Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

За 2014-10-22

[mgr] Незрячие услышат Петербург

Незрячие услышат Петербург

- Представьте себе город без вывесок, без указателей, без рекламы... И
как в нём ориентироваться? - задаёт вопрос незрячий Олег Иванкович.
Пожилой мужчина,
несмотря на почтенный возраст и физические ограничения, сегодня работает
слесарем на Санкт-Петербургском учебно-производственном предприятии No 5
Всероссийского
общества слепых.

Как и все нормальные люди, он ездит на общественном транспорте, ходит по
магазинам, посещает поликлиники и бывает в гостях у друзей. Он не может
разглядеть
номер дома или прочитать название улицы, но благодаря разработанной в
Петербурге системе <<Говорящий город>> Олег Фёдорович самостоятельно без
труда находит
служебный автобус и может перейти дорогу даже ночью, когда динамики на
светофорах выключают.

<<Вон - запищало>>

- Автобус служебный УПП пять, - раздаётся немного металлический, но
приятный женский голос из маленькой чёрной коробочки в руках Олега
Фёдоровича. - Двери
закрыты. Заряд 100 процентов. Режим два. Данные об остановке от
радиоинформатора не получены. Будьте осторожны.

Мужчина подносит абонентское устройство (именно так называется необычный
прибор) поближе к уху, пальцем слегка вращает колёсико громкости,
внимательно слушает
и, отвечая на вопросы товарищей, уверяет, что машина уже вот-вот будет.
На часах ровно 7.30. Несколько человек ждут служебную развозку от
станции метро
<<Елизаровская>> до работы.

<<Автобус служебный УПП пять>> - это имя машины, которая должна довезти
Олега Фёдоровича и других инвалидов по зрению до учебного предприятия.
<<Заряд 100
процентов>> - это сообщение о том, как долго ещё будет работать прибор. К
слову, без подзарядки абонентское устройство может функционировать
четыре-пять
дней, а когда заряд аккумулятора опустится до отметки в 20 процентов,
знакомый женский голос начнёт рекомендовать коробочку подзарядить.
<<Режим два>> означает,
что прибор настроен именно на транспорт.

Служебная машина прижимается к краю тротуара на проспекте Елизарова чуть
дальше, чем стоят коллеги по предприятию. Водитель открывает двери и
заглушает
мотор. В это время Олег Фёдорович нажимает на своём приборе кнопку
<<вызов>>, а устройство отвечает - вызов принят.

- Вон - запищало, - указывает рукой мужчина в сторону автобуса, от двери
которого исходит настырное <<пиканье>>.

<<Нам - видно, а ему - слышно>>

Система <<Говорящий город>> состоит, по сути, из двух частей: абонентского
устройства, которое находится в руках у слабовидящего, и
инфраструктурного оборудования
(радиоинформаторов) - ещё нескольких приборов, которые устанавливаются в
транспортных средствах, на перекрёстках, в метрополитене, на остановках
общественного
транспорта, в поликлиниках да просто у входов в самые разные городские
здания. Радиоинформаторы непрерывно передают по радиоканалу сообщения об
объектах,
на которых они установлены. По запросу пользователя они могут издавать
прерывистые звуковые сигналы, позволяющие определить, куда человеку идти
и насколько
далеко находится объект.

- Вот идёт, к примеру, Олег Фёдорович по улице... - объясняет принцип
работы системы Леонид Аронов, генеральный директор
предприятия-разработчика ООО <<Спецтехноприбор>>.
- Услышит он, что рядом бистро, и захочет перекусить - тогда он нажимает
кнопку <<вызов>>, звенит звоночек, и Олёг Фёдорович заходит внутрь и может
пообедать.
Вывеску <<Бистро>> только нам видно, а вот Олег Фёдорович может её только
слышать.

Разработали <<Говорящий город>> в рамках подготовки к реализации
государственной программы <<Доступная среда>> на 2011-2015 годы при
поддержке администрации
Санкт-Петербурга и содействии Санкт-Петербургской региональной
организации Всероссийского общества слепых, хотя, как объясняет Леонид
Аронов, продвигать
проект помогает и Петербургский союз предпринимателей.

- <<Говорящим городом>> мы занимаемся с 2009 года, - рассказывает
генеральный директор предприятия. - Мы же ещё в 1998 году изобрели табло
обратного отсчёта
времени переключения светофора, но около пяти лет добивались широкого
внедрения. Подобные проблемы возникают и сегодня - часто сталкиваемся с
бюрократическими
препонами, но петербургские предприниматели помогают их решать. К
примеру, в ближайшие месяцы в городе начнут массово устанавливать
оборудование в общественном
транспорте: трамваях, троллейбусах и автобусах, так что теоретически уже
в этом году или в начале 2015-го система заработает.

Другой вопрос, как объяснил Леонид Аронов, - дадут ли инвалидам
пользоваться абонентскими устройствами? Сегодня <<Спецтехноприбор>> на
свои средства подарил
приборы 150 слабовидящим жителям Петербурга. Массовые их закупки, по
словам директора, сегодня пока никак не регламентированы.

Тем не менее, как рассказал Леонид Аронов, через несколько месяцев
устройством планируется оборудовать весь электрический парк Петербурга -
около 1500 трамваев
и троллейбусов. К тому же закуплено оборудование для 100 олимпийских
автобусов, которые работали в Сочи, а также ещё 215 комплектов для
обыкновенных городских
автобусов. Пока же в Петербурге <<Говорящий город>> работает только на
нескольких служебных машинах, которые возят слабовидящих на предприятия
<<Свет>>, <<Контакт>>
и несколько других. К тому же системой можно пользоваться и в метро, но
сегодня специалисты <<Спецтехноприбора>> перепрограммируют устройства,
чтобы устранить
недочёты.

<<Светофор заговорит даже ночью>>

На перекрёстке проспектов Елизарова и Обуховской Обороны стоит светофор.
Если внимательно приглядеться, то прямо на табло, которое отсчитывает
время перехода,
можно заметить чёрную метку - динамик, спрятанный внутри светящихся
цифр. Олег Фёдорович снова достаёт из кармана чёрную коробочку и,
включив прибор, прислушивается.

- Звуковое сопровождение сигналов светофора выключено, для включения
нажмите кнопку <<вызов>>, - советует знакомый голос.

Дело в том, что хорошо знакомые петербуржцам <<говорящие>> светофоры по
ночам не болтают - с 10 часов вечера до 6 часов утра их выключают, чтобы
не мешать
жителям соседних домов. Однако инвалиды по зрению, живущие в северной
столице, бывает, засиживаются в гостях допоздна, да и на работу
приходится идти очень
рано, поэтому перейти дорогу через <<немой>> перекрёсток поздно вечером у
них уже не получается. Именно на такой случай в системе <<Говорящий
город>> предусмотрели
интересную функцию - по велению инвалида светофор может заговорить и ночью.

- Идею подсказал один из работников УПП No 5, - рассказывает Леонид
Львович. - Он спросил, как можно было бы включить звуковое сопровождение
только для себя,
на один раз. Мы сделали такую возможность: после нажатия кнопки
регулировщик два раза проговаривает переход, и инвалид успевает спокойно
преодолеть перекрёсток.

Впереди у разработчиков есть ещё одна задача - адаптировать Петербург и
для такой непростой категории инвалидов, как слепоглухие. Как рассказал
генеральный
директор, в компанию обратились представители фонда поддержки
слепоглухих. Уже есть экспресс-разработка, однако основная работа, по
словам Леонида Аронова,
ещё впереди, ведь абонентское устройство должно быть совершенно другое,
адаптированное именно для инвалидов такой категории.

К тому же <<Говорящий город>> использовали и на сентябрьских выборах: по
решению горизбиркома в тестовом порядке оборудовали три избирательных
участка рядом
с местами, где концентрация слабовидящих жителей Петербурга особенно
высока. На участках стояли специальные адаптированные кабинки, где можно
было прослушать
информацию про кандидатов.

- Тогда мы и раздали в качестве подарка 150 приборов, - рассказывает
Леонид Львович. - Кстати, сейчас стоимость одного такого устройства 6372
рубля - это
только прямые затраты, то есть мы не учитывали общехозяйственные и
прочие нужды. Всё-таки мы воспринимаем как главную задачу - чтобы как
можно больше инвалидам
по зрению такие устройства стали доступны, а также как можно больше
объектов в городе было включено в систему.

Смартфон укажет дорогу?

- Есть ещё одно направление совершенствования оборудования. Сегодня
существуют программы пешеходной навигации для незрячих, которые
устанавливаются на смартфоны,
- объясняет Леонид Львович. - Наше оборудование привязано к каким-то
точкам, а пешеходная навигация работает по спутникам и позволяет
перемещаться в пространстве.
Но у неё, с моей точки зрения, есть серьёзный недостаток - это невысокая
точность, погрешность может достигать и 20 метров. Я, к примеру, иду по
проспекту
Обуховской Обороны, а он показывает, что я иду на другой стороне улицы.
Представляете, как это опасно для незрячего человека? К тому же она
никак не решает
вопрос с транспортом или перекрёстками. Однако если ты находишься в
пределах 20 метров от нужной тебе аптеки, то оттуда уже с помощью
<<Говорящего города>>
можно услышать, где эта аптека. Навигация говорит, что дом где-то тут, а
наша система даёт сигнал точно от аптеки.

Планируется, что приставка будет лежать, к примеру, в кармане у
инвалида, он даже вынимать её не станет, а просто прослушает через
наушники полную информацию
о маршруте или нужной аптеке. Кстати, Петербург - далеко не единственный
город, где работает <<Говорящий город>>, к примеру, в Тюмени устройствами
оборудован
4-этажный офтальмологический центр. Здесь инвалиды всегда знают, где
какой врач, как найти туалет, гардероб или лифт.

- В этой разработке заложены замечательные идеи, но сейчас для приборов
недостаточно информации, - объясняет Олег Фёдорович. - Такой же
<<ответчик>>, как
стоит на автобусе, мог бы быть на сберкассе, на аптеке, на поликлинике.
Я бы ходил и знал, что она где-то тут - моя родная 35-я поликлиника...

Полина Огородникова

Источник:
Невское время

http://dislife.ru/articles/view/33738#cut

   2014-10-22 00:10:49 (#3148566)

[mgr] Якутский бегун, инвалид первой группы по зрению Петр Наумов завершил в Сев

Якутский бегун, инвалид первой группы по зрению Петр Наумов завершил в
Севастополе 3850-километровый одиночный марафон. У 65-летнего
экстремала-бегуна,
мастера спорта по легкой атлетике, трехкратного чемпиона Якутии Петра
Наумова на счету десятки марафонских дистанций, посвященных историческим
событиям
России. А нынешний забег спортсмен посвятил памяти якутских солдат,
павших в боях на озере Ильмень в 1943 году.

- Этот забег мне помогли организовать люди, небезразличные к истории и
подвигу наших отцов и дедов, он и посвящен прежде всего 70-летию Великой
Победы,
- заявил "РГ" участник чемпионатов России и Европы по марафону среди
ветеранов Петр Наумов. - Старт одиночного легкоатлетического забега взял
от памятника
воинам-якутянам на озере Ильмень, четвертого августа.

Из Новгородской области маршрут марафонца прошел через Великий Новгород,
Ржев, Москву, Тулу, Новороссийск, Керчь. Наконец, финальная точка -
площадь Нахимова
в Севастополе. В каждом городе - обязательное посещение мест боевой
славы, своего рода поминальный обряд.

- Самое трудное - бежать по дороге, забитой транспортом с коляской весом
70 килограммов, потому что очень не безопасно, - посетовал марафонец. -
С проживанием
и питанием проблем не было: есть двухместная палатка, спальный мешок,
одеяло, теплая одежда, две печки, продукты покупал в магазинах.

В еде экстремал не прихотлив, особой диеты не было: ел обычную пишу и то
что нравилось по дороге. Но молочные блюда были самыми любимыми - это
сливки, молоко,
кефир. Предпочитал также есть растительную пищу - питался дарами леса.

- Главное придерживаться принципа - здоровый сон и питание, - шутит Петр
Наумов. - В сутки на бег уходило 9-10 часов, в среднем получалось по 50
километров,
при этом остался в прежнем весе и уже износил две пары кроссовок.

Он также вспомнил, что рекорд по количеству изношенных пар кроссовок он
побил во время сверхдальнего пробега по маршруту Калининград -
Владивосток, который
был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

- Тогда за 209 дней марафона преодолел 12 тысяч 900 километров и износил
шесть пар кроссовок, - уточнил бегун. - Стартовав в Калининграде
первого апреля
2009 года, финишировал в октябре 2010 года во Владивостоке.

Петр Наумов считает, что бег на длинные дистанции сохраняет здоровье, а
значит - укрепляет семью.

- У меня четверо детей и четверо внуков: два сына и две дочки, а также
два внука и две внучки. А лучший способ сохранить и приумножить семью -
это бег.
Ведь бегаешь - значит, остаешься мужчиной, а остаешься мужчиной -
значит, любим женой, - шутит марафонец.

На площади Нахимова якутского спортсмена тепло встречали севастопольцы -
они скандировали "Молодец! Молодец!" А Петр Наумов первым дело возложил
гвоздики
к Вечному огню.

- Ваш пробег - это, несомненно, поступок человека-героя, - отметил
заместитель губернатора Севастополя Евгений Дубовик. - Достойный пример
того, как надо
любить свою Родину, не только для молодежи, но и для многих людей
старшего поколения.

После двухмесячного путешествия на своих двоих Петр Наумов немного
отдохнет в Крыму, который, по его словам, понравился как теплым приемом
крымчан, так
и теплой погодой, а после отправится к себе на родину, но уже на транспорте.

- Буду готовиться еще к одному марафону, который состоится в 2015 году,
но пока это маленькая тайна, - заключил Петр Наумов. - Забег будет также
посвящнн
70-летию Великой Победы.

Справка

Петр Наумов занимается бегом 25 лет. Причем, спортивную карьеру он начал
в 40 лет - когда у большинства она уже заканчивается. В 50 лет он
выполнил разряд
мастера спорта по легкой атлетике.

В 2003 году Петр Наумов принял участие в чемпионате Европы по легкой
атлетике на 100 километров и занял второе место.

В 2005 году поучаствовал в соревнованиях в суточном забеге на стадионе
Лужники в Москве и в командном зачете занял первое место.

В 2007 году пробежал дистанцию от озера Байкал до Якутска протяженностью
3175 километров за 75 дней.

В 2010 года пробежал дистанцию от Балтийского моря (Калининград) до
Японского моря (Владивосток) протяженностью 12 900 километров (этот
пробег внесен в
Книгу рекордов России).

Источник:
Российская Газета

http://dislife.ru/news/view/33726#cut

   2014-10-22 00:03:25 (#3148565)