Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] "Вооруженная камерой, я свободно общаюсь с людьми"

"Вооруженная камерой, я свободно общаюсь с людьми"

Незрячий фотограф Алла Лижник проводит персональные фотовыставки и готова поделиться
опытом

:Однажды, проснувшись утром, Алла Лижник не увидела света. Она протерла глаза,
но свет все равно не появился: <Мама!> - крикнула Алла, как кричат дети,
когда оказываются в беде, хотя тогда ей было уже 25 и она сама готовилась стать
мамой: На крик прибежали и мама, и муж: Тогда, 25 лет назад, у нее была
большая семья:

Свет так и не появился. Отслойка сетчатки глаза - вынесли вердикт врачи, который
был сродни приговору. Мир рухнул, по крайней мере, прежний мир - цветной,
полный надежд на счастье, в котором осталась она, глазастая, любящая читать и
рукодельничать, и в котором остался ее так и не родившийся ребенок.

И течение жизни словно замедлилось, как будто кто-то огромный и суровый наложил
на нее сверху свою лапу и не пускал бежать: Возможно, этот <кто-то> был
- слепота. Впрочем, не совсем сплошная. Ее мир, от которого она не захотела отгораживаться
черными очками, состоял из оттенков черного и светлого, через
которые иногда пробивались фрагменты картинок, улавливаемые краешком глаза. Остаток
ее зрения составлял 0,001%.

И все же Алла не смогла прижиться в сообществе людей, называемом УТОС. Она несколько
раз съездила на улицу, где собираются городские незрячие, чтобы почитать
в библиотеке по Брайлю или попеть в хоре. Она не любила петь и не захотела учиться
читать, постигая суть слова пытливыми подушечками пальцев.

- Я чувствовала себя там каким-то чужеродным элементом: Несмотря на свою первую
группу инвалидности и понимание того, что и в коллективе здоровых людей
я тоже должна почувствовать себя чужеродным элементом, искала общения с людьми,
не отмеченными ущербинками, - вспоминает Алла о том периоде своей жизни.

А вскоре заболел муж и наполнил ее жизнь хлопотами о себе. Болезнь оказалась
страшной и неизлечимой, однако, чтобы понять и принять это, понадобились многие
месяцы, заполненные хождениями по медицинским инстанциям. Алла везде сопровождала
супруга. Он стал ее глазами, она - нравственной опорой. Так они и компенсировали
друг другу то, в чем испытывали недостаток, многие лета. А в прошлом году Константин
ушел из жизни.

Еще раньше умерла мама Аллы, перенесшая несколько тяжелых операций и долгое время
боровшаяся с болезнью, которая то отступала, то возвращалась - еще более
жестокая и страшная. Как-то после одной из очередных операций в городской больнице
маму срочно <попросили на выход>: мест в отделении было меньше, чем
нуждающихся в лечении, и пациентам не давали залеживаться. Увезти женщину из
больницы было некому, кроме дочери: Константин к тому времени уже почти не
ходил.

- Я смогла приехать сама, собрать мамины вещи в огромную клетчатую самку, которую
сама же и взвалила на себя. <А что это ты рассказывала, что у тебя дочь
слепая?> - спрашивали мою маму соседки по палате. А я, цепляясь боками за атрибуты
больничной обстановки, тащила одной рукой маму, другой - сумку. Тогда
я была самой сильной из всей моей семьи, - говорит Алла.

Но эта сила, которую Алла черпала из понимания собственной необходимости самым
родным и близким людям, вмиг ушла, когда мамы не стало. Так же стремительно,
за одну ночь, ушел свет из ее жизни.

- Я осталась одна. Да, был еще муж, и все же страшное одиночество навалилось
на меня. Я впала в депрессию. Организм сдался. Мне уже ничего не хотелось.
Я не могла ни спать, ни есть. И все чаще и чаще посещала мысль: а не уйти ли
и мне туда, где уж точно нет тревог и волнений, и где меня ждут мама и брат,
который тоже покинул этот мир?.. - делится Алла. - И такое состояние длилось
несколько лет. Как-то, включив телевизор, я услышала конец рассказа о каком-то
слепом фотографе. Не могу сказать, что это меня сразу же встряхнуло и извлекло
из того состояния, которое медленно меня пожирало, однако удочка в мое сознание
все же была закинута.

По словам Аллы, она все чаще начала думать о слепом фотографе, который проживал
с ней на одной планете и, судя по всему, доказывал соседям по земному шару,
что незрячесть вовсе и не является препятствием для того, чтобы останавливать
мгновения с помощью фототехники и показывать их людям. Алла попыталась узнать,
кто он, этот удивительный человек, презревший свою слепоту. Но никто из ее знакомых
не слышал о нем. Иногда думая, что это ей почудилось - рассказ о незрячем
фотографе, почудилось для того, чтобы она осталась жить, - она не могла выкинуть
человека из головы. А потом рассказала обо всем мужу.

- Я тоже хочу попробовать, как он! - заявила Алла.

- Что ж, конечно, попробуй! - ответил Константин.

- Моя мама и брат увлекались фотографией, у нас дома был фотоаппарат, но я никогда
не брала его в руки. Мне это было совершенно неинтересно, и потому я
не знала, куда, образно говоря, нужно нажимать, чтобы <вылетела птичка>. В общем,
я была полнейшим профаном, - рассказывает Алла.

Муж, взяв ее руки в свои, показал, где находятся кнопки, участвующие в таинстве
запечатления мгновений. Алла наводила фотоаппарат на все, что окружало ее,
- кружку на столе, вазу на шкафу:

- Ну, как, получилось? - бежала она к мужу.

- Ну, не совсем. Попробуй еще раз, - отвечал он.

И она пробовала - раз, второй, десятый, сотый:

Тогда же Алла поняла, что ей даже повезло - по крайней мере, по сравнению с людьми,
не видящими с самого рождения. Ее зрительная память, словно книга иллюстрации,
хранила картинки минувшей жизни, буквально забитой отчетливыми, цветными предметами.
Они находились и дома, и на улице, и Алла скоро отважилась выходить
из дома.

- Здесь рос куст, а здесь стояла лавочка: - вспоминала она и наводила в том направлении
свой объектив.

Муж по-прежнему был главным экспертом, советчиком и наставником. Обращаться за
советом к городским фотомастерам было бессмысленно, ибо даже и прояви они
желание помочь незрячему коллеге, их консультациями вряд ли можно было воспользоваться.

- Возможно, это и хорошо, что я сама, без какого-либо профессионального наставничества,
осваивала фотографию, набивала шишки - в прямом и переносном смысле
этого слова. Не будь этого упорного, длительного, тяжелого мастер-класса, который
я давала сама себе в течение последних семи лет, вряд ли бы из меня что-то
получилось, - считает Алла.

И все же коллеги постепенно начали узнавать об Алле Лижник. Несколько лет назад
в редакции одной из городских газет состоялась ее персональная выставка,
которая получила хорошую оценку в прессе. Ее помог организовать Владимир Рязанов.
А Николай Кошелев стал если и не учителем начинающего фотографа, то человеком,
готовым подкорректировать ее работы с помощью специальных программ, которыми
Алла, понятно, не умеет пользоваться, и, как говорит она сама, <спасти снимки,
которые мне дороги>.

К тому времени Алла уже научилась сама понимать, что можно спасти, а что без
сожаления следует отправить в корзину. Поняв, что фотография стала тем самым
спасательным кругом, который не дал жене погибнуть в пучине отчаяния, Константин
настоял на приобретении монитора. И Алла уже не бежала каждый раз к мужу,
чтобы спросить, не срезана ли голова у белки или вообще попал ли соседский кот
в кадр. Монитор, на который Алла <сливала> снимки, позволил ей самой отвечать
на эти вопросы, хотя это и было непросто. И все же фрагменты картинки - фрагменты,
которые позволяли увидеть крошечные остатки зрения, - можно было умудриться
представить единым целым. И самой понять, не выбежал ли соседский кот из кадра
за секунду перед тем, как она нажала на кнопку.

Упоминание о соседском коте не случайно. Цветы и животные - вот главные герои
ее снимков. Первые она находит благодаря зрительной памяти и запахам, вторых
- по звуку. Алла рассказывала, что порой приезжает на кошачьи выставки и просит
владельцев, чтобы их питомцы попозировали ей в домашних условиях. Одни
отказываются, другие соглашаются, уже только дома понимая, что их гостья - незрячая,
и хохоча вместе с ней, бегающей на <четырех лапах> за кошками.

Давно забывшая о минувшей депрессии и получающая неизъяснимое наслаждение от
самого творческого процесса, Алла Лижник говорит, что ее увлечение помогло
ей и адаптироваться в обществе, и окрепнуть духовно и физически, и расширить
круг общения, и ощутить себя личностью:

- Раньше я стеснялась спросить о чем-то прохожих, боясь, что они подумают: болтается
тут под ногами: Теперь же, <вооруженная> камерой, идущая на замечательное
дело, я свободно общаюсь с людьми. Да и на улицах, научившаяся быстро реагировать
на шелест птичьих крыльев или звук кошачьих шагов, стала ориентироваться
намного лучше, - говорит моя собеседница.

Опытом Аллы Лижник уже заинтересовались в центре реабилитации людей с ограниченными
возможностями, что в металлургической академии. И она, спасшая сама
себя с помощью фотографии, с радостью готова поделиться им.

Ольга Гречишкина

Источник:
gorod.dp.ua

http://www.dislife.ru/flow/theme/26688/

Ответить   Mon, 14 Oct 2013 14:06:38 +0400 (#2846789)