[mgr] Центробанк РФ: Банки должны обслуживать инвалидов по зрению без лишней вол
Центробанк РФ: Банки должны обслуживать инвалидов по зрению без лишней
волокиты
Слепым и слабовидящим при получении или внесении наличных в банках
теперь не нужно будет предъявлять документы об инвалидности по зрению,
заблаговременно
предоставлять образец факсимиле банку, а также ставить факсимиле на
ордере о совершении кассовой операции. Соответствующее указание выпустил
Центральный
банк РФ (есть в распоряжении <<Известий>>). Представители банков надеются,
что нововведение не приведет к увеличению количества обманутых инвалидов.
Согласно указанию ЦБ, работники банка перестанут проверять у слепого
документы, подтверждающие факт наличия инвалидности по зрению, когда тот
хочет получить
или внести денежные средства.
Осуществление кассовых операций с инвалидами по зрению производится
<<кассовым работником в присутствии работника, на которого
распорядительным документом
кредитной организации возложены обязанности контроля за пересчетом
наличных денег (далее -- контролирующий работник). В этом случае
контролирующий работник
до осуществления кассовой операции устно доводит до сведения физического
лица, являющегося инвалидом по зрению, информацию о характере
осуществляемой кассовой
операции и сумме операции (сумме наличных денег)>>.
Слепому при получении наличных будет необязательно ставить факсимиле на
кассовом ордере о совершении операции. Также из правил исключается
пункт, по которому
работники банка должны сверять факсимиле с нотариально заверенным
образцом, который был принят от слепого изначально. То есть теперь
незрячим клиентам
не нужно предоставлять заблаговременно образец факсимиле банку.
Указание ЦБ <<О внесении изменений в Положение Банка России от 24 апреля
2008 года <<О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения,
перевозки и
инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на
территории Российской Федерации>> вступит в силу 27 марта 2015 года.
Ранее слепые могли производить кассовые операции в банках только в
сопровождении доверенных лиц. После многочисленных выступлений об отмене
этого правила
из-за дороговизны услуг нотариусов в 2014 году был принят ФЗ No267,
позволяющий слепым пользоваться факсимиле в банках. При этом незрячий
должен был предъявить
документ, удостоверяющий личность, справку, подтверждающую факт
установления инвалидности по зрению, и нотариальное свидетельство о
идентичности подписи
слепого и его факсимиле.
Председатель Московской городской организации Всероссийского общества
слепых Александр Мошковский считает, что благодаря нововведению слепые
наконец-то
смогут почувствовать себя полноценными клиентами банка.
-- Каждый банк по-своему решал вопрос при получении вкладов слепыми --
где-то требовали нотариальную доверенность, а где-то вообще взимали
дополнительную
комиссию за обслуживание слепых, -- говорит он. -- Нововведения дадут
возможность инвалидам совершать самостоятельно сделки, не привлекая
родственников,
и самим решать судьбу своих накоплений.
Мошковский отметил, что риски быть обманутыми в банке для инвалидов
всегда были высокими.
-- Тяжелее всего приходится пожилым инвалидам -- были случаи, когда слепые
теряли все свои накопления. Например, в Зеленограде слепой 80-летней
женщине в
банке предложили перевести средства со сберкнижки на карту. Она
согласилась, но однажды, когда пришла снять деньги, оказалось, что карта
пуста. А сотрудница
банка к этому времени уже уволилась. В итоге потребовалось 2 года, чтобы
через суд ей вернули средства, -- говорит он.
Депутат Госдумы, инвалид по зрению Олег Смолин отметил, что
парламентарии неоднократно обращались к главе Сбербанка Герману Грефу с
просьбой упростить процедуру
обслуживания незрячих.
-- После ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов в 2012 году в
России начала ослабевать бюрократия в этом вопросе. До недавнего
времени, например,
было много жалоб, что даже богатым слепым не выдают ипотеку -- теперь
Минстрой дал указания, чтобы кредит был оформлен в случае наличия всех
документов.
Сейчас мы хотим, чтобы незрячий мог в любое учреждение просто прийти со
штампом и это бы признавалось его подписью без всяких нотариально
заверенных справок.
Нужно продолжать вводить послабления в обслуживании слепых и обратить
внимание на выдачу пенсий, где также существует большое количество
проблем, -- рассказал
депутат.
Заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин полагает, что
количество случаев мошенничества со стороны недобросовестных сотрудников
банков
может вырасти, но незначительно.
-- Во-первых, работа операционистов в большинстве крупных федеральных
банков контролируется, поэтому обмануть слабовидящего клиента, выдав
ему, например,
купюры меньшего номинала, сложно. Даже клиенты с нормальным зрением
редко снимают со счетов крупные суммы без сопровождения, а сознательная
подмена купюр
при выдаче незначительных сумм несопоставима с рисками обнаружения факта
мошенничества, -- говорит он. -- Плюсы в данном случае действительно
очевидны: снимаются
искусственные барьеры для слабовидящих и слепых людей, которые мешали им
в обычном порядке пользоваться услугами банков, что пойдет на пользу и
самим клиентам,
и кредитным организациям, увеличит частоту обращений в отделения.
Люшин полагает, что, даже несмотря на то что официально сопровождения
слабовидящего клиента не требуется, скорее всего, большинство из них не
откажутся
от помощи близких и родственников при совершении банковских операций.
Кроме того, он сомневается, что после снятия ограничений слепых начнут
использовать
для финансовых махинаций.
Заместитель генерального директора ГК InfoWatch Всеволод Иванов считает,
что слепым в принципе не стоит ходить в банки без сопровождения.
-- С точки зрения безопасности слепых обязательное наличие поводыря при
совершении банковской операцией являлось гарантией того, что его не
обманут: дадут
нужную сумму, не отследят и не отнимут деньги, не убьют, -- говорит
эксперт. -- В принципе новое указание ЦБ в этом плане не является
критичным, если слепой
будет брать с собой некое доверенное лицо -- родственника или друга. Я бы
слепым вообще не советовал одним ходить в банк. Это правило имеет
отношение не
к законодательству, а к личной безопасности слепых граждан.
По мнению Иванова, для банка большей гарантией является документ,
удостоверяющий личность, а не подтверждающий факт его инвалидности.
-- С точки зрения безопасности банка, полагаю, что от слепых, как и от
всех остальных граждан РФ, при совершении банковских операций требуют
предъявить оригинал
документа, удостоверяющего личность. Если злоумышленник подделает
паспорт, то ему не так важно, использовать ли в этом случае слепого или
зрячего человека.
Ведь подделать факсимиле подписи или саму подпись -- одинаково несложно.
В этом случае главным моментом для банка является идентификация личности
по документу,
удостоверяющему личность, а не по документам, подтверждающим слепоту
человека. Следовательно, риски банка равны в случае как со зрячими, так
и с незрячими
клиентами, -- отметил он.
В свою очередь, управляющий офисом банка из топ-50 на условиях
анонимности отметил, что слепых на практике вообще не обслуживают, если
речь идет о более
серьезных операциях, нежели внесение/снятие наличных.
-- Слепые не могут на себя ни вклад оформить, ни кредит получить. Прежде
всего так происходит потому, что у банка возникают огромные риски:
слепой же не
видит то, что подписывает. И потом может легко оспорить это в суде:
ничего не брал, ничего не оформлял, -- говорит представитель банка. --
Кредит слепому
никогда не дадут -- как и в принципе инвалиду. Так что подтверждай, что
ты слепой, или не подтверждай, -- всё равно придется вклад оформлять на
жену, дочь
или еще какого-то родственника. Любой вклад в принципе связан с кассовой
операцией -- открытие, закрытие счета происходит через кассу банка.
Сейчас, если
ты слепой, лучше самому вообще в банки не соваться.
Анна Змановская, Анастасия Алексеевских
Источник:
Известия
http://dislife.ru/articles/view/36567#cut