Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

За 2016-01-11

[mgr] Право познавать. Почему у инвалидов так мало историй успеха?

Право познавать. Почему у инвалидов так мало историй успеха?

Монтиан Бунтан не мог поступить в университет, потому что он был первым
незрячим человеком, подавшим документы на обучение в вузе. Ему пришлось
согласиться
на унизительный ультиматум ректората: одна <<четвёрка>> - и ты уйдешь из
университета. Но вопреки всему Монтиан Бунтан закончил университ. Сделал
он это
за четыре с половиной года вместо пяти положенных. После этого он
поступил на учёбу в США и получил там степень.

Сегодня этот человек является первым незрячим сенатором Тайланда,
возглавляет Тайландскую Асоциацию незрячих (TAB), он активно участвовал
в разработке Конвенции
ООН о Правах Инвалидов, является членом соответствующего Комитета ООН.

Но сегодня Бунтан вспоминает, какой ценой ему далась собственная история
успеха:

<<Когда я учился в университете в Тайланде, мне приходилось днём и ночью
заниматься, чтобы не отстать от своих однокурсников, в то время как они
наслаждались
беззаботной студенческой жизнью. А в США я получал полноценный доступ к
образованию и уже сам смог наслаждаться всеми радостями студенческой
жизни>>.

Об этом сенатор рассказал мне, когда мы встречались с ним в Малайзии на
Первом Азиатско-Тихоокеанском Саммите Молодёжи с нарушением зрения.

Такие истории кажутся особенно вдохновляющими, когда ты занимаешься этой
проблемой не первый год и пытаешься систематизировать весь опыт и
исследовательские
выводы, опираясь на факты.

В феврале прошлого года Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о Правах
Инвалидов, согласно которой студенты с инвалидностью должны иметь
возможность получать
высшее образование наравне с остальными.

Группа правозащитников, в которой я состою, исследует тему реализации
права на доступ к высшему образованию для лиц с ограниченными
возможностями в Казахстане
не первый год. В последний раз мы провели замеры в период с февраля по
сентябрь 2015 года - важный период, начавшийся после ратификации нашей
страной Конвенции
ООН о Правах Инвалидов.

Первое, с чего мы начали - изучение соответствующих законов. И первое
же, что мы увидели - они не гарантируют прав на высшее образование людям
с ограниченными
возможностями. В законах и подзаконных актах не прописаны нормы по
созданию необходимых условий во время поступления в вуз , учёбы, сдачи
тестов и экзаменов
и прохождения производственной практики. Казахстанское законодательство
не требует от высших учебных заведений принимать студентов с
инвалидностью любой
категории, обеспечивать их соответствующими условиями; и никакой
административной ответственности за дискриминацию лиц с инвалидностью
администрация вузов
не несет. И это, пожалуй, самое главное расхождение с уже упомянутой
нами ратифицированной Казахстаном конвенции ООН о правах инвалидов.

После мы изучили инфраструктуру вузов на доступность для тех инвалидов,
которые все-таки поступают в высшие учебные заведения. Оказалось, что
даже в Алматы
- одном из главных мегаполисов страны ее попросту нет. Нет доступа к
образовательным программам для лиц с инвалидностью по зрению и слуху.
Лишь некоторые
университеты вводят специальные гранты на обучение студентов с
ограниченными возможностями. Но даже получив его, студент не сможет
полноценно учиться.
В единственном вузе Казахстана существует центр поддержки студентов с
инвалидностью, да и тот был создан по нашей инициативе.

В остальных вуза по-прежнему практикуется так называемый медицинский
подход, когда <<особенных>> студентов освобождают от посещения уроков
физкультуры и прохождения
производственной практики, оказывают материальную помощь и занижают
требования по сдаче того или иного предмета.

В-третьих, по данным предоставленным акиматом города Алматы, более трети
лиц с ограниченными возможностями в южной столице нуждаются в получении
высшего
образования и одновременно считают его недоступным. И только 10% лиц с
ограниченными возможностями могут получать высшее образования, испытывая
те или
иные подспудные проблемы. Например, преподаватели не учитывают специфику
заболеваний студентов и, намеренно или нет принуждают их
приспосабливаться к неестественным
условиям обучения. Но согласно конвенции о правах инвалидов и лучшим
зарубежным практикам общество (а в нашем случае - преподаватели и другие
студенты)
должно приспособиться к нуждам лиц с инвалидностью и убрать искусственно
воздвигнутые им барьеры.

Председатель Совета Бюро, эксперт-консультант Казахстанского
международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений
Жовтис считает, что
решить эти проблемы можно и решать их необходимо уже сейчас: <<Необходимо
разработать антидискриминационное законодательство в области
инвалидности с целью
постепенно искоренить явную и скрытую дискриминацию лиц с инвалидностью
в том числе и при получении ими высшего образования. Нужно также учесть
требования
статьи 24 Конвенции ООН о правах инвалидов при составлении статей закона
<<о недискриминации в области инвалидности>>, связанных с получением
образования
лицами с инвалидностью>>, - говорит он.

По его словам, необходимо внести дополнения в закон Республики Казахстан
<<Об образовании>> с целью прописать административные меры для ВУЗов,
осуществляющих
дискриминацию лиц с инвалидностью. Меры должны включать в себя как
штрафы, так и лишение лицензии>>.

И самое главное - Жовтис уверен, что решить проблему можно вполне
утилитарным путем - внести изменения в закон <<Об образовании>> и
прописать в нем перечень
<<разумных приспособлений для обеспечения полноценного доступа студентам
с инвалидностью к образованию>>.

Такими приспособлениями должны стать: перевод печатных документов в
шрифт Брайля, перевод документов в укрупнённый шрифт, оцифровка
документов, оснащение
компьютеров программами чтения текстов с экрана, необходимы также
помощники для ведения записей, переводчики жестового языка. Кроме того,
в списке - модификации
места учёбы, приспособления в процесе практических занятий,
дополнительное время для сдачи тестов и предоставление отдельной
аудитории, приспособления
во время сдачи экзаменов, поддержка в прохождении производственной
практики. Еще одна возможность - создать в каждом вузе центры поддержки
студентов с
ограниченными возможностями. Они помогут предоставлять услуги по доступу
к информации через альтернативные форматы, перечисленные выше.

При этом, если у вуза нет возможностей или опыта нужно передавать часть
вышеуказанных услуг общественным объединениям инвалидов, которые имеют в
данной
сфере необходимую квалификацию и экспертизу. И это все, не считая
социальных кампаний, встреч и организаций диалоговых площадок.

Конечно, это будет трудно сделать без подготовки и соответствующих
тренингов администрации вузов. Все эти рекомендации основываются не
только на мнении
экспертов, лидеров организаций лиц инвалидностью, но и на глубоком
анализе опыта в сфере доступа к высшему образованию зарубежных стран,
таких как США,
Япония и Малайзия. В этих странах студенты с инвалидностью получают
полноценный доступ к образованию и могут после получения диплома
по-настоящему считаться
специалистами, обладающими базовыми знаниями выпускника ВУЗа.

У нас же в Казахстане некоторые студенты с инвалидностью, окончившие
юридический факультет ВУЗа, проходившие практику под моим началом, не
могли даже составить
договор об оказании услуг без ошибок. Это говорит о глубокой системной
проблеме, которую нужно решать прямо сейчас.

Наверное, многие не понимают. <<Зачем выбрасывать миллионы на то, чтобы
инвалиды получили работу?>> - спросите вы. И в чем-то будете правы - ведь
даже здоровые
студенты не всегда могут похвастать качеством образования. Тем не менее,
<<миллионы>>, потраченные на улучшение доступа к высшему образованию для
лиц с инвалидностью
сейчас, сэкономят казне немало средств в ближайшем будущем. Студенты с
ограниченными возможностями смогут воспользоваться своим правом на
получение высшего
образования и найти работу в будущем. Кроме того, в Казахстане будет
создана возможность для студентов с инвалидностью вносить полноценный
вклад в развитие
своей страны после окончания ВУЗа.

Это, в конце концов, уменьшит социальную нагрузку государства и увеличит
его экономический потенциал и конкурентоспособность. А ведь именно к
этому мы и
стремимся согласно многочисленным стратегиям и декларациям. Так почему
же не внедрить опыт, который многие государства с разной степенью
успешности прошли
на том или ином отрезке своей истории?

Пархат Юсупжанов, правозащитник, президент <<Молодежной организации людей
с ограниченными возможностями <<Жiгер>>

Источник:
Vласть

http://dislife.ru/articles/view/42445#cut

   2016-01-11 22:56:02 (#3355678)

[mgr] Сегодня - Международный день <<Спасибо>>

Сегодня - Международный день <<Спасибо>>

Одна из самых <<вежливых>> дат в году -- Международный день <<спасибо>> -
отмечается 11 января. Этот праздник -- отличный повод сказать слова
благодарности людям,
которые вас окружают.

Международный день <<Спасибо>> (International Thank You Days) был придуман
в 1994 году американкой, эвент-менеджером по профессии Адриен Сью
Куперсмит (Adrienne
Sioux Koopersmith) как противовес <<чопорному, формальному и слишком
коммерциализированному>> Дню благодарения (отмечается в США каждый
четвертый четверг
ноября). По словам Куперсмит, январский праздник - знак личной
благодарности мисс Люсиль Фриц -- воспитательнице детского сада в
Мендоте, маленькой сельской
общины в 100 милях к юго-западу от Чикаго, подарившей будущей звезде
эвент-менеджмента цветные карандаши и бумагу для рисования. Этот
подарок, как считает
Адриен, во многом определил ее дальнейшую судьбу, сообщает Saga zp's
journal.

По задумке Адриен Сью Куперсмит в течение семи дней нужно благодарить
100 человек из вашей жизни, прошлого и настоящего за доброту,
благосклонность, великодушие
жестов, которыми они одаривали и жаловали вас.

Считается, что русское слово <<спасибо>> родилось в XVI веке из часто
произносимого словосочетания <<спаси Бог>>. Русское <<спасибо>> и
<<спасибо>>,
произнесенные
практически на всех языках мира, имели и имеют чрезвычайно важное
значение для культуры любого народа.

Психологи уверены, что слова благодарности -- это <<устные поглаживания>>,
которые способны успокоить и согреть своей теплотой. Главное, чтобы
слова благодарности
произносились от чистого сердца. Неслучайно издавна в народе
существовало поверье -- не произноси слова благодарности в состоянии
раздражения, пишет Calend.ru.

Историк, эксперт по этикету Элеонора Басманова отмечает: произнося слова
благодарности, рекомендуется держать при этом зрительный контакт с
человеком. Эксперт
обращает внимание, что слова благодарности не присутствуют в избытке в
повседневной речи.

<<Надо понимать, что благодарность - это самое малое из добродетели. В то
время как неблагодарность -- это один из самых ужасных пороков. Поэтому
умение говорить
<<спасибо>>, например, детей маме за завтрак, за любую оказанную услугу,
любое внимание, оказанное кому-либо, даже если это касается обычной
текущей работы:
почтальонов, консьержки или соседу по дому, который открыл дверь -- это
действия, которые направлены, как принято говорить в психологии, на
создание социальных
союзов. То есть на консолидацию, на объединение, а не разобщение>>, --
пояснила Басманова РИА Новости.

Мероприятия, посвященные Международному дню <<Спасибо>>, проходят в
различных регионах России. Например, в Ульяновске волонтеры движения
<<ЗОРРО>>, действующего
на базе городского Центр-СПИД и отряда <<САМ>> отдела по делам молодежи,
культуры и спорта районной администрации, расскажут о слове <<спасибо>>,
вручат участникам
акции информационные буклеты по здоровому образу жизни и призы.

В Тюмени 11 января выставка одного дня <<Самый вежливый день>> проходит в
информационно-библиотечном центре для молодежи. На выставке-коллаже
представлена
информация о Всемирном дне <<Спасибо>>, слово <<спасибо>> на разных языках
мира, литература о вежливости.

Источник:
Агенство социальной информации

http://dislife.ru/news/view/42448#cut

   2016-01-11 22:31:16 (#3355670)

[mgr] Дискриминация инвалидов при трудоустройстве запрещена с 1 января

Дискриминация инвалидов при трудоустройстве запрещена с 1 января

С 1 января 2016 года в России вступает в силу закон, запрещающий при
трудоустройстве граждан дискриминацию по признаку инвалидности. Также
вступает в силу
закон, который впервые устанавливает конкретные условия, которые органы
власти и негосударственные организации обязаны обеспечить инвалидам в
различных
сферах жизнедеятельности.

В конце 2014 года принят системный Федеральный закон "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам социальной
защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Он вступает в силу с 1 января 2016 года.

"Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками
объектов и поставщиками услуг конкретные обязанности по созданию
инвалидам равных со
всеми их получателями условий жизнедеятельности. Одновременно
федеральный закон дает полномочие федеральным министерствам определить
порядки создания этих
условий", -- сообщили РИА Новости в пресс-службе Минтруда РФ.

По данным ведомства, документ устанавливает недопустимость дискриминации
по признаку инвалидности, в том числе при трудоустройстве. Кроме того,
принятые
порядки создают правовую базу для значительного расширения возможностей
по защите прав инвалидов, в том числе в административном и судебном порядке.

"Сотрудники различных учреждений и организаций будут обязаны оказывать
содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней.
Нововведения
будут вводиться дифференцированно: отдельно для инвалидов по слуху,
отдельно - по зрению и так далее. К примеру, для слабовидящих все органы
власти и организации,
предоставляющие услуги населению, будут обеспечивать помощь
сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми
сообщениями, оснащение объекта
знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.", --
рассказали в Минтруда.

Также закон предусматривает условия совершенствования механизмов
реабилитации, а также установления групп инвалидности, что позволит
сделать медико-социальную
экспертизу и реабилитацию более адресной, объективной и прозрачной.

Кроме того, закон предусматривает формирование и ведение федерального
реестра инвалидов как общегосударственного механизма персонифицированной
оценки эффективности
реабилитации инвалидов. Благодаря реестру появится возможность
объективно оценивать эффективность работы органов власти и социальных
учреждений по адаптации
и интеграции инвалидов, в том числе по удовлетворению их потребности в
качественных технических средствах реабилитации.

"Реализация норм закона позволит улучшить условия интеграции в общество
не только для 12,5 млн инвалидов, но для широкого круга других
маломобильных граждан
(оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона
обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн
человек", --
заявили в Минтруда.

По данным ПФР, по состоянию на 1 сентября 2015 года в Российской
Федерации насчитывается 12,45 млн инвалидов. Доля инвалидов отдельных
групп в общей численности
инвалидов составляет: I группы - 12,3% (1,53 млн человек), II группы -
48,4% (6,03 млн человек), III группы - 34,5% (4,29 млн человек),
дети-инвалиды -
4,8% (0,6 млн человек).

Источник:
РиаНовости

http://dislife.ru/news/view/42417#cut

   2016-01-11 15:56:49 (#3355524)

[mgr] Вкалывают роботы. 6 <<волшебных помощников>> для слепых и глухих

Вкалывают роботы. 6 <<волшебных помощников>> для слепых и глухих

Тишина. Темнота. Времени не существует. Ты -- слепоглухой, не видишь, не
слышишь. Кто поможет, выведет из темноты, избавит от одиночества? Наука
нашла несколько
ответов на этот вопрос

Самый древний гаджет -- трость

Сначала человек придумал опираться на палку. Потом выстругал себе посох.
В XVI веке появилось слово <<трость>>. А в 30-х годах XX века француз по
имени Гий
д'Эбермон придумал трость белую -- для ветеранов Первой мировой, которые
потеряли зрение.

Сегодня белая трость -- это не просто опора, не только опознавательный
символ, но и дополнительный <<орган>> незрячего человека, который
помогает ему ориентироваться
в пространстве. Сегодня существуют трости с ультразвуковой насадкой,
которые ведут себя как дельфин или летучая мышь, распознавая препятствия
на пути хозяина
с помощью сонара, на расстоянии от одного до трех метров. Вибрация
предупреждает об опасности.

802a383f5aefa7efb304977988a29ce6.jpg

Насадки на трость

Ультразвуковые насадки можно также носить как бейджи и брелки.

Самостоятельно идти туда, куда хочешь

Люди, лишенные зрения и слуха, возможности ходить, говорят, что
доступная среда означает одно -- возможность в любой момент выйти из дома
и беспрепятственно
достигнуть цели.

Разработка российских молодых инженеров под названием Oriense позволяет
слепоглухому человеку без всяких препятствий свободно и самостоятельно
добраться
до нужной точки за пределами дома.

c51c8eeea089ee3733bbbe80f16fa710.jpg

Это целая система ориентации в пространстве, состоящая из двух частей --
очков с сенсором, который распознает бордюры, лестницы и стены, цвета
деревьев,
светофоров и неба, названия магазинов и тексты уличной рекламы, а также
специального навигационного модуля, своего рода компаса для человека,
который двигается
по незнакомым улицам.

2eb57cef6b604ca84d1c25c00eefa7d2.jpg

f1a05002af1be6cfe530e82143c9ebb7.jpg

Сенсор сканирует окружающее и передает информацию в мини-ПК, который
превращает ее в речь. В наушниках раздается голос, предупреждающий об
опасном или интересном.
Для тех, кто совсем ничего не слышит, есть возможность тактильного
получения информации.

Говорящая перчатка

Иероним Лорм -- так подписал сообщение об изобретении новой азбуки для
слепоглухих утративший слух слепой философ Генрих Ландесман. Это
случилось в Германии
более ста лет назад. Ландесман вспомнил о старинном языке монахов,
хранивших обет молчания и общавшихся при помощи нажатий на фаланги
пальцев друг друга.
Вот и в азбуке Лорма каждый участок ладони человека соответствует
определенной букве.

8c86bbabb1fa1d9c5b5d52296f6a12cb.jpg

Азбука хоть и переведена на русский, в России широко не используется. Но
именно она натолкнула ученых на создание коммуникационной перчатки,
своего рода
<<говорящей одежды>> для тех, кто не видит и не слышит.

Принцип ее работы прост: слова появляются на специальном экране с
помощью нажатия маленьких кнопок, расположенных на фалангах перчатки --
это своего рода
система Т9, так называемый интуитивный ввод. Собеседник слепоглухого
может отвечать ему или с помощью чата в своем смартфоне, или набирая
текст на том
экране, который стыкуется с перчаткой. Каждая буква -- это вибрация в
определенном месте ладони. Если <<прислушаться>> к ней, то буквы начнут
складываться
в слова.

Как говорят разработчики, это идеальный способ для короткого общения,
просьб типа <<Переведите меня через дорогу, пожалуйста!>>, <<Не могли бы вы
купить мне
воды?>>.

Пока перчатка находится в стадии разработки.

Смартфон и планшет: библиотека и <<банкир>>

Два года назад руководитель одной столичной компании решил придумать
новый смартфон. Его зовут Нусрет Адигезалов -- и он тотально слепой.
Половина его сотрудников
тоже имеют инвалидность. Компания Нусрета, которая занимается
тифлотехникой, разработала смартфон и органайзер для людей с нарушениями
слуха и зрения.

f28e457e0b8b895fe67aba3f7dd6438b.jpg

Органайзер

Смартфон El smart работает на основе системы Android, с помощью кнопок.
Такая система была изобретена российскими тифлопрограммистами впервые.

У него -- две сим-карты, есть система спутниковой навигации. Этот умный
телефон -- глаза для своего хозяина: он умеет вслух читать любые книги,
доступные
в интернете. Кроме того, El smart хорошо разбирается в деньгах и может
определить достоинство любой купюры, которую к нему поднесешь.

94595b5452d2763831ffde20b1c391c3.jpg

Коммуникатор

К смартфону примыкает органайзер El Braille, своего рода планшет для
слепоглухих. Тут используется брайлевский дисплей для ввода и вывода
информации.

Директор по развитию компании Анатолий Попко рассказал, что эти умные
приборы руководитель компании планирует вывести на международный рынок.

Робот с добрым лицом

В 2007 году в Перми проводился эксперимент -- четыре месяца улицы города
патрулировал робот-полицейский. Этот двухметровый аватар офицера полиции
наблюдал
за обстановкой с помощью специальной камеры, а также мог поговорить с
кем-то с помощью передатчика речи.

Один из разработчиков этого полезного железного солдата, изобретатель
Вячеслав Кравцов, придумал с коллегами и робота-друга для людей с
инвалидностью.

2f43c9f4456b4a9b5db4dc9363f13c24.jpg

С помощью такого робота, который по-научному называется ассистивным и
состоит из специальной платформы и планшетного компьютера, слепоглухой
человека сможет
общаться с теми, кто видит и слышит, -- с сотрудниками больниц, школ,
социальных организаций, просто с друзьями и родными. У машины, которая
помаргивает
добрыми глазами и приветливо улыбается, есть камера, голосовая связь,
брайлевский коммуникатор.

Пока роботу, который получил называние R.BOT Synergy Swan, еще предстоят
испытания. Сейчас он умеет передвигаться только в домашних условиях.
Чтобы вывести
его на улицу и сделать поводырем, нужно еще поработать.

Какой срок годности у молока? Какую книжку почитать? Какая погода на
улице? Кто звонит в дверь? Робот-помощник сможет ответить своему
подопечному на эти
и другие вопросы. Также железный добряк сможет вызвать экстренные службы
в случае опасности, вывести человека из задымленного помещения.

Грядка для глаза

Биоимпланты -- одно из главных направлений в мировых научных
исследованиях, нацеленных на облегчение состояния людей с
инвалидностью. Об этом рассказал
Павел Осипов, руководитель программы <<Технологии возможностей>> фонда
поддержки слепоглухих <<Со-единение>>.

Импланты, заменяющие человеку поврежденный орган, в том числе ушную
улитку и сетчатку глаза, известны многим. Работа в этом направлении
началась еще в 60-е
годы XX века.

Сейчас на нашей планете уже есть люди с имплантами вместо
<<недействующих>> улитки и сетчатки. В поврежденный орган вживляется
крохотный передатчик, соединенный
с одной стороны с внешним устройством, например, очками и слуховым
аппаратом, которые <<видят>> и <<слышат>> мир, а с другой -- с мозгом,
который получает картинку.

В Японии, в институте биофизики, в 2011 году, вырастили настоящий живой
человеческий глаз из стволовых клеток, взятых у мышей. Он реагирует на
свет, но
каким образом соединить его с гипоталамусом человека, чтобы тот прозрел,
пока никто не знает.

Исследования продолжаются.

Наталья Волкова

Источник:
Милосердие.ру

http://dislife.ru/articles/view/42429#cut

   2016-01-11 12:19:40 (#3355461)