На 90-летний юбилей Латвийского общества слепых в большом зале
Министерства земледелия состоялось уникальное музыкально-драматическое
представление под
назывнием <<Чувства, звучащие в темноте>> с участием незрячих артистов,
как профессионалов, так и любителей, и обычных рижских школьников.
На сцену неуверенно выходят люди, некоторые из них видат слабо,
некоторые вообще ничего. Положив им руки на плечи, их бережно направляют
ассистенты, мальчики
и девочки из трех рижских школ. И слепые, и ассистенты участвуют в
представлении наравне: отстукивают сложные ритмы, имитируют звуки среды,
поют акапелла
и под музыку, управляемые девочкой-<<дирижером>>, которая перебегает от
одного к другому, касается плеча, давая сигнал. И даже пишут картины
экспромтом.
В концерте участвовали три группы: ритмическая, драматическая и хоровая.
Поставил его режиссер театра импровизации Варис Клауситайс совместно с
музыкантами
Андрисом Езиксом, Ингусом Тазансом, Анной Бальгаузен и вокальным
педагогом Илмаром Штернсом. <<Музыкальной поддержкой>> занимались также
другие профессиональные
музыканты, как зрячие, так и слепые или слабовидящие. Однако большинство
участников были дилетантами.
<<У общества слепых в Страздумуйжа есть небольшой клуб, они там регулярно
устраивают выступления, - рассказывает Варис Клауситайс, - На этот раз
они захотели
чего-то большего и пригласили нас, музыкантов и режиссера. Это не
лечебный курс, а простой концерт, но здесь нам был важен социальный
процесс. Мы несколько
месяцев репетировали и взаимодействовали друг с другом. Каждого слепого
артиста, их примерно 30 человек, на сцену выводит и помогает там
передвигаться,
подает сигналы к действию его личный проводник. В процессе репетиций мы
стремились наладить коммуникацию между ними, в результате они должны
были друг
у друга чему-то научиться. Обычно, если люди не видят, они стоят в
сторонке и потихоньку теряют энергию. Этот проект был создан для того,
чтобы они не
потеряли вкус жизни, чтобы возбудить в них новые идеи, новые
впечатления, вызвать новое чувство доверия>>.
Представление каждой из трех групп возникло в процессе репетиций без
предварительного сценария. Авторы стихов - сами незрячие атристы.
<<Некоторые из них
и раньше занимались творчеством: Лайма, которая на сцене читала
собственные стихи, участвовала в профессиональных конкурсах поэзии, -
рассказывает Варис
Клауситайс, - более или менее профессионально подготовленными были также
аккордеонистка и флейтист>>.
Однако большинство участников ритмической и хорового части концерта не
имело никакого музыкального образования. Некоторые кроме инвалидности по
зрению имеют
и другие нарушения физического или психического характера, например,
аутизм. <<Меня самого удивляло, как они справлялись со сложным ритмом,
насыщенным синкопами,
- говорит Варис Клауситайс, - Эти длинные композиции выучили наизусть на
многочисленных репетициях, усердно работая>>.
<<Незрячие люди очень талантливы, они поют и танцуют, - рассказывает
руководитель проектов Латвийского общества слепых Сандра Смона, - но до
сих пор мы организовывали
их выступления в классической форме: брали какую-нибудь латышскую
эстрадную песню, разучивали ее и вперед. Однако музыка создается не
только голосом, но
и телом. Эмоции, которые можно услышать, извлекаются различными
способами, будь то хлопки ладонями, топот ногами, щелчки пальцами. Во
время занятий мы
пытались имитировать различные звуки из внешней - скрежет поезда, шум
дождя, - и это легло в основу представления ритмической группы.
Получилось нечто
совершенно инновативное, ни разу не виданное. И меня удивила еще одна
вещь: школьники-проводники приходили несколько месяцев подряд на каждую
репетицию,
чтобы лично поддержать артистов. Заслуга в этом принадлежит Анне
Бальгаузен, участнице музыкальной группы и помощнице вокального педагога
Илмара Штернса,
- она пригласила ребят из своего класса и друзей из других школ.
Сопровождающим пришлось объяснять, разве что, как правильно брать своих
подопечных за
руку, остальное они выяснили сами в процессе диалога. Все произошло
очень естественно, даже с подопечными с аутизмом или синдромом Дауна. Я
только радовалась,
насколько социально ответственна наша молодежь. Поначалу я думала, что у
ребят будет какой-то блок, отторжение - ничего подобного>>.
По словам Сандры Смоны, эти люди удивительно быстро обучаются и
развиваются в среде, где незрячие соседствуют со зрячими, талантливые с
менее талантливыми.
Помимо прочего, организаторы старались поднять планку возможностей
атристов. <<Мы задались целью показать, что это представление
качественное, - говорит
Сандра Смона, - хотели вызвать у зрителя не жалость, а удивление и
восхищение, - говорит Сандра Смона, - Привлекли лучших специалистов по
звуку и свету.
Свести все это в одном проекте было очень трудно и, по сути, он очень
дорогой. Несмотря на финансовую помощь Рижской думы и общества слепых мы
смогли показать
его только один раз. Так что это уникальное мероприятие. У нас есть
планы выступить в одной из латвийских церквей, но уже без освещения и
электроаккустических
эффектов>>.
http://www.lsm.lv/ru/statja/obschestvo/novosti/teatr-obschestva-slepih--emocii-mozhno-uslishat.a187317/