[mgr] Слепота - не повод закрыть двери в будущее
Слепота - не повод закрыть двери в будущее
Воспитать социально активную личность, способную не просто существовать,
но и приносить пользу обществу наравне со здоровыми гражданами, из
инвалида по
зрению - задача не просто сложная, а практически невыполнимая, но
педагоги Лаишевской школы-интерната уже 45 лет каждый день совершают
чудо, претворяя
в жизнь эту не простую задачу.
100 ребят из 33 районов республики обучаются сегодня в Лаишевской
школе-интернате. Больше половины из них (53 ученика) тотально слепые.
Остальные страдают
различными врожденными и приобретенными заболеваниями зрения. Помимо
офтальмологических болезней имеются сопутствующие заболевания - ДЦП,
ЛОР, ЖКТ, заболевания
эндокринной системы и психоневрологические. Многие воспитанники
интерната из малоимущих и неполных семей, родители которых также имеют
инвалидность, 10
детей и вовсе - сироты.
То насколько хорошо эти ребята будут приспособлены к жизни в современном
обществе, во многом зависит от надежных, терпеливых и отлично
подготовленных наставников.
Сегодня воспитание детей в школе-интернате в руках 23 штатных педагогов
и 14 воспитателей. В первую очередь при работе с такими детьми важны
знания, а
потому неуклонно растет доля педагогов, получивших второе специальное
дефектологическое образование. Сейчас более 80% педагогов имеют второе
высшее дефектологическое
образование по специальности <<тифлопедагогика и психология>>. В этом
учебном году такое обучение заочно закончили еще 4 педагога, и в эти дни
идет защита
их дипломных работ, на кафедре дефектологии Казанской академии
социального образования. Это позволяет педагогам отлично справляться с
возложенными на них
обязанностями по реабилитации и социализации детей, а также обучению их
охране своего здоровья.
Выйти из сложной ситуации, найти мотивацию и понять, что быть счастливым
может каждый, ребятам помогает коллектив - в школе уже шестой год
работает служба
психологической поддержки.
Внимательный подход к интересам учащихся отразился в количестве кружков
и их результатах. Ребята стали дипломантами республиканских выставок
самодеятельных
художников <<Пение красок>> и <<Жизнь прекрасна>>, победителями
Всероссийской выставки прикладного творчества школьников - инвалидов
<<Краски всей России>>,
номинантами Международной премии <<Филантроп>>. Младшие воспитанники стали
лауреатами <<Олимпийского конкурса рисунков>> всероссийского журнала
<<Клепа>> и международного
конкурса <<Пушкин глазами детей>>, получили дипломы всероссийского
конкурса <<Лес-душа России>>.
Школа-интернат обеспечивает не только образовательную функцию. Чтобы
сохранить остаточное зрение и улучшить здоровье детей-инвалидов
медицинскими и педагогическими
работниками школы проводится постоянный мониторинг состояния здоровья
воспитанников, а в медицинском блоке школы наряду со специалистами -
офтальмологами
имеется специальное медицинское и физиотерапевтическое оборудование.
Два современных компьютеризированных диагностических и лечебных
офтальмологических комплекса удалось приобрести в этом году с помощью
привлечения средств
благотворителей, которые нашлись благодаря личному участию главы района
Михаила Афанасьева. В 2012 году президент РТ Р.Н.Минниханов поддержал
школу в вопросе
финансирования капитального ремонта здания. Большая работа проведена в
целях совершенствования учебно-воспитательного процесса - укреплена
материально-технической
базы школы, выполнены нормы САНПиНа и пожарной безопасности.
Чтобы воспитывать активного гражданина, адаптированного к жизни в
современном обществе сегодня не достаточно деревянной доски и мела в
классе. Педагогам
необходимо применять на практике плоды технического прогресса. Так, в
школе были установлены интерактивные доски, приобретено мультимедийное
оборудование,
компьютеры. Обновлению подвергли также спортинвентарь и спортивную
форму. Для облегчения труда наставников приобретены и установлены
стиральные машины
и другое технологическое оборудование для работы на пришкольном участке.
Спальные корпуса воспитанников оборудовали душевыми кабинами. Таким
образом, в
школе созданы все условия для комфортного проживания и обучения детей и,
возможно, именно поэтому ребята показывают хорошие результаты в учебе,
спорте
и творчестве.
Лаишевская школа-интернат - единственное в Татарстане учебное заведение
интернатного типа обучающее детей с нарушениями зрения и тотально
слепых. Стоит
отметить, что в вопросах обучения с воспитанников школы-интерната спрос
такой же как и со здоровых детей в обычных общеобразовательных классах.
Понятно,
что этим ребятам приходится гораздо сложнее, ведь они, кроме обучения
наукам должны освоить навыки естественные для здоровых детей, такие как
самостоятельный
труд и самообслуживание. Над этими качествами ученики с педагогами
трудятся в послеобеденное время. Тогда для детей проводятся
дополнительные индивидуальные
и групповые коррекционные занятия. Так ученики школы-интерната
становятся не просто образованными, но и конкурентоспособными членами
современного общества.
Результаты такого подхода наглядны и проявляются еще в процессе
обучения. Так, показатели школы по успеваемости и качеству знаний
учеников не уступают среднерайонным
показателям и находятся на уровне показателей коррекционных школ для
детей с нарушениями зрения республики. Ученики этой школы наравне со
здоровыми детьми
ежегодно участвуют и становятся победителями районных и республиканских
конкурсов научно-исследовательских проектов по литературе, истории,
биологии, английскому
языку, а также неоднократно становились призерами районных и
республиканских олимпиад по химии, биологии, истории, обществознанию,
литературе и информатике.
13 аттестатов, один из которых с золотым тиснением (особого образца) -
результат многолетнего труда над выпуском 2014 года. Впрочем, в
прошедшем учебном
году все ребята, как основной, так и средней ступеней обучения, на
государственной итоговой аттестации показали положительные результаты,
прошли установленный
<<порог>>.
В воспитанниках школы огромно стремление жить и наслаждаться жизнью во
всех ее проявлениях. Для них действительно нет границ. Им не достаточно
только учебы
и общения, они активно развивают свои творческие и спортивные
способности, показывая результаты и вдохновляя своим примером. Так,
ребята получили призы
в республиканском конкурсе <<Алтын калям - Золотое перо>> в номинации
телевидение. Они живо участвуют в кружках художественной
самодеятельности, а потому
часто их можно встретить в числе участников и победителей различных
фестивалей творчества не только районного, но и республиканского и
всероссийского уровней.
В 2011 году восьмиклассник школы получил Диплом Международного конкурса
<<Письмо Брайлю пишем по Брайлю>>, посвященного 200-летию Луи Брайля,
который прошел
в Париже, а так же международную премию <<ОНКИО Брайль 2011>> в Токио.
Еще больше заслуг в спортивной среде. О достижениях воспитанников
школы-интерната на различных уровнях в паралимпийских видах спорта
сегодня знают далеко
за пределами республики и России. Только за период прошлого учебного
года юные спортсмены привезли 8 золотых, 12 серебряных и 4 бронзовых
медали с Чемпионатов
и первенств Татарстана и России по легкой атлетике, голболу и другим
паралимпийским видам спорта.
Всего же в зачете учащихся школы призовые места в 62 чемпионатах и 26
первенствах Татарстана и России по легкой атлетике, лыжным гонкам,
торболу, голболу,
футзалу. Ими завоевано 38 золотых, 59 серебряных и 78 бронзовых медалей.
Спортсмены школы принимали участие в составе сборных России в
международных соревнованиях
среди инвалидов по зрению. Они защищали спортивную честь страны в США,
Испании, Австрии, Венгрии и на Кипре. 4 учащихся и выпускника школы
выполнили норматив
<<Мастер спорта РФ>> и два человека стали мастерами спорта международного
класса. А учитель физвоспитания и тренер ребят Рамиль Каюмов занесен в
энциклопедию
<<Лучшие люди России 2010>> и получил соответствующие удостоверение и
нагрудный знак.
Это далеко не полный список успехов юных татарстанцев - выпускников
лаишевской школы-интерната. Сколько их было на 45-летнюю историю школы?
Наверное, это
не самое главное. Намного важнее понимать, что в этих стенах получили
воспитание почти 700 ребят. Здесь они научились жить полной жизнью и
стали полноценными
гражданами. Все они после окончания поступили в профессиональные учебные
заведения, ССУЗЫ и ВУЗЫ. Сегодня среди выпускников школы - 29
руководителей предприятий,
59 учителей, 37 юристов, многие выпускники стали массажистами,
музыкальными работниками, деятелями культуры.
Жизнь не стоит на месте и педагоги школы-интерната все время в поисках
новых подходов в адаптации и социализации детей с нарушениями зрения. А
потому будут
рады узнать ваш опыт или поделиться своим. Пишите на почту
lcsh-int***@m*****.ru.
Источник:
Известия Татарстана
http://dislife.ru/articles/view/34604#cut