<<Правда, в космос полететь мы не можем>>. Жизнь слепоглухого человека
Доктор психологических наук - Александр Суворов. Он не видит и не
слышит, но просто и мудро рассказывает о жизни и о тех, кого мы считаем
особенными людьми.
Много или мало - оценить нельзя
Нужно ли поддерживать столь ничтожно малую группу людей, какой являются
слепоглухие? Я категорически против статистического подхода. Много или
мало - как
оценишь? Когда у меня спрашивали за границей лет двадцать пять назад,
много ли у нас в России слепоглухих, я отвечал: <<Даже если один, это уже
много. Уж
очень неприятная это штука - слепоглухота>>.
Кто такие слепоглухие? Это очень разнообразная категория инвалидов. Я
ослеп в три года, оглох в девять лет - после того, как моя устная речь
уже сформировалась
и стала основным средством общения. У кого-то иначе.
Слепые слабослышащие, глухие слабовидящие - это все слепоглухие.
Действительно, таких людей, как мы, мало. Но мне бы хотелось, чтобы
слепоглухоты вообще
не существовало.
У нас в стране слепоглухие находятся в тяжелой ситуации, им нужна всякая
поддержка. Конечно, проще всего сдавать их в 18 лет в дома престарелых.
Но ведь
их учили. А зачем? Вот они могут себя сами обслуживать, а в доме
престарелых этого не надо. Все, чему их научили, насмарку.
Каждый человек нуждается в поддержке
Я несколько раз бывал в школе Перкинса в США, которая находится в
окрестностях Бостона. Там живут и взрослые, и дети - с проблемами слуха
и зрения, в том
числе слепоглухие.
Там я познакомился с 15-летним мальчиком, у которого была сложная форма
ДЦП. Он был в коляске, парализованный, глухой, но зрячий. И он работал
за компьютером.
Руки не работают, ноги не работают, а он сам - работает. Как? Почему?
Все просто. Ему, единственному такому воспитаннику школы Перкинса,
сделали специальное
приспособление, которое надевалось на голову, шлем с палочкой-клювом на
лбу. И он этим клювом доставал до клавиатуры компьютера.
IMG_0687
Кто-то не поленился сделать это для него одного, единственного в целом
мире. И никто не спрашивал, много ли таких, как он. Достаточно было
того, что он
есть.
А у нас часто задают вопрос: а стоит ли один человек таких затрат и
хлопот? Но каждый - единственный. Каждый нуждается в поддержке. Каждый
человек - и инвалид,
и нет. И слепой, и зрячий, и глухой, и слышащий. И говорящий, и не
говорящий.
Все имеют право на то, чтобы быть людьми. Когда этот подход к человеку в
России станет главенствующим, нашей страной можно будет гордиться.
Слепоглухота лишь обостряет общечеловеческие проблемы
Мы с философом Эвальдом Ильенковым часто обсуждали вопрос, в чем же
заключается специфика слепоглухоты. Однажды он написал мне: <<Ты верно и
остро понял,
что проблемы, в которые ты уперся, абсолютно ничего специфического для
слепоглухого не составляют. Не буду лицемерить и говорить, что зрение и
слух - вообще
маловажные вещи, что в силу известной диалектической истины - ``Нет худа
без добра'' - ты в свои двадцать один год уже дорос до такого сознания,
которым
дай бы Бог обладать миллионам зрячеслышащих. Зная тебя, знаю, что
сладеньких утешений ты не примешь, что ты к ним глух. Я понимаю, что
слепоглухота не
создает ни одной, пусть самой микроскопической, проблемы, которая не
была бы всеобщей проблемой. Слепоглухота лишь обостряет их, - больше она
не делает
ничего>>.
Специальных проблем у слепоглухих не существует. У нас те же проблемы,
что и у всех остальных людей. А каких-то проблем у нас может и не быть.
Например,
у нас нет солдатчины. Правда, в космос полететь мы тоже не можем.
IMG_2034
Слепоглухота придает специфику общечеловеческим проблемам, обостряет их.
Мы не видим, и мы читаем пальцами. Мы не слышим, и говорим руками. Мы не
можем
говорить, но нам приходится овладевать речью в другой форме.
Альтернативная система жизнеобеспечения
Есть обходные пути, как называл их Выготский. Пути в обход слепоты,
глухоты, инвалидности. Самое главное, что нужно сделать человеку с
инвалидностью, с
той или иной ее формой, - овладеть умением организовывать себе помощь.
Это я называю альтернативной системой жизнеобеспечения. Благодаря этой
системе у
меня есть возможность самостоятельно ходить за продуктами в магазин.
В магазине возле дома меня знают, ко мне подходят и разговаривают со
мной посредством письма на ладони. Я говорю, что хочу купить, голосом.
Умение организовывать себе помощь, обращаться за помощью - едва ли не
важнейший обходной путь. И не только для инвалидов. Для всех, кто по
каким-то причинам
не может действовать напрямую, например, для стеснительных людей.
Жизнь и эксперимент
Ослеп я в три года, а оглох в девять лет. Почему - врачи до сих пор не
знают. Когда это случилось, мама, которую я считаю главным человеком в
своей жизни,
стала искать для меня школу. И знакомые ей рассказали о Загорском
детском доме, который недавно открылся.
Мама туда написала, ей ответили, что меня ждут. Но сама она меня туда
отвезти не могла - на руках был грудной ребенок, мой брат. Поэтому она
попросила соседку,
проводницу, которая меня и отвезла из города Фрунзе в Загорск.
Тут я учился до 18 лет. Потом был МГУ, факультет психологии, куда
поступили я и трое моих соучеников по Загорску. Эксперимент этот стал
возможен благодаря
человечному энтузиазму корифеев тогдашнего человекознания доктора
психологических наук Александра Ивановича Мещерякова (1923 - 1974),
доктора философских
наук Эвальда Васильевича Ильенкова (1924 - 1979), академика Алексея
Николаевича Леонтьева и их друзей. Этих трех людей, особенно
Э.В.Ильенкова, я считаю
своими духовными родителями.
Учились мы шесть лет, потом получили распределение в лабораторию
теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической
психологии Академии
педагогических наук СССР.
IMG_2446 (2)
Через некоторое время попросился к детям и стал ездить в свой родной
детский дом. В качестве кого - долго было непонятно: не воспитатель, не
учитель, не
родственник. Но дети потом сами определили меня как свою вешалку. Ездил
туда много лет.
Книга о воспитании детей
У меня огромная библиотека, особенно сейчас, когда есть возможность
читать и хранить книги в электронном виде. Но если спросить меня о
настольной книге,
я не отвечу сразу.
В молодости я прочитал книгу Ильи Бражнина, сейчас, наверное, забытого
писателя, <<Сумка волшебника: заметки о писательском труде>>. Там
рассказывалось об
интересном тесте. Надо было представить Всемирный потоп для книг и
спасти только 10 из них - больше нельзя, не поместятся в ковчеге. Какие
книги взять
с собой?
Я увлекся, стал составлять списки. Однажды рассказал об этом своему
другу и учителю, академику Борису Михайловичу Бим-Баду. А он и говорит -
а что, если
только одну? И предложил книгу по воспитанию детей. Я бы выбрал Януша
Корчака <<Как любить детей>> или Антона Макаренко <<Педагогическая поэма>>,
романы Владислава
Крапивина, которые до сих пор время от времени перечитываю.
IMG_1835
Когда у меня спрашивают о любимой книге, я отвечаю, что люблю сказки. Но
понимаю это широко. Любая нескучная книга для меня сказка. К числу
сказок относится,
к примеру, <<Роза мира>> Даниила Андреева, которая интереснее, чем
<<Властелин колец>> Толкиена.
Ты человек, если твои дела это подтверждают
Могу сказать, что людьми не рождаются, людьми становятся. Можно стать
доктором раз и навсегда, но человеком раз и навсегда не станешь. Свое
звание человека
нужно подтверждать каждый день, каждую секунду - своими поступками.
Христос говорил: <<По делам их узнаете их>>. Когда дела твои -
человеческие, тогда ты
и человек.
Справка
Александр Суворов родился 3 июня 1953 в столице Киргизской ССР Фрунзе
(ныне - г. Бишкек). В 1964 году он поступил в Загорский детский дом для
слепоглухонемых.
В 1971 году вместе с тремя другими воспитанниками загорского детдома был
переведен в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и
изучения
слепоглухонемых детей научно-исследовательского института дефектологии
Академии Педагогических наук СССР - для подготовки к обучению в
университете.
В сентябре 1971 года начал учиться на факультете философии МГУ им.
М.В.Ломоносова в качестве стажера, затем был переведен на факультет
психологии. Эксперимент
стал возможен благодаря доктору психологических наук Александру
Ивановичу Мещерякову, доктору философских наук Эвальду Васильевичу
Ильенкову, академику
Алексею Николаевичу Леонтьеву, и многим другим.
Александр Васильевич Суворов преподавал педагогику и психологию
студентам высшей школы, работал со слепоглухими детьми в Загорском
детском доме, стал доктором
психологических наук.
Автор множества научных, публицистических, поэтических работ.
IMG_0661
Наталья Волкова, фото Павла Смертина
Источник:
Милосердие.RU
http://dislife.ru/articles/view/41128#cut