[mgr] <<Руками трогать>>. Репортаж об израильском театре слепоглухонемых
<<Руками трогать>>. Репортаж об израильском театре слепоглухонемых
В порту Яффо с 2007-го года действует центр "На Лягаат" ("Руками
трогать"). В центре работает театр "На Лягаат" - единственный в мире
театр с труппой из
слепоглухонемых актеров, а также кафе "Капиш" с глухим обслуживающим
персоналом и ресторан BlackOut со слепыми официантами, где посетители
едят в кромешной
темноте. На сегодняшний день в центре работают свыше 70-ти человек,
подавляющее большинство из которых - глухие, слепые или слепоглухонемые
люди.
В труппе театра 11 актеров - почти все они слепоглухонемые, большинство
в результате генетической болезни под названием синдром Ушера, при
которой ребенок
рождается глухим, а с годами постепенно теряет и зрение. Такие люди
могут общаться только один на один, тактильным языком жестов. Когда же
они находятся
в группе, то общение без переводчиков становится невозможным. Однако уже
шесть лет эта труппа играет спектакли, которые собирают полные залы не
только
в Израиле, но и на гастролях за рубежом.
Пять из 11 членов труппы - выходцы из бывшего СССР. С актерами вплотную
работают переводчики - некоторые из них профессионалы, другие попали в
театр в рамках
добровольной службы в армии.
Основательница центра "На Лягаат", актриса и режиссер Адина Таль,
рассказывает: "Люди ходят на наши спектакли ради искусства, а не ради
того, чтобы почувствовать
себя лучше и добрее. Поначалу немногочисленные зрители считали, что
делают нам большое одолжение, покупая билеты на спектакль. Многие
спрашивали меня,
не будет ли трата на билет учтена при оплате налогов. А потом даже
злились, осознавая во время спектакля, что оказываются не дарителями, а
получателями
дара от слепых и глухих людей".
Адина Таль сама была удивлена, оказавшись вовлеченной работой с глухими
и слепыми. Она говорит, что ее интересовал только театр, а не социальная
работа
и не помощь инвалидам. В конце 90-х ее попросили провести занятия в
клубе для слепоглухонемых людей. "Я долго отказывалась, но потом поняла,
что уже сделала
карьеру и вырастила детей. Мне стало скучно... И я решила поработать с
инвалидами", - рассказывает Таль.
"Я пришла в клуб. Мне дали стаканчик с кофе. Я поставила его на пол, на
него тут же кто-то наступил. А еще говорят, что слепые идеально
ориентируются в
пространстве. Мы сели в круг, взялись за руки, пытались стучать ногами и
как-то объясняться, но я совершенно не понимала, что делаю. После трех
месяцев
этих мучений один из членов группы, Юрий Ошоров, сказал, что хочет
участвовать в постановке Горького. Я сказала: "Вы не слышите, не видите
и не разговариваете.
Как вы будете играть на сцене Горького? "Это ваша проблема. Вы
режиссер", - ответил Юрий".
За Горького Адина не взялась, но написала пьесу под названием "Свет
слышен зигзагом" - спектакль о людях, которые не видят и не слышат, но
который может
тронуть любого человека, потому что, по словам Адины, "в каждом из нас
есть какое-то несовершенство, и эти люди помогают нам острее его
почувствовать и
понять".
"Горького, Шекспира и Чехова могут играть другие, и играть лучше. А мы
должны делать то, чего не может больше никто. Каждый наш актер уникален
хотя бы потому,
что у него нет возможности имитировать других и пытаться быть на кого-то
похожим", - говорит она.
Неожиданный успех постановки привел к тому, что у "На Лягаат" появился в
Яффо свой дом, и Адина Таль приступила к репетициям второй постановки
театра -
спектакля "Не хлебом единым".
Пока зрители входят в зал и рассаживаются по местам, актеры уже
замешивают на сцене тесто. Это не метафора. Во время спектакля на сцене
пекут очень вкусный
хлеб, аромат которого под конец спектакля перебивает все запахи в зале,
и зрители поневоле настраиваются на волну актеров, у которых особо
развито чувство
обоняния. А в конце спектакля зрителей приглашают на сцену попробовать
хлеб и пообщаться с труппой - при помощи переводчиков или просто пожав
актерам руки.
Спектакль "Не хлебом единым" длится ровно столько, сколько печется хлеб.
Актеры рассказывают зрителям свою историю, делятся своими мечтами и
переживаниями.
И оказывается, что их мечты и стремления немногим отличаются от желаний
разношерстного зала.
Среди публики обычно много подростков. Десятиклассники из хайфской школы
"Ирони Гимель" Йони, Дана, Каролина, Диана, Амит и их товарищи приехали
на спектакль
по рекомендации своей классной руководительницы. Подкрепившись на сцене
хлебом, школьники выходят из зала в восторге. "Они слепоглухонемые! И
они все могут!"
- кричат они в ответ на вопрос о том, понравился ли им спектакль.
Один из актеров труппы, слепой и глухой Юрий Твардовский, приехавший в
Израиль 15 лет назад из Украины и живущий с пожилой мамой в Тель-Авиве,
с помощью
переводчика объясняет: "Моя мечта - еще очень много лет играть на сцене.
И в этом спектакле, и в новых. Это моя жизнь. Я не просто живу
полноценной жизнью,
я помогаю жить другим".
На вопрос о том, как выглядят отношения внутри труппы, Адина Таль
рассказывает: "Как ни странно, это обычная театральная труппа, в которой
не обходится
без интриг, романов и звездных болезней".
За шесть лет существования театра его посетили около 800 тысяч человек.
Театр много гастролирует. Труппа уже была со спектаклями в США, Канаде,
Швейцарии, Великобритании и Южной Корее, а в феврале спектакль "Не
хлебом единым"
будет открывать фестиваль Perth - крупнейший театральный фестиваль
Австралии. И это единственный спектакль, который рекламируется на сайте
фестиваля под
шапкой Selling Fast ("билеты быстро распродаются").
"Несмотря на такой творческий успех, нам приходится постоянно бороться
за существование. 55% от бюджета театра - доходы от продажи билетов,
ресторана и
кафе. Еще около 15% театр получает от государства, а остальное
руководство театра собирает по различным фондам. Генеральный консул
Израиля в США Идо Аарони,
побывав на спектакле, сказал, что нет лучшей разъяснительной работы в
пользу Израиля, чем наш театр. "На Лягаат" не попадает под определение
общественного
театра, поскольку платит актерам зарплату. Но и не попадает под
определение репертуарного театра, поскольку не выпускает 4 спектакля в
год (в "На Лягаат"
только на одну постановку уходит 4 года)", - объясняет Адина.
Недавно в театре появилась еще одна труппа, состоящая из евреев и
арабов. Адина Таль репетирует с ними пьесу под названием "Есть здесь
кто-нибудь?!"
"Моя мечта - открыть филиал театра в Рамалле. К сожалению, это будет
непросто, поскольку палестинские власти пока не хотят сотрудничать с
израильтянами",
- признается Адина.
На сайте центра "На Лягаат" написано: "Визит в наш центр заставит вас
чувствовать, думать и жить иначе..."
Алла Гаврилова
Источник:
NEWSru.co.il
http://dislife.ru/articles/view/28665#cut