насмешка зрячих над
слепыми. Всё
это, если хотите, эпизод из фильма <<Брат-2>>. <<Мы, русские, в Нью-Йорке
друг друга не обманываем>>, - говорит главному герою дядя, сдавая якобы
исправный
автомобиль в аренду. Автомобиль безнадежно поломается через несколько
десятков километров.
Зрячие врачи могут долго лечить слепого больного, если в их интересах не
его здоровье, а его длительная зависимость от дорогих процедур. Зрячие
политики
могут что хочешь обещать слепому электорату и потом до коликов в животе
хохотать, празднуя победу на выборах. Зрячие труженики СМИ могут не
прятать натренированный
взгляд от экрана и говорить на <<черное>> - <<белое>> и на <<белое>> -
<<черное>>. Профессии, живущие обманом, измеряются числами с несколькими
нулями. Да и вся
хваленая демократия западного образца на наших глазах из подобия Рая
как-то стремительно превратилась в некое <<Шоу слепых на полосе
препятствий>>, где зрячие
зрители на трибунах ухохатываются, наблюдая за смешными падениями тех,
кого они обманули.
Обманутые девушки на всех языках и во все времена говорят обманщику
примерно одно и то же. Они укоряют: <<Но ведь вы же говорили, что любите
меня>>. <<Ну,
говорил, - отвечает тот. - Мало ли что в известные минуты мужчина
говорит. Вы свободны, крошка>>. <<Ведь вы говорили, что война скоро
закончится и что я
или моя семья получим большую компенсацию, если буду ранен или убит>>, -
говорит одноногий или одноглазый солдат, чудом уцелевший в мясорубке.
<<Говорил,
- отвечает чиновник или военный туз. - Но война затянулась, и бюджет
пуст, и нужно подождать. И вообще иди отсюда пока цел и радуйся, что
живым остался!>>
<<Вы ведь знали то, чего я не знаю, однако толкнули меня на скользкий
путь и теперь не хотите помочь>>, - на разные голоса кричат упавшие в яму
слепые. <<Да,
знал. Ну и что? Не я такой - жизнь такая. Надо было быть умнее и
осторожнее>>, - отвечает сверху, с края ямы голос зрячего человека, в чье
темя уже, быть
может, нацелилась молния возмездия.
Стоит также сказать, что, если вы узнали себя в образе обманутых, не
спешите себя жалеть. Дело в том, что заповеди универсальны. Они обращены
ко всем,
и тот, кто слеп в чем-то, обязательно зряч в другом. Торговца могут
обмануть с налогами, но сам торговец может обмануть покупателя с весом и
качеством
товара. Продавец тканей обманул закройщика. А закройщик отыгрался на
клиенте. Девушка может быть обманута мужчиной, но и мужчина может быть
обманут девушкой
или женщиной. Слепые и зрячие постоянно меняются местами, и весь мир
предстает опутанным сетями взаимного корыстного обмана. Вот почему нужно
изучать заповеди
и смотреть на себя и на ближних в их свете. Иначе слишком легко будет
приписать себе кристальную честность, а своим недругам - черное
коварство. Уверяю
вас, это будет ложная и далекая от истины картина мира. Каждому из нас
нужна глазная мазь, чтобы помазать очи и видеть (см.: Откр. 3: 18).
Возвращаясь от сурдоперевода и звуковых сигналов на дорожных переходах к
глубине реальности, скажем, что обман незрячих, насмешка над чужим
невежеством
и его корыстное использование - это тотальное явление нашей цивилизации.
Это явление стоит распознавать и выводить на свет Божиих слов, чем
истребляется
всякая неправда и тонкое обольщение. Тяжесть же греха насмешки над
беззащитностью слепого (неведающего) такова, что в одном из мест Писание
прямо угрожает
за это грешнику проклятием. Это было после перехода евреев через Иордан.
Тогда Израиль был разделен на две части, чтобы произнести с вершин двух
гор благословения
и проклятия. Среди проклятий было такое: <<Проклят, кто слепого сбивает с
пути!>> Как и в прежних случаях, в ответ на это слово весь народ
ответствовал <<Аминь!>>
(Втор. 27: 18).
Источник:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/73077.htm