Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир без границ

[mgr] Во тьме одиночества. "Закрыв глаза на слепоту"

Во тьме одиночества

Закрыв глаза на слепоту

У каждого читателя свой путь знакомства с книгой. Даже если у неё
солидная биография и тысячи поклонников разных лет, <<своей>> для
человека она становится
тогда, когда он находит в ней отражение собственной души, личных
переживаний, решение моральных дилемм. Такой <<энциклопедией жизни>> для
меня стал роман
французского писателя Клода Клоца <<Слепая любовь>>, который он выпустил в
1975 году под псевдонимом Патрик Ковэн. В руки российских читателей
книга попала
в 1984 году и вряд ли спустя почти три десятилетия была бы удостоена
внимания современных библиоманов, если бы в своё время не получила столь
широкий резонанс.
Аудиозапись романа в исполнении Светланы Репиной была произведена спустя
4 годаЦентральным полиграфическим УПП Мосгорправления ВОС, сейчас это
ИПТК <<Логосвос>>.
Сегодня её можно скачать в открытом доступе практически с любого сайта,
распространяющего аудиокниги, что, в общем-то, я и сделала, ибо такое
неоднозначное
название сразу привлекло моё внимание и вызвало неподдельный интерес. А
вот текстовый вариант, по крайней мере, в электронном виде, мне
раздобыть так и
не удалось. Имя Патрика Ковэна я раньше не слышала, не читала других его
произведений, но, думаю, вышеупомянутый роман попал мне в руки не просто
так.
Неслучайной была и встреча его главных героев.

Что же такое <<слепая любовь>>?Нежелание видеть в любимом человеке
недостатки или возможность быть любимым, будучи невидимым? Попробуем
вместе с автором
найти ответы на эти, в общем-то, риторические вопросы...

Книга повествует о любви незрячей женщины Лоры Берьен и разведённого
учителя литературы Жака Бернье. Они знакомятся в кино, и сначала Жак
даже не замечает
слепоты этой очаровательной дамы -- настолько уверенно и раскованно она
ведёт себя. Но, даже узнав о её недуге, главный герой нисколько не
смущается и
лишь пытается разобраться в новых, необычных для него чувствах.

Ей -- 37, ему -- 45. Она -- слепая, он -- зрячий, но всё это не имеет
значения. Рядом с Лорой Жак чувствует себя на двадцать, не больше, и
признаётся, что
эта женщина решительно перевернула всю его жизнь. Буквально через
несколько дней после знакомства они вдвоём отправляются в путешествие по
Франции и Бельгии.
Три счастливых недели совместных летних каникул пролетают незаметно.

До встречи с Лорой мир незрячих был совершенно чужд Жаку. Теперь же, в
их окружении, он замечает, что ходят они вдоль одной стены и в одном
направлении,
очевидно, чтобы не натыкаться друг на друга. Пожимать им руки оказалось
для него трюком покруче двойного сальто-мортале, просьба начитать книгу
на кассету
отнюдь не вызвала в его душе восторга, а жизнь со слепой далека от его
представления о ней как о безмятежном покое с тихой музыкой и чтением
на ночь.
Но Лора не похожа на других. Она почти ни минуты не сидит на месте:
модно одевается, сама делает макияж, посещает клуб незрячих, как
угорелая носится
по своей квартире, купается в море, любит фильмы ужасов, с лёгкостью и
поразительной точностью описывает увиденные ранее картины, а в
Вашингтоне её уже
ждёт престижная должность.

Водя пальцем левой руки по лицу Жака, а в правой держа остро
заточенный карандаш, по наброшенным штрихам Лора рисует его портрет --
учёба в художественной
школе всё-таки не прошла даром! Да и за рулём автомобиля под чутким
руководством Жака она чувствует себя вполне уверенно, видимо, опыт даёт
о себе знать,
хотя её прошлую, зрячую, жизнь по молчаливому согласию обоих они никогда
не обсуждали.

<<Слепой -- это не просто человек, которому недостаёт зрения, это не
ущербный человек, а человек, отличающийся от других: по-иному думающий,
чувствующий,
любящий, ненавидящий, -- говорит ещё один герой романа, Максим,
влюблённый в Лору, и намеренно заключает: -- по-настоящему общаться
слепой может только со
слепым...>>. Надо признать, что в этих словах есть доля правды, ведь
общество привыкло видеть незрячих серьёзными или даже печальными, но
никак не смеющимися,
улыбающимися. Окружающим кажется, что человек с проблемами зрения
нуждается в их постоянной опеке, а когда инвалид становится
самостоятельным, они не
знают, чем себя занять, их жизнь рядом с ним будто теряет смысл. Однако
Максим не учёл одного: Лора и Жак полюбили друг друга, а это значит, что
всякие
границы между их, казалось, такими разными мирами стёрлись.

Героине романа не раз приходилось выслушивать упрёки и нравоучения от
прохожих и совершенно посторонних ей людей, поэтому она и перестала
носить чёрные
очки и брать в руки белую трость -- так немногие догадываются о её
слепоте. Да и как объяснить окружающим, каково это -- не видеть? <<Значит,
если ты не видишь,
ты видишь всё чёрным?>> -- спрашивает её маленькая незнакомая девочка. В
ответ Лора приводит отличный пример: ощупывая предмет, ладонь чувствует
его, но
не видит цвета, ни чёрного, ни какого-либо другого. Вот так и она, Лора,
ничего не видит... Ничего! Взрослые из любопытства наверняка задали бы ей
тот же
вопрос, но им не позволяет тактичность, а дети -- до невозможности
наивные существа...

Лора устала объяснять всем и каждому, что она слепая, хотя при
необходимости делает это без всякого стеснения. Есть, конечно, те, кто
не понимает или попросту
не хочет понимать этого. Встречаются и те, кто ошарашен её
прямолинейностью, но, в основном, люди относятся к ней вполне
толерантно. Дочь Жака, Антония,
уже взрослая девушка, отнюдь не была против их романа, но всегда
чувствовала неловкость за <<слепую любовь>> отца.

Мог ли Жак искренне полюбить Лору? А почему бы и нет? Любовь, вероятно,
и не была бы таким сильным, всеобъемлющим, всепрощающим чувством, если б
хоть на
секунду обрела зрение. Возможно, она и должна быть слепой, ведь глаза
зачастую не дают <<прозреть>> душе, не дают ей увидеть главного в
человеке, воспринимая
лишь внешнее, почти всегда обманчивое. Жак же заглянул во внутренний мир
Лоры и был поистине восхищён, пленён её несокрушимым мужеством в
сочетании с
природным женским обаянием, перед которым он не смог устоять. И,
полагаю, не только он: сильный характер Лоры вызывает неподдельное,
непоколебимое уважение
к этой женщине, наталкивает читателя на философские размышления о судьбе
и счастье. На мой взгляд, Лора -- яркий пример для подражания многим из
нас. Земной
свет для неё погас, но она не окончила свой путь, не замкнулась в себе,
а, напротив, смело пошла вперёд, гордо подняв голову, открыв душу людям,
а сердце
-- любви.

Нет человека, созданного для слепоты, но вот уже четыре года Лора
вынуждена пребывать во мраке и полагаться лишь на обоняние, осязание,
слух, а медицина
в этом случае, к сожалению, оказалась бессильной. Впрочем, Лора ведь
никогда и не производила впечатления ущербной, в чём-то обделённой
женщины: умная,
привлекательная, жизнерадостная, волевая, а обмануть её значительно
сложнее, чем любого зрячего... И никому, кроме неё самой, неизвестно, что
за всей этой
внешней благополучностью кроется непрерывная, нечеловеческая борьба с
темнотой, с самой собой, со своими страхами. И только тогда, когда Лора
даёт волю
нахлынувшим чувствам, Жак понимает, насколько она хрупка, уязвима,
окружена всевозможными опасностями, насколько нуждается в его защите.
Отныне он готов
всегда быть её опорой, лишь бы она этого тоже хотела...

Между Жаком и Лорой довольно много общего: привычки, пристрастия,
интересы, даже фамилии их созвучны -- Бернье и Берьен, а все различия,
кажется, не сталкивают
их лбами, а, напротив, являются гармоничным дополнением друг друга. Ни о
чём специально не договариваясь, влюблённые выработали определённый ритм
при ходьбе,
так что шли практически нога в ногу. При покупке одежды для Жака Лора
проявляет неподдельную материнскую заботу и лично удостоверяется, что
ему в ней будет
действительно комфортно, а Жак с удовольствием описывает ей окружающую
обстановку, цвета предметов. Конечно, сюжет романа несколько
идеализирован и похож
на красивую сказку, а намёк на будущее героев остаётся лишь расплывчатой
дымкой. Семейная жизнь, по словам психологов и многих опытных супругов,
всё-таки
сильно отличается от совместного отдыха, а ответственность за счастье
находится сразу в четырёх руках. И Жаку, и Лоре, скорее всего, придётся
запастись
терпением и немало потрудиться, чтобы сохранить свой союз, ведь, как
показывает практика, любви тоже нужен верный спутник -- взаимопонимание.

После провала своего первого модернистского романа <<Учения>> (1968 г.)
Клод Клоц пишет детективные, приключенческие, фантастические и любовные
произведения,
однако лишь <<Слепая любовь>> принесла писателю громкую славу. Авторское
чувство юмора, которым пропитана каждая строчка, придаёт повествованию
живость и
лёгкость, а ироничная самокритика героев вносит в него элемент
неожиданности и тонкие нотки пикантности. Сочные фразы и образы Патрика
Ковэна провоцируют
читателя <<выпить>> роман, как стакан свежего апельсинового сока.
Приятного вам читательского аппетита!

Анастасия Павлюченкова,

Тверь

Источник:
http://www.vos.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2632:mat-journal-our-life-2013-12-04&catid=291:cat-journal-our-life-2013-12&Itemid=184

Ответить   Tue, 17 Dec 2013 22:42:48 +0400 (#2895896)