Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

За 2014-11-14

[mgr] Цветные и серые краски ощутимы даже для живущих в темноте.

Цветные и серые краски ощутимы даже для живущих в темноте.
ноября 11:11
13 ноября - Международный день слепых, и обычно в такие дни нам
рассказывают о том, как много у нас делают для людей с инвалидностью,
как всячески стараются
им помочь. Мы решили пообщаться с архангелогородцем Андреем Тихоновым,
чтобы узнать, как на самом деле живется особенным людям. Такие люди
способны на
многое. Но в своем, внутреннем, мире.

Андрей слепой от рождения, но это не помешало ему закончить один из
самых престижных факультетов города - факультет иностранных языков тогда
еще Поморского
государственного университета имени Ломоносова. При этом он с раннего
детства увлекается музыкой. Юноша прекрасно играет на скрипке и фортепьяно.

Мир музыки

Музыкой Андрей начал заниматься, когда ему было всего-то шесть лет отроду.

- Мне было непросто определиться с тем, на каком инструменте я хочу
играть. Но мама поступила достаточно нетрадиционно и, на мой взгляд,
правильно. Она
часто водила меня по разным концертам. Дома мы тоже слушали музыку. Тем
самым она дала мне самому понять и выбрать, на чем именно я хочу играть.

Больше всего маленькому Андрею понравилась скрипка. И вот в шесть лет он
поступил в музыкальную школу. Спустя еще год мальчик понял, что кроме
скрипки хочет
играть и на фортепиано... и принял решение учиться сразу по двум классам.

Сложно было всем: и самому Андрею и его учителям. В то время в городе
практически не было книг по системе Брайля. Разумеется, разыскать ноты,
которые смог
бы пальцами прочитать слепой человек, было практически невозможно. Надо
было как-то выходить из ситуации.

- Мама читала мне ноты вслух, а я уже сам их записывал по Брайлю. Также
сложность возникала и в том, что для игры на скрипке на начальном этапе
очень важен
визуальный контроль всех движений рук. Во всем же остальном у меня все
было, как и у остальных учеников. Хотя преподавателям со мной было
сложнее, чем
с другими ребятами. Им раньше не приходилось с таким сталкиваться, а
поэтому нужно было много думать о том, как поступить в той или иной
ситуации.

Скрипка - очень удобный инструмент. Она достаточно небольшая, а потому
ее всегда можно захватить с собой. С фортепиано - совсем другое дело.
Каждый инструмент
имеет свои особенности, а потому, садясь за чужое фортепиано, надо
заново к нему привыкать. И это непросто.

Мир Дикого Запада

Именно поэтому, когда, окончив университет, Андрей отправился на
стажировку в Америку, он прихватил с собой и любимую скрипку. Оказалось,
что быть музыкантом
в Штатах гораздо проще, чем в России:

- Там на любых мероприятиях, даже не касающихся музыки, можно просто
достать скрипку и начать играть. Не успеешь оглянуться, как появятся и
другие музыканты.
К тому же, в Америке очень много баров, где звучит живая музыка. Я,
например, жил в городе, где на 100 тысяч жителей была сотня различных
музыкальных клубов.
Можно просто подойти к какому-нибудь джазовому бэнду и предложить
поиграть вместе. Как правило, все соглашаются.

Антимир

Вернувшись в родной Архангельск, Андрей создал уже свою собственную
музыкальную группу <<Andrey's Band>>. Ребята пришлись по вкусу
архангельской публике.
Их концерты в местных клубах всегда собирали полные залы. Команда даже
записала полноценный альбом. Но, так сложилось, что у всех появились
свои дела,
и потихоньку выступления становились все более редкими, пока не
прекратились совсем.

К сожалению, незрячему человеку в нашем городе практически невозможно
найти работу с достойной зарплатой. Поэтому Андрею приходится работать
сразу на нескольких
работах. О своем графике он говорит примерно так: <<Мой рабочий день не
начинается в 9 и не заканчивается в 17. Я работаю с момента пробуждения
и до позднего
вечера. Я никогда не отказываюсь от различных подработок, таких, как
переводы, репетиторство, а иногда и приглашения поиграть в ресторанах>>.

Также он постоянно участвует в социально значимых проектах. Так, к
примеру, на днях он вернулся из Швеции, где участвовал в международном
проекте, финансируемом
Евросоюзом.

- Благодаря этому проекту некоторое время назад в Архангельске на
Воскресенской, 96 был открыт Центр адаптивных технологий РООИ <<Надежда>>,
- рассказал музыкант,
- это очень важно и значимо для нас.

Андрей надеется, что благодаря общим усилиям и различным проектам можно
улучшить ситуацию в Архангельске, которая на данный момент оставляет
желать лучшего:

- Так, к примеру, в Архангельске существует серьезная проблема с
общественным транспортом - он совершенно не приспособлен для людей с
инвалидностью. А улицы...
Да по ним просто невозможно ходить! Но нельзя опускать руки, нужно
бороться за свои права!

И действительно, даже людям с нормальным зрением передвижение по городу
превращается в преодоление полосы препятствий. Что уж говорить о тех,
кто совершает
это преодоление на ощупь...

- В нашем городе мало что меняется, - констатирует печальную истину
председатель Союза общественных объединений инвалидов Архангельской
области Николай
Мякшин. - Да, конечно, у нас появились звуковые светофоры, но некоторые
из них, наоборот, вводят в заблуждение слепых людей - они не понимают,
где именно
горит красный, а где зеленый, в какую сторону можно идти. Также людям
элементарно сложно передвигаться по городу. На дорогах ямы, лужи, грязь
или гололед.
Инвалидам в Архангельске крайне сложно найти работу, а если они ее и
находят, то добираться до нее очень сложно. Единственное, в чем есть
подвижки, - это
в том, что благодаря новым технологиям для людей с инвалидностью все
более доступным становится виртуальный мир, при этом реальный как был
недоступен,
так и остается.

Вот и получается, что человек способен реально изменить свою жизнь,
состояться в мире искусства, науки, профессии, но, столкнувшись с тем,
что находится
вне этого мира, становится полностью зависимым от людей, которые, даже
имея здоровые глаза, таких, как он, в упор не видят.

4b52a416a64fcd7e6a9013b3c3fed299.jpg

Анна Нечай

Источник:
Московский Комсомолец

http://dislife.ru/articles/view/34126#cut

   2014-11-14 23:25:52 (#3163862)

[mgr] Урок вслепую. Незрячий педагог - о детях и <<недоступной>> среде

Урок вслепую. Незрячий педагог - о детях и <<недоступной>> среде

Учитель из Твери Владимир Поляков никогда не видел своих учеников. Ещё в
детстве после неудачно проведённой операции он лишился зрения и с тех
пор познаёт
мир на ощупь. <<Ты не сможешь быть полноценным человеком, сидя дома и
прячась от своих проблем, нужно всегда идти вперёд>>, -- уверен он.

В преддверии Международного дня слепых, который отмечается 13 ноября, мы
встретились с Владимиром Николаевичем в коррекционной школе на ул.
Попова. Глядя
на то, как учитель без трости поднимается по ступенькам, не скажешь, что
идёт незрячий человек. Но его рабочий кабинет сразу выдаёт специфику
учебного
заведения. На стенах -- рельефные атласы и карты неба, на полках --
большие учебники, написанные по системе Брайля. Как не растеряться в
этом мире -- наука,
которую молодой педагог знает изнутри.

Мир на ощупь

-- Владимир Николаевич, вы потеряли зрение в пять лет. Что пришлось
преодолеть, прежде чем научились жить с этим диагнозом?

-- Я был совсем ребёнком, и полностью осознать, что произошло, не мог.
Просто в глазах стало темно. Навсегда. Как выглядели мама и папа,
друзья, дом, детский
сад -- осталось в памяти. У меня был дефект зрения, с которым можно было
жить. Врачи предложили косметическую операцию, но где-то ошиблись. Для
родителей
это стало большим ударом, но они сумели взять себя в руки и не сделали
меня затворником. В это трудно поверить, но я катался со сверстниками на
велосипеде,
на коньках, играл в футбол. Конечно, для игр выбирались тихие улицы. Мы
жили в Бологом, и это не составляло трудности. В Твери незрячему ребёнку
осваивать
мир за пределами дома гораздо сложнее, но это всё равно нужно делать.

А вот с образованием возникли большие проблемы. Это сейчас говорят об
инклюзивных школах и надомных учителях, а в Бологом такого и в помине не
было. Хорошо,
что в городе жил пожилой слепой учитель. Он обучил меня рельефной
системе чтения и письма. Но платить за занятия моей семье было накладно,
в итоге папа
сам обучился этой грамоте и занимался со мной. Учебники брали в
библиотеках: местной и тверской специализированной. В 16 лет я узнал,
что в Твери есть
школа для незрячих детей -- та самая, где я сейчас работаю. Несмотря на
мой возраст, меня взяли только в шестой класс на дистанционное обучение.
Но в университете
учился уже очно. В электронном виде вузовских учебников для незрячих, со
звуковыми программами, почти не было. Приходилось сканировать каждую
страницу,
а затем переводить на компьютере в нужный мне формат. На это уходили
ночи, но желание учиться было сильнее.

Свет во тьме

-- Вы преподаёте для незрячих детей информатику и музыку. Как они
воспринимают этот мир?

-- Ребёнок по своей натуре не драматизирует тот факт, что не видит этот
мир. Чаще ситуацию удручают взрослые, которые его окружают и не дают
проявить даже
маленькую самостоятельность. В этом истоки будущих проблем, и родителям
я это объясняю. Нужно не просто покупать развивающие игрушки, а
обеспечить ребёнку
полноценное детство. Не надо воспринимать нас как инвалидов.

Наша программа не отличается от общеобразовательной. Учебники -- копии
тех, по которым учатся дети в обычных школах, только набраны рельефным
шрифтом по
системе Брайля. Ручек и карандашей нет, вместо этого специальные
грифели. Обычному человеку они напоминают иглы. Ими по особой схеме
протыкаем точки на
бумаге -- это наш шрифт. Пишем справа налево, читаем слева направо. На
компьютерах установлены обучающие звуковые программы. Для ребят из
районов организовано
дистанционное обучение. Сейчас у меня так учатся две девочки: из Кимр и
Бологого.

-- Создаются ли для школы нормальные условия? Спортплощадку, например,
здесь построили за счёт вашего миллиона...

-- Может, мы не отвечаем последнему слову техники, но нужные учебные
пособия у нас есть. Если книг с брайлевским шрифтом не хватает, готовлю
тексты самостоятельно,
для этого в школе есть два брайлевских принтера. Один из них и ещё два
компьютера со спецпрограммами приобретены по тендеру от области. Второй
принтер
нам подарила певица Вера Брежнева во время одной из благотворительных
акций. Часто приходится просить помощи у спонсоров, ведь оборудование
стоит дорого:
принтер -- около 250 тыс. рублей, брайлевский дисплей -- 125 тысяч.

Что касается спортплощадки для школы, то я вместе с коллегами написал её
проект, и два года назад мне удалось выиграть с ним федеральный грант от
общества
слепых. На выигранный миллион площадку мы построили! Летом дети на ней
играют в футбол, для этого куплены звенящие мячи, а зимой -- катаются на
коньках.
На оставшиеся деньги купили стол для шоудауна. Этот популярный в Европе
вид спорта у нас только зарождается, он напоминает теннис. Мы с
удовольствием играем
с детьми и уже устраиваем свои соревнования. Поднимали мы и вопрос о
строительстве интерната при нашей школе. Но у нас учится 40-50 детей,
для местных
чиновников этого мало.

Город как чужой

-- В Твери появились звуковые светофоры, ребристые сходы к проезжей
части. Действительно ли среда для инвалидов становится доступной, как
гласит государственная
программа?

-- Эта хорошая идея плохо организована. Например, кладут тактильную
плитку: по её неровностям мы должны определить, куда нам идти. Чтобы
почувствовать её
ногами, вокруг неё должен быть идеальный асфальт. Когда же я иду по
нашим дорогам, такое ощущение, что у нас везде тактильная плитка. Поди
разберись! Живу
я на пересечении Волоколамского пр-та и ул. Фадеева. Прошлой зимой рядом
с моим домом положили такую плитку, но настала весна, и она уплыла.
Зимой для
нас важнее всего нормальная чистка тротуаров. Летом на знакомых улицах
мы знаем каждый бордюр, каждый камушек. Но, как только выпадает снег,
всё заметает
-- и мы будто в чужом городе. А открытые люки, вечно вскопанные траншеи --
кто-нибудь за этим следит? Уже не один мой знакомый падал в эти ямы!

Звуковые светофоры тоже требуют доработки. В Москве на каждом
перекрёстке играет своя музыка: понятно, в какую сторону надо переходить
дорогу. У нас светофор
пищит, а куда идти -- неясно. Спасибо, люди помогают перейти. Зрячие
чиновники стараются упростить нам жизнь, но без совета с нами. Для
них-то всё нормально,
а мы страдаем от их недоделок. Но радует уже то, что на нас начали
обращать внимание и принимать меры.

-- Много ли незрячих живут полноценной жизнью, например, работают и
зарабатывают?

-- Одно время в стране кричали о квотировании рабочих мест для незрячих,
но в реальности работают из нас единицы. Работодателю не выгодно иметь с
нами дело.
В Тверской области есть только три специальных предприятия, где
трудоустраивают слепых: в Вышнем Волочке, Торжке и Твери. Но заработки
там словно подачки:
пять тысяч рублей. Вместе с пособием по инвалидности денег едва хватает
от зарплаты до зарплаты. Я сам работал когда-то штамповщиком на одном из
них. Труд
незрячих убыточен и не может быть конкурентоспособным. Если я одну
деталь готовлю месяц, мой зрячий коллега на специальном оборудовании
сделает её за день.
Здесь должно вмешиваться государство и давать производственникам дотации
за наш труд.

Видеть сердцем

-- В обществе сложилось мнение, что люди с ограниченными возможностями
обречены на одиночество. У вас есть жена и ребёнок. Сложно ли было
построить отношения?

-- Семья -- моё счастье и опора. Я не знаю, как выглядят моя жена и
маленький Лёва, но я вижу их сердцем. Когда-то одна моя знакомая
сказала: <<С тобой, пожалуй,
можно жить и создавать семью. Но рядом должна быть самоотверженная
женщина>>. Наверно, моя жена именно такая. Сложно ли ей, зрячей, со мной
-- не знаю. Но
порой кажется, что она вообще забывает о моей особенности и упрекает,
что я что-то не сделал по дому. В такие моменты думаю, не напомнить ли,
что я не
вижу и потому не могу это выполнить? В целом же стараемся поддерживать
друг друга во всём. Платим ипотеку, растим любимого сынишку и решаем
вместе проблемы.
Конечно, можно прожить как человек в футляре, замкнувшись на своих
проблемах, но можно познавать мир и быть счастливым.

Екатерина Евсеева

Источник:
Аргументы и Факты

http://dislife.ru/articles/view/34130#cut

   2014-11-14 23:23:46 (#3163859)

[mgr] <<Говорящий город>> для незрячего жителя

<<Говорящий город>> для незрячего жителя

Международный день слепых отмечается 13 ноября - в день рождения
француза Валентина Гаюи, основателя первой в мире школы для слепых,
которая была открыта
в 1784 году в Париже. В Петербурге сейчас проживает около 10 тысяч
инвалидов по зрению, 500 из них - дети. Приспособлен ли город для тех,
кому необходима
белая трость или проводник, узнавала "Фонтанка.ру".

Нина Кулакова - специалист по реабилитации Городского центра
медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению передвигается по
городу с белой тростью.
Однажды какая-то женщина подошла к ней на улице и предложила помощь.
Пока незрячая Нина шла с этой незнакомой женщиной от Разъезжей до
переулка Джамбула,
3, где находится реабилитационный центр, она подробно рассказывала, по
каким улицам они идут. <<А вы до потери зрения экскурсоводом работали?>>,
- удивлялась
незнакомка. Нина Кулакова не работала экскурсоводом, просто она помогает
тем людям, кто лишился зрения во взрослом возрасте, часто внезапно,
из-за несчастного
случая, болезни и т.п. И задача Нины - научить человека вновь
чувствовать себя в городе своим, чтобы незрячий человек, выйдя на улицу,
досконально знал
свой маршрут.

В Центре помогают петербуржцам и жителям области не только
ориентироваться в пространстве, но и снять психологическое напряжение,
научиться пользоваться
шрифтом Брайля, новыми навигационными системами и средствами технической
реабилитации для слепых и слабовидящих.

Приспособлен ли город для тех, кому необходима белая трость или
проводник? Председатель Петербургской региональной организации
Всероссийского общества слепых
Алексей Колосов считает, что колоссальные шаги уже сделаны. Например,
появление <<говорящих>> светофоров на городских улицах или специальная
рельефная линия
вдоль платформы на каждой станции метро - это огромный прогресс. Правда,
иногда жители вторых этажей квартир, выходящих на улицу, жалуются - им
мешает
механический голос <<говорящего светофора>>...До сих пор не могут добиться,
и уже, видимо, без петербургского Госстройнадзора тут не обойтись -
чтобы в каждом
новом лифте с помощью шрифта Брайля или рельефных цифр незрячий человек
мог найти нужную кнопку этажа.

Нина Кулакова нашла проблему в новом терминале <<Пулково>> - социальное
такси везет до дверей аэропорта, дальше от стойки регистрации уже
помогает незрячему
человеку служба сопровождения, а вот кто поможет преодолеть <<слепую
зону>> от дверей до этой самой стойки? Примерно такая же ситуация и на
железнодорожных
вокзалах. Водители социального такси не могут оставить машину, чтобы
помочь слабовидящему, а если у человека нет провожатого, то ему остается
надеяться
лишь на помощь окружающих.

Но среди плюсов доступной среды Нина Кулакова отмечает и то, что в
Центре реабилитации на Джамбула, 3 будут вновь обучать собак-поводырей
пользоваться эскалаторами
метро, чтобы спускаться в подземку вместе с хозяином. Александр
Черюканов, начальник отдела методического руководства по вопросам
реабилитации инвалидов
комитета по соцполитике Смольного, поясняет: <<В город и область ежегодно
поступает 10 собак-поводырей, хотя потребность в них гораздо выше, в
метро раньше
их не пускали, хотя у собак были даже специальные документы, что они
умеют пользоваться эскалатором>>. По словам Александра Черюканова, уже
выделены средства
по госзаданию на обучение новых собак-поводырей, и они начнут учебу
прямо на одной из станций петербургского метрополитена.

Кроме того, в Петербурге идет апробация системы навигации и помощи
незрячим людям <<Говорящий город>>. Эта система состоит из передающего и
приемного устройств,
причем приемники находятся у инвалидов. Передающее устройство
устанавливается на транспортных средствах и помогает с помощью приемника
сориентировать незрячего
человека - какой транспорт подошел, вплоть до его номера, где находится
у него дверь. А пешеходную навигацию для незрячих можно установить на
смартфон.
Сейчас проект <<Говорящего города>> в стадии доводки, у незрячих людей
много замечаний. Но в Петербурге намерены в следующем году апробировать
проект.

Галина Артеменко

Источник:
Фонтанка.ру

http://dislife.ru/articles/view/34138#cut

   2014-11-14 23:17:17 (#3163856)

[mgr] Незрячие XXI века: в мире говорящих вещей

Незрячие XXI века: в мире говорящих вещей

В международный день слепых Вера Костамо встретилась с семьей, которая
разрушила все стереотипы об особенных людях.

Окончить МГУ, переехать из комнаты в коммуналке в нормальную квартиру,
начать бизнес, родить двоих детей, помогать российским невидящим, легче
ориентироваться
в мире и быть независимыми -- все это сделали Лена и Сергей Новиковы,
инвалиды первой группы по зрению. Говоря проще -- слепые.

a98b72611f18f841bc595403335218e1.jpg

Елена с дочерью Дашей

Перед Леной на кухонном столе лежит телефон.

-- Сообщение. Ответить?-- спрашивает он.

Лена берет трубку и отвечает клиенту их с мужем интернет-магазина
тифлотоваров.

-- Строительный уровень мы вам отправили, а рулеток в наличии нет, но в
декабре появится новая модель. Записать вас?

Телефон подсказывает нужные действия, и женщина записывает заказ.

В мире существует около двух тысяч наименований продукции для
слабовидящих и слепых. Они из разных сфер, например, навигация и
ориентирование, бытовые,
спортивные, развивающие. Российские магазины тифлотоваров предлагают
только часть ассортимента.

Лена и Сергей были первыми, кто решился привезти такие товары в Россию.

-- Однажды, наш с Сережей друг, тоже инвалид по зрению, предложил открыть
свой сайт по продаже тифлотоваров. Около года мы обсуждали, стоит ли
рисковать
и начинать свое дело. Я очень сильно сомневалась. Одно дело, когда ты
сидишь дома и работаешь за компьютером, другое -- идешь в мир. И
начинаешь получать
"окружающую среду" на каждом шагу.

Под окружающей средой Лена имеет в виду отношение людей к инвалидам.

Ты же слепая!

Первая проблема, с которой столкнулась Лена, оказался нотариус. Перед
подачей документов в налоговую службу нужно было заверить подпись.
Нотариус увидел
женщину и отказался работать с ней.

-- Ты же не видишь, что ты подписываешь!

-- Все документы, которые я вам принесла, я только что самостоятельно
набрала и распечатала.

Был скандал.

"Нотариус доказывал мне мою недееспособность. Письменно подтверждать
отказ тоже не стал", -- рассказывает Лена.

Другой нотариус совершенно спокойно все заверил.

Лена разливает чай, небольшой прибор, прикрепленный к краю чашки, пищит.
Значит, воды налито достаточно.

-- К сожалению, мы не можем обработать все заказы. Нам не хватает денег,
и спрос сильно превышает предложение. Сколько бы мы ни пытались получить
какие-то
гранты и субсидии, все напрасно. Стартовый капитал нашего бизнеса -- 100
тысяч рублей. Мы не могли и предположить, что люди настолько нуждаются в
специальных
товарах: "говорящих", звуковых, тактильных.

Говорящие определители цвета и купюр, увеличительная мышь для
компьютера, устройство для маркировки предметов, качественные трости,
нитковдеватели и многое
другое. Все эти вещи нужны, чтобы не чувствовать себя беспомощным,
зависящим от зрячих.

-- Нам звонят по любым вопросам и часто пытаются заказать то, чего еще не
придумано. Было бы здорово консультировать людей по разным вопросам, но
ресурса
для этого у нас нет.

Когда звонят люди, которые недавно потеряли зрение, например, из-за
аварии, их всегда можно узнать. По растерянности. Нигде вам не
расскажут, как жить в
темноте.

До темноты

-- Я вижу сны. Чаще всего море. Волны.

У Лены кудрявые густые волосы, тоже волны. Опущенные веки, кажется, что
она все время думает о чем-то важном. Невидимом для нас.

Лена родилась с повышенным глазным давлением. Училась в обычной школе,
но с каждым годом видела все хуже.

-- Мама всегда меня готовила к тому, что в итоге я потеряю зрение. Первая
операция была в 17 лет, и после нее зрение сильно ухудшилось. Но я еще
могла ходить
без трости. После второй операции, которую помог устроить брат, уже в
Америке, зрение я потеряла.

Сдаваться Лена не собиралась и готовилась к вступительным экзаменам на
слух -- мама читала девушке учебники. И поступила -- на юридический
факультет МГУ.

Первый год все лекции записывала на диктофон, на втором курсе
самостоятельно выучила азбуку Брайля.

У Сергея история похожа. Катаракта, которую неудачно прооперировали.
Слепота. На общих основаниях он поступил на исторический факультет
центрального вуза
страны.

Познакомились в библиотеке.

Вам не положено

В ЗАГС Лена и Сергей пришли вдвоем. Сотрудница учреждения спросила, как
же они будут писать заявление.

-- Мы предложили заполнить бланк за нас, а подписались бы сами, --
вспоминает Лена.

В ответ услышали: "Не положено".

Пришлось долго разговаривать, чтобы стало положено. "Окружающая среда",
действительно, на каждом шагу.

Лена и Сергей жили в коммунальной квартире, родили дочку Дашу и все
время боролись со "средой".

Жить в отдельной квартире в районе, к которому уже привыкли, они мечтали
давно.

-- Первый раз ипотеку мы пробовали взять в 2005 году, но оказалось, что
инвалидов 1-2 групп не страхуют. Поэтому и ипотеку не взять. Тоже не
положено.

По словам Лены, сейчас ипотека стала доступнее, но получают ее инвалиды
в очень редких случаях.

Лена берет глубокую тарелку, выливает туда несколько небольших баночек
детского питания. Скоро проснется десятимесячный сын Витя.

В новой квартире светло и просторно. Лена и Сергей придумали другой
вариант и оформили жилье на юридическое лицо. Ведь у юрлица инвалидности
нет.

Витя стоит в кроватке и смотрит на маму. Смотрит доверчиво и просто, так
как нужно смотреть на людей, с любовью.

Лена посадила сына на колени. У Вити растут зубы, и он смешно
прихватывает ртом и не отпускает ложку.

-- Меня часто спрашивают, кто мне доверил ребенка. Как я взяла на себя
такую ответственность. Неужели нельзя предположить, что ребенок,
которого женщина
держит на руках, какой бы она ни была странной на чужой взгляд, -- ее
ребенок.

4adbeab8b3dbb78c4f211528dc3cd556.jpg

Елена на прогулке с сыном

Люди, делающие замечания, появляются каждый день. Обсуждают громким
шепотом за спиной, говорят что-то вслед.

-- Инвалиды раздражают. Не такие. Некрасивые. Неловкие, не так себя
ведут, -- говорит Лена.

На ремонт новой квартиры Лене и Сергею не хватило денег. Еще не
заработали. Новиковы разделяют расходы собственные и магазина. На весь
оборот закупается
новый товар, цены в магазине не поднимают, понимают, что для кого-то
прибор, хотя бы частично компенсирующий отсутствие зрения -- шаг к
независимости.

-- Пол скрипит, а ведь Даша не может сидеть на месте, бегает, как и любой
ребенок. Под нами живет главная по подъезду. Она написала на нас жалобу
участковому.

Возникли проблемы и с диспетчером, которая включает подъемник для инвалидов.

-- Проблема в том, что подъемник включается не только тобой, но и
диспетчером. Она видит меня в камеру и кричит: "Все пользуются
нормально, только вы ненормально".
Что это: раздражение, злость, нежелание понять?

5e1f0d11566c780b1c4b90ecf514a69f.jpg

9e7da7743b02005154c9035c9dee98ac.jpg

Семья Новиковых

Семицветик

Когда придумывали название для магазина, выбрали "Семицветик", но
доменное имя оказалось занято. Название пришлось писать через цифру
семь, но от идеи не
отказались. Слишком близка она Новиковым -- использовать последнюю
возможность, чтобы помочь другим.

-- Сообщение. Ответить?-- спрашивает телефон.

-- Меня нет дома, -- шутит Лена. Но трубку берет, потому что звонит Сергей.

Спокойно слушает, кладет трубку. "Сережа звонил из банка. Нам снова
отказали", -- улыбается Лена.

Вера Костамо

Источник:
РИА Новости

http://dislife.ru/articles/view/34139#cut

   2014-11-14 23:16:23 (#3163855)

[mgr] Луи Брайль: Ослепляющее великолепие вечной надежды

Луи Брайль: Ослепляющее великолепие вечной надежды

13 ноября в мире отмечается Международный день слепых - дата, призванная
привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в
трудной
жизненной ситуации. Мы предлагаем сегодня вспомнить о людях, благодаря
которым незрячий человек смог читать.

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам
потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного
шрифта, позволяющего
читать и писать слепым людям.

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека,
а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой
метод
Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком
французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской
упряжи. У Луи были две
старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и
повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на
здоровый глаз. Постепенно
мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь
слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и
голодная жизнь
на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки
с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец
всюду старался
брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и
ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей
своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет
родители решают
отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему
нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет
мальчик получает
оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом.
Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо
практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество
книг, напечатанных
по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и
громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для
слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими
экспериментами
целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял
в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве
французского
алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались
знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал
метод для нотной
записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой
рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта.
Новый метод с воодушевлением
приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора
и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган,
принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже
Франции. В 17
лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю
программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики
обожали
своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то,
что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем,
что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать
обычный алфавит.
Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и
друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было
рельефно изобразить
обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был
одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил
использовать изобретенную
им машину, которую он назвал <<Клавишный Печатник>>. При нажатии на кнопку
появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква
приобретала
рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на
свет бабушка пишущей машинки.

6319a8d46e0fb11d8778e8b60df57f05.jpg

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном
Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими
учениками и работой.
Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из
получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая
самое необходимое,
а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои
сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его
методу для бедных
студентов.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда
не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли
небольшую коробочку
с надписью: <<Сжечь, не открывая>>. Надпись заинтриговала людей, и
коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг
деньгах. Друзья
исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается
преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил
тихо. Но состояние
его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему
любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в
Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и
ноты. По отпечатанным
таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы.
Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о
нем узнает
весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой.
Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной
жизни, и его оставляют
в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда
неплохо себя чувствует.

В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно
ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная
миссия закончена.
<<Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло
ослепляющее великолепие вечной надежды >> -- сказал он своим друзьям перед
смертью . Луи Брайль
умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище
родного города Кувре.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского
Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами.
Но уже
в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал
распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден,
как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во
французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми
Франции. До наших
дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там
организован его музей.

***

c853d6bf5063dba8b84142dedc6d6af9.jpg

Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье
полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую
Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к
педагогической
и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство
стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские
педагогические курсы
и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную
деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы
русско-турецкой
войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях,
открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще
просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об
изменении отношения
государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими
недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в
богоугодных заведениях
способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в
общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности
обществом незрячих людей,
необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности
незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала.
Необходимыми условиями
полноценного физического и интеллектуального развития слепых и
вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность,
профессиональная подготовка и возможность
последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых,
что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году
Анна Александровна
Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на
рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться
игре на фортепиано,
скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им
точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте
давало возможность
изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному
владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу
Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного
историка Д.И.
Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии
основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне
Государственный
музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на
педагогику оказались актуальны и по сей день:

<<Ничем так верно не определяется степень образования общества и
государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего
поколения. Воспитание молодого
поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами
человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в
том, чтобы
сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым,
приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на
жизненную борьбу
за веру и правду.

Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что
он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить
следующими словами:
воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим
делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать
доброе. С такими задатками
воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения
человека на земле...>>

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское
оборудование - пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие
принадлежности - с тем,
чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы
со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

16 октября 1885 года:

<<...Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо
освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают
набирать или разбирать,
смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь
вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи
удается отпечатать
в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы,
не более>>.

30 октября 1885 года:

<<Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор
мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно
50 р., а бумагу
еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не
может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да
и, кроме
того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории
упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в
будущем ни к чему
ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле
отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство
может заплатить
несколько дороже...>>

В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа
<<Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям
Анною Адлер>>,
была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15
небольших рассказов для чтения, рассказ <<Царь -- работник>> Корниловича,
<<Механик-самоучка>>
о Кулибине, <<Александр II - царь освободитель>>, биография Луи Брайля из
книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу
для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия - шрифтом Луи Брайля.
Книга была
выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало
лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом
рождения
брайлевской печати в России.

cc3bcfa314ddddb4ade142503f7cd7b1.jpg

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал
для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй
своей
книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и
фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии
слепых настройщиков
музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой
Франции - орденом Почётного легиона.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых
детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу.
Незрячие
юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги
появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении
требовалась
не только соответствующая литература, но и организация библиотечного
обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию
специальной библиотеки
для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того
времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета
И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств
Московского Румянцевского
музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина),
узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и,
согласовав вопрос с
директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при
музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895
году в специально
отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для
размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал
Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став
сотрудницей музея, Анна
Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894
году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета
русских деятелей
по техническому и профессиональному образованию.

В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал No 56) была открыта
<<Коллекция по воспитанию и обучению слепых>>. В помещении музея А. Адлер
создала и библиотеку,
которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и
общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами
библиотеки пользовались
преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность
в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами.
В библиотеке
существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война
нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и
музейному делу
слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных
форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец,
упразднение
всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного,
что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была
образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества
слепых (ВОС). В её
состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие.
Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати - слепой с
детства, юрист
по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых
детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер.
Несмотря на возраст
и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов,
которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м
году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на
Немецком (Введенском)
кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I
съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала
служению
незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой
энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя
милосердия
и любви.

Юлия Баграмова

Источник:
Православие и мир

http://dislife.ru/articles/view/34153#cut

   2014-11-14 23:14:18 (#3163854)

[mgr] GPS для слепых. Заменят ли гаджеты собаку-поводыря?

GPS для слепых. Заменят ли гаджеты собаку-поводыря?

Легче путешествовать скоро станет людям, имеющим проблемы со зрением. Не
заблудиться им помогут смартфоны. Заменит ли гаджет собаку-поводыря,
выяснил корреспондент
телеканала <<МИР 24>> Евгений Пресс.

Программу с голосовым помощником Владимир Короленко начал осваивать
около года назад. Теперь без телефона ни шагу.

Принцип работы программы очень прост. Голосовой помощник задает
расстояние и направление по принципу часового циферблата. Например, пять
метров на 11 часов
- повернуться налево на 30 градусов и отмерять шаги. Или 15 метров на
три часа - поворот направо на 90 градусов.

Владимир Короленко, как и еще семь инвалидов по зрению, в Валуйках
Белгородской области программу осваивали в тесной комнатке местной
специализированной
библиотеки. Власти поселка пошли на эксперимент и подарили смартфоны
незрячим. При этом другие вспомогательные средства никто не отменял.

<<Один на один с телефоном можно выйти, но обязательно должна быть
трость. Могут быть ступеньки, препятствия на дорогах, - сказал
председатель Валуйской
организации Всероссийского общества слепых Юрий Чумаченко. - Эта
программа зрение не заменит, не заменит сопровождающего или
собаку-проводника>>.

Обучить собаку-проводника стоит 700 тысяч рублей да и не все с животными
ладят. Постоянно просить окружающих неудобно. Белгородские власти вышли
с предложением
внести смартфоны в список необходимых средств уже на федеральном уровне.

Какие гаджеты? подскажут в Москве. Телефоны с кнопками уходят в историю,
а сенсорным экраном пользоваться на ощупь не так просто. Теперь этому
можно научиться
в столице.

Три недели ежедневно по восемь часов. Занятия в центре идут фактически
нон-стоп. По словам педагогов, при таком плотном графике отрабатывается
моторика,
настолько, что для выпускников набрать и отправить SMS не проблема. Еще
пользоваться голосовым управлением, составлять маршруты да и просто звонить.

В московском комплексе учат маленькими группами. Поэтому результат 100%.
Люди приезжают со всей России, чтобы потом своим опытом делиться на
местах. Для
них смартфон не дорогая игрушка, а реальный помощник.

<<Камере в телефоне показал купюру, он тебе говорит, что это десять
рублей или 50. Ведь не всегда кассир с радостью остановит очередь и
скажет, подождите,
мы тут слепому деньги сортируем. Попробуйте запомнить лекарства, где что
лежит. Вы достали, прочитали, а мы не можем. А так, телефону показал, он
ответил,
что это таблетки от головы>>, - отметил начальник отдела по разработке и
внедрению адаптивных технологий КСРК ВОС Александр Пивень.

В московском центре могут научить пользоваться синтезаторами и писать
музыкальные аранжировки. И этим хорошо зарабатывать. Аналогичных курсов
в мире просто
нет.

Но для Владимира Короленко это лишнее. По го словам, ему бы новый
смартфон, обязательно с GPS и ГЛОНАСС. Только цена у таких телефонов -
пенсия у инвалида
по зрению. И если чиновники не подарят, то попробует накопить сам,
рассуждая, независимость стоит дороже.

Надо отметить, что в московском центре пользоваться специальной техникой
учат бесплатно. Главное условие - состоять во Всероссийском обществе
незрячих.

Источник:
Мир24

http://dislife.ru/articles/view/34155#cut

   2014-11-14 23:11:21 (#3163853)

[mgr] Зрячие руки. Профессия массажиста помогает инвалидам по зрению реализовать

Зрячие руки. Профессия массажиста помогает инвалидам по зрению
реализовать себя в жизни

Инвалиды по зрению могут наилучшим образом проявить себя в профессии
массажиста. Тактильные ощущения у слабовидящих людей настолько сильные,
что порой кажется,
будто они <<видят>> руками.

Главный предмет - массаж

С 2006 года у слабовидящих людей появилась возможность учиться в
медицинском колледже БелГУ. Здесь на базе факультета сестринского дела
создали отделение,
где на бюджетной основе по направлению Белгородского регионального
отделения общества слепых обучаются слабовидящие студенты.

блочная цитата
<<В отделении состоят на учёте 3270 человек, среди которых есть молодые
люди, мечтающие создать семью, адаптироваться в социуме и зарабатывать
на жизнь.
Первые выпускники, получившие профессию массажиста, трудоустроены в
лечебно-профилактические учреждения области, работают в фитнес-салонах,
в частных кабинетах.
Сейчас по этому профилю в медколледже учатся ещё 30 человек, 18 из них -
первокурсники>>, - говорит председатель организации Николай Поклад.
конец блочной цитаты

С 2013 года в медколледже запущен новый стандарт образования специально
для лиц с ограниченными возможностями по зрению. Здесь учатся ребята не
только из
Белгородской, но и Липецкой, Курской, Воронежской областей. Приезжим
предоставляется общежитие. Вместе со студентами в общежитии живёт
куратор. Людмилу
Дронову ребята называют второй мамой, помогающей им в решении бытовых
вопросов.

блочная цитата
<<Пришлось перестраивать методику преподавания, адаптировать для незрячих
студентов. Они записывают лекции на диктофон, потом прослушивают,
запоминая материал.
Главный предмет в учебной программе - массаж. Студенты изучают
классический лечебно-восстановительный массаж с элементами спортивного,
точечного и шиатсу,
знакомятся с основами ЛФК, физиотерапии. Практикуются ребята на базе
поликлиник и больниц города. Многие потом остаются там работать>>, -
говорит заместитель
директора по воспитательной работе медколледжа БелГУ Светлана Жукова.
конец блочной цитаты

Кроме того, ребята активно участвуют в общественной жизни учебного
заведения.

Преодолеть себя

В конце октября в стенах медколледжа прошло интерактивное мероприятие
<<Игра без правил>>, организованное Московским реабилитационным центром
для людей с
дисфункцией зрения.

блочная цитата
<<Для нас эта игра стала ещё одной возможностью доказать самим себе и
окружающим, что человек с ограниченными возможностями зрения может
многое, в том числе
и танцевать, свободно двигаясь по сцене>>, - говорит участник игры
Дмитрий Лесовских, который в паре с Вероникой Соломатиной показал
танцевальный номер.
конец блочной цитаты

Действительно, ребята так мастерски выполняли сложные танцевальные
фигуры, прыгали на одной ноге, преодолевая препятствия, что со стороны
казалось, будто
для них нет никаких сложностей. На самом деле, чтобы так легко кружиться
в вальсе или станцевать энергичный рок-н-ролл, им пришлось репетировать
часами.

Людям с ограниченными возможностями зрения постоянно приходится
преодолевать трудности. Но это преодоление закаляет характер. Супруги
Игорь и Вероника Соломатины
приехали из Курской области. Оба получают уже второе образование, до
этого они окончили музыкальный колледж. Игорь - по классу аккордеона,
Вероника - дирижёр
хора. Женаты три года. Они мечтают, получив профессию массажиста,
вернуться домой, найти работу и родить ребёнка, чтобы семья была полной.

Олимпийский факелоносец

В медколледже гордятся спортивными успехами второкурсника Евгения
Никишова -серебряного призёра чемпионата Курской области по туризму и
двукратного серебряного
призёра чемпионата области по лыжному спорту среди инвалидов по зрению.
Евгений приехал учиться в Белгород из Курска. Он с удовольствием
вспоминает, как
судьба подарила ему шанс стать в родном городе факелоносцем олимпийского
огня:

<<Я подал заявку на участие в конкурсе, который проводился партнёрами
Олимпийских игр, и выиграл. На память об этом событии остались
фотографии и олимпийский
костюм. А факел, который я нёс, теперь хранится в музее Курского
медицинского института>>.

- Трудно ли учиться вдали от дома? - спрашиваю ребят.

Трудности, конечно, есть, соглашаются они. Но здесь им приходят на
помощь педагоги, да и сами они поддерживают друг друга. Евгений -
инвалид по зрению с
детства, но болезнь не мешает его развитию и не ограничивает круг
интересов. Он - активный пользователь Интернета, увлекается чтением,
любит спорт. Говорит,
что учиться сложно, но интересно. Выбранную профессию воспринимает не
иначе, как возможность сделать карьеру и добиться успехов на этом поприще.

Конкуренции не боюсь

До 19 лет Владимир Отян был зрячим, учился в технологическом
университете, водил машину, строил планы на будущее... Но судьба
распорядилась иначе. Болезнь
стала прогрессировать, и ему пришлось оставить учёбу в вузе.

Он признаётся, что было непросто привыкнуть к новому восприятию мира
через очертания, силуэты и голос близких людей. Потребовалось время,
чтобы научиться
жить по-новому. Благодаря характеру и природным способностям Владимир не
упал духом. В медколледже он учится хорошо и уверен, что выбранная
специальность
поможет ему реализоваться в жизни.

блочная цитата
<<Пусть конкуренция на рынке труда смущает тех, кто боится>>, -
оптимистично заявил он.
конец блочной цитаты

Справка <<Белгородских известий>>

13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи - известный
педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий
для слепых. По решению
Всемирной организации здравоохранения именно это событие легло в основу
выбора даты Международного дня слепых. До XVIII века мир не знал учебных
заведений
для слепых, не существовало ни теории, ни опыта приобщения незрячих к
систематическим знаниям и к общественно-полезному труду. В 1749 году
Дени Дидро написал
и анонимно опубликовал своё произведение <<Письмо о слепых для назидания
зрячим>>, за которое на три месяца был заточён в Венсенский замок. Оно не
только
произвело сильное впечатление на современников, но и имело своеобразный
исторический резонанс, заставляя всё большее количество умных людей
задумываться
о проблемах их незрячих сограждан. Одним из них был молодой гражданский
служащий Валентин Гаюи, имевший не только доброе сердце, но настоящий
талант организатора.

Ирина Маликова

Источник:
БелПресса

http://dislife.ru/articles/view/34157#cut

   2014-11-14 23:10:02 (#3163851)

[mgr] Минфин РФ проведет дополнительную индексацию пенсий

Минфин РФ проведет дополнительную индексацию пенсий

Если уровень инфляции до конца года превысит прогнозируемый, то
Министерство финансов дополнительно проиндексирует пенсии, для чего
задействует от 50 до
60 млрд рублей из антикризисного фонда.

Заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко сообщила, что если инфляция
в текущем году превысит прогнозные показатели, то правительство проведет
дополнительную
индексацию пенсий. Предполагается задействовать 50-60 млрд рублей из
антикризисного резерва федерального бюджета.

<<Смотря какая инфляция будет в результате, от 50 млрд до 60 млрд руб.
может потребоваться в следующем году на увеличение>>,-- заявила
заместитель министра
финансов.

Отметим, что объем антикризисного резерва составляет 70 млрд рублей, из
них 10 млрд уже изъято на дотацию детских садов.

Ранее об индексации пенсий говорил министр финансов Антон Силуанов.
Встречаясь с фракцией ЛДПР в Госдуме, он подчеркнул, что в связи с тем,
что уровень
инфляции превышает предполагаемый, в проекте бюджета на 2015-2017 годы
необходимо учитывать дополнительные средства на индексацию пенсий. По
его словам,
в следующем году запланирована индексация на 5,5%.

<<Но у нас есть норма о том, что мы пенсии должны индексировать на
уровень фактической инфляции предыдущего года, то есть текущего года,--
отметил Силуанов.
-- А в этом году у нас инфляция будет около 8,5%, если не больше>>.

В настоящее время правительство дважды в год проводит индексацию
страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по
инвалидности и трудовой
пенсии по случаю потери кормильца. С 1 февраля 2014 года трудовые пенсии
37,8 млн российских пенсионеров были повышены на 6,5% (ориентируясь на
рост цен
в прошлом году), с 1 апреля пенсии проиндексированы еще на 1,7%. На
данный момент, с учетом проведенных индексаций, средний размер трудовой
пенсии по старости
составлял около 11,6 тысяч рублей.

Источник:
Курс.РУ

http://dislife.ru/news/view/34115#cut

   2014-11-14 22:07:43 (#3163815)

[mgr] Пресс-служба ОП РФ: <<Москва-Сити>> не прошла тест на доступность для инва

Пресс-служба ОП РФ: <<Москва-Сити>> не прошла тест на доступность для
инвалидов

В преддверии Международного дня слепых члены ОП РФ Диана Гурцкая и Павел
Сычев вместе с представителями Всероссийского общества слепых проверили
на доступность
для инвалидов по зрению инфраструктуру центра Москвы. Объектом контроля
было выбрано одно из самых современных мест столицы - территорию возле
инновационного
комплекса <<Москва-Сити>>.

<<Мы слышим много слов о доступной среде, но, к сожалению, на деле при
строительстве объектов об этом часто забывают, - заявил Павел Сычев. - В
итоге оказывается
так, что даже на такой грандиозной <<стройке века>>, как Москва-Сити, не
предусмотрено элементарных вещей для инвалидов>>.

Так, в ходе рейда обнаружилось, что пешеходный переход возле входа на
мост <<Багратион>> не оборудован тактильной плиткой, ее нет и при входе в
крупнейший
торговый центр <<Афимолл>>. Помимо этого при входе в метро на дверях не
было яркого стикера желтого цвета для людей с частичной потерей зрения,
как и первых
и последних ступенек, выкрашенных в желтый цвет.

Яркие стикеры были предусмотрены только при входе в <<Афимолл>>, но и там
инвалиды по зрению могут столкнуться с проблемами, так как ни один из
магазинов
со стеклянными дверьми не имеет соответствующих наклеек.

Попав в лифт, общественники обнаружили полное отсутствие на кнопках и
рядом с ними шрифта Брайля с нумерацией этажей, так что попасть на
нужный этаж человеку
с проблемами со зрением без чужой помощи практически невозможно.

<<Давайте говорить откровенно - кто-то тут явно не доработал. Вообще,
было бы правильно начать такую практику, когда введение в эксплуатацию
новых объектов
(в особенности таких масштабных) происходило бы после осмотра здания
экспертной группой, в которую бы входили в том числе и инвалиды>>, -
отметил Сычев.

<<Мы такие же люди и ничем не отличаемся от других. Как и все остальные,
мы ходим в магазины, ездим на метро, ходим по городу. Нам неудобно
каждый раз просить
о помощи других людей, поэтому я очень надеюсь, что со временем и
Москва, и другие города России станут действительно комфортными для
незрячих людей и
для других инвалидов>>, - сказала член ОП, Заслуженная артистка России
Диана Гурцкая.

По ее словам, несмотря на все обнаруженные недочеты, не стоит
предаваться пессимизму: <<Я помню времена, когда о безбарьерной среде в
России не велось даже
никаких разговоров, и инвалиды были практически изолированными от
социума. Сейчас же наш голос слышен, нас стали замечать, - продолжила
Гурцкая. - Так
что, пускай и медленными темпами, но дело идет, и я уверена, что и в тех
местах, которые мы посетили сегодня, в скором времени все благоустроится>>.

По всем выявленным фактам будут составлены заявления и предписания по их
устранению, которые направят в городские службы Москвы, а также
руководству торгового
комплекса и метро.

Подобные рейды проводятся общественниками на протяжении нескольких лет,
начиная с 2009 года. В этом году он был проведен уже согласно закону <<Об
общественном
контроле>>, который вступил в силу 2 августа 2014 года.

videos фрейм
http://s.ytimg.com/yts/swfbin/player-vflNhng3G/watch_as3.swf
videos конец фрейма

Источник:
Dislife.ru

http://dislife.ru/news/view/34133#cut

   2014-11-14 22:01:11 (#3163814)

[mgr] Круглый стол по проблемам инвалидов по зрению, посвященный Международному

Круглый стол по проблемам инвалидов по зрению, посвященный
Международному дню слепых

В Общественной палате пройдет круглый стол по проблемам инвалидов по
зрению, посвященный Международному дню слепых.

В начале мероприятия Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов
поздравит победителей V Международного благотворительного фестиваля
<<Белая трость>>.

Ребятам будут вручены сертификаты от Общественной палаты на получение
именной годовой стипендии.

Участники обсудят возможности совершенствования законодательства в
области обеспечения реализации прав инвалидов по зрению, механизмы
социальной адаптации
незрячих людей, обеспечение прав детей -- инвалидов.

По итогам обсуждения будет составлен перечень предложений для органов
государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению
реализации
прав инвалидов по зрению.

Также в холле Общественной палаты откроется выставка работ выполненных
незрячими людьми по технике <<Рисование светом>> (Light Painting).

Участвуют: член ОП РФ Диана Гурцкая, заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству
Константин Добрынин, заместитель председателя Комитета Государственной
Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев,
заместитель
директора Департамента программ развития Министерства транспорта РФ
Сергей Егоршев, заместитель начальника отдела образования детей с
проблемами развития
и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав
детей Минобрнауки России Людмила Вакорина, эксперты профильных
некоммерческих
организаций.

Система видеоконференций ОПРФ / Трансляция <<Круглый стол по проблемам
инвалидов по зрению, посвященный Международному дню слепых>> фрейм
https://video.oprf.ru/flash/grid_zoom_playlist.swf?1401935962.4006
Система видеоконференций ОПРФ / Трансляция <<Круглый стол по проблемам
инвалидов по зрению, посвященный Международному дню слепых>> конец фрейма

Источник:
Общественная палата РФ

http://dislife.ru/news/view/34136#cut

   2014-11-14 21:59:50 (#3163813)

[mgr] Региональные ОП предложили привлекать в рабочие группы экспертов из числа

Региональные ОП предложили привлекать в рабочие группы экспертов из
числа инвалидов по зрению

13 ноября в Общественной палате прошел круглый стол по проблемам
инвалидов по зрению, посвященный Международному дню слепых.

<<Сегодня день, когда мы должны подумать о том, как живется инвалидам по
зрению в современной России. Какие у нас есть больные точки, какие
сильные стороны
- сегодня мы собрались здесь, чтобы вместе подумать над всеми нашими
проблемами и решить, как можно улучшить ситуацию>>, - заявила член ОП РФ,
Заслуженная
артистка России Диана Гурцкая.

<<Кто-то говорит, что тема с адаптацией инвалидов, с созданием для них
доступной среды в России является уже не просто социальной проблемой, но
и проблемой
национальной безопасности, если рассуждать о количестве инвалидов и
тенденции к увеличению их числа. На мой же взгляд, реальная проблема
инвалидов в нашей
стране носит скорее нравственный характер, и для того, чтобы изменить
отношение остальных граждан к людям с ограниченными возможностями
здоровья, нужно
менять менталитет всех нас>>, - отметил зампредседателя Комитета Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству
Константин Добрынин.

<<Еще одна проблема состоит в том, что, к сожалению, не все, что
официально декларируется, воплощается в реальность>>, - подчеркнул сенатор.

Он привел в пример программу <<Доступная среда 2011-2015>>,
предусматривающую увеличение доступности образовательных организаций, в
которых созданы условия
для обучения инвалидов, на 25%.

<<Однако на деле мы видим обратное - так, только в одной Москве,
насколько я знаю, анонсировано закрытие целого ряда образовательных
организаций для детей
с проблемами развития. Налицо явное противоречие>>, - добавил Добрынин.

С помощью конференц-связи выступила руководитель Вологодской организации
молодых инвалидов, член региональной общественной палаты Анна Хрястунова.

Она рассказала, что, в отличие от Москвы, где для инвалидов хотя бы
местами создается безбарьерная среда, и где у них есть возможность
получить образование
и работу, ситуация в регионах обстоит намного плачевнее.

<<О каком образовании и трудоустройстве мы можем говорить, если в моем
городе для инвалидов даже не предусмотрено ни одной тактильной плитки?>>,
- посетовала
Хрястунова.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, общественница выдвинула предложение
создать рабочие группы во всех региональных общественных палатах и
привлечь экспертов
из числа незрячих инвалидов и других людей с ограниченными возможностями
здоровья.

Помимо этого участники круглого стола отметили важность активизации
деятельности по правовой поддержке инвалидов по зрению и семей с
детьми-инвалидами,
а также повышению правовой грамотности в их среде, чтобы люди с
ограниченными возможностями здоровья знали о своих правах и способах
защиты своих законных
интересов в различных инстанциях.

По итогам обсуждения будет составлен перечень предложений для органов
государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению
реализации
прав инвалидов по зрению.

Помимо прочего, в ходе мероприятия заместитель руководителя Аппарата
Общественной палаты РФ Юлия Городничева поздравила участников V
Международного благотворительного
фестиваля <<Белая трость>> и вручила двум молодым незрячим людям
сертификаты от Общественной палаты на получение именной годовой стипендии.

Также 13 ноября в холле Общественной палаты состоялось открытие выставки
работ, выполненных незрячими людьми по технике <<Рисование светом>> (Light
Painting).

Источник:
Dislife.ru

http://dislife.ru/news/view/34140#cut

   2014-11-14 21:58:12 (#3163811)

[mgr] Диана Гурцкая: более 60% инвалидов не могут получить образование в России

Диана Гурцкая: более 60% инвалидов не могут получить образование в России

Согласно статистике Росстата, в 2013 году в России было зафиксировано
580 тыс. детей-инвалидов, однако количество учащихся составило только
211 тыс. По
мнению члена Общественной палаты РФ Дианы Гурцкой, это связано с тем,
что в России с каждым годом уменьшается количество специализированных
(коррекционных)
образовательных учреждений.

<<Даже если предположить, что какая-то часть -- это дети дошкольного
возраста, то все равно картина получается печальная>>, -- отметила первый
заместитель председателя
Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства
Диана Гурцкая во время круглого стола, посвященного Международному дню
слепых,
отмечаемого 13 ноября.

По словам члена Общественной палаты РФ, в России с каждым годом
уменьшается количество специализированных (коррекционных)
образовательных учреждений.

<<С 2000 по 2013 год их количество уменьшилось более чем на 12%, об этом
говорит та же статистика>>, -- отмечает Диана Гурцкая.

В начале сентября в связи с большим количеством обращений от директоров
специализированных школ и интернатов члены Общественной палаты Диана
Гурцкая и Роман
Дощинский направили письмо председателю Правительства России Дмитрию
Медведеву с просьбой сохранить систему коррекционного образования. Члены
ОП РФ считают,
что в настоящее время фактически происходит ликвидация системы
специализированного коррекционного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Они объясняют это тем, что в условиях единого стандарта оценки
эффективности работы образовательных учреждений подобные заведения не
могут пройти государственную
аккредитацию.

По официальным данным Минобразования, из 30 млн детей, проживающих в
России, в коррекционной помощи нуждаются более миллиона.

В октябре в столице на Суворовской площади состоялся митинг <<За
московское образование>>, участники которого потребовали от Департамента
образования г. Москвы
приостановить реорганизацию всех учебных заведений Москвы, решения о
реорганизации которых приняты с нарушением существующих норм, включить в
комиссию
по оценке последствий реорганизации образовательных организаций
представителей родительских сообществ Москвы, Уполномоченного по правам
ребенка в городе
Москве и независимых от Департамента образования экспертов в области
образования. Также в числе пунктов резолюции митинга -- законодательное
закрепление
равного подушевого финансирования для всех московских школ, оказание
особой государственной поддержки школам, работающим с детьми-инвалидами,
детьми из
неблагополучных семей, детьми с девиантным поведением, школам надомного
обучения, обеспечение максимально широкого общественного обсуждения при
разработке
регионального московского закона <<Об образовании>>.

Продолжается и сбор подписей под петицией в адрес вице-премьера Ольги
Голодец с просьбой сохранить в столице компенсирующие группы для детей с
ОВЗ, дать
возможность инвалидам старше 18 лет обучаться в школах и создать
общественную комиссию по оценке образовательной реформы для детей с
инвалидностью. В настоящее
время
петицию
подписали более 13 тыс. человек.

Источник:
Агентство социальной информации

http://dislife.ru/news/view/34144#cut

   2014-11-14 21:56:27 (#3163810)

[mgr] Праздник для детей с нарушением зрения прошел в школе-интернате No5 г. Мос

Праздник для детей с нарушением зрения прошел в школе-интернате No5 г.
Москвы

Вчера, 13 ноября, в школе-интернате No5 г. Москвы прошла
благотворительная акция для детей с нарушениями зрения, приуроченная
к Международному дню слепых.
Сто учащихся из коррекционных школ столицы получили в подарок новые
комплекты рельефных книг, изданных при поддержке Департамента средств
массовой информации
и рекламы города Москвы.

В нашем городе живет более 5,5 тысяч детей с глубокими нарушениями
зрения, из них почти 1 400 - абсолютно слепые или не видящие более чем
на 90%. Малышей
с патологией зрения обучают по специальным методикам более чем в 50
детских садах и 4 школах. В специализированной школе-интернате No 1
обучение ведется
по системе Брайля. В этой школе образование могут получить даже
абсолютно слепые дети.

В мероприятии приняли участие Елена Геннадьевна Казакова, начальник
Управления печати Департамента средств массовой информации и рекламы
города Москвы,
и Александр Герасимович Деген, Председатель правления благотворительного
фонда <<Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей>>.

Более ста детей собрались в актовом зале школы, утопающем в разноцветных
воздушных шарах. На праздник к ребятам пришли любимые сказочные
персонажи - Незнайка
и Синеглазка. Они в игровой форме познакомили детей с книжками,
приготовленными в подарок. В этот раз Фонд <<Иллюстрированные книжки для
маленьких слепых
детей>> издал увлекательные сказки народов мира - <<Кого испугались>>
(албанская сказка), <<Великие приключения маленькой мышки>> (эскимосская
сказка), <<Волшебное
кольцо>> (итальянская сказка) и <<Подарки феи>> Шарля Перро. Это
замечательные истории о добрых волшебницах, чудесных превращениях, а
также увлекательных
приключениях героев книг.

Настоящий восторг у детей вызвало знакомство с <<Волшебным>> карандашом,
который теперь есть во всех комплектах книг. Это настоящая <<волшебная
палочка>> -
стоит только прикоснуться к страничке, книга оживает и начинает
говорить голосами персонажей сказки!

Праздник продолжился концертом воспитанников школы-интерната No5 и
детской вокально-эстрадной студии <<Ватсон Junior>>. Яркие номера юных
артистов очень понравились
зрителям. Дети в зале при этом не только слушали, но подпевали хорошо
знакомые им песни.

После концерта всех ждал вкусный сюрприз - огромный торт со сказочными
персонажами невероятной красоты! Сначала ребята любовались этим чудом,
ну а потом
торт разрезали, и все уже пробовали сказку на вкус и были в восторге!

Каждый ребенок получил комплект книг, а также другие подарки в память об
этом праздничном мероприятии.

Благодарим Правительство Москвы за поддержку в издании специальных книг
для детей с нарушениями зрения московских коррекционных детских
учреждений, администрацию
и коллектив Специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната No5 г. Москвы за помощь в организации мероприятия, а
также детскую вокально-эстрадную
студию <<Ватсон Junior>> за участие в благотворительном концерте в
Международный день слепых.

Dislife.ru

   2014-11-14 21:53:56 (#3163809)

[mgr] VII Республиканский турнир незрячих интеллектуалов <<Эрудит>> прошел в Чув

VII Республиканский турнир незрячих интеллектуалов <<Эрудит>> прошел в
Чувашии

14 ноября 2014

В последнее время активизировалась работа региональных организаций ВОС в
одном из основных направлений деятельности Общества - всесторонней
реабилитации
инвалидов по зрению, создании комфортных условий для развития
интеллектуальных и творческих способностей незрячих людей.

13 ноября в Чувашской республиканской специальной библиотеке для слепых
им. Л.Н. Толстого при поддержке правления Чувашской РО ВОС прошёл VII
Республиканский
турнир незрячих интеллектуалов <<Эрудит>>, в котором приняли участие 10
команд: команды местных организаций Чувашской РО ВОС, команда
Чебоксарского УПП <<Энергия>>
и команда Чебоксарской коррекционной общеобразовательной школы-интерната
для слепых и слабовидящих детей. Турнир был приурочен к Международному
дню слепых.

Турнир проводился в два этапа. Сначала участники рассказывали о себе в
стихах, в прозе и других формах, которые они сами для себя избрали.
Затем по правилам
второго этапа необходимо было ответить на вопросы по следующим темам:
мировое искусство и культура; литература; культура Чувашии;
социально-культурная
реабилитация в системе ВОС.

Победителями турнира стали следующие команды:

1 Место - команда <<Круиз>> Канашской местной организации;

2 Место - команда <<Без названия>> Чебоксарского УПП;

3 Место - команда <<Пламя>> - Моргаушской МО ВОС.

Победителям были вручены дипломы и ценные подарки от библиотеки.
Остальные команды получили поощрительные призы.

Пресс-служба ВОС

(по материалам общественного корреспондента

Чувашской РО ВОС Олеси Гавриленко)

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3219:vii-----lr---&catid=45:c-gr-newsvos&Itemid=59

   2014-11-14 21:46:54 (#3163804)