Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Образ слепого в мировой литературе

Образ слепого в мировой литературе

Опубликовала:
Яна Шкавро,
20 Фев 2013

Одной из важнейших целей художественной литературы всегда было пробуждать в человеке
добрые чувства, сочувствие и сострадание. Образ слепого не мог не найти
отображения в произведениях мировой литературы. Зачастую, писатели не находили
обобщённого образа слепого, а впадали в крайности, изображая то неземное
умиротворяющее создание, безразличное к земным искушениям, то лжеца и мошенника.
Несмотря на противоречивость образов, следует заметить, что обе эти грани
не избежали романтического налёта.

Для примера приведу произведения <Тамань> Лермонтова и <Человек, который смеётся>
Гюго. В <Тамани> Лермонтова, с образом слепого мальчика, связан мотив
порочной таинственности мира контрабандистов. Слепой меняет обличие, в зависимости
от ситуации: его убогий вид сменяется под покровом ночи <верной осторожной
поступью>, а <малороссийское наречие> становится чисто русской речью, которая
выказывает ироническую ясность ума: <Ну что ж, в воскресенье ты пойдешь в
церковь без новой ленты>. Обостренный слух делает его похожим на зверька, привыкшего
к постоянной настороженности. Слепой бережет тайники с контрабандным
товаром, помогает в его переноске и укрытии; он, как будто существенно помогает
Янко, но в конечном счете оценка его необходимости сводится к жестким словам:
<На что мне тебя?>. Расчетливое использование мальчика в своих целях со стороны
Янко встречает восторженную привязанность слепого. Янко в трудную минуту
отталкивает верного помощника: для него убогий сирота был только подручным, а
стал обузой. Мальчик слепо боготворил Янко: <:Янко не боится ни моря, ни
ветров, ни тумана, ни береговых сторожей>. Так порочная таинственность слепого
оборачивается светлой мечтой об отваге и смелости - все это связано с представлением
о воле и независимости, к чему так стремится и нечаянный наблюдатель Печорин.
Guimplin

Примером романтического образа, служит образ слепой девушки Деи, из романа Виктора
Гюго - <Человек, который смеется>. Это самый романтически-возвышенный
образ слепого в мировой литературе. Ее любовь - это путеводная звезда Гуинплена,
и потеряв Дею, он теряет смысл жизни, впадает в отчаяние. Измученный чувством
полного и безнадежного одиночества, он бросается в море.

Для того, чтобы воссоздать более полный образ слепого, обратимся к повести В.Г.Короленко
<Слепой музыкант>. Его герой - слепой, то есть человек, обделенный
природой, лишенный способности видеть. Но при этом он - музыкант, а значит, от
природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом,
он одновременно и <унижен>, и <возвышен> природой. Жизнь Петра протекает среди
любящих его людей, но его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность
от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Знакомство
с новыми людьми и большим миром приносят юноше понимание того, что
выбор пути принадлежит самому человеку. На смену злобе и отчаянию приходит чувство
сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке.
Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни,
то, что так нелегко понял он сам.

В романах Г.Газданова <Счастье> и В.Набокова <Камера обскура>, герои живут не
только во тьме, но и в атмосфере предательства. Ситуация в них одна: герой
ослеп, жена изменяет, в прямом смысле пользуясь его слепотой. Однако концовки
у этих произведений различны. У Набокова история заканчивается катастрофой,
гибелью героя, у Газданова же, повествование завершается примирением и просветлением
героя.

Подобный сюжет лег и в основу романа писателей П.Буало и Т.Нарсежака <Лица в

с ним и читатель, не может видеть происходящего, но может слышать звуки, прикасаться
к предметам, ощущать запахи. Он оказывается во власти корыстолюбивых
негодяев, жены и ее любовника, но не теряет силы духа, активно сопротивляется,
хотя силы явно не равны.

В основе сюжета романа <Слепая любовь>, писателя П. Ковэна лежит история о девушке
потерявшей в автокатастрофе зрение. Лора, обладает колоссальным мужеством
и волей к жизни, ее физический недостаток не мешает ей жить полноценной жизнью,
переживать великую радость любви. В дуэте Жака и Лоры она выступает как
более сильный партнер, внося в жизнь Жака столько света и радости, энергии и
задора, что воспринимается как совершенно здоровый человек. Название произведения
имеет двойной смысл: речь идет не просто о том, что любовь слепа, но и о любви
к слепой женщине.

Антония - персонаж романа перуанского писателя М. Варгаса Льосы <Зеленый дом>,
напротив, жертва обстоятельств и людского умысла. Еще ребенком она лишилась
зрения и возможности говорить. Показательно, что ее образ дается всецело через
восприятие полюбившего ее Ансельмо. Прожженный циник, зарабатывающий на
жизнь содержанием борделя, Ансельмо испытывает к несчастной девушке сначала только
жалость, но эта жалость незаметно для него перерастает в любовь. Он
похищает Антонию, она становится его женой, но умирает во время родов. Жизнь
со смертью Антонии теряет для Ансельмо всякий смысл. Что касается Антонии,
была ли она счастлива, нужна ли ей была любовь Ансельмо? На это ответа не дано.

Герой романтической повести писателя Н. Думбадзе - <Я вижу солнце>, посвященной
грузинской деревне в годы Великой Отечественной войны, уверен в грядущем
счастье. Его любовь к слепой девушке крепка и исполнена поэзии. Он не испытывает
никаких колебаний, и знает, что его судьба будет связана с любимой независимо
от того, прозреет она или нет. Сила чувства придает герою уверенность, что он
справится с любыми трудностями.

В повести современного писателя М. Шишкина с названием <Слепой музыкант>, жалость
с примесью чувства ответственности, призвана заменить собой любовь. В
московскую квартиру приезжают не совсем желанные гости: подруга мамы и ее сын
- слепой музыкант, привычки и манеры которого, поначалу сильно раздражают
юную героиню повести. Затем появляется жалость, и как-то вдруг оказывается, что
девушка уже несет ответственность за дальнейшую судьбу слепого музыканта.
Дело идет к свадьбе, но героиня, осознавшая, что попала в ловушку жалости и высоких
чувств, буквально сбегает от уготованной ей участи жены, няньки и музы.

В большинстве, из приведённых мной произведений, образ слепого человека лишь
фоновый элемент основного узора повествования, призванный по-новому проявиться
главных героев, показать их в новом свете. И именно поэтому, он в недостаточной
мере прописан и, как бы, остаётся в тени, сохраняя под наносным классовым
восприятием главных героев, свою истинную сущность.

Источник:
http://nesmotrya-ninachto.ru/obraz-slepogo-v-mirovoj-literature.html

Ответить   Tue, 23 Jul 2013 16:40:08 +0300 (#2791147)