Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] О труде инвалидов. Продолжение

О труде инвалидов. Продолжение

Вторая часть публикации посвящена правовым аспектам трудоустройства инвалидов.
Здесь рассматривается назначение и содержание документов медико-социальной
экспертизы, обязанности нанимателя в части квотирования и оборудования специальных
рабочих мест.

Индивидуальная программа реабилитации

По результатам МСЭ в соответствующих случаях выдается справка об инвалидности.
Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 ?
1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки
из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке
их составления". В справке обязательно указывается группа инвалидности,
причина и срок установления инвалидности, дата очередного освидетельствования.

Помимо справки выдается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Документ
содержит комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. ИПР
готовится специалистами соответствующего бюро МСЭ и заверяется его руководителем.
Форма и порядок разработки ИПР утверждены приказом Минздравсоцразвития
РФ от 4.08.2008 ? 379н.

Разработку ИПР проводят при медико-социальной экспертизе на основе оценки ограничений
жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма,
и реабилитационного потенциала. Программа может быть рассчитана на год, на два
года либо бессрочно.

Индивидуальная программа включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей
к выполнению определенных видов деятельности.

Данные, содержащиеся в ИПР, важны для последующего трудоустройства либо продолжения
трудовой деятельности. В программе указываются: степень ограничения
способности к трудовой деятельности лица, признанного инвалидом; перечень мероприятий
по профессиональной реабилитации инвалида, в том числе мероприятия
по профориентации, профобучению (переобучению), содействию в трудоустройстве
и производственной адаптации; сведения о противопоказанных и доступных для
инвалида видах труда.

Программу осуществляют организации-работодатели, учреждения государственной службы
реабилитации инвалидов, а также негосударственные реабилитационные и
образовательные учреждения.

ИПР обязательна к исполнению соответствующими органами власти и местного самоуправления,
а также организациями-работодателями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности (ч. 2. ст. 11 ФЗ ? 181 от 24.11.1995 "О социальной
защите инвалидов в РФ").

В то же время ИПР носит рекомендательный характер для самого инвалида: он вправе
отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий
или же от реализации ИПР в целом. Но такой отказ освобождает соответствующие
органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации
от ответственности за выполнение ИПР.

Квоты для трудоустройства

Гарантии трудовой занятости инвалидам предоставляются федеральными органами власти
и органами власти субъектов РФ. Для этого такие органы проводят специальные
мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке
труда. Перечень мероприятий приведен в ст. 20 ФЗ "О социальной защите инвалидов
в РФ". В их числе:

- установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества
специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства
инвалидов;

- стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных
рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

- создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПР;

- создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

- обучение инвалидов новым профессиям.

Законодательством субъектов РФ для организаций, где численность работников превышает
сто человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов.
Квота действительна для организаций всех организационно-правовых форм и форм
собственности, определяется в процентном отношении к среднесписочной численности
работников и должна составлять от 2 до 4 процентов (ст. 21 ФЗ "О социальной защите
инвалидов в РФ"). Кроме того, федеральным законом ? 183 от 02.07.2013
внесены изменения в ст. 21 ФЗ ? 181 от 24.11.1995: с 14 июля 2013 года субъектам
РФ предоставлено право устанавливать в региональном законодательстве квоту
для приема на работу инвалидов для работодателей с численностью работников от
35 до 100 человек; при этом квота не может превышать 3% среднесписочной численности
работников.

Квотирование рабочих мест подразумевает обязанность работодателя создавать или
резервировать рабочие места для инвалидов, обеспечивать на таких местах условия
труда в соответствии с ИПР инвалида, а также предоставлять в установленном порядке
информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные
объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные
товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного
объединения инвалидов.

Эта квота служит минимумом, ниже которого работодатель не вправе опускаться.
За неисполнение обязанности по созданию или выделению мест для трудоустройства
инвалидов в соответствии с квотой, а также за отказ в приеме на работу инвалида
в пределах квоты установлено административное наказание работодателя в
виде штрафа для должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей (ст. 5.42
КоАП РФ). В то же время работодатель может принять инвалидов на работу сверх
установленной квоты, но это уже его право, а не обязанность. Отказ в приеме на
работу инвалида сверх установленной квоты признается правомерным.

Установленную квоту для трудоустройства инвалидов нельзя рассматривать как гарантию
приема инвалида на работу в любую организацию численностью более ста
человек. Ведь места, выделенные для инвалидов, могут быть уже заняты другими
работниками с ограниченными возможностями; также для работы на квотируемых
местах может потребоваться квалификация, которой соискатель-инвалид не обладает.

Специальные рабочие места

Органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах квоты для трудоустройства
инвалидов устанавливают для каждого предприятия, учреждения и организации
минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов. Такие места требуют
дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного
и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного
оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом
индивидуальных возможностей инвалидов.

Создание специальных рабочих мест для инвалидов требует от работодателя финансовых
затрат, поэтому не все работодатели с охотой выполняют данную обязанность.
В связи с этим возможна финансовая поддержка со стороны государства. Субъекты
РФ вправе самостоятельно устанавливать в региональном законодательстве порядок
и условия предоставления средств на создание рабочих мест для инвалидов. Некоторые
регионы выделяют субсидии организациям, создавшим специальные рабочие
места и трудоустроившим на них людей с ограниченными возможностями. Так, постановлением
правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2013 ? 92 утвержден "Порядок
предоставления в 2013 г. субсидий на создание, модернизацию рабочих мест, в том
числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению
доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры,
на образование и профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге".

Зачастую специальное рабочее место для инвалида возможно создать с минимальными
затратами. По данным исследований, проведенных в США, в 70% случаев создание
такого рабочего места обходилось дешевле 500 долларов. Иногда бывает достаточно
оснастить рабочее место недорогим беспроводным переговорным устройством
к телефону, модифицировать рабочее кресло или произвести другие несложные и недорогие
операции.

Справка при трудоустройстве

Будет полезным обратить внимание на то, что справка об инвалидности и ИПР не
указаны в перечне документов, предъявляемых при заключении трудового договора
(ст. 65 ТК РФ). Более того, наниматель не вправе требовать от соискателя какие-либо
документы кроме предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными
законами, указами президента РФ и постановлениями правительства страны (ч. 3
ст. 65 ТК РФ). Не предусмотрена данными нормативно-правовыми актами и обязанность
работника предъявлять при трудоустройстве документы, подтверждающие наличие инвалидности
либо ее отсутствие.

Таким образом, работник может получить работу на общих основаниях и не заявлять
нанимателю о своей инвалидности, но в этом случае работодатель не несет
ответственности за непредоставление такому работнику гарантий и льгот, за необеспечение
условий труда, предусмотренных законодательством для инвалидов.
Если же работник претендует на квотированное для трудоустройства инвалидов либо
на специально оборудованное рабочее место, то без подтверждения факта инвалидности
и ознакомления с ИПР работодатель не может принять работника на такие места;
предъявление справки об инвалидности и ИПР в данном случае - в интересах работника.

Денис Журавлев

Источник:
www.solidarnost.org

http://www.dislife.ru/flow/theme/25557/

Ответить   Sat, 3 Aug 2013 11:49:16 +0400 (#2797740)